Методическая разработка семинара "Компетентностый подход в работе педагога". Автор: Акулова Елена Евгеньевна. Работа №131696
дополнительного образования Дом детства и юношества
Методическая разработка
Автор-составитель:
Акулова Елена Евгеньевна,
ЗДУМР
Щучье 2018
Цель: создание условий для продуктивного делового общения коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме семинара
Задачи:
познакомить педагогов с сущностью и технологией компетентностного подхода;
формировать мотивацию педагогов на новое содержание образования и переход на компетентностное обучение
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на семинаре Компетентностный подход в работе педагога.
Предлагаю вам забыть о проблемах и отправиться в морское путешествие. Цель нашего путешествия – загадочный остров Компетенций. Все, чему мы обучаем наших детей, хоть в основном, хоть в дополнительном образовании, формирует целостное представление о мире. В этом смысле нам всем повезло: у нас в совокупности есть все знания, которыми должен обладать выпускник Дома детского творчества, поэтому нам не страшны никакие испытания, которые могли бы встретиться в пути.
Задание 1. Перед вами материал, из которого вы сейчас, сообща, должны изготовить корабль. Придумайте название вашему кораблю (на выполнение задания 5 минут). Приступайте!
Итак, корабль готов. И у него есть звучное название – какое?
Давайте распределим обязанности членов экипажа, которые будут помогать вам во время путешествия: Капитан? Кто и почему? (тот, кто первым взял на себя инициативу, тот и может быть лидером)
А кто еще нужен в путешествии? (врач, радист, кок; выбираются соответствующие люди)
Далеко в океане, приблизительно в 200 милях от берега, терпит бедствие корабль. Спасаясь с тонущего судна, вы успеваете перенести в шлюпку все предметы, перечисленные ниже в таблице.
Задание 2. Проранжируйте предметы по их значимости для Вас.
№
Наименование предметов
Ранжирование
Штрафные очки
индивид.
групповое
индивид.
групповое
1
Секстант
2
Туалетное зеркальце
3
Канистра с пресной водой
4
Москитная сетка
5
Аварийный запас продуктов
6
Карта Тихого океана
7
Надувная подушка
8
Канистра мазута
9
Транзисторный приемник
10
Средство, отпугивающее акул
11
Светонепроницаемый пластиковый лист
12
Ром – 1 литр
13
Нейлоновый шнур
14
Аптечка
15
Рыболовные снасти
Задание 3. Закончив выполнять задание индивидуально, проработайте свое решение в группе. Постарайтесь сопоставить его с решением своих коллег и найти общее решение. Капитан сообщает групповое решение и обосновывает его.
Проверяем коллективный ответ с эталонным бланком
Бланк эталонных ответов на тест Катастрофа
№
Наименование предметов
Эталон ответа
1
Секстант
15
2
Туалетное зеркальце
1
3
Канистра с пресной водой
3
4
Москитная сетка
14
5
Аварийный запас продуктов
4
6
Карта Тихого океана
13
7
Надувная подушка
9
8
Канистра мазута
2
9
Транзисторный приемник
12
10
Средство, отпугивающее акул
10
11
Светонепроницаемый пластиковый лист
6
12
Ром – 1 литр
11
13
Нейлоновый шнур
8
14
Аптечка
5
15
Рыболовные снасти
7
Эталонный ответ предложен известными мореплавателями, которые считают, что в экстремальных условиях необходимы прежде всего СРЕДСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ / солнечный зайчик от туалетного зеркальца виден солнечным днем на расстоянии до 15 км, пламя горящего мазута ночью – до 5-6 км/. Затем выбираются средства ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ – вода, продукты, аптечка и т.д. Команда считается спасенной тогда, когда количество штрафных очков не превышает 40.
Как вы думаете, почему я предложила такое задание? Чему оно должно научить вас?
Верно. Знания, получаемые в школе, в любом образовательном учреждении, часто бывают, далеки от реальной жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной жизненной ситуации, являются мертвым капиталом. То есть ребенок обладает какими-то знаниями, но не может и не знает, как применить их на практике. А современная педагогика основана на компетентностном подходе. Она учит использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации.
Итак, мы оказались на острове Компетенций. Давайте разобьемся на группы и создадим условия для обитания на этом острове.
Группа, которую возглавит врач, поставит диагноз: воспользовавшись предложенной литературой, познакомит нас с понятием компетентность, компетенция, компетентностный подход, что такое ключевые компетенции
Группа, которую возглавит кок, подготовит электронный Словарь самых важных понятий по проблеме компетентностного обучения
Группа, которую возглавляет радист, попытается доходчиво объяснить всем, чем отличаются компетенции от ЗУНов
Группа, которую возглавляет капитан, попробует ответить на вопрос Что дает компетентностный подход педагогу и обучающемуся
Время работы – 30 минут. Вы можете использовать материал на столах: книги, распечатки, бумага, ноутбук.
В Типовом положении об ОУ дополнительного образования детей прописаны основные задачи учреждения:
обеспечение необходимыми условиями для личностного роста, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда;
адаптация детей к жизни в обществе;
формирование общей культуры
Современные УДОД ищут пути решения этих задач. И до последнего времени мы ориентировались на традиционные требования и условия – обучение ЗУН. В последнее время траектория образовательных процессов приобрела новое звучание и ее можно сформулировать следующим образом: достижение нового качества за счет развития его компетенций.
Что понимается под компетенцией?
А сейчас, группа, которую возглавил врач, познакомит нас с диагнозом понятия компетенция
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределенности.
Компетенция = знание + опыт
Но нам необходимо развести два понятия: компетентность и компетенция
Что же такое Компетентность?
Компетентность – это качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны.
Компетентность – это готовность обучающегося к использованию ЗУН (я могу знать, уметь, но не делаю)
Компетенция – реальное применение способностей в жизни.
Сегодня семинар посвящен компетентностному обучению, компетентностному подходу в обучении.
Что же такое компетентностный подход?
Компетентностный подход – это содержание, педагогические технологии, средства контроля и оценки. Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения школьника в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).
Какие технологии мы с вами должны использовать в копетентностном обучении? Сделайте выводы из формулировки данного понятия
технологию учебного проектирования
технологию личностно-ориентированного обучения
технологию портфолио обучающегося
технологию разноуровневого обучения
ИКТ
технологию развивающего обучения
Задание 4. Давайте остановимся и сравним два понятия: компетентностное и некомпетентностное обучение
Некомпетентностное обучение
Компетентностное обучение
Наука – основа содержания – рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий
Наука – основа содержания – рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем
Изучение основ наук является главной целью учебного процесса
Изучение основ наук является средством развития готовности решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления
Педагог ставит вопросы Что? и Почему? и отвечает на них вместе с обучающимися
Педагог ставит вопросы Зачем? и Как? и отвечает на них вместе с обучающимися
Методы и формы обучения подчинены учебному содержанию
Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей
Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями
Применение знаний и умений проводится в жизненных ситуациях
Основной результат обучения: ЗУН, ценности
Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности
Жизненный опыт обучающихся формируется стихийно, за пределами учебного процесса
Жизненный опыт обучающихся формируется в рамках учебного предмета как значимый элемент
Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач
Накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач
Оценивается накопленный багаж дидактических единиц
Оценивается способность применить накопленный багаж дидактических единиц в различных ситуациях
Школа уводит человека от решения трудных жизненных проблем в область, близкую к науке
Школа готовит человека к решению жизненных проблем
Школа учит человека полагаться на свою память
Школа учит человека полагаться на свою самостоятельность
Некомпетентностное обучение
Компетентностное обучение
Образование на всю жизнь Образование через всю жизнь
Любое ОУ обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, однако нередко мы сталкиваемся с фактами:
хорошо успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;
золотой или серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживает конкурсный экзамен в избранный вуз;
молодой специалист слишком долго адаптируется на рабочем месте, хотя объем профессиональных ЗУН, полученных в институте, вполне достаточен
Все перечисленные факты являются закономерным результатом образовательного процесса ОУ, в который в своей основе является некомпетентносным. Обучающийся некомпетентностного обучения – некомпетентностный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных жизненных ситуациях. Он не готов к тому, чему его научили – действовать в ситуациях неопределенности.
А компетентностный подход предполагает новое понимание результата образования. Результат направлен на приобретение ребенком социального опыта решения встающих перед ним проблем, что создает серьезные предпосылки его дальнейшей, более успешной, адаптации в социуме.
Основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций
Мы с вами уже определились с понятиями компетентность, компетенции. Но нам необходимо еще познакомится с разными видами компетенций.
Существует несколько подходов к иерархии компетенций:
ключевые – относятся к общему содержанию образования
общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов
предметные – формируются в рамках учебного предмета
Но мы остановимся на следующей:
ключевые
профессиональные
(схема)
Что такое ключевые компетенции?
Ключевые компетенции – универсальные, применимые в различных жизненных ситуациях
Ключевые компетенции – качество личности, которые важны для осуществления деятельности в большой группе разнопрофильных профессий
Ключевые компетенции – как сквозные знания, умения, необходимые в любой профессиональной деятельности, в различных видах работ
Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.
Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из 4-х элементарных ключевых компетенций:
информационная – готовность к работе с информацией;
коммуникативная – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
кооперативная - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
проблемная – готовность к решению проблем, формируется на основе двух предыдущих
Из этих кирпичиков сложены составные ключевые компетенции, а именно: самообразовательная, исследовательская, методологическая, организационная, исследовательская и др.
Из них же состоят и комплексные ключевые компетенции (социальная, семейная, гражданская, личностная), представляющие собой готовность человека успешно выполнять определенную социальную роль (члена общества, семьянина, гражданина и т.д.)
Под ключевыми компетенциями применительно к любому ОУ понимается готовность обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем (а это значит, эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности – семья, досуг, трудовая деятельность, отношения с друзьями и т.д.)
Мы не остановимся сегодня на профессиональной компетенции, так как нам необходимо разобраться в сущности ключевых компетенций.
Потому что ключевые компетенции – это компетентностный стандарт – это стандарт результатов образования.
Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.
И с точки зрения компетентностного подхода, в своих образовательных программах мы должны прописывать, что обучающийся, завершивший обучение может делать.
Не привычное должен знать, должен уметь, а может. Как его этому научить – дело методик, на каком материале – дело примерных и модифицированных программ.
Знание – сила, но знание – и средство. Иметь знания и уметь их использовать – разные вещи. Так же как разные вещи владеть умениями и применять их на практике.
А сейчас, группа, которую возглавляет радист, попытается доходчиво объяснить всем, чем отличаются компетенции от ЗУНов
Знания – это плод учения
Умения – усвоенные человеком путем упражнений способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков
Навыки – действия человека в результате упражнений становятся автоматизированными
Задание 5. Заполните таблицу
Подход
Основной результат обучения
Знаниевый
Владение знаниями
Зуновский (ЗУН)
Владение умениями
Компетентностный
Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации
Зуновский и компетентносный подходы близки друг к другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда, как второй делает акцент на применении знаний и умений во внеурочных, жизненных ситуациях.
Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда хранятся в готовом к использованию виде, компетенция собирается лишь в момент ее реализации, т.е. в ответ на ситуации.
Схематически это может быть представлено следующим образом:
СХЕМА
Рассмотрим, что представляет собой каждый компонент ключевой компетенции.
Внутренние ресурсы – это зуны – знания, умения, навыки – предметного, межпредметного и жизненного характера
Внешние ресурсы – это все то, что может привлечь человек для решения вставшей перед ним проблемы:
информационные ресурсы – справочники, Интернет, энциклопедии, эксперты (живые носители специальной информации)
человеческие ресурсы – организации по оказанию услуг, специалисты в необходимых областях
финансовые, материально-технические, технологические и др.
Самоуправление - целенаправленное управление ресурсным пакетом: поиск и активизация необходимых внутренних и внешних ресурсов. Самоуправление формируется в процессе обучения, на основе опыта разрешения разнообразных проблемных ситуаций
Мобилизация – запуск компетенции в ответ на проблемную ситуацию. Мобилизация предполагает сознательное приложение умственных и физических усилий. Человек без усилий – как вагоны без локомотива, которые полны знаний, умений и способностей, однако безжизненно стоят на рельсах. Формирование мобилизированности обучающегося, его готовности к деятельности – еще один новый момент, который вносит компетентностный подход в образовательный процесс.
А сейчас, группа, которую возглавляет капитан, попробует ответить на вопрос Что дает компетентностный подход педагогу и обучающемуся
Компетентностный подход позволяет:
согласовывать цели обучения, поставленные педагогами и обучающимися
подготовить обучающихся к сознательному обучению в вузе
подготовить обучающихся к успеху в жизни (получение и удержание рабочего места, соответствующего интересам и потребностям самого человека)
повысит степень мотивации учения, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни
облегчить труд педагога за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности обучающихся. То есть учитель-рикша, который тянет весь учебный процесс на себя, должен превратиться в учителя – вагоновожатого, который только управляет процессом учения
разгрузить обучающихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования
не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов
Поэтому задача любого педагога на сегодняшний день (это социальный заказ времени) формировать ключевые компетенции обучающихся в образовательном процессе
Формирование компетенции – это не смена содержания, это смена способа, технологий. Про технологии мы уже говорили. Теперь давайте остановимся на компетентностных и некомпетентностных формах и методах
Задание 6. Заполните таблицу Компетентностные и некомпетентностные формы и методы
Абсолютно некомпетентностных форм и методов не существует. Однако некоторые формы не работают на развитие ключевых компетенций. В том числе:
Компетентностные
формы и методы
Некомпетентностные
формы и методы
Проектная деятельность
Игровая деятельность
Тренинг
Практикум
Решение проблемных задач
Обсуждение проблемных ситуаций
Практическая работа, имеющая жизненный контекст
Исследовательская деятельность
КТД
Деловые игры
Ролевые игры
Социальные проекты
Монолог педагога
Фронтально-индивидуальный опрос
Информирующая беседа
Самостоятельная работа обучающихся с учебником
Демонстрация видеофильмов
Экскурсия
Контрольная работа
Задание 7. У вас на столах, в конвертах, в виде мозаики (пазлов), находятся методы формирования ключевых компетенций.
Соберите части в единое целое, познакомьтесь с этими методами, проанализируйте и выберите для нас приемлемые.
первая группа работает с методами формирования информационной компетенции
вторая группа с методами формирования коммуникативной компетенции
третья группа с методами формирования кооперативной компетенции
четвертая группа с методами формирования проблемной компетенции
Время для работы – 7 минут
Познакомьте со своим решением всех участников семинара
А сейчас, я предлагаю слово группе, которую возглавил кок.
Она познакомит нас с электронным Словарем самых важных понятий по проблеме компетентностного обучения
Уважаемые педагоги! Работая сегодня на семинаре вы использовали совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов для качественной продуктивной деятельности, то есть в своей работе вы опирались на Компетенции. И показали свою Компетентность – владение соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Но чтобы научиться жить на этом острове, необходимо создать условия перехода на компетентностное образование в нашем учреждении.
Спасибо всем за работу!