МДОУ "Детский сад Радуга". Автор: Кондрашихина Татьяна Николаевна. Работа №140614
Формы работы с семьей в области музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
Всем известно, что семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные воздействия.
Во все времена семья вносила важный вклад в воспитание и социализацию детей, в воспитание характера, системы взглядов на жизнь, системы ценностей, развитие сфер личности: умственной, эмоциональной и волевой. Идея семейного воспитания была общей для Плутарха и Катона Старшего. Значимость родительского воспитания отмечал Демокрит. Основой педагогики Древнего Китая был опыт семейно-общественного воспитания. Сильны были традиции семьи и дома, семейное образование и в Риме – в эпоху царей. В период расцвета Римской империи имела место государственная система образования. На закате империи домашнее воспитание вновь стало ведущим. Семейное воспитание до семи лет было и в традициях греков.
Все семьи осуществляют свои функции с разным уровнем эффективности. Успех этой деятельности зависит от уровня воспитательных возможностей семьи.
Семейное воспитание на сегодняшний день – это организация родителями условий для свободного развития и защиты внутреннего мира ребенка как основы его личностного становления, культуры приобщения к нравственным ценностям.
Одним из основных показателей становления личности в период дошкольного детства является музыкально-эстетическое развитие ребенка. В настоящее время выдвигается задача разностороннего развития ребенка, воспитание его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных целей, формирование музыкальных способностей и основ музыкальной культуры.
В настоящее время, когда мир музыки представлен очень широкой гаммой разнообразных стилей и направлений, особенно злободневной становится проблема развития у слушателей хорошего вкуса, с помощью которого можно было бы отличать высокохудожественные музыкальные произведения от тех, которые не представляют ценности. В связи с этим необходимо выработать у детей высокие нравственные потребности и многогранные художественные способности. Для этого важно применять в ежедневно в ходе обучения и воспитания детей лучшие образцы музыкального искусства.
В ходе формирования музыкальной культуры происходит воспитание нравственного облика ребенка. Воздействие музыки на моральные чувства детей берут своё начало с тех светлых переживаний, которые связаны с первыми услышанными пьесами, с исполнением несложных песен, с музыкальными играми. Музыкальная культура включает разнообразные виды музыкальной деятельности и их результат – музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сформировавшееся в этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории).
О том, как важно сделать семейное воспитание целенаправленным, говорили К.Д. Ушинский, П.Ф. Парфенов, П.Ф. Лесгафт, который полагал, что «испорченность» ребенка дошкольного возраста является итогом воспитания в семье, за которую рассчитывается все-таки воспитанник».
Стиль общения родителей с детьми, их тактика воспитания определена общей и музыкальной культурой. От того, насколько высок уровень общественной и музыкальной культуры родителей, зависит степень правильности оценки эмоциональной сферы своих детей, содержательность домашнего досуга, который часто бывает связан с домашним исполнением музыки. Поэтому детские потребности в музыке детерминированы домашней обстановкой развития, увлечениями старших в семье, мотивами их отношения к воспитанию музыкой, свойствами музыкальной среды, где ребенок проходит социализацию.
Родителям важно напоминать, что необходимо включать ребенка в музыку, учить его музицировать, дать ему музыкальное воспитание. То время, которое ребёнок проводит в общении с музыкой, должно быть радостным временем.
Музыкальное воспитание в детском дошкольном учреждении – это организованный педагогический процесс, который ориентирован на формирование музыкальной культуры, совершенствование способностей к музыке детей для того, чтобы выросла творческая личность.
Для более действенных взаимоотношений ДОУ и семьи применяются различные направления и формы организации работы с родителями.
1.Познавательное направление, первоочередными задачами которого являются:
повышение компетентности родителей по вопросам музыкально-эстетического развития ребенка дошкольного возраста;
привлечение семьи в целостное пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ.
Здесь можно применять такие формы работы, как общие и групповые родительские собрания; консультации; дни открытых дверей; музыкальные гостиные.
Когнитивные формы организации общения воспитателей с семьей можно применять для того, чтобы познакомить родителей с особенностями музыкального развития детей, целесообразными образовательными методами и приемами для становления у родителей практических навыков и призваны выполнять ведущую роль в развитии психолого-педагогической культуры родителей, а значит, содействуют модификации взглядов родителей на воспитание ребенка в домашних условиях, формируют рефлексию. Родители наблюдают детей в обстановке, которая отличается от домашней, а также следят за ходом его общения с прочими детьми и взрослыми. Участвуя в родительских собраниях, музыкальный руководитель понятно и доступно информирует взрослых о том, что значит музыкальное искусство в интеллектуальном, духовном, эстетическом и физическом развитии детей.
Опыт работы в дошкольных учреждениях обнаруживает, что музыкальные гостиные, как форма работы, является очень действенной, способствует объединению родителей, детей и коллектива детского сада, тем самым улучшить отношения между родителями и детьми, по-новому открыть духовный мир детей, усовершенствовать эмоциональный контакт между ними и родителями.
2. Задачами наглядно – информационного направления являются ознакомление родителей с важнейшими течениями музыкально эстетического воспитания дошкольников в области музыкального воспитания; пропаганда знаний в сфере музыкальной эстетики; привлечение и возбуждение интереса родителей к эстетическому воспитанию своего ребенка.
Формами работы по этому направлению могут быть папки-передвижки по музыкальному воспитанию; информационные проспекты для родителей; фотоотчеты о музыкальных мероприятиях; информация на сайте детского сада.
Данное направление предоставляет возможность предоставить родителям сведения, раскрывающие вопросы музыкального воспитания в доступной форме, родители получают возможность беспристрастнее оценить работу воспитателей в целом, преобразовать методы и приемы семейного воспитания, деликатно упомянуть об обязанностях родителей и ответственности.
Так, в «музыкальных уголках» родители могут получить с информацию и общие знания о музыкальном воспитании и развитии ребенка, особенностях возраста, степени развития и задачах, которые стоят на конкретном этапе музыкального воспитания. Здесь же родители имеют возможность познакомиться с репертуаром, изучить тексты песен, загадки о музыкальных инструментах, речевые игры и попевки, голосовые упражнения и артикуляционную гимнастику.
3.Значительную роль играет и направление досуга, где главными задачами являются: установление эмоционального контакта между воспитателями, родителями, детьми; привлечение семьи в целостное пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ.
Для того, чтобы данные задачи были решены, можно использовать такие формы работы, как: праздники, совместные досуги; конкурсы; концерты.
Применение таких форм содействует тому, что при наличии положительной эмоциональной атмосферы родители открываются для диалога, потом педагогам легче устанавливать с ними контакты. Близкие отношения ребенка со взрослыми членами семьи обогащает семейные связи в эмоциональном плане, фиксирует традиции семьи, устанавливает преемственность между поколениями.
Участие семей в конкурсах, проводимых воспитателями, значительно обогащает досуг семей, объединяет всех в совместных делах. Результатом конкурса может стать концерт, где все, кто принимает в нём участие, показывают итоги своего труда, раскрывают тайны и получают награды.
Для эффективной работы руководителя музыкального воспитания, установления целостности в детском образовании, необходимо придерживаться принципа преемственности, подразумевающего непрерывность работы руководителя по музыкальному воспитанию и родителей.
Ещё одним принципом является принцип научности, когда весь материал для консультаций основывается на современных научно-методических разработках в сфере музыкального воспитания;
Принцип доступности, когда все советы и консультации доступны и удобны для родителей;
Принцип сотрудничества – отношения с родителями основываются на взаимопонимании взаимопонимания и уважении;
Принцип комплексности подразумевает применение в работе с родителями методы и приемы в комплексе.
Принцип систематичности, когда сотрудничество руководителя музыкального воспитания с родителями происходит систематически в продолжении всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Подводя итог, можно сказать, что организация взаимодействия детского сада с семьей – работа сложная, не обладающая готовыми технологиями и рецептами. Её успех состоит в интуиции, инициативе и терпении педагога, его умении стать компетентным помощником в семье. Нужно помнить, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в коллективной деятельности комплексный подход к воспитанию и подготовке детей к школе.