Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 29.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Методическая разработка семинара "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность". Автор: Акулова Елена Евгеньевна. Работа №131701

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Профессиональное мастерство
Описание:
Методическая разработка посвящена теме самообразования, реализации индивидуальной образовательной траектории педагога. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
Работа:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детства и юношества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕМИНАР

Самообразование и инновационный поиск,

ориентация педагога на инновационную деятельность

 

 

 

Акулова Елена Евгеньевна,

методист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щучье 2016

Начать наш сегодняшний семинар я хочу с притчи японского учителя школы «Путь торговли» ТадаоЯмагучи.

 

Однажды ученик спросил у своего учителя, как ему, начальнику отдела продаж, сделать так, чтобы все продавцы работали хорошо.

— Хорошо? — переспросил учитель.

— Я имею в виду, чтобы они работали успешно. Когда я занимаюсь какое-то время с одним продавцом, он делает успехи, но остальные в это время работают все хуже.

Учитель приказал ученику вспороть мягкую пуховую подушку, лежащую на диване. Когда ученик исполнил, учитель сказал:

— Принеси мне одну пушинку.

Ученик принес.

— Принеси еще одну.

Ученик сделал и это. Так он ходил от дивана к учителю десять раз.

— Смотри, — сказал учитель, положив весь пух на ладонь и очень сильно подув на него. Пух взмыл вверх и устремился легким белым облачком в одну сторону.

— Создавай ветер, — сказал учитель.

 

Наша задача как дистрибьютора поддерживать у себя высокий уровень мотивации, а задача как Лидера вдохновлять людей.

Иными словами — «создавать ветер».

 

А для чего нам нужно создавать ветер? Чтобы педагог на рабочем месте мог работать, учиться и развивать свою компетентность одновременно.

Сегодня я хочу с вами поговорить об одной важной теме – теме “Самообразование”.

Для начала предлагаю определиться с базовыми понятиями. Что же такое самообразование?И чем самообразование отличается от образования?

Самообразование — это знания, приобретаемые вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала.

Самообразование - осуществляемая человеком познавательная деятельность, которая:

осуществляется добровольно

осуществляется сознательно

планируется, управляется и

контролируется самим человеком

необходима для совершенствования каких-ли

бо качеств или навыков человека

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ».

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»).

Но для чего нам это нужно?

И как что происходит? После нашего рождения мы идем в садик, затем в школу, затем в техникум или университет, в большинстве случаев. Нас учат, дают образование, но нам приходится много учиться читать, писать, выполнять различные домашние задания – мы постоянно что-то изучаем и занимаемся самообразованием.

Затем начинается взрослая жизнь.

Мы идем на работу, проводим там 8 часов, сколько-то времени тратим на дорогу, приходим домой кушаем, смотрим телевизор – какое там самообразование))), главное добраться до дивана – и так каждый день. Я это к тому, что в этот период жизни, большинство просто перестают заниматься самообразованием, либо частично им занимаются…

В настоящее время общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».

Кто такой педагог дополнительного образования 21 века? Это:

гармонично- развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному и общекультурному совершенству;

умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

умеющий организовать рефлексивную деятельность.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию.

         Особенно актуальной проблема профессиональной компетентности  педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  педагога постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: 

в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение

на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д. 

Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Проанализировав ситуацию повышения квалификации педагогов в коллективе, пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов в рамках методической работы - это самообразование. Самостоятельно добытые педагогами знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними.

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

·  Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

·  Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

·  Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

·  Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

·   Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

·  Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

 

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

• Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования педагогов УДО, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

эпизодичность прохождения курсов;

недостаточность курсов по разным направленностям дополнительного образования;

время проведения - в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы;

качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов дополнительного образования и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение педагогического образования; получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

система "ученый-педагог", при которой обучение ведут ученые-специалисты.

Недостатки:

нехватка у педагогов свободного времени;

занятость педагогов-совместителей по основному месту работы;

дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

возможность пройти их в удобное для педагогов время;

возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

дистанционные курсы проводятся на платной основе;

документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации;

не все педагоги владеют в достаточной степени ИКТ и интернет-технологиями.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;

теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования педагогов.

Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

освоение информационных концепций, знаний и навыков;

наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;

методическая помощь является персональной и адресной;

попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.

Педсовет.оrg (pedsovet.org) целями своей работы указывает:

популяризацию в сети деятельности работников образования , активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.

Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)

основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования , обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования , проведение консультаций специалистов.

Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности

называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании . На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).

ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – самосознание

2 этап – планирование

3 этап – теория

4 этап – практика

5 этап – самоконтроль

Рассмотрим 1 этап – самосознание

Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения. Происходит формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях.

2 этап – планирование. Выбирается тема по самообразованию. Педагог ставит цель, задачи, прогнозирует результаты своей работы, устанавливает сроки. Одним из условий повышения педагогического мастерства является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.

3 этап – теория.

Изучается проблема (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ, самооценка результатов). Происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

4 этап – практика. На данном этапе отрабатываются технологии, осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.

5 этап – самоконтроль, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе

Алгоритм написания плана по самообразованию

Выбор темы. Выбор темы по самообразованию происходит на основании проблемы, над изучением которой работает педагогический коллектив ОО

Постановка целей и задач, соответствующих целям воспитательной деятельности в ОО

Содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения

Повышение научно-теоретического и методического уровня педагогов

Изучение нормативных документов по проблеме

Изучение методических материалов по теме самообразования

Выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и программ

Посещение семинаров, методических объединений

Изучение ППО и практики работы своих коллег

Прохождение курсов повышения квалификации

Участие в работе МО, творческих группах

Апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов, программ

Выступление на семинарах, МО

Выявление затруднений в процессе внедрения инноваций

Пути решения проблемы

Развитие взаимодействия с другими учреждениями

Самоанализ и самоконтроль

Отчеты по самообразованию

Наличие наглядной демонстрации продуктов

Создание портфолио педагога

Выбор темы

В организации самообразования, как и в любой деятельности, ключевую роль играет концентрация на определенном направлении работы. Как выбрать это направление? С чего начать? Путь, проверенный временем – работа по определенной теме. Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той ОО, в которой он работает. Роль методиста на первом этапе – помочь педагогу сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется реестр. В качестве темы самообразования можно выбрать

одну их задач ОО на текущий год

аспект профессиональной деятельности, вызывающий у педагога затруднение

тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата

Требования к выбору темы по самообразованию:

актуальность

учет достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов

тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с ППО других учреждений

Какой бы не была тема по самообразованию, необходимо, чтобы осуществляемая по ней работа являлась продуктивной, полезной для профессионально-личностного развития педагога.

 

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

При организации  самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

 

Непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов способствует правильно организованная работа по самообразованию.

Цели самообразования:

повышение профессиональной компетентности

расширение педагогических и психологических знаний

углубление знаний по методике учебных предметов

овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики

повышение общего культурного уровня педагога

Для молодых специалистов:

адаптация педагогическойдеятльности

осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания

обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства

Для педагогов, которые работают больше 5 лет:

усвоение технологического цикла профессиональной деятельности

овладение способами проектирования и программирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности

формирование умений анализировать научно-методическую литературу

применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей

Для опытных, творческих педагогов:

актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки

проявление творческого потенциала педагога

развитие исследовательской деятельности

 

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

разработка или издание пособий, статей, программ, сценариев

разработка новых форм, методов и приемов обучения

подготовка докладов, выступлений

разработка дидактических материалов, наглядных пособий

разработка методических рекомендаций по применению новых методических технологий

разработка и проведение открытых занятий, мероприятий по собственным новаторским технологиям

создание УМК

проведение тренингов, семинаров, мастер-классов, ОППО

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

• Конкуренция.

• Общественное мнение. Педагогу  не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

 

«Что бы быть по-настоящему счастливым необходимо достигать целей в соответствии со своими жизненными приоритетами».

Жизненные приоритеты… жизненные ценности…

Семья, здоровье, карьера, финансы, отдых, хобби, образование – все эти сферы нашей жизни важны для нас.

Но у каждого человека своя «картинка мира» и какие-то жизненные ценности мы ставим на первое место, считая на сегодняшний день это более важным, а какие-то (то же важные для нас) отодвигаем на более нижнюю ступеньку.

Правильно ли это? Может и нет, но порой по-другому не получается. И здесь важно не ошибиться в выборе наиболее важного на сегодняшний момент жизненного приоритета, что бы он был действительно ваш, а не каким-то придуманным или навязанным идеалом. Данная современная притча «Чашки для кофе» повествует, как мне кажется, как раз об этом.

Притча «Чашки для кофе»

Спустя 10 лет после окончания института, бывшие выпускники пришли в гости к профессору, который вел у них на курсе психологию. Посидели, поговорили, вспоминая свои студенческие годы, а когда разговор зашел о сегодняшней жизни, профессор услышал целый поток жалоб на многочисленные жизненные трудности и проблемы.

Профессор вышел на кухню и вернулся с подносом, на котором стоял кофейник и чашки для кофе, которые были очень разные – какие-то были дорогие и изысканные, а какие-то были совсем простые.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:

«Обратите внимание, вы разобрали все дорогие чашки. Никто не выбрал чашки с кофе простые и дешевые. Желание иметь только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка не делает кофе вкуснее и ароматнее. Иногда она просто дороже, а порой скрывает то, что мы пьем.

Вы хотели кофе – вот ваше настоящее желание. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет ценность нашей жизни.

Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!!!»

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×

Черная пятница

Выиграйте смартфон, ноутбук
или бесплатное обучение!

Вращать колесо

Осталось попыток: 1