МБОУ СОШ 153. Автор: Эльвира Валентиновна Кузьмина. Работа №140725
IV Городская научно- практическая конференция школьников «Язык. Культура. ХХI век»
Секция: «Проблемы русской филологии»
Исследовательская работа
Адъюнкт- профессор Санкт-Петербургского университета
(к 210- летию со дня рождения Н.В.Гоголя)
Кадырова Милена Юрьевна, 9 класс
Работа выполнена на базе МБОУ «СОШ №153»
Кировского р-на г. Казани Республики Татарстан
Научный руководитель:
Кузьмина Э. В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №153» Кировского района
г. Казани высшей квалификационной
категории
Оглавление
Введение 3 стр.
Основная часть 4 стр.
Заключение 21 стр.
Приложение 22стр.
Список использованной литературы 23 стр.
Введение
Данная исследовательская работа посвящена одному- единственному факту в биографии Н.В.Гоголя- его профессорской деятельности. Вдохновили автора данного исследования на изучение жизни великого сатирика программные произведения школьной литературы и удивительная жизнь человека, жившего мыслью о личной ответственности за то дело, к которому призван.
Изучая на уроке биографию Н.В.Гоголя, я прочла информацию о том, что на каком-то этапе своего жизненного пути, великий писатель был профессором университета. Этот факт меня очень удивил. Но я обнаружила, что в учебнике написано об этом мало, да и в других источниках биографы Гоголя тоже как-то осторожно обходят эту тему.
Я задалась целью исследовать этот этап жизни Н.В.Гоголя, выяснить все, что связано с периодом профессорской деятельности писателя: профессором какого университета был, что из себя представлял как лектор( наверное, такой же блистательный, как и писатель), каким темам посвящал научные труды, сколько лет прослужил на этом поприще, совмещал ли научную работу с писательским трудом и как это сочеталось?
Гипотеза: неподражаемый писатель, сатирик, драматург, Н.В.Гоголь был ученым, создавшим научные труды, превосходным лектором, студенты которого уходили потрясенные из аудиторий.
В рамках рассмотренной цели я выделяю следующие задачи:
-обобщить и систематизировать исследования данной темы разными учеными;
-изучить подлинные свидетельства современников, выделив их отношение к рассматриваемому вопросу;
-проанализировать творчество писателя рассматриваемого периода.
Поставленные задачи обусловили структуру моей работы. Она состоит из введения, основной части, представленной в виде таблицы, заключения и библиографического списка.
Основная часть
1 апреля исполняется 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя – величайшего писателя, мистика и провидца.
Любой, кто учится в школе, назовет несколько его книг, а кто-то вспомнит, может быть, и начало отрывков, которые обычно просят педагоги учить наизусть.
И все же можно рассчитывать на некоторое удивление людей, когда речь идет не о Гоголе-писателе, журналисте или, в крайнем случае, философе, а о профессоре Петербургского университета. А между тем, такой период в жизни писателя был.
В один из морозных декабрьских вечеров 1828 года к Петербургу приближался почтовый дилижанс. Среди пассажиров были два молодых человека: Гоголь и его товарищ по лицею Данилевский. Юные друзья, только что окончившие Нежинскую гимназию высших наук, ехали в столицу, в центр передовой русской науки и культуры, с горячим желанием послужить обществу, народу, отечеству. Они не знали еще, что тысячи молодых мечтателей из далеких, захолустных городков России тянулись в Петербург с такими же надеждами, но бесследно растворялись в чиновничьей мелкоте и бесславно проводили долгие годы за канцелярским столом. Только часть из них становилась учеными, писателями, художниками, музыкантами, общественными деятелями.
Приезд в столицу- переломный момент в жизни Гоголя. Безмятежное детство и мечтательная юность остались позади, а впереди ждали материальные лишения, самоотверженный труд и громкая слава гениального русского писателя, который, оказывается, будет недолго, но и профессором Петербургского университета. Как же это случилось?
Вспомним некоторые факты его биографии, которые представлены в нашей работе в виде таблицы: события, указанные слева, хронологически соответствуют фактам и событиям, расположенным справа. Их важно сопоставлять.
На пути к профессуре…
В январе 1829 года двадцатилетний выпускник Нежинской гимназии Николай Васильевич Гоголь-Яновский приезжает в Петербург искать службы. За следующие два года было переменено множество мест в разных департаментах, появились первые литературные публикации, но определила его служебную карьеру нежданная встреча с В.А. Жуковским и П. А. Плетневым в декабре 1830 года. По совету Плетнева Гоголь в январе 1831 г. печатает в первом номере "Литературной газеты" А.А.Дельвига свои заметки "Несколько мыслей о преподавании детям географии".
Восхищенный Плетнев обещал посодействовать молодому чиновнику в практическом осуществлении его педагогических принципов. По рекомендации Плетнева Гоголь получил частные уроки. Один из его учеников вспоминал позднее: "Уроки Гоголя нам очень нравились. Они так мало походили на другие. В них не боялись мы ненужной взыскательности, слышали много нового, для нас любопытного, хотя очень часто не идущего к делу. Новаторство было одним из отличительных признаков его характера. Когда кто-нибудь из нас употреблял какое-нибудь выражение, уже сделавшееся давно стереотипным, он быстро останавливал речь и говорил, усмехаясь: "Кто это научил вас говорить так? Это неправильно: надобно сказать так-то". Но какой тон добродушия слышался во всех его замечаниях! Какой неистощимой веселостью и оригинальностью были исполнены его рассказы о древней истории".
Наблюдая явные успехи Гоголя в преподавании, Плетнев рекомендовал его на работу учителем истории в Патриотический институт (для дочерей военнослужащих). В феврале 1831 он начинает свою самую длительную государственную службу. "Вместо глупой бестолковой работы, которой ничтожность я всегда ненавидел, занятия мои составляют теперь неизъяснимые для души удовольствия", - писал Гоголь матери.
Своими успехами в преподавании Гоголь заслужил уважение начальства. Против правил ему позволяется поместить в институт двух своих сестер на казенное содержание. Проезжая за ними через Москву летом 1832, он встречается с профессором истории Московского университета Михаилом Погодиным. Погодин записывает в своем дневнике: "Познакомился с Гоголем. Он рассказывал мне много чудес о своем курсе истории в Патриотическом институте. Из его воспитанниц нет ни одной не успевшей". Между ним и Погодиным завязывается переписка.
Гоголь к этому времени уже известен как автор "Вечеров на хуторе...", замышляется "Миргород", но тем не менее он не оставляет работы над своими курсами географии и истории, пытаясь свести их воедино. Наброски и планы этого грандиозного учебника можно найти в бумагах Гоголя за 1833.
Это будет всеобщая история или всеобщая география в трех или в двух томах под названием "Земля и люди", - писал он Погодину.
К этому же времени относится работа над украинскими летописями с целью составления "Малороссийской истории". В январе 1834 Гоголь делится с Погодиным своими чувствами: "Сколько приходит ко мне мыслей теперь! Да каких крупных! полных, свежих! Мне кажется, что сделаю кое-что необщее во всеобщей истории. Малороссийская история моя чрезвычайно бешена, да иначе, впрочем, и быть ей нельзя. Меня попрекают, что слог в ней слишком уж горит, неисторически жгуч и жив; но что за история, если она скучна!"
Осечка господина профессора.
Молодой историк принимает решение добиваться университетской кафедры. Для этого он подает новому министру просвещения Сергею Уварову свой проект преподавания всеобщей истории. Гоголь знал, на что рассчитывал; 20 лет назад Уваров сам начал свою карьеру подобной статьей. План, переданный министру при содействии Пушкина, был благосклонно принят Уваровым и даже напечатан в журнале министерства в феврале 1834. "Учитель не должен довольствоваться тем, что его многие понимают; его должны понимать все", - это заявление привлекло внимание.
Киев, Москва, Петербург наперебой предлагают Гоголю кафедру. Осенью 1834 он начинает свой курс истории средних веков в Санкт-Петербургском университете( Гоголю – 25 лет).
! Здесь приведены воспоминания известных людей того времени, современников Н.В.Гоголя. Взяты воспоминания из « Систематического свода подлинных свидетельств современников» В.В.Вересаева:
-Весь университет наслаждался «Вечерами на Хуторе» и с любопытством ожидал появления на кафедре пасечника Рудого Панька. На первую лекцию повалили к нему в аудиторию все факультеты. Из посторонних посетителей явились и Пушкин, кажется, Жуковский. Сконфузился на пасечник, читал плохо и произвел весьма невыгодный для себя эффект. Этого впечатления не поправил он и на следующих лекциях. (В.В.Григорьев.Т.Н.Грановский до его профессорства в Москве. Рус. беседа. 1856)
- Гоголь читал историю средних веков для студентов 2 курса филологического отделения. На первую лекцию он явился в сопровождении инспектора студентов... Гоголь вошел в аудиторию, раскланялся с нами и, в ожидании ректора, начал о чем-то говорить с инспектором стоя у окна. Заметно было, что он находится в тревожном состоянии духа: вертел в руках шляпу, мял перчатку и как-то недоверчиво посматривал на нас. Наконец подошел к кафедре и, обратясь к нам, начало объяснять, о чем намерен он читать сегодня лекцию. В продолжение этой коротенькой речи он постепенно всходил по ступеням кафедры: сперва встал на первую ступеньку, потом на вторую, потом на третью. Ясно, что он не доверял сам себе и хотел сначала попробовать, как-то он будет читать? Мне кажется, однако ж, что волнение его происходило не от недостатка присутствия духа, а просто от слабости нервов, потому что в то время, как лицо его неприятно бледнело и принимало болезненное выражение, мысль, высказываемая им, развивалась совершенно логически и в самых блестящих формах. К концу речи Гоголь стоял уж на самой верхней ступеньке кафедры и заметно одушевился. Вот в эту-то минуту ему и начать бы лекцию, но вдруг вошел ректор… Гоголь должен был оставить на минуту свой пост, который занял так ловко, и даже, можно сказать, незаметно для самого себя. Ректор сказал ему несколько приветствий, поздоровался со студентами и занял приготовленное для него кресло. Настала совершенная тишина. Гоголь опять впал в прежнее тревожное состояние: опять лицо его побледнело и приняло болезненное выражение. Но медлить уж было нельзя: он вошел на кафедру, и лекция началась…
Лекция была вскоре опубликована в том же уваровском журнале, как и еще две работы по истории Малороссии.
-Мы с нетерпением ждали следующей лекции. Гоголь приехал довольно поздно и начал ее фразой: «Азия была всегда каким-то народовержущим вулканом». Потом поговорил немного о великом переселении народов, но так вяло, безжизненно и сбивчиво, что скучно было слушать, и мы не верили сами себе, тот ли это Гоголь, который на прошлой неделе прочел такую блестящую лекцию? Наконец, указав нам на кое-какие курсы, где мы можем прочесть об этом предмете, он раскланялся и уехал. Вся лекция продолжалась 20 минут. Следующие лекции были в том же роде, так что мы совершенно, наконец, охладели к Гоголю, и аудитория его все больше и больше пустела. (Н.И.Иваницкий, студент Н.В.Гоголя. Отеч. Зависки. 1853)
-Следующая лекция назначена через три дня. Собралось слушателей много, но вполовину меньше первой лекции. Гоголь взошел на кафедру и обратил речь на саксонцев, которых описывал одежду, вооружение и домашний быт, – и через полчаса объявил, что продолжать более не может, потому что приехали к нему родные и должны вскоре отъехать, а потому он прекращает лекцию, дабы воспользоваться их присутствием. Третья лекция отложена была на несколько дней, и как в продолжение первых двух лекций студенты спрашивали его об годах происшествий, которых он не знал, то и обещал доставить хронологию в эту лекцию, и действительно, принес с собою листок, на котором написаны были годы. При объявлении их студентам они ему заметили, что это они могут взять из книг. Он замолчал и сошел с кафедры.(А. С.Андреев, воспитатель и преподаватель в училище правоведения в Петербурге, Альманах «Сегодня»).
-Я был одним из его слушателей в 1835 году, когда он преподавал (!) историю в С.-Петербургском университете. Это преподавание, правду сказать, происходило оригинальным образом. Во-первых, Гоголь из трех лекций непременно пропускал две, во-вторых, даже когда он появлялся на кафедре – он не говорил, а шептал что-то весьма несвязное, показывал нам маленькие гравюры на стали, изображавшие виды Палестины и других восточных стран, – и все время ужасно конфузился. Мы все были убеждены (и едва ли мы ошибались), что он ничего не смыслит в истории и что г. Гоголь-Яновский, наш профессор (он так именовался в расписании лекций), не имеет ничего общего с писателем Гоголем, уже известным нам как автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (И.С.Тургенев, Литературные и житейские воспоминания)
-Однажды – это было в октябре – ходим мы по сборной зале и ждем Гоголя. Вдруг входят Пушкин и Жуковский. От швейцара, конечно, они уж знали, что Гоголь еще не приехал, и потому, обратясь к нам, спросили только, в которой аудитории будет читать Гоголь? Мы указали на аудиторию. Пушкин и Жуковский заглянули в нее, но не вошли, а остались в сборной зале. Через четверть часа приехал Гоголь, и мы вслед за тремя поэтами вошли в аудиторию и сели по местам. Гоголь вошел на кафедру, и вдруг, как говорится, ни с того ни с другого, начал читать взгляд на историю аравитян. Лекция была блестящая, в таком же роде, как и первая. Она вся из слова в слово напечатана в «Арабесках». Видно, что Гоголь знал заранее о намерении поэтов приехать к нему на лекцию и потому приготовился угостить их поэтически. После лекции Пушкин заговорил о чем-то с Гоголем, но я слышал одно только слово: «увлекательно»…Все следующие лекции Гоголя были очень сухи и скучны: ни одно событие, ни одно лицо историческое не вызвало его на беседу живую и одушевленную… Какими-то сонными глазами смотрел он на прошедшие века и отжившие племена. Без сомнения, ему самому было скучно, и он видел, что скучно и его слушателям. Бывало, приедет, поговорит с полчаса с кафедры, уедет, да уж и не показывается целую неделю, а иногда и две. Потом опять приедет, и опять та же история. Так прошло время до мая. (Н.И.Иваницкий. студент Н.В.Гоголя. Отеч. Записки. )
Профессура Гоголя потерпела фиаско, и сам он начал хворать. Голова его, по случаю ли боли зубов или по другой причине, постоянно была подвязана белым платком; самый вид его был болезненный и даже жалкий, но студенты относились к нему с большим сочувствием, что было, разумеется, последствием его талантливых сочинений. Но, боже мой, что за длинный, острый, птичий нос был у него! Я не мог на него прямо смотреть, особенно вблизи, думая: вот клюнет, и глаз вон. Читая из истории то одно, то другое, он всегда переходил к рассказу о движении народов. Ясно, что предмет этот служил ему как бы заручкой или опорою исторических его знаний. (Н.М.Колмаков , слушатель Гоголя. Очерки и
-Одна из первых причин, оторвавших Гоголя от Петербурга, был неуспех его университетского преподавания. Гоголь понадеялся на силу поэтического воссоздания истории, на способ толкования событий a priori, на догадку и прозрение живой мысли, но все эти качества, не питаемые постоянно фактами и исследованиями, достали ему на несколько блестящих статей, на несколько блестящих лекций, а потом истощились сами собою, как лампа, лишенная огнепитательного вещества. (П.В. Анненков)
Что же вышло? «Синица явилась зажечь море» – и только. Гоголь так дурно читает лекции в университете, что сделался посмешищем для студентов. Начальство боится, чтоб они не выкинули над ним какой-нибудь шалости, обыкновенной в таких случаях, но неприятной по последствиям. Надобно было приступить к решительной мере. Попечитель призвал его к себе и очень ласково объявил ему о неприятной молве, распространившейся о его лекциях. На минуту гордость его уступила место горькому сознанию своей неопытности и бессилия. Он был у меня и признался, что для университетских чтений надо больше опытности…(А.В.Никитенко, писатель и цензор).
Толки о странном преподавателе переполнили столицу, под давлением администрации Гоголь уехал летом 1835 в длительный отпуск. Из Патриотического института его поспешили уволить, а под Новый год он подал в отставку с последней государственной должности.
-Я расплевался с университетом. Неузнанный взошел я на кафедру и неузнанный схожу с нее. Но в эти полтора года – годы моего бесславия, потому что общее мнение говорит, что я не за свое дело взялся, – в эти полтора года я много вынес оттуда и прибавил в сокровищницу души. Уже не детские мысли, не ограниченный прежний круг моих сведений, но высокие, исполненные истины и ужасающего величия мысли волновали меня…Теперь вышел я на свежий воздух. Это освежение нужно в жизни, как цветам дождь, как засидевшемуся в кабинете прогулка. Смеяться, смеяться давай теперь побольше. Да здравствует комедия! (Николай Васильевич Гоголь. Из письма М. П. Погодину 6 декабря 1835 г., из Петербурга)
Писательская деятельность
В это же время появляются
первые литературные публикации
Параллельно с литературными публикациями Гоголь готовит заметки "Несколько мыслей о преподавании детям географии».
Эта первая и едва ли не лучшая педагогическая работа Гоголя занимает в собрании сочинений чуть больше восьми страниц, но включает в себя и взгляды на воспитание, и характеристику предмета, и краткую программу курса, и конкретные методические приемы, и примеры их использования. При этом все изложено ясно, художественно, без всякого признака наукообразия.
В это же время Плетнев сообщает Пушкину: "Надобно познакомить тебя с молодым писателем, который обещает что-то очень хорошее. Сперва он пошел было по гражданской службе, но страсть к педагогике привела его под мои знамена: он перешел в учителя. Он любит науки только для них самих и, как художник, готов ради них подвергать себя всем лишениям".
«Вечера на хуторе...»
Подлинным литературным дебютом Гоголя стали «Вечера на хуторе близ Диканьки», принесшие ему известность. Одобрительно отозвался о них Пушкин. «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности, - писал он литератору А.Воейкову в 1831году.- А местами какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился!»
Сочинение начинающего автора понравилось всем членам Царствующего Дома и самому Императору. Это было данью от чистого сердца русского подданного, убежденного монархиста, не изменившего своему убеждению до конца жизни.
Весь университет наслаждался «Вечерами на Хуторе»
Всю вторую половину 1834 писатель напряженно работал над публицистическим сборником "Арабески", который вышел в январе 1835.
К уже известным статьям прибавятся две университетских лекции "О движении народов" и "Аль-Мамун" (последнюю очень хвалил Пушкин), историографическое эссе "Миллер, Шлецер и Гердер", блестящая двухстраничная поэма из истории древнего мира "Жизнь" и несколько заметок по искусству и литературе.
«Миргород» Молодой Белинский, тщательно разобрав художественные произведения Гоголя и предсказав ему великое будущее,
почти готова рукопись "Толкового словаря русского языка" (за 20 лет до Даля!), наброски по этнографии, истории, религии, сельскому хозяйству.
Кто теперь скажет, чья вина в том, что мы так и не увидели напечатанным гоголевского курса истории средних веков, наброски к которому занимают более 300 страниц?
сборник «Арабески»
В 1835 году в печати появятся два сборника: «Арабески» и «Миргород».
Содержание сборника «Арабески» разнообразно: сюда вошли статьи о литературе, истории, живописи, архитектуре и три художественных произведения: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего».
Эти повести объединяются в одно целое прежде всего общей темой, определенной Гоголем как «столкновение мечты с существенностью» (действительностью). Роднит их и место действия — Петербург, столичный город, в котором социальные противоречия особенно выпукло проявились уже в 30-х годах XIX века, в период развития в столице «меркантильности», погони за наживой, хищничества, бездушного расчета.
Два сборника Гоголя («Миргород» и «Арабески») вызвали замечательную статью Белинского: «О русской повести и повестях Гоголя», напечатанную в журнале «Телескоп» за 1835 год.
Определяя особенности творчества Гоголя, Белинский пишет: «Отличительный характер повести г. Гоголя составляют — простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь — поэт, поэт жизни действительной». И если первых четыре качества присущи, по мысли Белинского, «всем изящным произведениям», то последнее — особый юмор — составляет своеобразие Гоголя-писателя.
Эта статья Белинского, очень понравившаяся Гоголю, важна была тем, что великий критик, проникновенно угадав в Гоголе великого писателя, достойного преемника Пушкина, со всей решительностью подчеркнул, что Гоголь — писатель-реалист, сильный верностью изображения жизни. Каждая повесть Гоголя «заставляет вас говорить: «Как всё это просто, обыкновенно, естественно и верно и, вместе, как оригинально и ново!»
Позже появятся «Ревизор». «Мертвые души»
Именно с этого времени Гоголь всецело отдается писательской деятельности, ведь именно в писательском труде он видел свое предназначение, а не в профессуре и лекциях.
А впереди были "Ревизор", "Мертвые души", всероссийская слава и тоскливые скитания по Европе. Позднее биографы обнаружили в черновиках Гоголя почти готовую рукопись "Толкового словаря русского языка" (за 20 лет до Даля!), наброски по этнографии, истории, религии, сельскому хозяйству. Все это время в нем жила неутоленная жажда просветительства. Может быть, в последний раз в русской литературе в таком чистом виде можно слышать древнее учительное слово. Слово огненной проповеди миру. Писатель хочет, чтобы книги его не забавляли, а уязвляли людей, и печалится, что "по окончании чтения душа не встревожена ничем, и можно обратиться вновь к карточному столу, тешащему всю Россию".
Заключение
Обобщив и систематизировав исследования данной темы разными учеными, изучив подлинные свидетельства современников, выделив их отношение к рассматриваемому вопросу, проанализировав творчество писателя рассматриваемого периода, я пришла к выводу:
1. Адъюнкт- профессор Н.В.Гоголь читал курс истории средних веков в Санкт-Петербургском университете студентам 2 курса филологического отделения. Адъюнкт-это ассистент, помощник, а не в прямом смысле профессор.
2. Работал на этом поприще 1,5 года.
3. Это удивительно, но в студенческой аудитории лектора ждал полный крах.
Все воспоминания о гоголевских чтениях удивительно схожи: явился неведомо откуда самоучка, увлек, очаровал своей страстностью, а после поскучнел, навел на всех сон, тоску и, наконец, сам понял, что занялся не своим делом. Гоголь не мог этого не видеть, сам тотчас же осознал свою неспособность, охладел к делу. Но вот что пишет этот "охладевший" скучный профессор Погодину в декабре 1834: "Знаешь ли ты, что значит не встретить сочувствия, не встретить отзыва? Я читаю один, решительно один в здешнем университете. Никто меня не слушает, ни на одном, ни разу не встретил я, чтоб поразила его яркая истина. Хоть бы одно студенческое существо понимало меня!" А вот и мнение одного из этих "существ": "Мы все были убеждены (и едва ли мы ошибались), что он ничего не смыслит в истории и что господин Гоголь-Яновский, наш профессор, не имеет ничего общего с писателем Гоголем!" - это из воспоминаний Ивана Тургенева. Между тем, Гоголь, единственный на кафедре, читал действительно свой, авторский курс, остальные пользовались конспектами переводов.
Как лектор великий писатель не состоялся.
Для меня, автора этой работы, это было настоящим открытием! Гоголь- писатель и Гоголь- адъюнкт-профессор, лектор- два разных человека! Может ли такое быть? Для такой неординарной, сложной, противоречивой личности, как Гоголь, может!
Следует отметить, что хоть я и рассмотрела этот этап жизни Гоголя без глянца, я не преследую цели как- то умалить значение великого писателя в общекультурном процессе. Для меня по- прежнему он остается одним из замечательнейших творцов 19 столетия, фигурой, полностью не разгаданной, противоречивой, может быть, во многом не понятой.
Кто знает, может быть, жизнь Гоголя сложилась бы совсем иначе, если бы он остался скромным преподавателем Патриотического института? Вероятно, она была бы не столь драматична и не оборвалась бы так рано. С другой стороны, тогда человечество лишилось бы величайшего писателя и пророка. Размышляя над природой поэтического творчества, знаменитый немецкий ученый К.Г. Юнг выявил всеобщий закон гениальности. Юнг представлял гениальность как дар человека выражать всеобщее бессознательное знание, которое лучше, чем кто бы то ни было, выражают поэты и мыслители. Они черпают из недр коллективного бессознательного и высказывают вслух то, "о чём другие лишь грезят". Именно гении, как правило, оказываются пророками. По мысли Юнга, среди русских писателей и поэтов таких пророков больше всего. И первым он называл именно Гоголя. Такой сложный, противоречивый, гениальный, великий Н.В.Гоголь, интерес к которому не угаснет никогда!
Закончить свою работу хочется словами Н.Г.Чернышевского: «… И если чем смутил нас Гоголь, все это миновалось, а бессмертны остаются заслуги его».
Эта работа будет представлять интерес на уроках по творчеству Н. В. Гоголя, так как интерес к жизни великого писателя не угасает и по сей день. Уроки литературы- прямое тому доказательство.
Приложение
Для правильного восприятия данной исследовательской работы не лишним будет отметить, что подразумевают цветовые и разношрифтовые обозначения:
Курсив- цитаты
Красный цвет- этапы педагогической и профессорской деятельности Гоголя
Синий цвет- произведения Гоголя.
Зеленый цвет и курсив - разный взгляд современников Гоголя на одно и то же событие
Черный цвет, жирный шрифт – важные этапы, моменты, на которые следует обратить внимание.
Список использованной литературы
1. Фогельсон, И.А. Литература учит/ И.А. Фогельсон// Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1990.-207с.
2.Петрович, Н.М. Литературные викторины/ Н.М.Петрович.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.-352с.
3.Лебедев, Ю.В. От «диалектики души»- к «диалектике характера»/ Ю.В.Лебедев// Научно- методический журнал «Литература в школе» № 9 2008г.
4. Вересаев, В.В. «Гоголь в жизни»/ В.В.Вересаев// Соч. в 4-х томах.- М.: Изд- во «Правда», 1990. -559с.
5. Вересаев, В.В. «Пушкин в жизни»/ В.В.Вересаев// Соч. в 4-х томах.- М.: Изд- во «Правда», 1990. -559с.