Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Методическая разработка урока географии в 5 классе по теме " Ориентирование. Компас". Автор: Кирсанова Татьяна Васильевна. Работа №135592

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
конкурс работников образования
Описание:
Цель : сформировать представление об ориентировании, способах ориентирования, компасе и его значении. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная. Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно – коммуникационные, проблемного обучения.
Работа:

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кшенская основная общеобразовательная школа»

Советского района Курской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока географии в 5 классе

по теме «Ориентирование. Компас».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель географии Кирсанова Татьяна Васильевна.

 

 

 

 

Цель урока: сформировать представление об ориентировании, способах ориентирования, компасе и его значении.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся со способами ориентирования в пространстве; показать значимость умений ориентироваться в пространстве; раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества.
Развивающие: сформировать умения работать с компасом; развивать мышление, воображение, способности к самостоятельному решению задач.
Воспитательные: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать самостоятельно, применять полученные знания и умения в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта .
Предметные: знать понятия ориентирование, стороны горизонта, компас, уметь применять полученные знания для определения своего положения в пространстве.
Метапредметные результаты:
-регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
-познавательные УУД: умение извлекать информацию из разных источников, понимать значение географических знаний; работать с компасом.
-коммуникативные УУД: формировать умение работать самостоятельно, находить решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать учителя.
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.
Оборудование: презентация «Ориентирование на местности. Компас», учебник «География. Начальный курс 5 класс» И.И. Баринова, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина, атлас, карточки, компасы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно – коммуникационные, проблемного обучения.
Ход урока
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Предлагаю вам настроиться на хорошую, плодотворную работу на уроке. Сегодня мы с вами отправляемся за багажом новых знаний! Желаю удачи!
Вспомните о чем мы с вами говорили на прошлом уроке, для этого отгадайте загадки.
1) Бежать, бежать —
Не добежать,
Лететь, лететь —
Не долететь. (Горизонт.)
2) Туда дойти мы не смогли,
Где неба край и край земли. (Линия горизонта).
3) Ветер с горки прилетел,
Прогуляться захотел.
Облетел наш ветерок
Север, запад, юг, восток! (Стороны горизонта.)
Итак, на прошлом уроке мы изучали тему «Стороны горизонта».

- Вспомните, пожалуйста, что такое горизонт?

- Какие основные и промежуточные стороны горизонта вы знаете?( Ответы учеников.)

Задание 1.Определить обратное направление пути.


Оцените друг друга. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».

2. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня у нас непростая, но очень интересная и важная тема. Перед вами картина Васнецова В.М. «Витязь на распутье». К этой картине я зачитаю небольшой отрывок, послушайте его и попробуй-те догадаться о чем сегодня на уроке пойдет речь.

На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись:

«Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь;

налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь;

прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь».

С какой проблемой столкнулся герой картины?

( Обучающиеся отвечают на вопрос.)
Ученик: Куда идти, в каком направлении.
Учитель: Верно! Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Ученик: Ориентирование. Компас.
Учитель: Верно! Тема нашего урока «Ориентирование. Компас».

Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Как вы думаете, что вы узнаете на уроке и чему должны будете научиться? (перечисляют...). Какие цели при изучении этой темы, вы перед собой поставите?
(Ученики предполагают, называют...)
Учитель: Правильно! Цели нашего урока: выяснить, что такое «ориентирование, компас»; познакоми-ться со способами ориентирования на местности (слайд 1).

3.Изучение нового материала.

Ориентирование (работа учеников с текстом учебника на стр. 79).

Учитель: Как называют умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов?( Ориентирование.)

Составление Кластера

 

 

 

Для человека, оказавшегося в незнакомой местности, ориентирование – одно из важнейших условий обеспечения жизнедеятельности. Уметь ориентироваться должен каждый и взрослый и ребенок. Ведь это жизненно необходимый навык. Какие вы знаете способы ориентирования на местности?
Ученик: Ориентироваться можно по компасу, звездам, тени от Солнца и др.
Учитель: Правильно! Ориентироваться можно по карте, компасу, небесным светилам, а также по различным признакам и объектам местности. Предлагаю вам познакомиться с ними более подробно.
Компас. ( Рассказ учителя с элементами беседы.)

Учитель: Компас — это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.

Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XII в. арабские мореплаватели.

В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям — румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушку мастер также нанес рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.

Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в прошлом веке русским военным топографом капитаном Петром Адриановым. Этот компас так и называется – компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из металла, а теперь делаются из пластмассы. Он имеет несложное строение. В коробочке на острие иглы закреплена свободно вращающаяся магнитная стрелка - самая важная часть прибора. Синий ее конец показывает на север, а красный на юг. Специальный рычажок, который обычно расположен сбоку коробочки, может фиксировать стрелку в нужном положении ( слайд 2).

- Кто уже пользовался компасом?

- Для чего служит компас? (Для определения сторон горизонта.)

- Как вы думаете, чтобы научиться пользоваться компасом, что необходимо знать? (Нужно знать его строение, из каких частей он состоит.)
Учитель: Верно.

-А как вы думаете, почему стрелка компаса должна быть строго сориентирована в направлении север-юг? (Расположение магнитной стрелки связанно с магнитными свойствами нашей планеты. )

- Посмотри на рисунок с компасом, назови градусы соответствующие сторонам горизонта.

Практическая работа с компасом. 

Положите корпус компаса на вашу руку. Осторожно откройте зажим.

– Что происходит со стрелкой? (Начала двигаться.)

Значит, стрелка не приклеена на стержень, она свободно вращается на стержне.

– Осторожно поворачиваем корпус, чтобы острие стрелки, совпало с буквой С. Стрелка показывает на север. Противоположный конец стрелки показывает на юг, слева – запад, справа – восток.

Откройте учебник, на стр. 80 и прочитайте текст «Как работать с компасом».

Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности.

Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква

С

или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.

В этом положении стрелка компаса показывает направление север – юг.

Уч-ся самостоятельно выполняют задание.

 

 


 

 


Учитель: А не пора ли нам отдохнуть? Проведем физкультминутку.

Физкультминутка.
Тихо встаньте. Подравняйтесь.
Влево, вправо наклоняйтесь.

Север, запад, восток, юг,
Выпрямляйся, милый друг.
А теперь рывки руками:

Раз, два, три, четыре,
Открывайте руки шире.
Повороты начинайте
Ориентир не забывайте!
Два на запад – на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь, повторяйте,
Время даром не теряйте!
Учитель: Безусловно, ориентироваться по компасу удобно и легко. Но вот что делать, если компаса под рукой нет?
Ученики: Можно ориентироваться по другим признакам (называют некоторые из способов).
Ориентирование по Солнцу (Беседа с использованием таблицы, слайда 3.)
Учитель: В летний солнечный день ориентироваться можно по Солнцу.

- Давайте вспомним в какой стороне восходит Солнце, а в какой - заходит?

( Ответы учеников.)

Если в полдень встать спиной к Солнцу и развести руки в стороны, то падающая тень будет указывать на север; позади будет юг, справа - восток, слева- запад.

Для наших средних широт можно использовать данные, указанные в таблице (предварительно таблица оформлена на доске.)


А вот что делать, если на улице ночь?

Ученик: Тогда есть возможность ориентироваться по звездам.
Ориентирование по звездам. ообщение ученицы).
Этот способ ориентирования самый древний, не раз выручавший мореплавателей и путешественников. Самое сложное в этом способе, найти на небе созвездие Большой Медведицы, мысленно соединить две крайние звезды в ковше созвездия и провести прямую линию к Полярной звезде. Если встать лицом к ней, она укажет направление на север, за спиной- юг, слева- запад ,справа- восток.
Ориентирование по местным признакам и объектам.( Ученики читают текст учебника на стр. 82, рассматривают рисунки в атласе).

Учитель: Что нужно сделать, чтобы определение сторон горизонта по местным признакам было точным?( Нужно использовать не один, а несколько признаков.)

Знаете ли вы такие способы ориентирования?
(Ученики приводят примеры.)
Учитель: Все верно! От себя немного добавлю.
1. Кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне, тоньше и эластичнее (у березы светлее) - на южной.
2. На деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны.
3. Годичные кольца на свежих пнях деревьев расположены гуще с северной стороны.
4. Ягоды и фрукты раньше краснеют (желтеют) с южной стороны.
5. Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь.
6.Снег быстрее подтаивает на южных склонах.

И это лишь малая часть способов ориентирования на местности, их очень много.
- А где нам с вами понадобятся знания по ориентированию?(Ответы учеников: Ориентирование нам необходимо при отправлении в поход, в лес, в туристическое путешествие и др.)
Учитель: Правильно! С такими знаниями и навыками нам с вами уже ничего не страшно!

4. Закрепление

А) Игра « Поиск клада».

Б) Укажите стрелками части компаса.

 

 

В) Беседа по вопросам:

-Как правильно пользоваться компасом при определении сторон горизонта?

- Что такое ориентирование?

- Как правильно пользоваться компасом при определении сторон горизонта?

-Какие вы знаете местные признаки, по которым можно определить стороны горизонта?

- Как определить своё местоположение по Солнцу?
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Итак, наш урок подошел к концу, пора подводить итоги. Постарайся ответить на несколько несложных вопросов.

Вопросы:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему вы научились на уроке?

-Все ли цели урока мы выполнили?

Для рефлексии дети берут по смайлику.

Красный – мне все было понятно и комфортно на уроке.

Синий – мне было не комфортно, я ничего не понял на уроке.

6. Домашнее задание.

Запись домашнего задания в дневники.

1. Изучить параграф.

2. Выполнить задания в тетради.

Выставление оценок за урок.
На этом наш урок окончен, всего доброго и до свидания!

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×