МОУ "Сосновецкая СОШ". Автор: Бекирова ольга васильевна. Работа №140719
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального района
«Сосновецкая средняя общеобразовательная школа»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное электричество».
Составитель:
Бекирова Ольга Васильевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Сосновец
2.02.2020г
Цель: развитие у детей познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности
Программные задачи:
Образовательные:
Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов;
Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
Уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;
Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
Воспитывать умение работать в коллективе
.
Предварительная работа: беседы, загадывание загадок, дидактические игры, наблюдение, рассматривание иллюстраций
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра
Материал и оборудование: Письмо с текстом «Рукодельницы». Карточки - схемы безопасного обращения с электричеством. Видеозапись непогоды: гром и молния. Шарики, расчески и полоски бумаги для опытов на каждого ребенка. Музыкальная игрушка, батарейки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводная часть. Организационный момент
Воспитатель. Придумано кем – то и просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро! Давайте поздороваемся! (Дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила письмо от одной девочки. Хотите узнать, что она пишет? (Получив утвердительный ответ, воспитатель зачитывает).
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рукодельница. Живу я с мачехой и сестрой Ленивицей. Много работаю. Встану рано утром – в избе темно, а дела делать надо. А недавно я услышала, что есть какое-то чудо, а от этого чуда приборы работают. Они всю работу за человека выполняют, только кнопки нажимать надо. А вы знаете что-нибудь об этом чуде? Откуда оно появилось? Как оно приходит в дом? Как с ним обращаться? Где оно ещё живёт?»
2часть. Основная
Воспитатель: Как мы можем помочь Рукодельнице? (узнать и рассказать ей об этом). Как вы думаете, о каком чуде идет речь? (загадывание загадки)
Вижу розетку вверху на стене,
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
(Электричество)
– А что такое электричество? ( Ответы детей). Ребята, электричество есть в каждом доме. Электрический ток бежит по проводам (демонстрация провода) и заставляет электрические приборы работать. Сверху он одет в резиновую рубашечку, а под ней пучок медных проволочек, по ним и попадает ток в дом, больницы, школы, детские сады.
А у нас в группе есть электрический ток? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нам в нашей группе нужно электричество? (Ответы детей: чтобы было светло, можно было подключать электроприборы и бытовую технику). Как они помогают человеку, какие действия совершают разными электроприборами, мы узнаем в игре. (Проводится игра с мячом “Для чего это нужно?»)
- Утюгом – гладят бельё.
- Миксером – взбивают крем.
- Феном – сушат волосы.
- Лампой – освещают книгу.
- Пылесосом – пылесосят ковры.
- Вентилятором – охлаждают воздух.
- В холодильнике – хранят продукты.
- В микроволновой печи – разогревают еду.
- В чайнике – кипятят воду.
- На электроплите – готовят еду.
- По телефону – звонят.
- На магнитофоне – слушают музыку.
Все предметы – это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома. Она облегчает нашу жизнь, наш быт.
При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.
Какое стихотворение мы знаем о розетке?
Гвоздик или пальчик,
В розетку не вставлять
Электричество опасно,
Каждый должен знать!
Воспитатель: (показывает карточки - схемы). Расскажите о правилах безопасности
1. Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами. 2. Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы. 3. Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы.
Физминутка:
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.
Игра «Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам, (Дети, бегут по кругу.)
Свет несёт в квартиру нам. (Сжимание и разжимание кистей рук)
Чтоб работали приборы (Делают круговые движения руками, перед собой)
Холодильник, мониторы. (Выставляют поочередно руки в правую и левую сторону) Кофемолки, пылесос, (Движение по кругу сжатыми кулачками, имитация движения пылесоса)
Ток энергию принёс. (Поднимают руки, разводят их в стороны)
Воспитатель: – Дети, как вы думаете, а в природе можно встретить электричество? (На экране появляется видеозапись непогоды - гремит гром, сверкает молния.)
Воспитатель: Ребята, что это? ( Гроза, молния.) Молнии - это тоже разряд электричества и он опасен для жизни человека.
Воспитатель: Во время грозы, где нельзя находиться людям? (Под деревом, в воде – показ слайда ). Правильно. Нельзя во время грозы прятаться под деревьями. Потому, что они притягивают молнии, а через них разряд может попасть в наше тело, причинить большой вред здоровью.
Воспитатель:
Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе
И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
Я приглашаю вас в страну "Волшебного электричества", где мы научимся его ловить.
Опыт№1
Воспитатель предлагает еще повесить шарики на стену, часть которых уже висит. (Дети пытаются повесить их на стену.)
– Почему этот шарик висит, а другие падают? (Предположения детей.)
Давайте и наши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это надо сделать. Потрите шарик о шерстяной носок и приложите его к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ткани живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о носок. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Вывод: Электричество живёт в одежде.
Опыт №2
А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие кусочки бумаги (показывает). Разорвите их на мелкие кусочки. Возьмите с тарелочек пластмассовые расчески и прикоснитесь к бумажкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, кусочки бумаги лежат спокойно.) А как вы думаете, что может произойти с нашими бумажками, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими, и они помогут бумажкам стать волшебными. Возьмите пластмассовую расческу и потрите о волосы. Медленно поднесите расческу к бумажкам и потихоньку поднимите ее. Бумажки прилипнут к расческам. Почему? Расчески стали электрическими и бумажки прилипли к ним, притянулись. Как расчески стали электрическими? Их натерли о волосы
Вывод: Электричество живет в волосах
Опыт №3
Воспитатель:
У меня в руках музыкальная игрушка. Я нажимаю на кнопку, а она молчит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в ней нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Что произошло? (Игрушка заработала) Почему? Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
3часть. Заключительная
Воспитатель: Что мы можем рассказать Рукодельнице. Что за чудо, от которого работают приборы? Как оно приходит в дом? Какое бывает электричество? (Есть опасное электричество – ток, а есть неопасное.) Как называются приборы, которые помогают человеку? (Бытовые). Давайте нарисуем рисунки, которые помогают человеку, и отправим Рукодельнице в помощь.