Методическая разработка по использованию игрового оборудования «Дары Фрёбеля». Игровые технологии для детей с ЗПР.. Автор: Кириенко Наталия Анатольевна. Работа №142258
Методическая разработка по использованию игрового оборудования «Дары Фрёбеля»
Игровые технологии для детей с ЗПР
Актуальность
ФГОС ДО определяет развивающую предметно-пространственную среду, как часть образовательной среды, представленную специально-организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.
В настоящее время контингент воспитанников в дошкольных учреждениях составляют как дети с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза, поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей. Эту помощь оказывают группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР и с ТНР.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:
Формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания;
Развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;
Формирования предпосылок учебной деятельности;
Обеспечения возможности достижения социальной успешности;
Сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;
Коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и с ТНР, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого ребёнка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей с ЗПР и с ТНР. Перед педагогами групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и с ТНР стоит задача создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами: насыщенности, трансформированности, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.
Для развития детей с ЗПР и с ТНР недостаточно расширить объём усваиваемых знаний, требуется овладеть способами и приёмами мыслительной деятельности, основы которой закладывается в дошкольном возрасте. Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей с ЗПР и с ТНР и легко с ними согласовывается. Комплект является составной частью, развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Цель: развитие познавательных процессов, речевых и сенсорных навыков.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
активизировать устную речь;
развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление, наблюдательность;
способствовать
развитию восприятия цвета, формы, величины, размера;
развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, делать умозаключения.
Образовательные:
формировать первичные представления о свойствах и объектах окружающего мира;
обучать умению действовать по зрительному образцу, словесной инструкции;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
реализовать самостоятельную творческую деятельность;
формировать благоприятный психологический климат группы.
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
Перспективное планирование использования игрового оборудования
«Дары Фрёбеля» в решении задач НОД в соответствии с тематическим планированием (задачи решаются в соответствии с ИОМ каждого ребенка)
№ п\п
Сроки
Лексическая тема
Игры
Используемые материалы
1
Сентябрь
«Школа. Школьные принадлежности»
Игра «Что изменилось»
Физкультминутка «На уроке»
Пальчиковая игра «Карандаш»
№ 7; 8; 10
2
«Осень»
Игра «Листики»
Физкультминутка «Ветер»
Пальчиковая игра «Дружба»
№ 7; 9; J1; J2; 5Р
3
«Деревья и кустарники»
Игра «Осеннее дерево»
Физкультминутка «Берёзка»
Пальчиковая игра «Деревья»
№ 7; 8; 9; 10
4
Октябрь
«Овощи»
Игра «Огородники»
Физкультминутка «Огород»
Пальчиковая игра «Овощи»
№ 2; 3; 4; 6; 7; 8; 10; J2; 5Р
5
«Фрукты»
Игра «Садоводы»
Физкультминутка «Яблоко»
Пальчиковая игра «Осенний сад»
№ J1; J2; 3; 4; 6; 7; 8; 10; 5Р
6
«Грибы и лесные ягоды»
Игра «На лесной полянке»
Физкультминутка «Грибники»
Пальчиковая игра «Грибы»
№ 7; 8; 9; 10; J2; 5Р
7
«Игрушки»
Игра «Магазин игрушек»
Физкультминутка «Ванька – встань-ка»
Пальчиковая игра «Игрушки»
№ 3; 4; 5; 5Р; 6; 7; 8; 9
8
«Электробытовые приборы»
Игра «Электроприбор»
Физкультминутка «Фонарик»
Пальчиковая игра «Компьютер»
№ 2; 3; 4; 5; 5В; 5Р; 6; 7; 8; 9; 10
9
Ноябрь
«Посуда»
Игра «Укрась тарелку»
Физкультминутка «Точим нож»
Пальчиковая игра «Посуда»
№ 6; 7; 8; 9; 10; J1
10
«Мебель»
Игра «Новоселье»
Физкультминутка «Столовая»
Пальчиковая игра «Мебель»
№ 3; 4; 5; 5В; 5Р; 6; 7; 8; 9; 10; J1
11
«Домашние птицы»
Игра «Птичий двор»
Физкультминутка «Домашние птицы»
Пальчиковая игра «Уточка»
№ 3; 4; 5; 5В; 5Р; 6; 7; 8; 9
12
Декабрь
«Домашние животные»
Игра «На ферме»
Физкультминутка «Кролик»
Пальчиковая игра «Поросята»
№ 3; 4;5В;5Р; 6; 7; 8; 10
13
«Дикие животные»
Игра «В лесу»
Физкультминутка «В лесу»
Пальчиковая игра «Белка»
№ 6; 7; 8; 9; 5В; 5Р
14
«Животные жарких стран»
Игра «Знатоки Джунглей»
Физкультминутка «Джунгли».
Пальчиковая игра «Животные жарких стран».
№ 3; 4; 5; 5В; 6; 7; 8; 9; 10; J1; J2
15
«Новый год. Зимние забавы детей»
Игры «Наряди ёлку», «Зимние забавы»
Физкультминутки «Волшебники», «На дворе»
Пальчиковые игры «Ёлка», «Снеговики»
№ 3; 7; 8; 9; 10
№ J1; 5; 5В; 7; 8; 9; 10
16
Январь
«Транспорт»
Игра «Кораблик»
Физкультминутка «Пилот»
Пальчиковая игра «Транспорт»
№ 2; 3; 4; 5Р; 6; 7; 8; 9
17
«Одежда, обувь, головные уборы»
Игры «Ателье», «Магазин обуви», «Косынка»
Физкультминутки «На прогулке», «Сапожник», «Игра»
Пальчиковые игры «Перчатки», «Обувь», «Шапочка»
№ 2; 3; 4; 6; 7; 8; 10; J2; 5Р
№ 1J; 3; 4; 5; 5Р; 6; 8; 9;10
№ J2; 7; 8; 9;10
18
«Зимующие птицы»
Игры «Кормушка»
Физкультминутка «Вороны»
Пальчиковая игра «Птицы»
№ 3; 4; 5; 5Р; 6; 8; 9;10
19
Февраль
Зима»
Игра «Снежинки»
Физкультминутка «Снежная баба»
Пальчиковая игра «Снежинки»
№ 2J; 7; 8; 9; 10
20
«Профессии»
Игры «Кем быть»
Физкультминутка «Кем быть»
Пальчиковая игра «Профессии»
№ 1J; 3; 4; 5Р; 6; 7; 8; 9; 10
21
«День защитника Отечества»
Игра «На страже Родины»
Физкультминутка «Защитники»
Пальчиковая игра «23 февраля»
№ 1J; 2J; 3; 4; 5Р; 5В; 5; 6; 7; 8; 9; 10
22
«Февраль – последний месяц зимы»
Игра: «В гостях у Матушки Зимы»
Физкультминутка «Февраль»
Пальчиковая игра «Зима»
№ 1; 3; 4; 5; 5В; 5Р; 6; 7; 8; 9; 10; J1; J2
23
«Инструменты»
Игра: «Город мастеров»
Физкультминутка «Инструменты»
Пальчиковая игра «Пила»
№ 5В; 5Р; 7; 8; 9; 10; J2
24
Март
«Март – первый весенний месяц. Праздник 8 Марта»
Игра «Букет для мамы»
Физкультминутка «8 Марта».
Пальчиковая игра «Мамин день»
№ 7; 8; 9; 10; J2
25
«Весна»
Игра «Ручеёк»
Физкультминутка «Весна»
Пальчиковая игра «Сосульки»
№ 1; 9
26
«Весна. Возвращение перелётных птиц»
Игра: «Экскурсия в Музей перелётных птиц»
Физкультминутка «Грачи прилетели»
Пальчиковая игра «Перелётные птицы»
№ 1; 3; 4; 5; 5В; 5Р; 6; 7; 8; 9; 10; J1; J2
27
«Семья»
Игра «Моя семья»
Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Пальчиковая игра «Этот пальчик»
№ 1J; 2J; 5Р; 7; 8; 9; 10
28
Апрель
«Весна. Весенние цветы»
Игра «Волшебные цветочки»
Физкультминутка «Веснянка»
Пальчиковая игра «Первоцвет»
№ 5Р; 7; 8; 9; 10; J1; J2
29
«Космос»
Игра «Солнечная система»
Физкультминутка «Космонавты».
Пальчиковая игра «Планеты».
№ 1; 1J; 2J; 5Р; 7; 9; 10
30
«Насекомые»
Игра «На полянке»
Физкультминутка «Жучок».
Пальчиковая игра «Бабочка».
№ 2J; 7; 8; 9; 10
31
«Мой дом. Мой город»
Игра «Экскурсия по городу»
Физкультминутка «Улица»
Пальчиковая игра «Город»
№ 2; 3; 4; 5; 5В; 5Р; 6; 7; 9; 10
32
«Моя родина – Россия»
Игра «Путешествие по родному краю»
Физкультминутка «Чудный город»
Пальчиковая игра «Наш край»
№ 2; 3; 4; 5; 5В; 5Р; 6; 7; 8; 9; 10
33
Май
«День Победы»
Игра: «Парад Победы»
Физкультминутка «Защитники Отечества»
Пальчиковая игра «Бойцы»
№ 3; 4; 5; 5Р; 5В; 6; 7; 8; 9; 10; J1
34
«Комнатные растения»
Игра: «Вырасти свой цветочек»
Физкультминутка ««На окошке»
Пальчиковая игра «Цветы»
№ 4; 5; 5В; 5Р; 6; 7; 8; 9; 10.
35
«Откуда хлеб пришёл»
Игра «Колосок»
Физкультминутка «Сеют в поле зёрна»
Пальчиковая игра «Мельница»
№ 7; 8; 10
36
«Рыбы»
Игра «Подводное царство»
Физкультминутка «Рыбонька»
Пальчиковая игра «Подводный мир»
№ 1J; 2J; 3; 4; 5Р; 7; 8; 9; 10
37
Июнь
«ОБЖ»
Игра: «Светофор»
Физкультминутка «Зарядка»
Пальчиковая игра «Правила дорожного движения»
№ J1; J2; 7; 8; 9
38
«Лето»
Игра: «Летняя лужайка»
Физкультминутка «Лето»
Пальчиковая игра «Радуга»
№ J2; 3; 4; 5; 5В; 5Р; 6; 7; 8; 9; 10
Литература
1 Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова «Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля»
2. Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М. Волобуева. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства).