Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] - [С] с Совуньей и Нюшей. Буквы Ш, С». Автор: Скворцова Наталия Викторовна. Работа №142121
2.04.2020
Тема занятия: «Дифференциация звуков [Ш] - [С] с Совуньей и Нюшей. Буквы Ш, С»
Группа компенсирующей направленности детей 6-7 лет
Выполнила: учитель-логопед Скворцова Н.В.
Цель: Обучение слухо-произносительной дифференциации звуков [Ш] — [С]. (дифференциация шипяших и свистящих согласных).
Коррекционно- образовательные задачи. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных. Учить различать звуки [Ш] — [С] на слух и в произношении.
Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.
Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов. Учить преобразовывать слова. Закреплять слоговое чтение слов.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Материал и оборудование:
Раздаточный:
1.Зеркала – по количеству детей;
2.Кассы букв – по количеству детей;
Демонстрационный:
Иллюстрации с изображением артикуляционных упражнений, картинки-символы звуков: змея, насос; картинки: сумка, мешок, карандаш, шапка, шорты, кошка, сыр, сом, лист. Картинки с изображением слов-паронимов, опорные картинки скороговорок, рыбки со слогами.
Оборудование: игрушки: Совунья, Нюша; фишки.
Ход занятия:
I Вводная часть
Оргмомент
1.Дидактическое упражнение «Правильно ли это?».
Девочка ест кашей. Девочка ест кашу.
Мальчик читает книгу. Мальчик читает книгой.
Мужчина пьет чая. Мужчина пьет чай.
Женщина идет в магазином. Женщина идет в магазин.
Кошка сидит на стулом. Кошка сидит на стуле.
Мышка залезла в шкафом. Мышка залезла в шкаф.
Мама шьет дочери нарядное платье. Мама шьет дочери нарядное платьем.
Сюрпризный момент
Логопед: Сегодня к нам прилетела на самолете Совунья, а на машине приехала Нюша.
Логопед: Скажите, какой первый звук в слове Совунья?
Скажите, какой шипящий звук в слове Нюша?
Логопед: Сегодня Сова и Нюша предлагают вам поучаствовать в соревновании. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Придумайте слова со звуком С или Ш. (Дети придумывают слова и получают соответствующие эмблемы Нюши или Совы).
Ребята, за каждое правильно выполненное задание команда получает фишку, в конце игры фишки подсчитываются. Команда, набравшая большее количество фишек, победит.
II Основная часть
1.Артикуляционная гимнастика.
«Блинчики»,
«Бублик»,
«Чашечка»,
«Подуй на горячий чай»
(
Ш-ш-ш
),
«Заборчик»,
«Мостик»,
«Свистим
с-с-с
».
2.Сравнение артикуляции звуков.
Насос свистит С-С-С, а песенка змеи Ш-ш-ш.
Чем отличаются звуки [Ш] и [С]?
Произнесём ещё раз звук Ш. В каком положении губы при произношении звука Ш? (Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд).
Произнесем звук С, как расположены губы? (Губы в улыбке).
Где находится язычок? (При произношении звука Ш – вверху за зубами, а когда произносим звук С –внизу).
Какой воздух выходит? ( На звук Ш - теплый , а на звук С- холодный).
Работает ли горлышко? (Нет, не работает, звуки глухие).
Скажите, чем похожи звуки [Ш] и [С]? ( Звуки глухие).
Чем отличаются? (На звук [Ш] язык вверху, а на звук [С] язык внизу).
3. «Расскажи про звук»
Логопед: Команда «Совуньи», расскажите про звук «С». Дайте характеристику звуку С.
На звук «С» - губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, посередине языка холодный воздух.
Звук «С» согласный, твердый, глухой, свистящий.
Логопед: Команда «Нюши», расскажите про звук «Ш».
На звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык в форме чашки, смотрит вверх, посередине языка идет теплый воздух.
Звук «Ш»- согласный, всегда твердый, глухой.
4.Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш], топай ногами, если услышь звук [С]»
ш, с, с, ш...;
ша, са, со...; аш, ас...;
шапка, машина, сапоги, усы, лес, малыш...
5.Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
Логопед: Команда «Совуньи», замените звук [С] на звук [Ш]: са-ша, со-шо; ас-аш, су-шу, сы-ши.
Команда «Нюши», замените звук [Ш] на звук [С]: ша-са, шо-со, аш-ас, шу-су, ши-сы.
6. Упражнение «Песенки»
Логопед: Повторите песенки Совуньи и Нюши:
са-са-ша, ша-ша-са,
са-ша-ша, ша-са-са
7.Игра «Назови все звуки в слове»
шкаф [ш, к, а, ф],
сумка [с, у, м, к, а]
8.Игра «Кому что?»
Логопед: Совунья взяла с собой в сумку, а Нюша походный мешок, содержимое высыпалось. Совунье найдите картинки со звуком [С], а Нюше картинки со звуком [Ш]. (сумка, карандаш, шапка, шорты, кошка, сыр, сом, лист)
9. «Какое слово лишнее?»
сумка, карандаш, шапка, шорты
сыр, кошка, сом, лист
10.Игра «Волшебники»
Логопед: В этой игре вам нужно будет заменить звук «С» на звук «Ш» в словах:
Задание для команды «Нюши»
Касса- каша,
мыс-мышь,
миска-мишка,
усы-уши…
Для команды «Совуньи» заменить звук «Ш» на звук «С»
Шутки-сутки,
кашка-каска,
крыша-крыса,
ваш - вас…
11.Физминутка
Вот от Нюши вам зарядка, выполняйте по порядку:
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.
Сели-встали (2 раза). Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать и спокойнее дышать.
12.Дидактическое упражнение «Исправь ошибку».
1.Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
2.На виду у детворы
«Крысу» красят маляры
3.Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
4.Танцует Миша в «машке»,
Конфету дали «маске».
13.Составить из слов предложения, найти в них слова со звуками [С] и [Ш], назвать предлоги.
Саня, ехать, машина, на.
Шура, ехать, санки, на.
14.Расскажи скороговорки:
Шашки на столе, шишки на сосне.
Саша шапкой шишку сшиб.
15. Закрепление букв С и Ш
Логопед: Вспомните буквы, которыми на письме обозначают звуки [С] и [Ш]. Команда «Совуньи», расскажите стихотворение о букве С.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Выложите букву из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
Логопед: Команда «Нюши», расскажите стихотворение о букве Ш.
Буква Ш с тремя шипами —
Не хватай ее руками.
Выложите букву из пальчиков: поднимите вверх указательный, средний и безымянный пальцы левой руки, большим пальцем прижмите мизинец, указательный палец правой руки приложите к левой руке.
16.Игра «Распутай слоги»
Логопед: Нюша и Совунья любят рыбачить. К ним приплыли рыбки. Поймайте рыбок. Собери слоги и прочитай слова.
Дети составляют слова из слогов, на рыбках: Маша, Саша, каша, суша.
17. Звуко-слоговой анализ слов:
Саша, сушки.
III Заключительная часть
Подсчет фишек. Подведение итогов соревнования.
Логопед: Ребята, вам понравилось наше соревнование? Какие игры вам понравились? Вы сегодня были активными, внимательными и правильно отвечали. Молодцы!