Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] - [С] с Совуньей и Нюшей. Буквы Ш, С». Автор: Скворцова Наталия Викторовна. Работа №142121

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Конкурс профессионального мастерства
Описание:
Конспект занятия рассчитан на детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет. Так как дети очень часто путают в речи звуки [Ш] - [С], взаимозаменяют их, целью занятия является обучение различению этих звуков. Чтобы обучение было наиболее эффективным, были внесены игровые персонажи - Совунья и Нюша. Занятие проводилось в форме соревнования.
Работа:

2.04.2020

Тема занятия: «Дифференциация звуков [Ш] - [С] с Совуньей и Нюшей. Буквы Ш, С»

Группа компенсирующей направленности детей 6-7 лет

 

Выполнила: учитель-логопед Скворцова Н.В.

 

Цель: Обучение слухо-произносительной дифференциации звуков [Ш] — [С]. (дифференциация шипяших и свистящих согласных).

Коррекционно- образовательные задачи. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных. Учить различать звуки [Ш] — [С] на слух и в произношении.

Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов. Учить преобразовывать слова. Закреплять слоговое чтение слов.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

 

Материал и оборудование:

Раздаточный:

1.Зеркала – по количеству детей;

2.Кассы букв – по количеству детей;

Демонстрационный:

Иллюстрации с изображением артикуляционных упражнений, картинки-символы звуков: змея, насос; картинки: сумка, мешок, карандаш, шапка, шорты, кошка, сыр, сом, лист. Картинки с изображением слов-паронимов, опорные картинки скороговорок, рыбки со слогами.

Оборудование: игрушки: Совунья, Нюша; фишки.

Ход занятия:

I Вводная часть

Оргмомент

1.Дидактическое упражнение «Правильно ли это?».

Девочка ест кашей. Девочка ест кашу.

Мальчик читает книгу. Мальчик читает книгой.

Мужчина пьет чая. Мужчина пьет чай.

Женщина идет в магазином. Женщина идет в магазин.

Кошка сидит на стулом. Кошка сидит на стуле.

Мышка залезла в шкафом. Мышка залезла в шкаф.

Мама шьет дочери нарядное платье. Мама шьет дочери нарядное платьем.

 

Сюрпризный момент

Логопед: Сегодня к нам прилетела на самолете Совунья, а на машине приехала Нюша.

Логопед: Скажите, какой первый звук в слове Совунья?

Скажите, какой шипящий звук в слове Нюша?

 

Логопед: Сегодня Сова и Нюша предлагают вам поучаствовать в соревновании. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Придумайте слова со звуком С или Ш. (Дети придумывают слова и получают соответствующие эмблемы Нюши или Совы).

Ребята, за каждое правильно выполненное задание команда получает фишку, в конце игры фишки подсчитываются. Команда, набравшая большее количество фишек, победит.

 

II Основная часть

1.Артикуляционная гимнастика.

«Блинчики»,

«Бублик»,

«Чашечка»,

«Подуй на горячий чай»

(

Ш-ш-ш

),

«Заборчик»,

«Мостик»,

«Свистим

с-с-с

».

 

2.Сравнение артикуляции звуков.

Насос свистит С-С-С, а песенка змеи Ш-ш-ш.

Чем отличаются звуки [Ш] и [С]?

Произнесём ещё раз звук Ш. В каком положении губы при произношении звука Ш? (Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд).

Произнесем звук С, как расположены губы? (Губы в улыбке).

Где находится язычок? (При произношении звука Ш – вверху за зубами, а когда произносим звук С –внизу).

Какой воздух выходит? ( На звук Ш - теплый , а на звук С- холодный).

Работает ли горлышко? (Нет, не работает, звуки глухие).

Скажите, чем похожи звуки [Ш] и [С]? ( Звуки глухие).

Чем отличаются? (На звук [Ш] язык вверху, а на звук [С] язык внизу).

 

3. «Расскажи про звук»

Логопед: Команда «Совуньи», расскажите про звук «С». Дайте характеристику звуку С.

На звук «С» - губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, посередине языка холодный воздух.

Звук «С» согласный, твердый, глухой, свистящий.

 

Логопед: Команда «Нюши», расскажите про звук «Ш». 

На звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык в форме чашки, смотрит вверх, посередине языка идет теплый воздух.

Звук «Ш»- согласный, всегда твердый, глухой.

 

4.Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш], топай ногами, если услышь звук [С]»

ш, с, с, ш...;

ша, са, со...; аш, ас...;

шапка, машина, сапоги, усы, лес, малыш...

 

5.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

Логопед: Команда «Совуньи», замените звук [С] на звук [Ш]: са-ша, со-шо; ас-аш, су-шу, сы-ши.

Команда «Нюши», замените звук [Ш] на звук [С]: ша-са, шо-со, аш-ас, шу-су, ши-сы.

 

6. Упражнение «Песенки»

Логопед: Повторите песенки Совуньи и Нюши:

са-са-ша, ша-ша-са,

са-ша-ша, ша-са-са

 

7.Игра «Назови все звуки в слове»

шкаф [ш, к, а, ф],

сумка [с, у, м, к, а]

 

8.Игра «Кому что?»

Логопед: Совунья взяла с собой в сумку, а Нюша походный мешок, содержимое высыпалось. Совунье найдите картинки со звуком [С], а Нюше картинки со звуком [Ш]. (сумка, карандаш, шапка, шорты, кошка, сыр, сом, лист)

9. «Какое слово лишнее?»

сумка, карандаш, шапка, шорты

сыр, кошка, сом, лист

 

10.Игра «Волшебники»

Логопед: В этой игре вам нужно будет заменить звук «С» на звук «Ш» в словах:

Задание для команды «Нюши»

Касса- каша,

мыс-мышь,

миска-мишка,

усы-уши…

 

Для команды «Совуньи» заменить звук «Ш» на звук «С»

Шутки-сутки,

кашка-каска,

крыша-крыса,

ваш - вас…

 

11.Физминутка

Вот от Нюши вам зарядка, выполняйте по порядку:
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.
Сели-встали (2 раза). Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать и спокойнее дышать.

 

12.Дидактическое упражнение «Исправь ошибку».

1.Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».

 

2.На виду у детворы
«Крысу» красят маляры

3.Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».

4.Танцует Миша в «машке»,
Конфету дали «маске».

 

13.Составить из слов предложения, найти в них слова со звуками [С] и [Ш], назвать предлоги.

Саня, ехать, машина, на.

Шура, ехать, санки, на.

 

14.Расскажи скороговорки:

Шашки на столе, шишки на сосне.

Саша шапкой шишку сшиб.

 

15. Закрепление букв С и Ш

Логопед: Вспомните буквы, которыми на письме обозначают звуки [С] и [Ш]. Команда «Совуньи», расскажите стихотворение о букве С.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Выложите букву из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал. 

Логопед: Команда «Нюши», расскажите стихотворение о букве Ш.

Буква Ш с тремя шипами —

Не хватай ее руками.

Выложите букву из пальчиков: поднимите вверх указательный, средний и безымянный пальцы левой руки, большим пальцем прижмите мизинец, указательный палец правой руки приложите к левой руке.

 

16.Игра «Распутай слоги»

Логопед: Нюша и Совунья любят рыбачить. К ним приплыли рыбки. Поймайте рыбок. Собери слоги и прочитай слова.

Дети составляют слова из слогов, на рыбках: Маша, Саша, каша, суша.

 

17. Звуко-слоговой анализ слов:

Саша, сушки.

 

III Заключительная часть

Подсчет фишек. Подведение итогов соревнования.

Логопед: Ребята, вам понравилось наше соревнование? Какие игры вам понравились? Вы сегодня были активными, внимательными и правильно отвечали. Молодцы!

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×