работа с семьей как условие формирования национальной картины мира младшего школьника.. Автор: Голыгина Любовь Александровна, Романенко Валентина Алексеевна, Ломакина Марина Викторовна. Работа №129402
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
п. Воротынск Бабынинского района Калужской области.
Тема сообщения: работа с семьей как условие формирования национальной картины мира младшего школьника.
Авторы: кандидат психологических наук, доцент,
педагог-психолог Романенко Валентина Алексеевна,
учитель технологии высшей категории
Ломакина Марина Викторовна,
педагог-психолог Голыгина Любовь Александровна.
Национальная картина мира – это важнейший, определяющий элемент структуры самосознания, системы ценностей, мировоззрения личности. Данное понятие тесно связано с такими понятиями, как коллективная, национальная, историческая память. Историческая память – это возврат прошлого в нашу современность, это попытка понять, «кто мы такие и на что смеем надеяться» [1; 28], она обеспечивает ориентацию в настоящем ради будущего. Д.С. Лихачев писал: «Воспитывает человека не только семья, школа, коллектив. Незаметно для каждого из нас учителями становится прошлое, история» [2; 3].
Несомненно, для россиян важнейшими учителями являются события ВОв, отраженные в архивных документах, художественной литературе, искусстве, свидетельствах очевидцев. Однако, восприятие, осмысление этих событий современными школьниками сопряжено с определенными сложностями. Во-первых, отношение к событиям, связанным с ВОв, в самом нашем обществе не всегда было одинаковым: первые десятилетия после ее окончания мы отдавали дань героизму, умалчивая обо всех трудностях военных лет. С начала 90-х гг ХХ в. проявилась другая тенденция: перечеркивание героического прошлого и поиск, выпячивание просчетов и ошибок как на полях сражений, так и в работе тыла [2]. И сегодня школьники живут в информационном пространстве, наводненном попытками переписать, исказить историю Второй мировой войны. Во-вторых, все меньше остается очевидцев той эпохи, которые могли бы подрастающему поколению напрямую, непосредственно поведать о том, как это все было на самом деле. В-третьих, родители современных школьников – это дети эпохи идеологического хаоса, когда подвиг А. Матросова, З. Космодемьянской и др. героев ВОв перестал быть ориентиром в личностном становлении. А это значит, что усилия школы по формированию национальной картины мира у школьников не будут иметь успеха без вовлечения всей семьи, восстановление в ней традиционных межпоколенных связей, откровенного семейного разговора о том, как было тогда и на фронте, и далеко в тылу, через что и во имя чего они страдали и победили.
Все это мы попытались учесть в деятельности РИП по теме «Развитие педагогической компетентности родителей младших школьников в условиях реализации социального проекта». Под компетенциями имеются в виду умения, необходимые для создания детско-родительских отношений, способствующих формированию УУД младших школьников. Общей целью социального проекта является развитие школы. Конкретные проектные задания объединены в два направления: реконструкция школьной территории, пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого музея. Одно из проектных заданий называется Книга памяти «Мы помним» и непосредственно касается 75-летия Победы нашей страны в ВОв. Оно состоит из двух заданий. Задание № 1 – Анкета «Мы помним». В ней нужно отразить все, что помнят в семье о ее членах-свидетелях ВОв. Задание № 2 предлагало на выбор: а) аудио рассказ о ком-либо из родственников или знакомых - свидетелях ВОв либо аудио рассказ свидетеля войны; б) предметы-свидетели ВОв с рассказом о том, кому они принадлежали, как сложилась их судьба; в) рассказ о ВОв (со слов родственников или из непосредственной беседы учащегося со свидетелем ВОв).
Проектные задания выполняются в три этапа. На первом (подготовительном) учитель работает с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности; педагог-психолог работает с родителями учащихся, чтобы помочь в организации совместной с ребенком деятельности. Второй (основной) этап – домашняя работа над проектом. Третий этап – подведение итогов на классном часе, школьной конференции.
На третьем (заключительном) этапе подводятся итоги в классе.
Подготовительный этап во 2 «А» классе (учитель Евтодиева С.З.) включал в себя посещение школьного музея, знакомство с экспозициями, посвященными истории ВОв, а также знакомство на уроке по литературному чтению с главами повести А. Лиханова «Мамочкин сынок» [3]. Выбор данного произведения обусловлен следующими причинами:
главному герою повести, от имени которого ведется повествование, на начало войны всего 6 лет, его восприятие мира, его переживания понятны и близки сегодняшнему младшему школьнику;
произведение написано не с позиции жертвы, озлобившейся и ищущей отмщения
, а, выражаясь словами самого автора, «как добрая память о живших, страдавших, ушедших.
О том, как все было
… К
ак моя мамочка вырастила, охранила и спасла меня»
[
3
; 48
]
. Оно подает пример взаимной поддержки, жертвенной любви, что особенно важно в формировании позитивной национальной картины мира в эпоху
потребительства
, инфантилизма и эгоцентризма;
произведение задает определенный конте
кст пр
и выполнении задания № 2. Сегодня мы переживаем конец «эпохи очевидцев»
[
1
]
. Те, кто еще с нами, чаще всего
-
дети войны. Они еще могут поведать о том, как все было, поспособствовать приобретению живых впечатлений. Это важно еще и потому, что судьбы этих людей (детей войны) до сих пор мало попадались в поле зрения исследователей
[
2
]
.
Второй и третий этап проекта показал, что обращение к истории ВОв, в контексте истории своей семьи вызвал неподдельный интерес. Во многих семьях и сегодняшние школьники, и их родители впервые откровенно говорили со своими родственниками, пережившими войну; о том, что они переживали и на фронте, и в тылу, и будучи взрослыми, и совсем маленькими детьми. Такой разговор в семье, несомненно, играет важную роль в становлении национальной картины мира школьника.
Список литературы
Ассман
А. Новое недовольство мемориальной культурой
. – М: Новое литературное обозрение. 2016 – 232с.
Война глазами детей. Свидетельства очевидцев. – М: Вече, 2018 – 384с.
Лиханов
А. Мамочкин сынок. Повесть из романа «Русские мальчики» // Наш современник 2018 № 2, с.6-51.