Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Наша дружная семья". Автор: Губина Людмила Дементьевна. Работа №137184
МБОУ «Алексеевская СОШ» структурное подразделение «Детский сад «Теремок»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Наша дружная семья»
Подготовила воспитатель Губина Л.Д.
с Алексеевка 2020
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, а также упражнять детей составлять рассказ по фотографиям о семье
- закреплять звук «с» и находить его в словах
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные глаголы с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: альбомы с фотографиями членов семьи ребёнка; « лучики для солнышко, тучки» для игры, сердечки, кружочки красного и синего цвета (для для итога занятия).
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети заходят в группу встают в круг
- Дети, предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встрече «Ласковое имя» .Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы оно не покидало вас в течении всего дня.
Загадка в конверте:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас друзья?
Ваша дружная …семья
Очень мудрые дедули
Две бабули – красотули
Папа мамочка и я - это вся моя семья.
(В конверте картинка или фотография с изображением членов семьи – папа, мама, мальчик, девочка, бабушка, дедушка).
Что такое семья? ( высказывание детей - родные, близкие люди).
-Сегодня мы поговорим о семье.
Назовите членов вашей семьи (высказывание детей).
Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна всем живым существам. Потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Развитие лексико-грамматических категорий.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Поиграем в игру «Кто кем приходится» (обращаясь к ребёнку)
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди
Расскажите о своих родственниках, какие они?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама какая? (картинка мамы) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
Папа - строгий, умный, сильный:
А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, скромная , стеснительная, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
(Вопросы к мало активным детям индивидуально).
Игровой приём: «Распределим обязанности» (дети продолжают высказываться за воспитателем).
Папа - зарабатывает деньги, делает ремонт, играет с детьми
Мама – зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает заботится о детях.
Сын, дочь – убирает, ходит в школу, в магазин , наводят порядок, моют посуду, заботятся за младшими в семье.
Бабушка – вяжет, помогает маме, гуляет с внуками.
Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке гулять с внуками.
Физкульт минутка «Кто живёт у нас в квартире»
Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с собой и членами своей семьи – это самое ценное качество в человеке.)
Пословицы и поговорки:
В хорошей семье , хорошие дети растут.
Кто живёт ладно, у того всё складно.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
-Дети, скажите, с какого звука начинается слово «семья».
Дети…
-У нас игра есть, которая начинается с этого же звука
«Солнышко» (какая ваша семья?»
Названные комплименты дети располагают в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги.
Дети…Родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, крепкая, гостеприимная, здоровая, весёлая…(педагог помогает наводящими словами, например, если занимаются спортом вся семья, то она… спортивная), Вспомните и выделите слова со звуком «с»..
-Бывает на это солнышко заходят тучки.
- Как вы думаете, что разрушает семью?
Дети перечисляют (ссоры, обиды, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки…)
Слова прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко. Чтобы солнышко всегда светило в семье, надо делать так чтобы эти тучки не появлялись.
- Мы не можем оставить такое солнышко, назовём плохие поступки и уберём тучки.
Игра «Радость или огорчение? »
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
Я называю поступок, а вы отвечаете по очереди, передовая мяч, что это радость или огорчение, если плохой поступок, то убираем тучку.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с братом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе, маме красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
-Поделились конфетами с родителями
-Поставили себе красивую чашку на обед
-Вы не пошли на прогулку
-Говорите маме и бабушке спасибо за вкусный обед
Вижу, что вы знаете теперь, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями, как вы думаете для чего этот альбом? Дети…
Читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мамы, папы, детей.
- В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого- то они хранятся вот в таких (показывает) альбомах, у кого-то в компьютере… давайте поближе познакомимся с вашей семьёй.
-Дети, расскажите о своей семье (рассказы 2-3 детей по заданной схеме ).
(Приготовленные буклеты и видео запись детей).
Релаксация. Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, семья, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.
Дети в кругу. Скажите, что вам запомнилось, понравилось на занятии.
На столе лежат сердечки красного цвета и синего цвета, выберите по одному сердечку. Если вам понравилось занятие и вы считаете, что справились со всеми заданиями – возьмите красное сердечко, а если вы считаете, что вам было трудно или вам что то было не понятно возьмите синее .
Итог занятия:
Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.