Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

МКОУ АГО "Русскопотамская СОШ". Автор: Елена Евгеньевна Волкова. Работа №141837

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Мой мастер-класс
Описание:
Работа была составлена для конференции педагогов района по теме "Смысловое чтение". Мастер-класс проводили все учителя нашей школы. В своём выступлении педагоги рассказали о приёмах работы на различных уроках в начальной школе и поделились своим опытом. Например: Чтение с пометками Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше Ассоциативный куст Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Использовали технологию интерактивного метода «Микрофон», «Мозговой штурм». Деловая игра прошла как было задумана и была интересна педагогам.
Работа:

Составитель: Волкова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МКОУ АГО «Русскопотамская СОШ»

Тема «Смысловое чтение»

Деловая игра.

Приветствие.

Давайте немного помечтаем. В одной необыкновенной волшебной стране возник «Читай – город». В этом городе нет компьютеров и смартфонов, в нём много библиотек и театров. Взрослые и дети много читают книг. Они не только читают, но и обсуждают содержание этих книг на всевозможных конференциях и диспутах. В этом городе модно читать книги. Но так как в мире ничего нет идеального, то и в этом городе случаются проблемы и противоречия. Чуждая культура и мода из

других, не читающих городов врывается

в «Читай - город» и разрушает традиции, заложенные 50 лет тому назад мэром города и его жителями.

Некоторые дети формально относятся к чтению книг, под воздействием взрослых читают много, а смысла не понимают и мы взрослые жители «Читай – города» решили провести деловую игру, чтобы решить некоторые проблемы и устранить противоречия.

Цель нашей деловой игры: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией.

Первоначально прошу вас всех разделиться на группы родители, учителя, дети.

Для начала разберём жизненные ситуации, которые мешают или помогают творческой активности в процессе формирования интереса к чтению.

 

 

 

Ситуация № 1.

Мама читает большой том «Мёртвых душ» гоголя и смеётся, при этом вслух восхищается удивительным языком произведения. Способствует ли это заинтересованности детей к произведению Гоголя?

 

Ситуация № 2.

Учительница литературы не любит творчества Маяковского и вяло без интереса рассказывает на уроке об этом поэте. Какой интерес может вызвать произведения Маяковского у детей?

 

Ситуация № 3.

В школьной библиотеке один мальчик очень часто меняет книги, библиотекарь, заметив эту особенность, спрашивает его каждый раз, о чём он прочитал в книгах, что узнал нового? Что понравилось или не понравилось?

Другой мальчик редко ходит в библиотеку и берёт книги в основном по программе.

Третий мальчик берёт книги, связанные с его интересом. (н-р прикличения0.чтобы привить интерес к чтению вопросы библиотекаря к этим трём мальчикам должны быть какие? Разные или одинаковые?

Ситуация № 4. (современная)

Бабушка приходит в гости к внукам. Они все сидят кто в компьютере, в смартфоне, в планшете.

Правильные действия бабушки, родителей?

Ситуация № 5.

Ребёнок, приходя домой, видит родителей за чтением книг: мама читает любовные романы, папа любит фантастику, дедушка про войну, а ребёнку хочется поговорить с родными.

Ваши правильные действия как родителей?

 

Ситуация № 6.

Старший брат подарил младшему планшет, который отвлекает от чтения, уроков.

Действия родителей и предполагаемые последствия.

(запретить – запретный плод сладок: выбросить; сломать; спрятать; разрешить играть только 30 минут в определённое время; разрешить как награду за прочитанную книгу; ….)

Ситуация № 7.

Ученик читает быстро и выразительно, но не может рефлексировать по теме прочитанного.

Вы ему поставите 5,4 или 3?

 

 

 

 

 

 

 

2 задание.

В «Читай – городе» практикуется несколько основных видов чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, вдумчивое.

– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста;

– поисковое/просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

– изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; такое чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

– вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

 

Как вы считаете, какой из этих видов самый эффективный?

Внедрять эти виды в систему работы с текстом нужно поэтапно или все эти виды могут быть применены одновременно?

 

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

 

1 класс – обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс   - обучение детей  работать с текстом: - правильное, сознательное, выразительное чтение; владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный); деление на абзацы и составление плана прочитанного текста; составление характеристики героев и их поступков. создание письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)

 

3 – 4  класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: самостоятельное выделение основной мысли; нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или  косвенной  форме; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями; прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая деятельность.

«Мозговой штурм»

Даётся текст «Поплавать в воздухе». (Книга – тренажёр «Смысловое чтение» 4 класс, авт. Беденко М.В.)

Задания:

Прочитать текст;

Ответить на вопрос.

Придумать как можно больше способов использования дирижаблей в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Задания

Каждый учитель рассказывает, как работает с текстами на разных предметах.

Проводит мастер-класс каждый учитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 задание.

Составление буклета «Как воспитать ребёнка хорошим читателем»

«Микрофон» каждому дается микрофон и нужно предложить, что нужно сделать, чтобы воспитать хорошего читателя.

«Читай город» предлагает следующие правила:

1. Важно помнить, что только в читающей семье у ребенка формируется стойкий интерес к чтению.

2. Собирайте домашнюю библиотеку, подпишите ребенка на интересный детский журнал.

3. Праздником может стать совместный поход в книжный магазин.

4.  Для того, чтобы разбудить в маленьком ребенке желание читать, необходимо совместное чтение в семейном кругу, когда книга передается от одного члена семьи к другому.

5. Если ребенок уже потихоньку сам начинает читать, постарайтесь, чтобы это происходило каждый день в определенное время.

6. Попробуйте использовать такой прием, как прерванное чтение интересной книги.

7. Неплохим стимулом может стать чтение по ролям. Вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи.

8. Следует руководить чтением ребенка не только в младшем, но и в старшем школьном возрасте.

 

Давайте подведём итоги нашей деловой игры.

Мы поговорили …….

 

Важные задачи всех школьных предметов – научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносит её с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце игры нам хотелось бы вам пожелать:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Обратная связь.

Мы предлагаем вам оценить нашу работу. (раздаются карточки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Листок обратной связи

 

Вопрос

да

нет

не знаю

1.

Почерпнули ли Вы что-нибудь полезное из сегодняшней практической деятельности?

 

 

 

2.

Достаточно ли профессионально

(на Ваш взгляд) выступили педагоги?

 

 

 

4.

Добились ли педагог поставленной цели?

 

 

 

 

5.

Кажутся ли Вам интересными методы и приемы работы с детьми, используемые педагогом?

 

 

 

Рекомендации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×