учитель. Автор: Руппель Елена Геннадьевна. Работа №134400
Контрольная работа по литературному чтению 4 класс
Прочитайте текст.
Ю.Подкорытов
Каслинская шкатулка
Жила-была девочка. По имени Алёна, по отчеству Юрьевна. Так было записано в документе, а документ хранился в старинной каслинской шкатулке. Сразу видно, что шкатулку эту сработали искусные руки. Чугунный кружевной узор казался лёгким и прозрачным, а на верхней крышке было вот что: круг солнца, а под ним расцветал подснежник. Шкатулка уже много лет хранила семейные документы, разные памятные вещички и кое-какие секреты. Впрочем, так думала только Алёна Юрьевна, потому что взрослые ни под каким видом не разрешали заглянуть туда.
— Всему своё время...— так частенько говорил папа и ещё добавлял: — Надо было тебя, дочь моя, Варварой назвать. По старой русской пословице.
— Это по какой же?
— А такой: любопытной Варваре нос оторвали.
Эту неизвестную Алёне Юрьевне Варвару вспоминали в доме частенько. Видимо, у неё и в самом деле был слишком длинный нос. Но даже и знаменитая Варвара не сумела бы открыть шкатулку — мастер, большой выдумщик, приладил такой хитрый замочек, который подчинялся только взрослым. Ах, эти секреты! Они таинственно шуршали в шкатулке, мелодично звенели и, как казалось Алёне, тоже очень желали рассекретиться. Но — всему своё время. Итак, жила-была... Погодите, погодите — почему жила-была? Да она и сейчас живёт-поживает в большом голубом доме, что стоит на углу улицы Сталеваров и проспекта Металлургов. И учится в 3 "Д" классе средней школы на шоссе Доменщиков. Странно, что вы её не знаете! Алёна и её подружки — люди, известные среди дворников, служащих домоуправления, продавцов мороженого и газированной воды. Потому что все асфальтовые дорожки разрисованы цветными мелками; шумные игры устраиваются как раз под окнами домоуправления; Алёна и её подружки — постоянные покупательницы сладкого. Во все времена года. Что ещё рассказать об Алёне Юрьевне? Девочка она образованная и давным-давно решает задачи на сложение. К примеру — одну порцию шоколадного мороженого приплюсовать к сливочному. И прибавить стакан газированной воды с двойным сиропом. С пастой, зубной щёткой и мылом она дружна. А вот с большой расчёской не очень — расчёска больно дёргает за волосы. Зеркало Алёна Юрьевна совсем не любит. Такое неправдивое зеркало! Показывает всякий раз белобрысенькую девчонку, да ещё с веснушками. А вместо носа какую-то розоватую пуговицу.
Профессию себе Алёна Юрьевна выбрала окончательно и бесповоротно.
Это дворник, доктор, повар, милиционер, гимнастка, космонавт.
Но больше всего любит Алёна Юрьевна рисовать цветными мелками,
карандашами, акварельными красками, фломастерами и просто шариковой ручкой.
Растёт Алёна Юрьевна в большой рабочей семье, которую взрослые часто называют мудрёным словом — династия. И это означает, что глава семьи — мастер-доменщик Иван Матвеевич Веснушкин, его сыновья и дочери, взрослые внуки и внучки работают на одном металлургическом заводе. Когда вся династия собирается вместе, в доме становится тесно и шумно. На стол подаются знаменитые уральские пельмени. А на кухне, ожидая своего часа, пыхтит старинный самовар.
Обычно к самовару выставляется варенье: вишнёвое, малиновое, клубничное, земляничное, смородиновое.
Понятно, что Алёна Юрьевна успевает попробовать все сорта. Да ещё маленький кусочек слоёного пирога, именуемого «Стёпкой-растрёпкой». За столом взрослые ведут непонятные разговоры. То и дело слышатся такие слова: домна, руда, чугун, мартен, конвертор. А чаще других — длинное-предлинное слово: ре-кон-струк-ция. Его всегда произносили так, что слово это хотелось написать непременно большими-пребольшими буквами. Алёна написала. И показала деду. Иван Матвеевич восхитился:
— Правильно, Алёна Юрьевна. Только маленькую поправочку надо. И дописал: "Даёшь реконструкцию!".
— Хорошее это слово — даёшь! Когда я был молодым, оно у нас на первом месте стояло. Даёшь Магнитку! Даёшь тракторный! Даёшь пятилетку! Слово это...
— ... волшебное?
— Во-во! Это ты в самую точку попала. Именно волшебное... Реконструкция-то что значит: скажут старенькой домне "спасибо" за службу, уберут с рабочего места, а на её фундаменте поставят новую печь. И начнёт эта новая домна выдавать чугун в огромном количестве. Больше чугуна — больше стали. А куда сталь идёт?
Алёна огляделась. И оказалось, что многие вещи дружат с металлом:
телевизор, пылесос, плита, стиральная машина, дверные замки, кастрюли,
ложки-поварёшки и даже — детские игрушки!
Так вот отчего днём и ночью громыхает огромный завод! По широким лентам стремительно проносятся огненные слитки. Металл становится станками, машинами. И жаркие его реки текут и текут... Алёна давно заметила — когда дед рассказывает о заводе, о домне, о металле, лицо его сразу молодеет. В голубых глазах прыгают искорки, а морщинки на лбу куда-то исчезают. Дед говорит о чугуне, словно о старом добром приятеле. Алёна даже представила: дед приходит в свой доменный цех и крепко жмёт горячую руку чугуна: — Как поживаешь, дружище?
Вопросы и задания к тексту:
1.Определи жанр и тему этого произведения. Отметь ответ
1) Бытовая сказка
2) Рассказ о природе
3) Рассказ о людях
2. К какому жанру устного народного творчества относится выражение: «Любопытной Варваре нос оторвали»? Отметьте правильный ответ
1) Загадка
2) Скороговорка
3) Пословица
3. Какое средство художественной выразительности использует автор, в выражении: «Чугунный кружевной узор…» Отметьте правильный ответ
1) Эпитет
2) Сравнение
3) Олицетворение
4. «Дед говорит о чугуне, словно о старом добром приятеле. Алёна даже представила: дед приходит в свой доменный цех и крепко жмёт горячую руку чугуна: — Как поживаешь, дружище?» Какое средство художественной выразительности использует автор, рассказывая о чугуне? Отметь правильный ответ
1) Эпитет
2) Метафора
3) Олицетворение
5. Какие же секреты могут храниться в каслинской шкатулке? Опиши её.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как ты понимаешь слово "династия"?________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Многие вещи «дружат» с металлом. Найдите и выпишите из текста названия этих вещей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8. Определите тему пословицы: «Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто». Отметьте правильный ответ
1) О дружбе
2) О Родине
3) О человеке
4) О труде
9. Какие непонятные слова слышала Алёна от взрослых, когда все собирались за столом? Выпиши их из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Опиши главную героиню рассказа - Алёну. «Нарисуй» её словесный портрет.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План стандартизированной контрольной работы
№ задания
Раздел программы (содержательная линия)
Проверяемый планируемый результат
Уровень сложности
Тип задания
Время выполнения
Максимальный балл
1
Литературоведческая пропедевтика
Различать произведения разных жанров
базовый
с выбором ответа
1
2
Литературоведческая пропедевтика
Различать жанры устного народного творчества
базовый
с выбором ответа
1
3
Литературоведческая пропедевтика
Различать средства художественной выразительности
базовый
с выбором ответа
1
4
Литературоведческая пропедевтика
Различать средства художественной выразительности
базовый
с выбором ответа
1
5
Виды речевой и читательской деятельности
Воспроизводить в воображении словесные художественные образы.
базовый
свободный ответ
2
6
Виды речевой и читательской деятельности
Объяснять значение слова с опорой на контекст.
базовый
свободный ответ
2
7
Виды речевой и читательской деятельности
Находить ответ в тексте.
базовый
выписать ответ из текста
2
8
Литературоведческая пропедевтика
Определять тему пословицы
повышенный
с выбором ответа
2
9
Виды речевой и читательской деятельности
Находить ответ в тексте.
повышенный
с выбором ответа
2
10
Виды речевой и читательской деятельности
Умение составлять характеристику персонажа, опираясь на содержание текста.
повышенный
развёрнутый ответ
2
40 мин
Общий балл
16
Инструкция по проверке и оценке работы
№ задания
Планируемый результат
Правильный ответ
Критерии оценивания /
Максимальный балл
1
Различать произведения разных жанров.
3
1
2
Различать жанры устного народного творчества.
3
1
3
Различать средства художественной выразительности.
1
1
4
Различать средства художественной выразительности.
3
1
5
Воспроизводить в воображении словесные художественные образы.
Свободный ответ
2
6
Объяснять значение слова с опорой на контекст.
Свободный ответ
2
7
Находить ответ в тексте.
Выписать из текста:
«…телевизор, пылесос, плита, стиральная машина, дверные замки, кастрюли, ложки - поварёшки и даже — детские игрушки!»
2
8
Определять тему пословицы.
4
2
9
Находить ответ в тексте.
домна, руда, чугун, мартен, конвертор, реконструкция.
2
10
Умение составлять характеристику персонажа, опираясь на содержание текста.
Развёрнутый ответ
2
16
Примерный вариант оценивания на основе «принципа сложения»
% выполнения от максимального балла
Количество баллов
Цифровая отметка
Уровневая шкала
100-80
16-13
5
Повышенный
80-65
12-10
4
65-50
9-8
3
Базовый
Менее 50%
Менее 8
2
Недостаточный