«Формирование сенсорных эталонов посредством дидактических игр и упражнений». Автор: Петойкина Ольга Николаевна. Работа №140319
Старший воспитатель
Петойкина Ольга Николаевна
МБДОУ «Детский сад № 434 «Родничок»
город Нижний Новгород
Семинар-практикум для воспитателей
«Формирование сенсорных эталонов посредством
дидактических игр и упражнений»
Программа семинара
I часть: (февраль)
Теоретический лекторий
:
1.1.цель, задачи, этапы формирования сенсорных эталонов у дошкольников
1.2.предметная среда как средство развития сенсорных эталонов
Презентация
сенсорных пособий
и
дидактических идей на
мультимедийном
оборудовании
Круглый стол: формы работы с родителями
II часть: ( апрель )
4. Вступительное слово старшего воспитателя Петойкиной О.Н.
5. Презентация воспитателями дидактических игр, сделанных своими руками
Выводы
Обмен мнениями
I часть
Дошкольный возрас
т-
самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире, распознавании творческих способностей ребенка.
Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи). В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
Цель
: формировать умения детей фиксировать полученные в результате активного использования всех органов чувств
,
впечатления об окружающем мире посредством
дидактическх
игр.
Для решения поставленной цели ставятся следующие задачи:
формировать сенсорные способности детей в разных видах деятельности
обогащать опыт детей новыми способами мышления, закреплять полученные навыки
знакомство со свойствами
и качествами предметов через дидактические
игры
Этапы формирования сенсорных эталонов через дидактические игры
1этап. Подготовительный
диагностика уровня
сформированност
и
сенсорных представлений
обследование развивающей предметно-пространственной среды группы
диагностика уровня педагогической компетентности родителей (законных
представителей) детей / по анкетам /
определение форм, методов и приемов работы
2 этап. Практический
Чувствительный опыт служит основой для познания мира, базой развития ребенка.
Сенсорные эталоны включают в себя:
развитие общей и мелкой моторики рук
тактильно-двигательное восприятие
восприятие форм, цвета, величины
развитие зрительного восприятия
развитие слухового восприятия
3 этап. Заключительный
Результативность проделанной работы.
Изучение динамики
1.2. Предметная среда как средство развития сенсорных эталонов
В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величины, формы, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может составить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение. Цель сенсорного воспитания- гармоничное развитие детей. Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек и т.п.
Предметная среда помогает решать следующие задачи сенсорного воспитания:
Создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка
Содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различных материалов (дерево, бумага, ткань…)
Обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности
Для решения данных задач придерживаются следующих принципов: -сенсорной насыщенности; - взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития; - интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач; - обеспечения активной познавательно-сенсорной практики; - тесного взаимодействия семьи и ДОО
При организации предметной среды необходимо соблюдение следующих правил: 1.Используемый материал и игрушки должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям. 2.Среда должна обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. 3.Создавать комфорт пребывания детей.
Презентация дидактических идей
Презентация воспитателям подборки сенсорных пособий в соответствии с возрастом детей и сенсорными эталонами:
развитие общей и мелкой моторики рук
:
"Гнездо", "Фонарики", "Буквы", "Пальчики здороваются", "Коза-де
реза", "
Сорока-белобока
" и т.д.
тактильно-двигательное восприятие
"Подбери чашку к блюдцу", "Нарядим куклу на прогулку", "Найди пару", "
Больше-меньше
", "Угадай на ощупь", "Узнай фигуру", "Узнай по контуру", "Найди ящичек",
"Собери матрешку"
, "Найди нужную фигуру", " Покаж
и фигуру",
Сенсорные панно
"П
оляна в лесу"; Сенсорная тропа для ног
, и др.
восприятие форм, цвета, величины
"Найди
премет
такой же формы", "Коврик", "Составь целое из частей", "Какая фигура лишняя"
,"
Определи правильно"
,
"Палочки в ряд", "Сравни по высоте", "Пирамидки", "Разноцветные кружки", "Разложи по размеру", "Расставь по порядку", "В какую коробку", "Выполни задание"
,
"Какого цвета не стало", "Собери гирлянду", "Сплети коврик из цветных полосок", "Сложи радугу", "Неразлучные цвет
а", "Узнай цвет предмета" и др.
развитие зрительного восприятия
"Знаковая таблица", "Наложенные изображения"
,"
Парные изображения", "Запомни и нарисуй","Цветочки","Переверну
тые изображения","Найди цветок".
Демонстрация дидактических идей с целью помощи для дальнейшего создания воспитателями дидактических игр сенсорного содержания своими руками.
Обмен мнениями между педагогами.
Круглый стол
.
Формы работы с родителями
Путем коллегиального обсуждения из предложенных Ольгой Николаевной высказываний и тезисов были выбраны следующие формы
консультация о подборе развивающих сенсорных игр
индивидуальные беседы с рекомендациями
круглый стол, совместные игры
помощь в выборе
развивающих сенсорных игр
подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на сенсорное развитие
совместное изготовление сенсорных пособий и дидактических игр
I I часть
Вступительное слово
старшего воспитателя
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для многих видов труда и для успешного обучения ребенка в детском саду, а затем и в школе.
Выставка - п
резентация воспитателями изготовленных своими руками дидактических игр и пособий
6. Выводы
1. Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, способствуют усвоению сенсорных эталонов
2. Работа с дидактическими материалами и играми способствует развитию познавательных способностей
3. На основе использования игр, обогащающих чувствительный опыт, у детей развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас
4. Дети самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, величину, форму, называют свойства предметов
5. Дети умеют играть в паре, небольшими подгруппами
7.Обмен мнениями о полезности семинара