Название работы:
Доклад по сольфеджио "Формирование устойчивых представлений лада учащихся начальных классов ДМШ ий лада. Автор: Кутурга Елена Ивановна. Работа №131749
Дата публикации:
16.02.2020
Автор:
Кутурга Елена Ивановна
Номинация:
Методические разработки педагогов
Описание:
Как и предыдущий доклад, эта моя работа является своеобразным итогом моей педагогической деятельности более 30 лет. Но это не является итогом музыкальной педагогики, так как постоянно внедряются передовые технологии, которые являются "вечным двигателем" в любой сфере деятельности.
Работа:
МБУ ДО АР ДМШ п. Реконструктор
Доклад
по сольфеджио на тему
Формирование устойчивых представлений лада
учащихся начальных классов ДМШ
Выполнила:Преподаватель
Кутурга Е.И.
2019-2020 уч.год.
Лад – основа музыки. Роль и значение лада - создание общей эмоциональной окраски музыки. Ладовое чувство способствует:
- развитию умения учащихся внимательно выслушивать музыкальное произведение с ярко выраженными жанровыми признаками и жизненным содержанием;
- пробуждению эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку;
- совершенствованию умения анализировать и сопоставлять интонационные особенности музыки ярких представителей национальных культур;
Процесс формирования устойчивых представлений лада у учащихся рассматривается в системе интонационных упражнений, теоретической основе которых соответствует программа по сольфеджио ДМШ. Слова такие как: интонация, сольфеджио, лад, звуковысотность, являются ключевыми в данном процессе.
На уроке учащимся предлагается музыкально-дидактический материал, на котором они могут играть и петь. На его основе они последовательно знакомятся со ступенями мажора, минора и их характерными интонациями. На музыкальном материале учащиеся знакомятся с конкретным элементом лада. Первые представления о той или иной интонации мажора, минора учащиеся приобретают в процессе восприятия, пения и слухового анализа мелодии песни. Как только они смогут ее узнать в нотной записи по ручным знакам ладовых ступеней, рекомендуется предложить им сыграть мелодию песни на инструменте.
Сущность ладового развития заключается в том, чтобы обучающиеся на собственной практике убедились и почувствовали, что любая мелодия состоит из совокупности ладовых интонаций.
Работа над интонацией является неотъемлемым, классически устоявшимся и основополагающим разделом в преподавании сольфеджио. Современная музыкально-педагогическая практика предлагает разнообразные методики и методы преподавания, которые большое внимание уделяется развитию вокально-интонационных навыков. Однако следует отметить, что, несмотря на достаточно разнообразные научно-теоретические разработки, проблемы интонирования на уроках сольфеджио остаются.
Это вопросы, связанные с формированием навыка координации звуковых впечатлений и с их вокальным воспроизведением, с правильным функционированием детского голосового аппарата, с развитием вокально-интонационных навыков учащихся ДМШ на уроках сольфеджио.
Основная задача - это выявление, отбор и систематизация мелодических оборотов, которые формируют устойчивую базу внутренних слуховых представлений и ладовых закономерностей в сознании учащегося.
Работу с нотным текстом следует рассматривать как целый комплекс различных упражнений в практической работе с учащимися:
- сольфеджирование;
- чтении с листа;
- восприятие и анализ мелодий или мелодических оборотов на слух;
- импровизация;
- сочинение простейших мелодий;
В методике овладения учащимися интонируемых мелодических оборотов применяется принцип поэтапного освоения ряда мелодических комплексов, сформированных в соответствии с изучаемым теоретическим материалом.
Усвоение комплексов упражнений распределяется на два периода обучения: начальный (младшие классы) и основной (средние и старшие классы).
Формирование навыков интонирования учащимися начального периода обучения связно с формированием устойчивых звуковысотных представлений лада, то есть овладение учениками комплексом типовых мелодических оборотов, основой которых являются интонационные попевки, формирующие слуховые представления о системе взаимоотношений устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Понятие звуковысотность для учащегося начального периода обучения – абстрактное, так как оно не подкрепляется теоретически ми знаниями и базируется только на слуховом восприятии и вокальном интонационном подражании. Опираясь на абстрактные слуховые ощущения в представлении о звуковысотности, учащемуся достаточно трудно понять и осмыслить интонируемый мелодический оборот или попевку в ладу, даже если этот оборот идеально интонируется им с голоса или в подражание звучащему инструменту.
Еще более сложным представляется процесс аналитического восприятия оборота, если у ребенка есть трудности с чистым интонированием или он находится в зоне не сформированной системы координации между слуховыми представлениями и интонационным воспроизведением мелодического оборота.
В условиях группового преподавания сольфеджио индивидуальный подход к учащемуся достаточно минимальный, поэтому приемы и формы работы, используемые на уроках должны быть одинаково понятны и удобны для всех учеников. Так же очень важно учитывать уровень природных способностей детей, обучающихся в группе. Так Б. Ананьев в своем исследовании Теория ощущений отмечает что в основе слухо-пространственного различения лежит система связей между слухом, мышечно-суставными ощущениями и пространственным зрением, т. е. задействована система координации [1, c. 433].
Слуховой компонент системы восприятия может быть охарактеризован как постоянно развивающийся элемент, который определяется динамикой осознания учащимися мелодических оборотов от подражания к осмыслению. Мышечное восприятие теснейшим образом связано с правильным звукообразованием, которое является основой точного интонирования. Соответственно, при отборе упражнений для пения необходимо учитывать возрастные физиологические особенности развития детей. Пространственное зрение концентрирует внимание учащихся на нотной записи исполняемого упражнения (каждое записывается в тетради) и его расположении на фортепианной клавиатуре, т. е. акцентирует внимание на соотношении ступеней в отрезке ладового звукоряда. Опираясь на эти три составляющие процесса восприятия, предлагаемый комплекс интонируемых упражнений ориентирован на активное действие и взаимодействие каждого из перечисленных элементов системы.
В отборе и систематизации мелодических оборотов для распевания учитываются следующие критерии:
- лаконичность мелодического упражнения (двутактовые построения в начальный период обучения с постепенным увеличением продолжительности построения до восьми тактов в основной период обучения);
- доступность воспроизведения упражнения учащимися при сольфеджировании (соответствие по диапазону и теоретической основе каждому этапу обучения);
- постепенное расширение вокального диапазона (от одного повторяющегося звука до октавного диапазона);
- усложнение интонируемых мелодических оборотов в соответствии с освоением теоретического материала программы по сольфеджио;
Процесс восприятия учащимися изучаемых интонационных оборотов, их осознание, запоминание и узнавание в музыкальном тексте произведения условно делится на два этапа.
1.Визуально-слуховой (восприятие, запоминание и воспроизведение мелодического оборота посредством подражания голосу или инструменту).
2.Аналитический (исполнение мелодического оборота с четким осознанием теоретической основы исполняемого).
Визуально-слуховой этап должен быть наиболее удобным и не трудным для учащегося по восприятию и выполнению задания. К трудностям такого рода следует отнести:
- отсутствие или недостаточное развитие навыка координации между слуховыми впечатлениями и их вокальным воплощением;
- небольшой диапазон учащегося;
- не удобный темп исполнения упражнений ( слишком быстрым);
Также необходимо учитывать индивидуальное психологическое состояние ученика в момент выполнения конкретного задания и специфические психологические особенности личности младшего школьника:
- отсутствие устойчивого концентрированного внимания;
- повышенная активность учащегося;
- быстрая утомляемость;
- общий вялый эмоциональный тонус;
- зажатость и закрепощенность.
Учитывая вышеперечисленные психологические особенности личности младшего учащегося, формы работы, выбираемые для урока, должны способствовать формированию комфортной психологической атмосферы для обучения, что в конечном итоге приведет к предельной продуктивности в восприятии и выполнении изучаемых упражнений.
Для реализации этих методических установок урока используется прием хорового пения ( упражнения поются хором), так как именно этот вид певческой деятельности способствует формированию наиболее благоприятных условий как психологических, так и учебнометодических. Хоровое пение естественным образом помогает распознать огрехи интонации учеников, у которых отсутствует природная чистота интонирования, и адаптирует учащегося к интонационным трудностям и звуковой атмосфере, возникающей вокруг него. Эта звуковая атмосфера способствует вокально подражать чистой интонации и, уже на подсознательном уровне, формирует основы координационного взаимодействия слуха и голоса у учащегося.
Аналитический этап связан с формированием зрительно-пространственного восприятия музыкального материала, поэтому каждое интонируемое упражнение предварительно записывается преподавателем на доске, а учащимися – в тетради. Для более эффективного запоминания данные упражнения можно записывать в виде секвенций. Началом построений являются тональности, первые ступени которых расположены на основных звуках тональности C dur.
Так же, на первых этапах знакомства с нотной грамотой, звуковысотным и тоновым соотношением звуков целесообразно каждому учащемуся петь вслух и исполнять упражнение на инструменте, в крайнем случае на макете клавиатуры, что во многом облегчает понимание основополагающих принципов звуковысотных и ступеневых соотношений в ладу. Эта эффективная форма работы приводит к более быстрому и осознанному ориентированию детей на инструменте.
Важным условием освоения предлагаемых упражнений является интенсивность подачи изучаемых попевок. Каждому мелодическому обороту отводится один или два урока. Более быстрый темп освоения не целесообразен, так как целью данных упражнений является не только работа с определенной интонацией, но и четкое осознание интонируемых звуков. В процессе пения упражнений из урока в урок, постепенно закладывается база ладоинтонационных связей. Так при пении мелодических оборотов в поддерживающем сопровождении, звучащем на фортепиано, используются гармонические обороты (плагальные и автентические наклонения), которые организуют слух учащегося и воспитывают четкое ощущение движения интонации попевок к тонике. Такой навык облегчает в последующем развитии учащегося осознание и ориентирование в ладу на основе ступеневых и звуковысотных соотношений.
Изучаемая группа интонационных оборотов объединяется в единый мелодический комплекс, теоретической основе которого соответствует один год обучения. Граница перехода от одного комплекса к другому достаточно условна. За счет повторения из урока в урок конкретного перехода между пройденными и уже освоенными мелодическими оборотами нет. Для лучшего усвоения пройденного мелодического оборота следует в домашнем задании закреплять данный оборот игрой на фортепиано в виде секвенции, а на уроке включать изучаемый оборот в песенный материал и в запись диктанта.
Выбор упражнений-попевок и их последовательность изучения в начальный период обучения теснейшим образом связаны с формированием правильного звукообразования. Под словосочетанием правильное звукообразование, следует понимать воспитание у учащихся основных певческих навыков и вокальных установок. К таким установкам прежде всего относятся:
- пение естественным звуком, без крика и напряжения;
- четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ);
- работа над дикцией (произношение гласных в единой округлой манере формирования);
- работа над дыханием (формирование навыка плавного и экономного вздоха);
Как было отмечено выше, основной целью предлагаемых упражнений является последовательное формирование комплекса мелодических оборотов в сознании учащегося с последующим свободным владением этими комплексами в различных формах практической деятельности на уроках сольфеджио.
Начальный период обучения включает в себя изучение нотной грамоты, освоение простейших элементов музыкального языка, таких как повторность звуков, поступенное восходящее и нисходящее движение, движение мелодии только по устойчивым звукам тонического трезвучия, опевание устойчивых ступеней, интонирование качков в мелодии с доминанты на тонику и с тоники на доминанту. Все эти элементы музыкального языка раскрываются в первоначальных упражнениях, так как они часто встречаются в народно-песенном материале и в музыкальных произведениях классиков. Например:
Упражнение No 1: интонирование основного тона тональностей C dur, D dur, E dur, F dur, G dur, A dur, B dur, в размере 2/4, с повторением каждого звука. Исполняется легким звуком staccato, последний звук tenuto. Ладовая основа каждого интонируемого звука тоническая, за счет инструментального сопровождения, опирающегося на гармонический оборот плагального наклонения (Т–S–Т), который играет педагог. Задачей этого упражнения является: организация правильного звукообразования, обеспечивающее точное нтонационное начало и усвоение звуковысотной последовательности мажорного звукоряда, посредством интонирования повторяющихся звуков соседних ступеней, выработка первичного навыка транспонирования.
Упражнение No 2: Пение трихорда, использующего I–II–III ступени мажорного лада вверх и вниз, способ звуковедения legato, тональности C dur, D dur, E dur, F dur, G dur, A dur, B dur. Задача упражнения: формирование основы ладового ощущения мажорного звукоряда в диапазоне б.3.
Упражнение No 3: интонирование опевания I ступени лада при двух вариантах по следовательности ступеней (I–VII–II–I; I–II–VII–I), способ звуковедения legato, тональности C dur, D dur, E dur, F dur, G dur, A dur, B dur. Задача упражнения: введение понятий вводные звуки и опевание, формирование навыка разрешения вводных звуков в тонику.
Упражнение No 4: Пение восходящего тонического трезвучия с последующим нисодящим поступенным заполнением звукоряда, способ звукоизвлечения legato, тональности C dur, D dur, E dur, F dur, G dur, A dur,B dur. Задача упражнения: совмещения двух мелодических компонентов в одном построении, увеличение продолжительности оборота до четырех тактов.
Далее к освоенным мелодическим оборотам постепенно добавляются новые обороты, которые соответствуют изучаемым теоретическим элементам по программе музыкальной школы. Комплексы мелодических оборотов могут видоизменяться, что может быть связано с подготовкой учащихся к дальнейшему поступлению в средние специальные музыкальные учебные заведения. Стабильными должны оставаться общие методические установки, связанные с систематизацией вокально-интонационных упражнений и их практическим воплощением.
Следующим моментом в формировании мелодического ладового слуха является фиксация точных интервальных отношений, которая входит неотъемлемым элементом в понятие лад. Интонирование интервалов не может в полной мере осуществлен через речевую интонацию. Здесь требуются иные, в частности, музыкально-акустические основания. Освоение интервалики входит в задачу курсов сольфеджио буквально с первых уроков. Надо, чтобы ученики слышали и воспроизводили не вообще движение вверх или вниз, а секунду, терцию или кварту, то есть конкретный, точно фиксированный интервал. Они должны быть усвоены практически, в живом интонировании художественного материала, который нужно тщательно подобрать и системно, с учетом дидактической целесообразности организовать. Учащимся так же нужно предлагать не секунды и терции, а построенный из них песенный материал. Одна песенка будет основана на поступенном движении, в другой встретятся не только секунды, но и кварты.
Опираясь на результаты, полученные в процессе использования описанной системы распевания, можно сделать вывод, что эта система является эффективным средством учебного процесса. Владение учащимися комплексом вокально-интонационных упражнений, позволяет полноценно развивать певческие навыки, воздействовать на осознанное и активное восприятие теоретического материала, свободно применять полученные знания и навыки в различных видах музыкальной деятельности.
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. 455 с.
2. Интернет ресурсы.
3. Личный опыт работы.
Скачать работу
Доклад
по сольфеджио на тему
Формирование устойчивых представлений лада
учащихся начальных классов ДМШ
Выполнила:Преподаватель
Кутурга Е.И.
2019-2020 уч.год.
Лад – основа музыки. Роль и значение лада - создание общей эмоциональной окраски музыки. Ладовое чувство способствует:
- развитию умения учащихся внимательно выслушивать музыкальное произведение с ярко выраженными жанровыми признаками и жизненным содержанием;
- пробуждению эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку;
- совершенствованию умения анализировать и сопоставлять интонационные особенности музыки ярких представителей национальных культур;
Процесс формирования устойчивых представлений лада у учащихся рассматривается в системе интонационных упражнений, теоретической основе которых соответствует программа по сольфеджио ДМШ. Слова такие как: интонация, сольфеджио, лад, звуковысотность, являются ключевыми в данном процессе.
На уроке учащимся предлагается музыкально-дидактический материал, на котором они могут играть и петь. На его основе они последовательно знакомятся со ступенями мажора, минора и их характерными интонациями. На музыкальном материале учащиеся знакомятся с конкретным элементом лада. Первые представления о той или иной интонации мажора, минора учащиеся приобретают в процессе восприятия, пения и слухового анализа мелодии песни. Как только они смогут ее узнать в нотной записи по ручным знакам ладовых ступеней, рекомендуется предложить им сыграть мелодию песни на инструменте.
Сущность ладового развития заключается в том, чтобы обучающиеся на собственной практике убедились и почувствовали, что любая мелодия состоит из совокупности ладовых интонаций.
Работа над интонацией является неотъемлемым, классически устоявшимся и основополагающим разделом в преподавании сольфеджио. Современная музыкально-педагогическая практика предлагает разнообразные методики и методы преподавания, которые большое внимание уделяется развитию вокально-интонационных навыков. Однако следует отметить, что, несмотря на достаточно разнообразные научно-теоретические разработки, проблемы интонирования на уроках сольфеджио остаются.
Это вопросы, связанные с формированием навыка координации звуковых впечатлений и с их вокальным воспроизведением, с правильным функционированием детского голосового аппарата, с развитием вокально-интонационных навыков учащихся ДМШ на уроках сольфеджио.
Основная задача - это выявление, отбор и систематизация мелодических оборотов, которые формируют устойчивую базу внутренних слуховых представлений и ладовых закономерностей в сознании учащегося.
Работу с нотным текстом следует рассматривать как целый комплекс различных упражнений в практической работе с учащимися:
- сольфеджирование;
- чтении с листа;
- восприятие и анализ мелодий или мелодических оборотов на слух;
- импровизация;
- сочинение простейших мелодий;
В методике овладения учащимися интонируемых мелодических оборотов применяется принцип поэтапного освоения ряда мелодических комплексов, сформированных в соответствии с изучаемым теоретическим материалом.
Усвоение комплексов упражнений распределяется на два периода обучения: начальный (младшие классы) и основной (средние и старшие классы).
Формирование навыков интонирования учащимися начального периода обучения связно с формированием устойчивых звуковысотных представлений лада, то есть овладение учениками комплексом типовых мелодических оборотов, основой которых являются интонационные попевки, формирующие слуховые представления о системе взаимоотношений устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Понятие звуковысотность для учащегося начального периода обучения – абстрактное, так как оно не подкрепляется теоретически ми знаниями и базируется только на слуховом восприятии и вокальном интонационном подражании. Опираясь на абстрактные слуховые ощущения в представлении о звуковысотности, учащемуся достаточно трудно понять и осмыслить интонируемый мелодический оборот или попевку в ладу, даже если этот оборот идеально интонируется им с голоса или в подражание звучащему инструменту.
Еще более сложным представляется процесс аналитического восприятия оборота, если у ребенка есть трудности с чистым интонированием или он находится в зоне не сформированной системы координации между слуховыми представлениями и интонационным воспроизведением мелодического оборота.
В условиях группового преподавания сольфеджио индивидуальный подход к учащемуся достаточно минимальный, поэтому приемы и формы работы, используемые на уроках должны быть одинаково понятны и удобны для всех учеников. Так же очень важно учитывать уровень природных способностей детей, обучающихся в группе. Так Б. Ананьев в своем исследовании Теория ощущений отмечает что в основе слухо-пространственного различения лежит система связей между слухом, мышечно-суставными ощущениями и пространственным зрением, т. е. задействована система координации [1, c. 433].
Слуховой компонент системы восприятия может быть охарактеризован как постоянно развивающийся элемент, который определяется динамикой осознания учащимися мелодических оборотов от подражания к осмыслению. Мышечное восприятие теснейшим образом связано с правильным звукообразованием, которое является основой точного интонирования. Соответственно, при отборе упражнений для пения необходимо учитывать возрастные физиологические особенности развития детей. Пространственное зрение концентрирует внимание учащихся на нотной записи исполняемого упражнения (каждое записывается в тетради) и его расположении на фортепианной клавиатуре, т. е. акцентирует внимание на соотношении ступеней в отрезке ладового звукоряда. Опираясь на эти три составляющие процесса восприятия, предлагаемый комплекс интонируемых упражнений ориентирован на активное действие и взаимодействие каждого из перечисленных элементов системы.
В отборе и систематизации мелодических оборотов для распевания учитываются следующие критерии:
- лаконичность мелодического упражнения (двутактовые построения в начальный период обучения с постепенным увеличением продолжительности построения до восьми тактов в основной период обучения);
- доступность воспроизведения упражнения учащимися при сольфеджировании (соответствие по диапазону и теоретической основе каждому этапу обучения);
- постепенное расширение вокального диапазона (от одного повторяющегося звука до октавного диапазона);
- усложнение интонируемых мелодических оборотов в соответствии с освоением теоретического материала программы по сольфеджио;
Процесс восприятия учащимися изучаемых интонационных оборотов, их осознание, запоминание и узнавание в музыкальном тексте произведения условно делится на два этапа.
1.Визуально-слуховой (восприятие, запоминание и воспроизведение мелодического оборота посредством подражания голосу или инструменту).
2.Аналитический (исполнение мелодического оборота с четким осознанием теоретической основы исполняемого).
Визуально-слуховой этап должен быть наиболее удобным и не трудным для учащегося по восприятию и выполнению задания. К трудностям такого рода следует отнести:
- отсутствие или недостаточное развитие навыка координации между слуховыми впечатлениями и их вокальным воплощением;
- небольшой диапазон учащегося;
- не удобный темп исполнения упражнений ( слишком быстрым);
Также необходимо учитывать индивидуальное психологическое состояние ученика в момент выполнения конкретного задания и специфические психологические особенности личности младшего школьника:
- отсутствие устойчивого концентрированного внимания;
- повышенная активность учащегося;
- быстрая утомляемость;
- общий вялый эмоциональный тонус;
- зажатость и закрепощенность.
Учитывая вышеперечисленные психологические особенности личности младшего учащегося, формы работы, выбираемые для урока, должны способствовать формированию комфортной психологической атмосферы для обучения, что в конечном итоге приведет к предельной продуктивности в восприятии и выполнении изучаемых упражнений.
Для реализации этих методических установок урока используется прием хорового пения ( упражнения поются хором), так как именно этот вид певческой деятельности способствует формированию наиболее благоприятных условий как психологических, так и учебнометодических. Хоровое пение естественным образом помогает распознать огрехи интонации учеников, у которых отсутствует природная чистота интонирования, и адаптирует учащегося к интонационным трудностям и звуковой атмосфере, возникающей вокруг него. Эта звуковая атмосфера способствует вокально подражать чистой интонации и, уже на подсознательном уровне, формирует основы координационного взаимодействия слуха и голоса у учащегося.
Аналитический этап связан с формированием зрительно-пространственного восприятия музыкального материала, поэтому каждое интонируемое упражнение предварительно записывается преподавателем на доске, а учащимися – в тетради. Для более эффективного запоминания данные упражнения можно записывать в виде секвенций. Началом построений являются тональности, первые ступени которых расположены на основных звуках тональности C dur.
Так же, на первых этапах знакомства с нотной грамотой, звуковысотным и тоновым соотношением звуков целесообразно каждому учащемуся петь вслух и исполнять упражнение на инструменте, в крайнем случае на макете клавиатуры, что во многом облегчает понимание основополагающих принципов звуковысотных и ступеневых соотношений в ладу. Эта эффективная форма работы приводит к более быстрому и осознанному ориентированию детей на инструменте.
Важным условием освоения предлагаемых упражнений является интенсивность подачи изучаемых попевок. Каждому мелодическому обороту отводится один или два урока. Более быстрый темп освоения не целесообразен, так как целью данных упражнений является не только работа с определенной интонацией, но и четкое осознание интонируемых звуков. В процессе пения упражнений из урока в урок, постепенно закладывается база ладоинтонационных связей. Так при пении мелодических оборотов в поддерживающем сопровождении, звучащем на фортепиано, используются гармонические обороты (плагальные и автентические наклонения), которые организуют слух учащегося и воспитывают четкое ощущение движения интонации попевок к тонике. Такой навык облегчает в последующем развитии учащегося осознание и ориентирование в ладу на основе ступеневых и звуковысотных соотношений.
Изучаемая группа интонационных оборотов объединяется в единый мелодический комплекс, теоретической основе которого соответствует один год обучения. Граница перехода от одного комплекса к другому достаточно условна. За счет повторения из урока в урок конкретного перехода между пройденными и уже освоенными мелодическими оборотами нет. Для лучшего усвоения пройденного мелодического оборота следует в домашнем задании закреплять данный оборот игрой на фортепиано в виде секвенции, а на уроке включать изучаемый оборот в песенный материал и в запись диктанта.
Выбор упражнений-попевок и их последовательность изучения в начальный период обучения теснейшим образом связаны с формированием правильного звукообразования. Под словосочетанием правильное звукообразование, следует понимать воспитание у учащихся основных певческих навыков и вокальных установок. К таким установкам прежде всего относятся:
- пение естественным звуком, без крика и напряжения;
- четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ);
- работа над дикцией (произношение гласных в единой округлой манере формирования);
- работа над дыханием (формирование навыка плавного и экономного вздоха);
Как было отмечено выше, основной целью предлагаемых упражнений является последовательное формирование комплекса мелодических оборотов в сознании учащегося с последующим свободным владением этими комплексами в различных формах практической деятельности на уроках сольфеджио.
Начальный период обучения включает в себя изучение нотной грамоты, освоение простейших элементов музыкального языка, таких как повторность звуков, поступенное восходящее и нисходящее движение, движение мелодии только по устойчивым звукам тонического трезвучия, опевание устойчивых ступеней, интонирование качков в мелодии с доминанты на тонику и с тоники на доминанту. Все эти элементы музыкального языка раскрываются в первоначальных упражнениях, так как они часто встречаются в народно-песенном материале и в музыкальных произведениях классиков. Например:
Упражнение No 1: интонирование основного тона тональностей C dur, D dur, E dur, F dur, G dur, A dur, B dur, в размере 2/4, с повторением каждого звука. Исполняется легким звуком staccato, последний звук tenuto. Ладовая основа каждого интонируемого звука тоническая, за счет инструментального сопровождения, опирающегося на гармонический оборот плагального наклонения (Т–S–Т), который играет педагог. Задачей этого упражнения является: организация правильного звукообразования, обеспечивающее точное нтонационное начало и усвоение звуковысотной последовательности мажорного звукоряда, посредством интонирования повторяющихся звуков соседних ступеней, выработка первичного навыка транспонирования.
Упражнение No 2: Пение трихорда, использующего I–II–III ступени мажорного лада вверх и вниз, способ звуковедения legato, тональности C dur, D dur, E dur, F dur, G dur, A dur, B dur. Задача упражнения: формирование основы ладового ощущения мажорного звукоряда в диапазоне б.3.
Упражнение No 3: интонирование опевания I ступени лада при двух вариантах по следовательности ступеней (I–VII–II–I; I–II–VII–I), способ звуковедения legato, тональности C dur, D dur, E dur, F dur, G dur, A dur, B dur. Задача упражнения: введение понятий вводные звуки и опевание, формирование навыка разрешения вводных звуков в тонику.
Упражнение No 4: Пение восходящего тонического трезвучия с последующим нисодящим поступенным заполнением звукоряда, способ звукоизвлечения legato, тональности C dur, D dur, E dur, F dur, G dur, A dur,B dur. Задача упражнения: совмещения двух мелодических компонентов в одном построении, увеличение продолжительности оборота до четырех тактов.
Далее к освоенным мелодическим оборотам постепенно добавляются новые обороты, которые соответствуют изучаемым теоретическим элементам по программе музыкальной школы. Комплексы мелодических оборотов могут видоизменяться, что может быть связано с подготовкой учащихся к дальнейшему поступлению в средние специальные музыкальные учебные заведения. Стабильными должны оставаться общие методические установки, связанные с систематизацией вокально-интонационных упражнений и их практическим воплощением.
Следующим моментом в формировании мелодического ладового слуха является фиксация точных интервальных отношений, которая входит неотъемлемым элементом в понятие лад. Интонирование интервалов не может в полной мере осуществлен через речевую интонацию. Здесь требуются иные, в частности, музыкально-акустические основания. Освоение интервалики входит в задачу курсов сольфеджио буквально с первых уроков. Надо, чтобы ученики слышали и воспроизводили не вообще движение вверх или вниз, а секунду, терцию или кварту, то есть конкретный, точно фиксированный интервал. Они должны быть усвоены практически, в живом интонировании художественного материала, который нужно тщательно подобрать и системно, с учетом дидактической целесообразности организовать. Учащимся так же нужно предлагать не секунды и терции, а построенный из них песенный материал. Одна песенка будет основана на поступенном движении, в другой встретятся не только секунды, но и кварты.
Опираясь на результаты, полученные в процессе использования описанной системы распевания, можно сделать вывод, что эта система является эффективным средством учебного процесса. Владение учащимися комплексом вокально-интонационных упражнений, позволяет полноценно развивать певческие навыки, воздействовать на осознанное и активное восприятие теоретического материала, свободно применять полученные знания и навыки в различных видах музыкальной деятельности.
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. 455 с.
2. Интернет ресурсы.
3. Личный опыт работы.
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Создать дипломы