МБОУ СОШ №5 им. О.В. Гудкова. Автор: МБОУ СОШ №5 им. О.В. Гудкова ☼☼. Работа №129419
Требования к оформлению исследовательских работ
представляемых на конкурс ТКД «Отечество»
Методическое пособие
Требования к оформлению исследовательских работ.
Методическое пособие по краеведению.
г. Георгиевск, 2019 г. 43 с.
Методическое пособие является практическим руководством по подготовке и оформлению научно – исследовательских работ обучающихся в области краеведения. Предназначено для участников туристско – краеведческого движения «Отечество».
Автор – составитель: К.В. Вартанов, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5 им. О.В. Гудкова
г. Георгиевска, магистр социально - экономического образования
Рецензент: Н.В. Короткевич, старший методист отдела краеведения и туризма ГБУ ДОД КЦЭТК.
Оглавление
Всероссийское туристско-краеведческое
движение «Отечество»……………………….…4
Программы туристско-краеведческого
движение «Отечество»……………………….…7
Памятка краеведу-исследователю……………28
Требования к оформлению
исследовательской работы………..…….…....30
Пример оформления титульного
листа исследовательской работы…………….33
Атрибуция памятника материальной
культуры………………………………………35
Что должен знать и уметь
краевед-фотограф………………………….…38
Всероссийское туристско – краеведческое движение «Отечество»
Цели и задачи движения:
- совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения;
- воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
- приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
- сохранение исторической памяти;
- совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.
Организация движения «Отечество» базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и использовании средств туризма и краеведения в деятельности детских коллективов.
Организационные и методические принципы туристско – краеведческой деятельности участников движения определяются его примерной программой. Программа намечает основные направления и ориентиры краеведческого поиска.
Организационно – методическим центром
туристско–краеведческого движения обучающихся «Отечество» в г. Георгиевске является МУ ДО Центр туризма, экологии и краеведения.
Формы работы
- организация походов, путешествий и экспедиций, направленных на реализацию конкретных программ;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населённых пунктов и отдельных памятников;
- подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, путеводителей, книг Памяти;
- формирование музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев;
- участие в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлению природных и исторических памятников;
- выявление останков павших воинов и гражданского населения, безымянных захоронений, установление имён погибших, розыск их родственников, установление памятных знаков, надгробий, уход за ними;
- издание методической, учебной литературы, сборников из опыта работы, публикаций, исследований участников программы;
- проведение конференций, олимпиад по школьному краеведению, соревнований, смотров и конкурсов;
- пропаганда краеведческих знаний путём организации выставок, праздников, тематических дней и др.
Делегация Ставропольского края на финале ТКД «Отечество» г. Москва 2018 год.
Программы туристско – краеведческого движения «Отечество»
Родословие
Летопись родного края
Земляки
Исчезнувшие памятники России
История образования
Археология
Природное наследие
Экология
Юные геологи
Культурное наследие
11. Литературное краеведение
12. Этнография
13. Военная история России
14. Великая Отечественная война
15. Дети и война
16. Поиск
17. История детского движения
18. К туристскому мастерству
19. Школьные музеи
20. Исторический некрополь России
Родословие
Задачи
Изучение родственных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода.
Содержание
Родословие, или по – научному «генеалогия», изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий; научиться приёмам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек, создать историю своей семьи, своей родословной.
В каждом историческом событии принимают участие люди – персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.
Летопись родного края
Задачи
Изучение истории и природы родного края с древнейших времён до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.
Содержание
История каждого края по – своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы является выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами.
В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба: изучение отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природных явлений или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использоваться приёмы и методы широкого круга научных дисциплин. Особым направлением в реализации программы может стать систематическая работа по фиксированию событий современности.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события или явления «по горячим следам», то позже их изучение и научная реконструкция потребует много сил или средств. Поэтому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной задачей участников программы. Фото – кинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьных музеев, архивов, библиотек краеведческими материалами – все это является важным средством документирования истории родного края.
Исчезнувшие памятники России
Задачи
Выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры, а так же объектах природы.
Содержание
Самобытна культура России. Её многовековая история отразилась во множестве не дошедших до наших дней памятников истории и культуры. Россия потеряла огромное количество памятников архитектуры, градостроительства, науки и техники, изобразительного искусства, народного творчества, документальных памятников, объектов природы. Среди них - целые города, деревни и сёла, театры и музеи, архивы и библиотеки, монастыри и часовни, церкви и скиты, усадьбы и парки, уникальные лесные массивы и земельные угодья, произведения живописи, иконографии и скульптуры, а также традиционные обряды, игры и т.д. Однако, не все памятники исчезли бесследно. От одних - остались планы, чертежи, рисунки, карты, фотографии, копии, от других сохранились фрагменты, третьи живут в описаниях, легендах, воспоминаниях.
Выявление и собирание источников об утраченных памятниках природы, истории и культуры края позволит более детально изучить региональную историю, поможет восстановлению, реконструкции и реставрации памятников истории и культуры.
Земляки
Задачи
Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.
Содержание
Родной край, малая родина так или иначе живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, посёлка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня родной дом, улица, какое–то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях, другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте, третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса былых друзей и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания. Школьникам-краеведам предлагается поддерживать связь с такими людьми, с объединениями типа «землячеств», выполнять их отдельные просьбы, получать от них информацию о памятных им событиях. Это способствовало бы расширению знаний о своем крае
Другое направление данной темы – рассказ о проживающих в нашей местности или живших здесь, в своё время людях, прославивших свою землю: известных личностях, героях, или же наоборот, о скромных тружениках малой родины.
Археология
Задачи
Изучение исторического прошлого края по вещественным источникам.
Содержание
Места обнаружения этих источников являются археологическими памятниками. Совокупность приёмов их изучения на месте – это полевая археология. Изучение непосредственных останков человеческой деятельности в древности даёт возможность реконструировать не только их экономическую историю и духовную культуру, но и в целом процесс исторического развития.
Научный подход к работе в археологических разведках, экспедициях, развивает у школьников аккуратность, систематичность, точность, так как это вызвано необходимостью фиксации находок, нанесения их на план, ведение полевого дневника и т.п. Занятия археологией вырабатывают у школьников трудолюбие, приучают к работе с музейными предметами, способствуют развитию аналитического мышления, дают дополнительные знания по истории и культуре народов России.
Природное наследие
Задачи
Изучение и охрана природного наследия.
Содержание
Под природным наследием следует понимать всю совокупность природы родного края – растительный и животный мир, полезные ископаемые, реки и т. п., как сохранившуюся в естественном виде, так и изменённую в процессе деятельности человека, со всеми экономическими, экологическими, социально–культурными проблемами. Природное наследие часто взаимосвязано с культурным наследием. Поэтому почти всегда изучение памятников природы вызывает необходимость изучения явлений культуры, связанных с исследуемым памятником. Полноценное изучение памятника истории и культуры невозможно без изучения истории и состояния окружающей среды. Нередко, чтобы понять причины изменений в природе, необходимо выяснить, какие исторические процессы и явления способствовали этому. Природа каждого края по–своему неповторима. Юные краеведы имеют возможность широкого направления выбора тематики, форм и методов исследований в области географии, биологии, геологии, сельского хозяйства и промышленности, народных промыслов и народной медицины, климатологии и гидрологии, топонимики и топографии и т.д. Важно, чтобы результаты исследований имели конкретное общественно–полезное значение, могли быть использованы в промышленности, сельском хозяйстве, культурной жизни родного края.
Экология
Задачи
Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по её охране и воспроизведению.
Содержание
Смысл экологической культуры – уважение к законам родной природы, умение соотносить с ними своё поведение и хозяйственную деятельность. Юные краеведы–экологи изучают биологию и ареалы распространения животных и растений, их изменение; проводят исследовательскую работу в области экологии по заданиям научных учреждений, местных администраций; выявляют различные экологические нарушения, участвуют в их ликвидации. Юные исследователи создают и описывают экологические тропы и экологические маршруты, постоянно действующие экологические посты; составляются экологические карты и картосхемы на отдельные регионы, города, посёлки, и другие объекты с целью отражения конкретного экологического состояния и результатов экологического мониторинга; проводят работы по благоустройству мест массовых посещений, туристских биваков, родников; организуют экскурсии; выявляют положительные и отрицательные факты воздействия человека на природу в ходе изучения литературных, архивных и других источников, путём изучения народных традиций взаимоотношения человека и природы. В круге интересов всех экологов – проблемы выживания и жизнедеятельности человека в современных условиях, использование различных систем естественного оздоровления, пропаганда здорового образа жизни, выявление экологически благоприятных и опасных мест для человека.
Юные геологи
(юношеское геологическое движение)
Задачи
Развитие исследовательской деятельности обучающихся в области геологии.
Содержание
Рождённое содружеством педагогов и геологов юношеское геологическое движение накопило уникальный опыт воспитания геологией. На его счету открытые геологами тысячи проявлений и месторождений полезных ископаемых, новых минералов. Геология построена на исследовательских методах. Кто приобщается к геологии, тот становится естествоиспытателем. Многолетний опыт работы с юными геологами показывает, что у значительной части детей возникает желание более глубокого осмысления происходивших на Земле геологических процессов и более основательных знаний по таким составляющим геологической науки, как минералогия, география, палеонтология. Связанное с этим коллекционирование минералов и ископаемой флоры и фауны уже является начальным этапом научных исследований.
Юные исследователи изучают геологию родного края; участвуют в экспедициях научных организаций, формируют коллекции школьных музеев, выступают с сообщениями о результатах своей работы на конференциях и слетах юных геологов.
Культурное наследие
Задачи
Изучение культурного наследия и творчества родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.
Содержание
Термин «культурное наследие» необходимо понимать достаточно широко. Он включает в себя литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, традиции игры, архитектуру, образование и медицину, библиотечное дело, книгоиздательство и средства массовой информации, театр, кино, художественную самодеятельность, физкультуру и спорт, деятельность общественных и религиозных организаций, творческих групп, кружков, клубов, обществ и т.п. В рамках этой программы её участники могут изучать культуру родного края как в широком диапазоне её истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, конфессиональное краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов. Очень важно, если при изучении того или иного явления культуры юные краеведы овладевают его элементами, смогут исполнять произведения фольклора, выявленные литературные, музыкальные и иные произведения, изготавливать предметы декоративно – прикладного искусства, проводить творческие вечера, публиковать очерки, готовить тематические краеведческие словари, летописи.
Литературное краеведение
Задачи
Изучение литературного наследия родного края, развитие литературного творчества обучающихся.
Содержание
Литература – один из важнейших элементов культуры. Российские писатели внесли исключительный вклад в становление самосознания народа, показали его самобытность, отразили в своем творчестве самые разнообразные социально – экономические явления, культурные и национальные традиции. Литературное краеведение тесно связано с литературоведением, значительно дополняя его. Задача литературно-краеведческих исследований состоит в изучении жизни и творчества писателя, его взглядов, связи его творчества и литературных героев с конкретным историческим местом, реальными лицами. В процессе исследовательской деятельности юные краеведы совершают экскурсии, путешествия и экспедиции по местам жизни и творчества писателя или его литературных героев, приобщаются к различным источникам (биографическим и творческим материалам, документам, публикациям, воспоминаниям, преданиям и т.п.). Особое внимание может быть уделено современному литературному процессу, происходящему в крае.
Занятия литературным краеведением содействуют процессу познания в области литературы, культуры, способствуют духовному росту и творческим начинаниям детей.
Этнография
Задачи
Изучение материальной и духовной культуры народа, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов.
Содержание
Материальная культура включает в себя жилище со всеми материальными постройками, одежду с комплексом украшений, пищу, утварь, орудия труда и средства передвижения.
Духовная культура – это обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологические представления, поверья и приметы, народный календарь и традиционные знания (народная медицина), художественная культура (народная музыка и хореография, традиционное изобразительное и устно–поэтическое творчество), а также игры (в том числе детские и спортивные).
Основным методом этнографического изучения культуры и быта народов является наблюдение. Этнографы выезжают в экспедиции и собирают полевые материалы: записи наблюдений и бесед с населением, чертежи и фотографии, фиксирующие предметы материальной культуры (фотографии свадебных церемоний, похоронного обряда, народных игр и т.д.). Собираются также предметы материальной культуры. Все найденные материалы фиксируются в полевых документах. Этнографы также изучают коллекции государственных и иных музеев, литературные источники о культуре и быте изучаемого ими народа, т.е. исследуются все этнографические материалы, которые были собраны их предшественниками. Обращаются этнографы и к материалам, собранным и в смежных областях – фольклористике, истории, археологии, литературоведении, географии и демографии.
Военная история страны
Задачи
Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков.
Содержание
Исторически сложилось так, что прошлое нашей Родины неразрывно связано с военным делом. Начиная с самого раннего исторического периода, Россия непрерывно была вынуждена вести борьбу с внешним врагом. Целые поколения историков занимались изучением героического прошлого нашей Родины. Многие исторические события и имена выдающихся полководцев вошли в историю и стали известны в нашей стране и за рубежом. Но зачастую современники и понятия не имеют о тех событиях, которые происходили в их местности или о подвигах, которые совершили их земляки. Для исследования можно выбрать любую тему, начиная с военной истории далекого прошлого и кончая современными вооруженными конфликтами.
Великая Отечественная война
Задачи
Изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами.
Содержание
История Великой Отечественной войны, изучение которой началось еще в ходе боевых действий, продолжает занимать внимание не только специалистов, но и широкой общественности. Однако ещё и сегодня она изучена далеко не полно. История войны – это не только история непосредственно боевых действий, это политическая и экономическая история промышленности, сельского хозяйства, культуры нашей Родины в этот период. Тематика Великой Отечественной войны является традиционной в школьном краеведении. Юные краеведы выявляют и собирают документы, вещественные и изобразительные памятники, отражающие историю войны (письма, фотографии, рисунки, схемы, личные вещи, записи воспоминаний участников войны); устанавливают имена погибших солдат и офицеров, считавшихся пропавшими без вести; помогают ветеранам получить не вручённые им ранее награды; организовывают встречи однополчан и делают их регулярными; устанавливают тысячи обелисков и других памятных знаков, создают военно – исторические музеи в разных уголках страны.
Дети и война
Задачи
Дать представление о Великой Отечественной войне и современных военных конфликтах в восприятии детей – участников и очевидцев событий.
Содержание
В архивных и других источниках сохранилось недостаточно материалов, отражающих эту тему. Поэтому для более полного освещения и понимания военного времени краеведы обращаются непосредственно к людям, хранителям памяти о суровых днях войны. Возможно, у некоторых из них сохранились исторические документы: фотографии, письма, почётные грамоты и т.д. Основным же источником для работы могут служить рассказы и воспоминания людей, чьё детство пришлось на годы войны. Как сложилась судьба детей–участников боевых действий после войны? Кто из них продолжил и далее службу в вооружённых силах? Как сложилась судьба детей, находившихся в фашистском плену и оккупации? Следует выяснить, какие характерные черты военного времени сохранились в памяти этих людей, какие личные качества сформировались у них в детстве, как это помогло в дальнейшей жизни.
Поиск
Задачи
Изучение исторических событий времён Великой Отечественной войны, выявление мест забытых и неучтённых захоронений погибших воинов, установление их имён и судеб.
Содержание
На территории нашей страны во многих местах боёв остались незахороненные останки погибших воинов. Вместе с поисковыми отрядами взрослых отряды учреждений образования участвуют в проведении работ по увековечению памяти павших защитников Отечества и жертв войны, установлению их имён и судеб, поиску родственников погибших. Они ухаживают за воинскими захоронениями, своими силами ведут строительство памятных знаков и обелисков на солдатских могилах; организуют поисковую работу по письмам–запросам о судьбах пропавших без вести, ведут исследовательскую работу в военных архивах и музеях, оказывают помощь редколлегиям Книг Памяти. Поисковики активно работают в созданных ими музеях, посвящённых боевым и трудовым подвигам и судьбам своих земляков, восстанавливают «белые пятна» истории, сотрудничают с ветеранскими организациями, сотрудничают с военно-историческими музеями, со средствами массовой информации, ведут работу среди населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества, составляют летопись поискового движения России.
История детского движения
Задачи
Изучение, сохранение и популяризация истории детского движения и опыта работы детских организаций и объединений страны.
Содержание
Организованное детское движение в России существует с начала 20-го века. Возникали разные детские организации и объединения: скауты, пионеры, клубы юных моряков, интернациональной дружбы, голубые и зелёные патрули и др. Практически все детские организации и объединения были нацелены на воспитание патриотизма, развитие и укрепление нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Во главе детских объединений стояли взрослые: вожатые, наставники, педагоги, методисты, которые отдавали свой талант, знания, силы детям. Очень важно сохранить для последующих поколений историю, методику и практику деятельности детских коллективов, рассказать о детях и взрослых – участниках исторических событий.
К туристскому мастерству
Задачи
Развитие массовых видов туризма: пешеходного, водного, лыжного, горного, велосипедного. Совершенствование мастерства юных туристов. Привлечение к активным занятиям туризмом учащихся всех возрастов.
Содержание
Туристское путешествие или поход является универсальным средством в системе воспитания подрастающего поколения. Активные занятия туризмом расширяют кругозор, прививают жизненно необходимые навыки, способствуют физическому и духовному развитию. Программа предусматривает постепенный рост туристского мастерства школьников.
Юные туристы совершают учебные и тренировочные походы по родному краю, приобретают необходимые навыки, выполняют норматив на значки «Юный турист России», и «Турист России». В начальный период обучения учащиеся приобщаются к коллективному труду, приобретают умение самостоятельно решать вопросы самообслуживания, оказания доврачебной помощи, организации туристского быта.
В дальнейшем направление деятельности направлено на повышение уровня туристского мастерства, выполнение разрядов по спортивным походам и туристскому многоборью. Здесь используются самые различные приёмы и методы подготовки.
Школьные музеи
Задачи
Совершенствование деятельности школьных музеев, повышение их роли в образовании и воспитании детей.
Содержание
Школьные музеи создаются в процессе краеведческой деятельности коллективов педагогов и учащихся в образовательных учреждениях. Такой музей может рассматриваться как самостоятельная форма организации туристско-краеведческой деятельности как в учреждениях образования, так и в структуре иных творческих объединений.
Исторический некрополь России
Задачи
Выявление, учёт, описание и охрана исторических некрополей России.
Содержание
Некрополи как никакие другие памятники сочетают в себе понятия материальности, духовности и мемориальности. Некрополь – это не только место захоронения людей, но и форма сохранения памяти о них. Бережное отношение к кладбищам, братским могилам и отдельным захоронениям было в России одной из исконных традиций.
Памятка краеведу – исследователю.
- При выборе темы и формулировки не увлекайтесь глобализмом. Ваше дело – небольшое самостоятельное исследование на конкретном материале, желательно, вами же собранном. Название должно отражать содержание. Если необходима поэтическая строка или цитата в названии, то при ней следует дать расшифровку в подзаголовке.
- Необходимо структурировать работу, текст должен быть разбит на части. Иногда графически выделяют опорные слова и понятия. Следует сформулировать цели и задачи, сделать обзор источников и литературы, представить ход исследования, выводы, провести заключение.
- Научитесь различать источники и библиографию и представлять два списка (или разделять их в одном). Необходимо полностью указывать выходные данные для книг и архивные данные для документов (название архива, музея, библиотеки, указание номера фонда, описи, дела, листов).
- Применяйте по тексту научно – справочный аппарат – отсылки в примечаниях к литературе и источникам, в том числе сетевым, с указанием выходных данных, страниц, архива, описи, листов, сетевого адреса.
- Если вы изучали документы, и цитируете их, то их анализ, сравнение, сопоставление, комментарий, можно показать и в приложении. Не забывайте цитаты помещать в кавычки, не делайте их очень большими и сошлитесь на автора.
- В приложении также можно представить материалы анкетирования (вопросник, анкеты, результаты) или топонимический материал (карточки, таблицы, словарь).
- Научное сопровождение Приложения: список материалов и аннотации к ним. Для фотографии – кто (что) изображён, место съёмки, событие, дата, автор. Для документа – полное его название, если в архиве: место хранения, фонд, опись, лист. Для книги – выходные данные, для документа: кем предоставлен.
- Обязательно тщательно выверяйте текст работы, сняв с компьютера на черновик. Особенно внимательно проверяйте правильность написания фамилий и дат. В формулировках текста избегайте местоимения «Я». Это не принято в науке. Будьте строги в оценке своего вклада в науку.
- При оформлении титульного листа работы не забудьте привести не только свои фамилию и имя, но и полностью назовите имя, отчество, фамилию и должность научного руководителя. А также класс, школу, территорию, домашний адрес.
Требования к оформлению исследовательской работы
В исследовательской краеведческой работе, представляемой на конкурсы ТКД «Отечество» соблюдаются определённые правила её оформления.
Компьютерный текст работы имеет шрифт Times New Roman, кегль 14, набранный через одинарный интервал с выделением абзацев 1,25. Все поля по 2 см. В основной текст работы, который (в идеале, но далеко не всегда) составляет до 10 страниц, не входят: иллюстративный и иной вспомогательный материал (это – приложения к работе) и список источников. Объём приложений желателен до 15 страниц.
На титульном листе должно быть указано (сверху вниз):
- В правом верхнем углу: «Отечество – 20..», например, «Отечество – 2020»
Далее по центру:
- Наименование программы движения «Отечество». То есть «номинация», то слово из двадцати направлений, которому соответствует представляемая работа.
- Тема работы.
Далее, с выравниванием по правому краю:
- Фамилия, имя, отчество автора (полностью), место учёбы, класс, название объединения (только если работа представляется не от школы, а от учреждения доп. образования), индекс и домашний адрес.
- Фамилия, имя, отчество руководителя (полностью), его должность, место работы, телефон.
Сама исследовательская работа должна содержать:
- Оглавление, перечисляющее нижеуказанные разделы.
- Введение. В котором формулируется проблематика работы, её цель и задачи (цель всегда одна, задач – несколько, то есть, задачи это те действия, которые нужно сделать для достижения поставленной цели), провести обзор литературных и иных источников по проблеме исследования, изученных при написании данной работы, сформулировать актуальность, критерии новизны, практической или теоретической значимости исследования. Указывается временной отрезок написания работы.
- Методы исследования: перечисляются методы сбора, первичной и статистической обработки материала.
- Результаты исследования: основная часть работы, в идеале – разделённая на главы.
- Выводы: краткие ответы на вопросы, поставленные в исследовании. Раздел «Выводы» может быть в работах не всегда! В подавляющем большинстве случаев, выводы пишутся только в работах по экологии.
- Заключение. В котором могут быть намечены дальнейшие перспективы работы, или даны практические рекомендации, использования результатов данного исследования.
- Список источников и использованной литературы, оформленный в соответствиями с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу.
Имеющие большой объём фактические и числовые данные, а также рисунки, схемы, графики, карты, фотографии и т.д. должны быть вынесены в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы, а внесённые в них объекты – озаглавлены в соответствии с рекомендациями. В тексте работы – также должны быть сделаны ссылки на них. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.
Защита исследовательской работы
Продолжительность выступления на секции 5 – 7 минут. Защита должна содержать: цели и задачи, методы исследования, новизну, владение материалом, конкретность выводов. Отражать собственный опыт исследований участника, соответствие материала теме, показать умение защитить собственную позицию.
Пример оформления титульного листа исследовательской работы
Отечество - 2018
ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ
ЛЕГЕНДЫ СТАРОГО ГОРОДА
Автор: Китаев Дмитрий Александрович,
ученик 10 класса МБОУ СОШ №5
имени Героя Советского Союза О.В. Гудкова.
Домашний адрес: 357820,
г. Георгиевск, ул. 8Марта, д. 6.
Руководитель: Вартанов Константин
Владимирович, учитель истории МБОУ СОШ №5
им. Героя Советского Союза О.В. Гудкова.
Адрес: 357800, г. Георгиевск,
ул. Володарского, 120.
89282662180
Отечество - 2018
Великая Отечественная война
«И в том строю есть промежуток малый…»
Автор: Бутова Яна Сергеевна,
ученица 7 класса МБОУ лицея №4,
обучающаяся объединения
«Краеведы-географы» ЦТЭК
города Георгиевска.
Домашний адрес: 357820, г. Георгиевск,
ул. Пушкина, 10.
Руководитель: Тараканова Марина Васильевна,
учитель географии МБОУ лицея №4
города Георгиевска, педагог д/о ЦТЭК.
Адрес: 357820, г. Георгиевск,
ул. Тургенева, 16,
ул. Тургенева, 26/1.
89614880700
Атрибуция памятника материальной культуры
Научное описание памятника материальной культуры производится по определённой схеме, которая позволяет максимально изложить информацию о предмете с учётом его исторической и научной ценности.
Наименование предмета
Наименование следует начинать с ключевого предметного слова (или словосочетания). Если предмет имеет местное название, оно воспроизводится в скобках. Если предмет является не подлинником, то наименование предмета следует начинать со слов: копия, макет, воспроизведение.
Датировка
Указывается год или период (годы) создания предмета. Период записывается в виде двух четырехзначных чисел, определяющих нижнюю и верхнюю границы. Годы обозначаются латинскими, а века римскими цифрами.
Изготовитель
Записывается название страны, населённого пункта, предприятия. Для иностранных предприятий приводится название на языке этой страны, а в скобках, если есть вариант перевода.
Авторы
Записывается фамилия и инициалы автора (изобретателя, конструктора, мастера и т.д.)
Материалы
Перечисляются основные материалы, использованные при создании предмета.
Сведения о внешнем виде предмета
Даётся лаконичное описание основных отличительных признаков предмета в целом (форма, цвет, декор и т.п.).
Сведения о надписях, клеймах, товарных знаков и т.п.
Приводится точное воспроизведение надписей, клейм и знаков, указывается их расположение на предмете, техника выполнения, язык надписей.
Особенности описания воспроизведений, макетов, копий
После описания внешнего вида описывается устройство и динамика модели. Характеризуется степень соответствия оригиналу, указывается масштаб.
Размеры
Приводятся габаритные размеры в миллиметрах. Длина – максимальный линейный размер, измеряемый слева направо во фронтальной проекции. Для тел вращения указываются длина (высота) и наибольший диаметр.
Сохранность
Приводится один из вариантов записи:
- полностью сохранившийся;
- без повреждений;
- незначительные повреждения (сколы, трещины, загрязнения, нарушения покрытия, следы коррозий и т.п.);
- значительные повреждения (сильная коррозия, поломка, дыры, утрата некоторых деталей);
- фрагментарное состояние (отсутствие функциональных блоков).
Здесь же отмечается, что предмет находится в рабочем или внерабочем состоянии.
Музейное значение предмета
Раскрываются признаки, характеризующие предмет как памятник материальной культуры:
-место, занимаемое предметом в истории (даты, причины появления, события);
-роль предмета на определённом этапе исторического развития (масштаб производства на данном периоде);
-сфера применения, место и социальная среда бытования предмета, его распространенность в определённую эпоху и в определенном регионе.
-распространённость предмета в настоящее время (уникальный, редкий, малораспространенный, широко распространенный).
План описания бумажных денежных знаков (бонистика)
1.Наименование (всегда сначала указывается существительное: «билет государственный»).
2. Номинал денежного знака, его номер.
3. Материал (бумага).
4. Техника изготовления (печать типографская). Если просматриваются водяные знаки – то какие (цифры, звёзды, что-либо иное)
5. Год выпуска.
6. Размер (высота по вертикали на длину денежного знака в сантиметрах).
7. Сохранность (помят, сгибы, разрывы, следы воды, пятна, общее загрязнение, пометки чернилами или карандашом).
8.Легенда (все надписи: слова, даты, цифры и тд.)
9. Условия поступления в музей (история).
Описание должно быть кратким. Не нужно копировать длинные надписи, можно привести только начальные слова, указать, если имеются подписи (управляющего, кассира и тд.)
План описания монеты
1.Название (начинается с существительного «монета» и далее какая (бронзовая, серебряная, медная…). Если невозможно определить металл, указывают, что монета из «белого металла»…
2. Принадлежность к государству.
3. Год выпуска.
4. Техника изготовления (обычно у монет это штамповка).
5. Размер (диаметр монеты измеряется в сантиметрах, для золотых и серебряных – в миллиметрах).
6. Аверс (лицевая сторона монеты), реверс (обратная сторона монеты), гурт (ребро монеты, которое может быть: гладкий, с различного наклона насечками, текстом, датой, цифрами, фигурами), кант (бортик по окружности монеты).
7. Номинал (стоимость монеты).
8. Легенда (все надписи: слова, даты, цифры и тд.)
9. Сохранность (полное или общее загрязнение, налёт, потёртости, царапины, вмятины и тд).
10. Условия поступления в музей (история).
Если монета не редкая, «обычная» - отметить, что она «общегосударственного образца», также отмечаются монеты «юбилейные» или «коллекционные».
План описания орденов, медалей, значков (фалетристика)
1.Название, принадлежность к группе (медали: наградные, юбилейные, памятные; значки: наградные, служебные, академические, членские, памятные, сувенирные, юбилейные).
2. Материал (для советских памятных медалей сплав пишется «белый металл» или «жёлтый металл»; если колодка обтянута шёлковой тканью, то указывается название этой ткани – «муаровая лента»; использована ли эмаль).
3. Техника изготовления (чаще всего штамповка).
4. Размер (диаметр в сантиметрах и высота с колодкой).
5. Сохранность (полная, или же утрата ленты, колодки, ушка, загрязнение, налёт, вмятины, царапины, потёртости, крепление: булавка, винт-гайка; и тд).
6. Описание (легенда)
7. Условия поступления в музей (история).
При описании орденов, медалей, и значков используются те же термины, что и при описании монет: аверс (лицевая сторона), реверс (обратная сторона), гурт (ребро), кант (бортик по окружности).
Что должен знать и уметь краевед – фотограф
Если работу иллюстрируют фотографии, сделанные самим исследователем, то к процессу фотографирования нужно подойти с точки зрения профессионала и учесть некоторые особенности. Краевед–фотограф должен решить две главные задачи. Во–первых, необходимо увидеть то, что интересно или памятно для зрителя, а во-вторых, суметь передать эту часть пространства на плоский фотоотпечаток так, чтобы изображение могло передать те эмоции, которые испытал фотограф во время съёмки. Часто качество снимка оценивают по шести критериям: объект съёмки, сюжет фотографии, момент съёмки, освещение, компоновка кадра, техническое качество.
Объект съемки. Объект, запечатлённый на снимке, влияет на привлекательность фотографии.
Сюжет фотографии. Здесь оценивается происходящее в кадре, то, насколько оно интересно зрителю. Взаимосвязь между объектами, изображёнными на фотографии, позволяет нам больше узнать об объекте съёмки, наводит нас на те или иные мысли.
Момент съемки. Наблюдая за развитием какого – либо события, фотограф должен уметь поймать наиболее интересный момент. Это умение является наиболее важным, ведь событие может длиться всего лишь секунды. Кроме того, момент съёмки часто определяет не только сюжет, но и освещение в кадре.
Освещение. Снимая в походе, нужно выбрать время наиболее удачного освещения. Надо найти такой ракурс съёмки, при котором свет будет наиболее удачно ложиться на объект.
Компоновка кадра. Рассматривая фотографию, мы видим, прежде всего, пятна и линии различной формы и цвета. От формального расположения этих элементов в кадре зависит его восприятие. Грамотное распределение форм производит приятное эстетическое впечатление, облегчает процесс восприятия снимка.
Техническое качество. Здесь имеется в виду резкость, контрастность, цветопередача, проработка деталей в тенях и цветах изображения. Фотограф обязательно должен в первую очередь освоить техническую часть своего дела.
Основы композиции в фотографии
Композиция (сочинение, составление, расположение) – объединение отдельных элементов единое целое. Пересекающиеся (диагональные) линии – одно из проявлений правила «золотого сечения». Основная идея – заставить глаз двигаться в определённом направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол – лучшая стартовая точка, т. к. большинство людей начинают рассматривать изображение именно с этого угла.
Правило одной трети – пытайтесь избегать делить кадр на симметричные части. Лучше зрительно разбить кадр на три части и, например, поместить небо в верхнюю треть, а все остальное – в нижние две трети. Точно так же можно вертикально разбивать кадр на три части.
Светотень – это строго закономерные градации светлого и тёмного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съёмки. Оттенки светотени точно соответствуют характеру освещённости, объёмной форме предметов, состоянию атмосферы. Светотеневой строй целого зависит от взаимосвязи светов, бликов, теней, полутени, рефлекса на основе тоновых соотношений.
Обрамление объекта. Интересный эффект даёт использование обрамления объекта, чем-либо (объект, снятый через арку, съёмка из пещеры и т.д.).
Выделение светом позволяет выделить желаемый объект на фоне остальных, менее освещенных.
Использование линий. Линии эмоционально воздействуют на зрителя. Следует избегать прямых линий, выходящих за пределы кадра. Желательно, чтобы в конце линий находился какой-либо предмет, чтобы взгляд не выходил за пределы кадра.
Точку схождения параллельных линий в перспективе - лучше располагать вне центра кадра.