Конспект внеурочного занятия "Основные правила Мойдодыра" (1-2 класс). Автор: Людмила Валерьевна Прилуцкая. Работа №142033
Конспект внеурочного занятия
1. Тема: Основные правила Мойдодыра
2. Направление: Духовно-нравственное
3.Программа внеурочной деятельности: «Азбука вежливых наук»
4. Класс: 1-2.
5. Автор разработки: Прилуцкая Людмила Валерьевна, учитель начальных классов
6. Образовательное учреждение: НМБОУ «Гимназия №11»
7. Город: Анжеро-Судженск
8. Краткое описание: Технология построения внеурочного занятия –проблемно-диалогическая, технология критического мышления. Занятие предусматривает работу в парах, группах, работу с разными заданиями, загадками.
9.Тип урока: открытие нового знания
10.Форма организации: внеурочное занятие
11.Планируемый результат:
Предметные умения
- знать правила и предметы личной гигиены;
- уметь применять их в жизни
Метапредметные
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила гигиены;
- определять правила работы в парах, группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии вместе с учителем;
- проговаривать последовательность действий; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе своего опыта;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в предложенном задании, понимать его;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ изучаемго материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других, доказывать свою точку зрения;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства
Формы работы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
12. Цель внеурочного занятия: создание условий для овладения обучающимися знаниями оздоровом образе жизнидля формирования УУД обучающихся (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных);
13. Задачи:
п
ознакомить
обучающихся с правилами
Мойдодыра
;
расширить кругозор обучающихся о предметах личной гигиены, о чистоте и аккуратности;
воспитывать
ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в одежде и вещахи потребностьв личной гигиене;
развивать мышление, внимание, память.
13. Оборудование: презентация, фрагменты мультфильмов, памятка в картинках «Мытьё рук», мозаика, шаблоны кистей рук, ножницы, предметы личной гигиены: мыло, зубная щетка, полотенце, расческа, зеркала разной формы;, памятки-подарки от Мойдодыра.
Ход занятия:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организацион-ный момент.
Психологический настрой на работу.
- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, ведь хорошее настроение помогает в работе.
-Ребята, вы уже обратили внимание на разноцветные ракушки. Задание будет несколько необычным: выберите ракушку, которая больше всего подходит вашему настроению, обоснуйте свой выбор, какие ассоциации у вас возникли?
ЖЁЛТЫЙ – настроение солнечное, много энергии; желтый цвет – тепло; пусть будет на уроке тёплая атмосфера
ЗЕЛЁНЫЙ – спокойное настроение, цвет пробуждения природы; пусть урок будет живой
СИНИЙ – цвет воды, капелька знаний; пусть урок будет познавательный
КРАСНЫЙ – гости, цвет праздничный, все праздники запоминаются.
-А теперь скажите «Здравствуйте».
- Какое пожелание передали мы друг другу?
- Да, мы пожелали друг другу доброго здоровья.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- А ещё нужно соблюдать правила Мойдодыра.
- Что это за правила такие? (Правила личной гигиены).
- Ребята, а что произойдет, если мы не будем соблюдать эти правила?
- Мы будем с вами грязнулями, и получится как в мультфильме, который мы с вами посмотрим.
- Почему это важно?
Обучающиеся выполняют просьбу учителя и отвечают на вопросы.
Обучающиеся высказывают свои предположения.
Дети высказывают свои мысли.
Обучающиеся высказывают свои предположения.
Смотрят фрагменты мультфильмов,
дети высказывают свои предположения, с помощью учителя подходят к мысли о необходимости знаний правил Мойдодыра.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять выбор и самоконтроль;
-овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы отправимся в гости. А к кому, вы узнаете, когда вспомните о ком эти строчки?
«Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой…»
- Кто это? (слайд)
- Мы отправимся в гости к Мойдодыру. Только Мойдодыр не любит грязных и неряшливых ребят. Чтобы попасть к нему в гости, нам нужно будет вспомнить всех его помощников (предметы личной гигиены), а так же, как ими пользоваться. Чтобы все задания выполнять правильно, нужно внимательно меня слушать.
- А кто знает, почему его зовут - Мойдодыр?
- В старину на Руси говорили, что вымыть чисто – значит оттереть до дыр всю грязь так, что человек светился. Значит, Мойдодыр очень любит чистоту и следит за тем, чтобы все дети соблюдали правила личной гигиены. Я предлагаю поработать в группах. Договоритесь, кто будет командиром и покажите, что группы готовы к работе. Слушайте друг друга, считайтесь с мнением друг друга, помогайте, если нужно.
- Итак, оправляемся! Командиров прошу получить первое задание и узнать мои пожелания.
-Какая группа будет готова, даст сигнал.
-Какая группа начнёт и скажет пожелание. Вот мы и поднялись на первую ступеньку успеха.
Ребята слушают строчки, сказанные учителем, стараются быстро и верно дать ответ.
Обучающиеся высказывают свои предположения.
Делятся на группы, выполняют задания и показывают готовность группы.
Дети составляют пожелания: «В добрый путь! Желаю успеха!»
Предметные:
-знать правила и предметы личной гигиены.
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
3.Постановка проблемы, планирование. Открытие и применение нового знания.
Посмотрите на тему занятия.
-Предположите, чем мы сегодня будем заниматься.
-Давайте составим план, благодаря которому мы поднимемся на «вершину успеха».
- Как будете выполнять работу?
-Сейчас мы узнаем первого помощника Мойдодыра – это…
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко,
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка) (Слайд)
- А кто знает, как правильно надо чистить зубы?
- Сейчас я вам расскажу, как правильно чистить зубы. (Слайды)
- А сейчас, если я скажу неверное утверждение, то хлопок:
Можно грызть зубами грецкие орехи.
Надо полоскать зубы после еды.
Не надо чистить зубы 2 раза в день.
Посещай зубного врача только когда заболит зуб.
Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.
Не надо менять зубную щётку.
Надо есть много конфет.
-
Второй помощник
Мойдодыра
…
Руки тщательно я мыла –
Извела кусок весь….мыла.
- Мойдодыр приготовил задание. Вы будете работать в парах.
- У вас на парте - памятка в картинках «Я мою руки». Нужно расставить картинки по порядку.
Я мою руки (памятка)
1. Сильно намочите руки.
2. Возьмите мыло.
3. Намыливайте руки с обеих сторон.
4. Намыливайте руки между пальцами.
5. Полощите руки чистой водой.
- Встаньте те, кто без затруднений выполнил задание. Садитесь.
- Встаньте те, кто испытывал затруднения. Ничего страшного, сейчас мы ещё раз повторим правила мытья рук.
Следующий помощник:
-Ей спины моей не жалко –
С мылом трет ее… мочалка.
-Чтобы долго быть зубастым,
Чистить зубы надо… пастой.
- Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам верный друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы не было беды.
Жить нельзя нам без … (воды)
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж.
Все ребята любят … (душ)
-Следующий помощник Мойдодыра…
- Два кольца, два конца,
По середине гвоздик. (ножницы)
- А для чего нам нужны ножницы?
Игровое задание: обстриги ногти.
Вам нужно не торопясь, аккуратно обрезать ногти, не задев пальцы.
- Угадайте следующего друга Мойдодыра -
Лег в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос. (Носовой платок)
- Для чего он нужен?
- Всегда надо иметь при себе носовой платок, нельзя пользоваться чужим.
- Почему нельзя пользоваться чужим носовым платком?
- Следующего друга вы узнаете, когда соберёте мозаику (изображение расчёски).
- Что это?
- Зачем нужна расчёска?
- Давайте сравним 2-х учеников.
- У кого из них волосы выглядят красиво? А у кого нет? Почему?
- Так и человек, который аккуратно расчёсан и заплетён – выглядит красиво, а человек, который ходит лохматый – выглядит некрасиво.
- Запомните - у каждого человека должна быть своя расчёска!
- Отгадайте, что в мешочке?
(зеркала разной формы)
- Что это?
- Какой формы зеркало?
- Для чего нам нужно зеркало?
- Правильно, зеркало нам нужно, чтобы следить за своим внешним видом.
Все эти предметы называются предметами личной гигиены!
- Ребята, а зачем нам вообще все эти предметы нужны? Они нужны нам, чтобы ухаживать за собой. Мы должны выглядеть красиво, опрятно.
- Вы молодцы, справились со всеми заданиями Мойдодыра.
А теперь поработаем в группах. Из разных правил нужно выбрать основные правила Мойдодыра (закодированы при помощи QR-кода).
- Ребята, кто знает, что изображено на рисунке?
- Это так называемый QR – код. Давайте попробуем прочитать информацию при помощи мобильного приложения.
-Проверим, что получилось:
- Постоянно следи за чистотой своих рук, лица и шеи.
- Никогда не мой руки перед едой.
- Утром и вечером умывайся, чисти зубы.
- Утром быстро вставай и беги в школу не умываясь.
- Всегда перед едой мой руки.
- Следи за волосами. Знай: растрёпанные волосы- признак неряшливости!
- Содержи в порядке ногти.
- Помни: грязные ногти – это красиво.
- Всегда пользуйся носовым платком.
- Нос можно вытереть и рукавом, носовой платок не нужен.
-Утром делай зарядку, проветривай в течени дня комнату.
- Делать зарядку – лишняя трата времени, так можно и в школу опоздать!
- Следи за чистотой в классе, приходи в школу со сменной обувью.
- Вторую обувь носить не обязательно. Пыль и грязь- друзья учеников!
- Ребята, докажите, что для сохранения здоровья, эти правила соблюдать необходимо.
Ребята знакомятся с содержанием предложенного материала, высказывают свои предположения, составляют план предстоящей работы.
Дети отгадывают первого друга Мойдодыра.
Дети хлопают, если утверждение неверно.
Дети отгадывают второго друга Мойдодыра.
Дети работают в парах и расставляют картинки по порядку и проверяют задания друг у друга. Оценивают.
Дети повторяют правила мытья рук.
Дети отвечают на вопрос учителя.
Дети получают ножницы и нарисованные кисти рук с выделенными черным цветом ногтями.
Дети отгадывают следующего друга Мойдодыра и отвечают на вопросы учителя.
Дети работают в парах (группах), собирают мозаику.
Дети отвечают на вопросы учителя, сравнивают изображённых детей.
Дети высказывают свои предположения, трогая предметы, лежащие в мешочке на ощупь, отвечают на поставленные вопросы.
Дети отвечают и считывают информацию при помощи приложения QR-кода и проверяют коллективно или при помощи карточки-расшифровки.
Дети проверяют считанную информацию.
Дети работают в группах и из разных правил выбирают основные правила Мойдодыра, «лишние» правила убирают, проверяют выполненное задание.
Дети доказывают необходимость соблюдения этих правил.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
-определять и формулировать цель деятельности;
- под руководством учителя уметь планировать свою деятельность, определять последовательность
действий.
регулятивные:
-высказывать свое предположение;
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?)
4.Физминутка.
Пришла пора отдохнуть, сменить вид деятельности. Отдохнем вместе с героями любимых мультфильмов.
Под музыку ребята выполняют физминутку.
5. Применение нового знания
Решение творческо-поисковых и творческих задач.
-А сейчас мы с вами поиграем в парах в пословицы и поговорки. Нам необходимо к началу каждой пословицы найти концовку
Чистота – лучшая красота.
Чистота – залог здоровья.
Чисто жить – здоровым быть.
Чистая вода – для хворобы беда.
Кто аккуратен – тот людям приятен.
-А теперь друзья! Нам прощаться настала пора.
- У Мойдодыра в саду растёт дерево Здоровья. Давайте разместим на нём выбранные вами правила личной гигиены.
- Мойдодыр дарит вам каждому подарок-памятку, чтобы вы могли их применять и научить соблюдать других.
Дети работают в парах, находят концовки пословиц и при проверке зачитывают полученное.
Дети читают правила Мойдодыра и убирают «лишние», а нужные вешают на дерево Здоровья.
Дети получают подарки-памятки от Мойдодыра.
Предметные:
- уметь выполнять предложенные задания.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ изучаемого материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
6. Итог занятия.
- Итак, давайте подведём итог.
(слайд – дополни фразу)
На занятии мы вспомнили….
Я узнал…
Мне было интересно…
Дети подводят итоги занятия, договаривают коллективно.
Метапредметные (УУД)
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
7.Рефлексия внеурочной деятельности.
- Давайте встанем в круг. Я дарю этот носовой платочек тебе и желаю…(дети дарят друг другу и гостям платочки и говорят пожелания).
- Мне понравилось, как вы работали на занятии! Всем спасибо!
Ребята стараются объективно, полно и точно дать оценку своей деятельности на уроке. Высказать, что им понравилось или не понравилось и почему.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.