Название работы:
сценарий занятия "Жизнь или виртуальная реальность". Автор: Зыкина Лариса Алексеевна. Работа №140409
Дата публикации:
22.03.2020
Автор:
Зыкина Лариса Алексеевна
Номинация:
Конкурс профессионального мастерства
Описание:
Занятие ориентировано на то, чтобы ребята осознали всю степень ответственности за свою жизнь, своё будущее. Проходит не в форме запугивания, а в форме разъяснения, разоблачения мифов.
Работа:
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ
ДИСКУССИОННОГО КЛУБА
ПО ТЕМЕ: Жизнь, или виртуальная реальность
(Профилактика компьютерной зависимости)
Жизнь или виртуальная реальность
Цель: Профилактика компьютерной зависимости у подростков.
Задачи:
— информирование учащихся о негативном влиянии компьютера на жизнь и здоровье человека;
— развитие навыков социальной коммуникации;
— воспитание ответственности за свою жизнь.
Контингент: подростки 13-17 лет.
Материалы: проектор и экран для демонстрации ЦОР.
Ход мероприятия:
I. Приветствие ведущего
Здравствуйте, ребята! Разрешите представиться: я психолог социально-психологической службы центра …и…….
Предлагаю вам посмотреть трёх минутный ролик, который обозначит тему нашей сегодняшней встречи.
Ролик Вступление (из дет. фильма Чарли и Шоколадная фабрика)
Ведущий: Как мы с вами можем обозначить тему нашей беседы, исходя из просмотренного видео?
Учащиеся отвечают
1 слайд
Ведущий: Да, мы сегодня говорим с вами о компьютерной зависимости. И у меня есть к вам вопрос — чем отличаются реальная и виртуальная жизнь?
Учащиеся отвечают
Ведущий обобщает ответы ребят и делает вывод: виртуальная жизнь не может заменить реальных друзей, реальных отношений, событий и реальных достижений.
Ведущий: А сейчас мы с вами рассмотрим основные понятия, связанные с темой компьютерной зависимости.
II. Основная часть
Презентация Компьютерная зависимость подростков
2 слайд
Определение что такое компьютер (классическое и шуточное)
Компьютер
– это такая машина, которая предназначена для решения проблем, которых бы у вас не было, если бы вы не имели компьютер
Компью́тер (англ.computer, МФА: [kəmˈpjuː.tə(ɹ)][1]— вычислитель)— устройство или система, способное выполнять заданную чётко определённую изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой[2].
3 слайд
Актуальность данной темы.
Южнокорейские врачи бьют тревогу в связи с тем, что у все большего числа молодых людей, с ранних лет пристрастившихся к компьютерам, выявляется раннее слабоумие или когнитивные расстройства, сообщает ИТАР-ТАСС. Доходит до того, что 15-летние ребята даже не в состоянии запомнить шесть цифр кодового замка своей квартиры
Расстройству познавательных способностей особенно подвержены те юноши и девушки, которые с ранних лет большую часть времени проводили у телевизора, компьютера или за игровыми приставками.
У детей, которые много времени проводят с цифровыми гаджетами, ослаблена способность переводить информацию в долгосрочную память, - отмечает психиатр Ким Дэ Чжин из сеульского госпиталя Святой Марии.
В Республике Корея (РК) самая высокая в мире обеспеченность населения беспроводными широкополосными сетями. Свыше 67% жителей страны в возрасте 16 лет и старше пользуются смартфонами, и это также самый высокий показать в мире.
Если в 2011 г. смартфоны имелись у 21,4% подростков, то сейчас этот показатель составляет 64,5%, информирует Министерство научного прогнозирования РК.
Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет!
Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.
Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу.Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым, — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.
Ты будешь шокирован, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу, — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём волноваться.
4 слайд
Что такое компьютерная зависимость? (определение)
Сначала этот вопрос задаётся ребятам, потом показываем определение на экране.
По мнению экспертов Американской медицинской ассоциации, опасность стать зависимым грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более 2-х часов в день. Это же касается тех, кто ночи напролёт сидит в Интернете.
Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском идеальной реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение, но через некоторое время требуется всё больше сил, времени и оно поглощает всю жизнь человека.
Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения.
5 слайд
Кого затрагивает компьютерная зависимость?
Вопрос детям: Кто на ваш взгляд чаще страдает от компьютерной зависимости?
6 слайд
Основные типы компьютерной зависимости: сетеголизм и кибераддикция
Сетеголизм
Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.
У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.
Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:
навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
предвкушение следующего сеанса он-лайн;
увеличение времени, проводимого он-лайн;
увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно остывают к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям.
Кибераддикция
Аддикция (от англ. addiction — зависимость, пагубная привычка) — в широком смысле, ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и/или связано с персональными или социальными проблемами индивида. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, табакокурение, алко-зависимость, но в нынешнее время применяется и к не химическим зависимостям. Например, поведенческие зависимости: интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм и т.п.
Т.е. можно говорить, что кибераддикция — это поведенческая зависимость, при которой, человек проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.
7 слайд
Причины компьютерной зависимости
Вопрос детям: Как вы думаете, по каким причинам у людей формируется зависимость от компьютера?
После ответов ребят на экран выводятся подготовленные ответы.
Причинами возникновения компьютерной зависимости у подростков могут стать:
Нарушение процессов обмена информацией
Испытывая дефицит общения в семье, а порой и среди сверстников, подросток может уйти в другую, компьютерную реальность, где он находит и общение, и много информации.
Скрытая, или явная неудовлетворенность окружающим миром
В реальной жизни подросток может иметь не очень хорошую успеваемость, чувствовать себя уязвимым, и испытывать высокую тревожность, считая, что люди относятся к нему враждебно. В то время, как в компьютерном мире, он великий воин, либо отважный капитан космического корабля. Подросток абстрагируется от проблем реального мира, в виртуальном мире он может все и он сам устанавливает правила.
Невозможность самовыражения
Как правило, невозможность самовыражения связана с отсутствием у подростка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Те мечты, которые подросток не может воплотить в реальности, он легко может воплотить в виртуальном мире.
Нарушение социальной адаптации
Пожалуй, наиболее важная причина, обобщающая все остальные. Отсутствие теплых, доверительных отношений в семье, недостаток общения, отсутствие у родителей искреннего интереса к миру подростка - ограничивают возможности ребенка в развитии, и способствуют формированию у него пассивного стиля поведения, неадекватного восприятия себя, неспособность к взаимодействию с социальным пространством.У подростка, по своей воле прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью. Нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с родителями, сверстниками и другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как учеба, семья перестают заботить. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, семейную сферы деятельности.Так же могут возникнуть головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях.
Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает воспринимать жизнь как компьютерную стрелялку или бродилку. Практически во всех играх есть такая функция, как восстановление героя. Таким образом, у подростка формируется убеждение, что все действия в жизни можно откатить назад. Это приводит к социальной дезадаптации, чувству вседозволенности, небольшой ценности как своей, так и чужой жизни.
Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми
Недостаток внимания со стороны родителей
Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении
Желание ребенка быть как все его сверстники
Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером
Склонность подростков к быстрому впитыванию всего нового, интересного
Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье
8 слайд
Общие признаки компьютерной зависимости
Интернет-зависимость не наступает мгновенно, она проходит несколько стадий:
1. Стадия легкой увлеченности
После нескольких этапов первоначальной игры в компьютерные игры, подростку начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.
Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру или проводя время в интернете, это доставляет ему положительные эмоции. Как доказали ученые, человек стремится повторять действия, доставляющие удовольствие. Подросток начинает играть уже целенаправленно. Однако, на этой стадии игра в компьютерные игры носит пока еще ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая потребность в игре еще не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности
Свидетельством того, что подросток перешёл на вторую стадию служит возникновение потребности в игре или нахождении в интернете. Это потребность формируется как желание уйти от реальности. Игра или общение в интернете приобретают систематический характер. Если по каким- то причинам подросток не может удовлетворить свою потребность в игре, он может предпринять достаточно активные действия для получения желаемого. Если дома не разрешают играть родители, он может, втайне от них, ходить в интернет-клуб, прогуливать уроки, что бы поиграть дома, пока нет родителей и т.п.
3. Стадия зависимости
На эту стадию зависимости от компьютера переходят лишь 10-14% подростков, играющих в компьютерные игры или зависающих в интернете.
На этой стадии происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере личности ребенка, происходят изменения самооценки и самосознания.
4. Стадия привязанности
Отдельно психологи выделяют стадию привязанности, когда подросток смог побороть зависимость от компьютера, однако полностью отказаться от интернета и компьютера не может.
Стадия привязанности может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Если формирование компьютерной зависимости остановится на первой или второй стадии, то тяга к игре пройдет быстрее и легче.
Но если подросток прошел все три стадии, то преодолеть зависимость становится на много тяжелее. Ребенок будет долго находится на стадии привязанности. Можно предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда. Она может угасать на время и появляться, при условии каких либо житейских трудностей, как побег от реальности в уже знакомый мир виртуального удовольствия.
пренебрежение важными вещами в жизни из-за зависимогоповедения
разрушение отношений зависимого человека со значимыми людьми
раздражение или разочарование по отношению к значимым для него людям
скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение
чувство вины или беспокойства относительно этого поведения,безуспешные попытки сокращать время, проводимое за играми
9 слайд
Симптомы психологической зависимости от ПК
Существует ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости
Психологические симптомы:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером;
проблемы с учебой.
10 слайд
Физические симптомы зависимости от ПК
Физиологические симптомы:
синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
сухость в глазах;
головные боли по типу мигрени;
боли в спине;
нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
пренебрежение личной гигиеной;
расстройства сна, изменение режима сна.
11 слайд
Опасности компьютерной зависимости
Вопрос детям: Прослушав предыдущую информацию, как вы думаете, какими могут быть негативные/опасные последствия для человека, страдающего компьютерной зависимостью? После ответов ребят на экран выводятся подготовленные ответы.
Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.
Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.
Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом, — говорит Сьюзен Гринфилд.
Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.
Крис Андерсон, главный редактор американского журнала Wired, один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона — никаких экранов и гаджетов в спальне! Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей.
Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.
Вот тебе и ответ на вопрос что нужно делать?. Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.
Компьютер становится главным объектом для общения
В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем
Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм
Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни можно заново начать игру
Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов
Непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу
Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами. Часто такие взрослые сами зависимы от ПК и интернета
12-13 слайд
Полезные советы
Правила работы за компьютером
Гимнастика для глаз
Рекомендации подросткам
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.
2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет дыры в жизни. Живите без заплаток!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте здесь и сейчас, а не там.
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
14-15 слайд
Зависимость от ПК глазами детей
Фото художественных работ
Стихотворение на тему зависимости от ПК и интернета.
III. Подведение итогов занятия
Ведущий: Мы с вами обсудили основные составляющие и причины компьютерной зависимости. Обозначили возможные негативные последствия этого вида зависимости. Хочется отметить следующее: дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику и здоровье человека.
Самый простой и доступный способ решения этой проблемы — это занятия в кружках и секциях. Любовь к здоровому образу жизни, занятия спортом, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, помогают детям и подросткам реализовывать свои способности в реальной жизни. Желаем вам удачи и предлагаем в завершении нашей встречи посмотреть видео под названием Всё в твоих руках.
Притча Всё в твоих руках
Прощание.
Скачать работу
ДИСКУССИОННОГО КЛУБА
ПО ТЕМЕ: Жизнь, или виртуальная реальность
(Профилактика компьютерной зависимости)
Жизнь или виртуальная реальность
Цель: Профилактика компьютерной зависимости у подростков.
Задачи:
— информирование учащихся о негативном влиянии компьютера на жизнь и здоровье человека;
— развитие навыков социальной коммуникации;
— воспитание ответственности за свою жизнь.
Контингент: подростки 13-17 лет.
Материалы: проектор и экран для демонстрации ЦОР.
Ход мероприятия:
I. Приветствие ведущего
Здравствуйте, ребята! Разрешите представиться: я психолог социально-психологической службы центра …и…….
Предлагаю вам посмотреть трёх минутный ролик, который обозначит тему нашей сегодняшней встречи.
Ролик Вступление (из дет. фильма Чарли и Шоколадная фабрика)
Ведущий: Как мы с вами можем обозначить тему нашей беседы, исходя из просмотренного видео?
Учащиеся отвечают
1 слайд
Ведущий: Да, мы сегодня говорим с вами о компьютерной зависимости. И у меня есть к вам вопрос — чем отличаются реальная и виртуальная жизнь?
Учащиеся отвечают
Ведущий обобщает ответы ребят и делает вывод: виртуальная жизнь не может заменить реальных друзей, реальных отношений, событий и реальных достижений.
Ведущий: А сейчас мы с вами рассмотрим основные понятия, связанные с темой компьютерной зависимости.
II. Основная часть
Презентация Компьютерная зависимость подростков
2 слайд
Определение что такое компьютер (классическое и шуточное)
Компьютер
– это такая машина, которая предназначена для решения проблем, которых бы у вас не было, если бы вы не имели компьютер
Компью́тер (англ.computer, МФА: [kəmˈpjuː.tə(ɹ)][1]— вычислитель)— устройство или система, способное выполнять заданную чётко определённую изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой[2].
3 слайд
Актуальность данной темы.
Южнокорейские врачи бьют тревогу в связи с тем, что у все большего числа молодых людей, с ранних лет пристрастившихся к компьютерам, выявляется раннее слабоумие или когнитивные расстройства, сообщает ИТАР-ТАСС. Доходит до того, что 15-летние ребята даже не в состоянии запомнить шесть цифр кодового замка своей квартиры
Расстройству познавательных способностей особенно подвержены те юноши и девушки, которые с ранних лет большую часть времени проводили у телевизора, компьютера или за игровыми приставками.
У детей, которые много времени проводят с цифровыми гаджетами, ослаблена способность переводить информацию в долгосрочную память, - отмечает психиатр Ким Дэ Чжин из сеульского госпиталя Святой Марии.
В Республике Корея (РК) самая высокая в мире обеспеченность населения беспроводными широкополосными сетями. Свыше 67% жителей страны в возрасте 16 лет и старше пользуются смартфонами, и это также самый высокий показать в мире.
Если в 2011 г. смартфоны имелись у 21,4% подростков, то сейчас этот показатель составляет 64,5%, информирует Министерство научного прогнозирования РК.
Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.
В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет!
Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.
Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу.Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым, — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.
Ты будешь шокирован, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу, — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём волноваться.
4 слайд
Что такое компьютерная зависимость? (определение)
Сначала этот вопрос задаётся ребятам, потом показываем определение на экране.
По мнению экспертов Американской медицинской ассоциации, опасность стать зависимым грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более 2-х часов в день. Это же касается тех, кто ночи напролёт сидит в Интернете.
Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском идеальной реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение, но через некоторое время требуется всё больше сил, времени и оно поглощает всю жизнь человека.
Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения.
5 слайд
Кого затрагивает компьютерная зависимость?
Вопрос детям: Кто на ваш взгляд чаще страдает от компьютерной зависимости?
6 слайд
Основные типы компьютерной зависимости: сетеголизм и кибераддикция
Сетеголизм
Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.
У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.
Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:
навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
предвкушение следующего сеанса он-лайн;
увеличение времени, проводимого он-лайн;
увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно остывают к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям.
Кибераддикция
Аддикция (от англ. addiction — зависимость, пагубная привычка) — в широком смысле, ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и/или связано с персональными или социальными проблемами индивида. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, табакокурение, алко-зависимость, но в нынешнее время применяется и к не химическим зависимостям. Например, поведенческие зависимости: интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм и т.п.
Т.е. можно говорить, что кибераддикция — это поведенческая зависимость, при которой, человек проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.
7 слайд
Причины компьютерной зависимости
Вопрос детям: Как вы думаете, по каким причинам у людей формируется зависимость от компьютера?
После ответов ребят на экран выводятся подготовленные ответы.
Причинами возникновения компьютерной зависимости у подростков могут стать:
Нарушение процессов обмена информацией
Испытывая дефицит общения в семье, а порой и среди сверстников, подросток может уйти в другую, компьютерную реальность, где он находит и общение, и много информации.
Скрытая, или явная неудовлетворенность окружающим миром
В реальной жизни подросток может иметь не очень хорошую успеваемость, чувствовать себя уязвимым, и испытывать высокую тревожность, считая, что люди относятся к нему враждебно. В то время, как в компьютерном мире, он великий воин, либо отважный капитан космического корабля. Подросток абстрагируется от проблем реального мира, в виртуальном мире он может все и он сам устанавливает правила.
Невозможность самовыражения
Как правило, невозможность самовыражения связана с отсутствием у подростка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Те мечты, которые подросток не может воплотить в реальности, он легко может воплотить в виртуальном мире.
Нарушение социальной адаптации
Пожалуй, наиболее важная причина, обобщающая все остальные. Отсутствие теплых, доверительных отношений в семье, недостаток общения, отсутствие у родителей искреннего интереса к миру подростка - ограничивают возможности ребенка в развитии, и способствуют формированию у него пассивного стиля поведения, неадекватного восприятия себя, неспособность к взаимодействию с социальным пространством.У подростка, по своей воле прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью. Нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с родителями, сверстниками и другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как учеба, семья перестают заботить. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, семейную сферы деятельности.Так же могут возникнуть головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях.
Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает воспринимать жизнь как компьютерную стрелялку или бродилку. Практически во всех играх есть такая функция, как восстановление героя. Таким образом, у подростка формируется убеждение, что все действия в жизни можно откатить назад. Это приводит к социальной дезадаптации, чувству вседозволенности, небольшой ценности как своей, так и чужой жизни.
Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми
Недостаток внимания со стороны родителей
Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении
Желание ребенка быть как все его сверстники
Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером
Склонность подростков к быстрому впитыванию всего нового, интересного
Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье
8 слайд
Общие признаки компьютерной зависимости
Интернет-зависимость не наступает мгновенно, она проходит несколько стадий:
1. Стадия легкой увлеченности
После нескольких этапов первоначальной игры в компьютерные игры, подростку начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.
Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру или проводя время в интернете, это доставляет ему положительные эмоции. Как доказали ученые, человек стремится повторять действия, доставляющие удовольствие. Подросток начинает играть уже целенаправленно. Однако, на этой стадии игра в компьютерные игры носит пока еще ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая потребность в игре еще не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности
Свидетельством того, что подросток перешёл на вторую стадию служит возникновение потребности в игре или нахождении в интернете. Это потребность формируется как желание уйти от реальности. Игра или общение в интернете приобретают систематический характер. Если по каким- то причинам подросток не может удовлетворить свою потребность в игре, он может предпринять достаточно активные действия для получения желаемого. Если дома не разрешают играть родители, он может, втайне от них, ходить в интернет-клуб, прогуливать уроки, что бы поиграть дома, пока нет родителей и т.п.
3. Стадия зависимости
На эту стадию зависимости от компьютера переходят лишь 10-14% подростков, играющих в компьютерные игры или зависающих в интернете.
На этой стадии происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере личности ребенка, происходят изменения самооценки и самосознания.
4. Стадия привязанности
Отдельно психологи выделяют стадию привязанности, когда подросток смог побороть зависимость от компьютера, однако полностью отказаться от интернета и компьютера не может.
Стадия привязанности может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Если формирование компьютерной зависимости остановится на первой или второй стадии, то тяга к игре пройдет быстрее и легче.
Но если подросток прошел все три стадии, то преодолеть зависимость становится на много тяжелее. Ребенок будет долго находится на стадии привязанности. Можно предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда. Она может угасать на время и появляться, при условии каких либо житейских трудностей, как побег от реальности в уже знакомый мир виртуального удовольствия.
пренебрежение важными вещами в жизни из-за зависимогоповедения
разрушение отношений зависимого человека со значимыми людьми
раздражение или разочарование по отношению к значимым для него людям
скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение
чувство вины или беспокойства относительно этого поведения,безуспешные попытки сокращать время, проводимое за играми
9 слайд
Симптомы психологической зависимости от ПК
Существует ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости
Психологические симптомы:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером;
проблемы с учебой.
10 слайд
Физические симптомы зависимости от ПК
Физиологические симптомы:
синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
сухость в глазах;
головные боли по типу мигрени;
боли в спине;
нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
пренебрежение личной гигиеной;
расстройства сна, изменение режима сна.
11 слайд
Опасности компьютерной зависимости
Вопрос детям: Прослушав предыдущую информацию, как вы думаете, какими могут быть негативные/опасные последствия для человека, страдающего компьютерной зависимостью? После ответов ребят на экран выводятся подготовленные ответы.
Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.
Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.
Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом, — говорит Сьюзен Гринфилд.
Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.
Крис Андерсон, главный редактор американского журнала Wired, один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона — никаких экранов и гаджетов в спальне! Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей.
Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.
Вот тебе и ответ на вопрос что нужно делать?. Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.
Компьютер становится главным объектом для общения
В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем
Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм
Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни можно заново начать игру
Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов
Непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу
Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами. Часто такие взрослые сами зависимы от ПК и интернета
12-13 слайд
Полезные советы
Правила работы за компьютером
Гимнастика для глаз
Рекомендации подросткам
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.
2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет дыры в жизни. Живите без заплаток!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте здесь и сейчас, а не там.
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
14-15 слайд
Зависимость от ПК глазами детей
Фото художественных работ
Стихотворение на тему зависимости от ПК и интернета.
III. Подведение итогов занятия
Ведущий: Мы с вами обсудили основные составляющие и причины компьютерной зависимости. Обозначили возможные негативные последствия этого вида зависимости. Хочется отметить следующее: дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику и здоровье человека.
Самый простой и доступный способ решения этой проблемы — это занятия в кружках и секциях. Любовь к здоровому образу жизни, занятия спортом, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, помогают детям и подросткам реализовывать свои способности в реальной жизни. Желаем вам удачи и предлагаем в завершении нашей встречи посмотреть видео под названием Всё в твоих руках.
Притча Всё в твоих руках
Прощание.
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Создать дипломы