«Сольное пение – учебный предмет на хоровом отделении ДШИ» открытый урок. Автор: Егорова Алёна Владимировна. Работа №142027
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №1 им.Ф.Липса»
Еманжелинского муниципального района
«Сольное пение – учебный предмет
на хоровом отделении ДШИ»
открытый урок
26.02.20 г.
Подготовила
Егорова А.В.,
преподаватель отделения
хорового пения
2020
Учебная дисциплина: «Сольное пение»
Специальность: «Фольклорный ансамбль» Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства
«Музыкальный фольклор» (8-летний срок обучения)
Класс: 2
Тема занятия: «Работа над дикцией, артикуляцией в вокальных упражнениях и в музыкальном произведении».
Вид занятия: практическое.
Форма проведения занятия: индивидуальный.
Тип учебного занятия: закрепление и совершенствование ЗУН
Мотивация темы и формы проведения занятия:
1.Творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
2.Побуждение к самоконтролю;
3.Поощрение, как способ вызвать положительные эмоции;
Продолжительность занятия: 20 минут.
Место проведения: учебный кабинет.
Цель занятия:
Обучающая:
- определить уровень ЗУН по предмету «Сольное пение» за 1 полугодие.
- закрепить знания определений: дикция, артикуляция,
- систематизировать скороговорки в учебном процессе для правильного произношения звуков и слогов,
- обобщить дикционные обороты в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения,
Развивающая:
- развивать певческий и артикуляционный аппарат,
- развивать навыки фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот,
Воспитательная:
- воспитывать внимательность и добросовестное отношения к труду,
- воспитывать осознанный подхода к обучению,
- воспитать сосредоточенность, выдержку, самообладание при выполнении индивидуальных заданий.
Междисциплинарные связи:
«Фольклорный ансамбль», «Сольфеджио»
Внутридисциплинарные связи:
Тема №2 «Дикция»
Продолжение работы над речевым и разговорным посылом звука. Чтение и произношение скороговорок. Занятие артикуляционной гимнастикой.
Понятия: «дикция», «артикуляция».
Методическое обеспечение занятия:
Нотный материал;
Хронокарта занятия:
1.Ориентировочно- мотивационный этап, мотивация предмета и тема - 1 минута.
2.Теоретическая часть. Определение терминов: «дикция», «артикуляция» - 2 минуты.
3.Практическая часть- 15 минут.
4.Заключительная часть. Формулирование вывода и закрепление полученных знаний обучающегося на уроке- 2 минуты.
Методы приёма обучения:
По внешним признакам деятельности преподавателя: беседа, инструктаж, демонстрация, упражнения.
Логический подход: аналитический.
По источнику получения знаний: практический.
По степени познавательной деятельности обучающегося: проблемный.
Средства обучения: словесные.
Формы и методы контроля:
наблюдение учителем за освоением обучающимся содержания обучения,
оценка и самооценка обучающимся своей деятельности и её результатов.
1.Ориентировочно- мотивационный этап.
- Здравствуй Полина и уважаемые гости. Сегодня тема нашего открытого урока: «Работа над дикцией, артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
2.Теоретическая часть:
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы
Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а нёбо, гортань опущена.
3. Практическая часть.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Надуй шарик. «Надувая шарик» поднимая руки в верх и сделать глубокий вдох, затем медленно разведи их в стороны, опустить руки, соединяя ладони внизу и выдувая воздух – «ффф». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый цветок». Взяв дыхание, необходима небольшая задержка дыхания, как бы установить его внутри себя, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Артикуляционные упражнения.
Цель: активизировать(разогреть) артикуляционный аппарат.
Скороговорки: «Из-под топота копыт пыль по полю летит» — на глухие согласные: «Проворонила ворона воронёнка» - спеть на одной ноте по полутонам вверх и вниз, на звонкие согласные; проговариваются по 3 раза на одном дыхании.
Распевание:
Цель: достичь правильного соединение согласных и гласных букв. Отдавая приоритет слову. Достичь четкой работы кончика языка и минимизировать работу челюсти.
- мягкая атак звука в позиции «снизу». Плавное соединение гласных.
- «У кота воркота», «Как под горкой под горой» -на дикцию.
Работа над дикцией и артикуляцией в произведении «В сыром бору тропина».
Цель – отработать правильное произношение текста.
а) беседа о структуре песни
б) прочитать текст, в ритме песни, что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию.
в) прочитать 1, 2 куплет «нараспев» — протягивать гласные и коротко произносить согласные.
г) исполнить песню от начала до конца под аккомпанемент (баян).
3.Заключительная часть:
С какими понятиями и терминами мы познакомились? Что нам дает проговаривание скороговорок? Что такое артикуляционный аппарат из чего он состоит?
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей песни. Закрепили знания, умения и навыки, полученные в I полугодии.
Формулировка домашнего задания.
Проговаривать нараспев скороговорки
«Из-
под топота копыт пыль по полю
летит»
,
«Проворонила ворона воронёнка»
.
Читать песню «В сыром бору тропина» в ритме, нараспев, протягивать гласные и коротко произносить согласные звуки.
Литература
https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-vokalu-na-temu-rabota-nad-dikciey-i-artikulyaciey-v-vokalnih-uprazhneniyah-i-muzikalnom-proizvedenii-1664141.html
https://videouroki.net/razrabotki/otkrytoie-zaniatiie-diktsiia-i-artikuliatsiia-v-muzykal-no-trienirovochnom-matie.html