Воспитатель. Автор: Першикова Светлана Павловна. Работа №142352
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №13»
Совместный проект
«Родители и педагоги- два берега одной реки»
Разработала :
Першина Светлана Павловна-воспитатель
Руководитель:
Булычева Лидия Ивановна- заведующая
г.Чита, 2019г
Совместный проект«Родители и педагоги – два берега одной реки»
Актуальность проекта
Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:
- особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам;
- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость;
- свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с родителями социально - личностной направленности «Родители и воспитатели – два берега одной реки»».
Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
Задачи:
- установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей;
- активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком;
- ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Принципы взаимодействия воспитателя с родителями:
- умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
- внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;
- способность к оказанию психологической помощи;
- ориентация на стимулирование самообразования родителей;
- способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;
- положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;
- проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;
- искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации;
- недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей
Участники проекта: специалисты ДОУ, педагоги, родители, дети
Сроки реализации: в течение 2019-2020 учебного года
Место реализации: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №13»
Вид проекта: практико - ориентированный
Ресурсы обеспечения проекта:
Организационные:
Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №13», годовым планом и планом реализации проекта.
Информационные:
- научно-методическая, художественная литература;
- средства массовой информации;
- ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение:
- администрация ДОУ;
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- педагог – психолог.
Финансовое обеспечение:
- бюджет Учреждения;
- благотворительные средства родителей.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- ноутбук,
- музыкальный центр.
Ожидаемый результат:
1. Создание системы комплексной работы с родителями.
2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания.
Этапы реализации проекта:
1 этап – исследовательский( август-сентябрь 2019г)
- «Знаете ли вы своего ребенка?" - анкетирование;
- «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»- анкета – очерк;
- «Взаимоотношения в семье" - тест – опрос;
- «Семейные традиции и нормы» - анкетирование;
- «Телефон доверия» - акция.
2 этап – подготовительный( сентябрь- октябрь 2019г)
- обработка полученной информации;
- подбор наглядной агитации;
- изучение методической литературы;
- разработка плана совместных мероприятий.
3 этап – практический( с ноября 2019г по апрель 2020г)
Информационный блок:
- «Пять рецептов избавления от гнева» - памятка;
- «Культура общения – это?» - информационный лист;
- «Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» - памятка;
- «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» - консультация;
- «Как знакомить детей с нормами поведения» - консультация;
- «Посеешь привычку…» - информационный лист;
- «Игра – школа нравственного поведения» - консультация;
- Индивидуальные консультации по запросам родителей.
Практический блок:
- «Обсуждаем проблемные ситуации»-практикум ;
- «Нравственный закон внутри нас» - родительское собрание ;
- «Дружба живет среди нас» - день открытых дверей, просмотр непосредственно-образовательной деятельности ;
- «Праздник в нашем доме» - творческая мастерская ;
- «Поговорим о вежливости» - круглый стол;
- «Молодецкие игры» - спортивные соревнования с участием пап ;
- «Наши мамы всегда на все руки мастера» - кулинарный поединок ;
- «Семья года» - конкурс - презентация :выставка семейных фотографий; выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа; рассказ о традициях семьи; игры, конкурсы, выступления.
- Оценка эффективности деятельности (май).
4 этап – заключительный(май- июнь 2020г)
- оценка эффективности реализации проекта.
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения:
- метод анкетного опроса
- беседы с родителями.
Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей:
- учет участия родителей в различных мероприятиях ;
- наблюдения;
- беседы.
Определение уровня деятельности педагога с родителями.
- использование листов самооценки.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- консультации;
- просмотр непосредственно образовательной деятельности;
- беседы;
- родительское собрание;
- практикум;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения, конкурсы;
- день открытых дверей;
- презентация семьи.
-мастер-классы - родительский клубы
Основные направления работы с родителями.
1. Психологическая работа (групповая и индивидуальная)
Семья является важнейшим условием обеспечения психического благополучия ребенка. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия – как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха. Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей. Родители иногда испытывают множество трудностей в развитии ребенка. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Вспомогательные меры, рекомендательного характера, осуществляемые специалистами в дошкольных учреждениях, не всегда достигают своей цели.
Среди причин низкой результативности работы с семьей ребенка можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и с окружающим миром. К подобным неосознанным установкам могут быть отнесены: --непринятие личности ребенка с отклонениями в развитии; - неконструктивные формы взаимоотношений с ним; -отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание; -нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей детей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые отказываются погружаться родители ребенка. Контингент воспитанников учреждения разный: есть дети из благополучных семей, а есть дети проблемные, из семей неблагополучных с низким социальным уровнем и статусом. Большинство этих семей готовы измениться, но они не знают как. Они не знают, что значит строить семью, они не знают, что значит общаться с собственным ребенком, они не знают, что значит дарить ласку, заботу, любовь своим детям.
Проект состоит из трех блоков:
Блок I. « Мы общаемся с ребенком?»
– этот блок посвящен детско-родительским отношениям. В нем даются такие понятия как стиль семейного воспитания, родительская любовь, безусловное принятие ребенка, как правильно разрешать конфликты с ребенком и т. д. В основу практических заданий так же вошли методики выявляющие особенности детско-родительских отношений, а также некоторые упражнения с элементами тренинга, направленные на формирование и развитие чувства родительской любви.
Блок II. « Развиваем познавательную активность ребенка»– этот блок посвящен развитию познавательной деятельности у ребенка. Здесь рассматриваются возрастные особенности формирования познавательной деятельности. В качестве практических заданий используются игры и упражнения, которые могут использовать родители в домашних условиях для развития детей с нарушением слуха.
Блок III. Тренинг детско-родительских отношений
– тренинг направлен на изменение установок и стереотипов поведения родителей; на развитие у них конструктивных навыков общения и взаимодействия с детьми, а также на повышение самооценки и обогащение эмоционального мира родителей. Детско-родительские мероприятия необходимы при каждом переходе ребенка в новую возрастную группу, когда у него появляется возможность и желание общаться с окружающими по-новому, из более взрослой позиции, а родители по разным причинам сохраняют с ними «более детский» стиль взаимодействия. Если же стремление ребенка общаться по-новому не находит реализации, то возможными становятся формализация отношений, снижение уровня доверия или «остановка» ребенка на детской инфантильной позиции.
Процедура проведения занятий: предварительно набирается группа родителей; занятия проводятся вечером, три раза в год, за круглым столом.
В конце каждого занятия родителям выдается памятка, в которой вынесены основные понятия занятия, а также дополнительные сведения по данной теме. В конце прилагается список литературы, которую при желании родители могут почитать в целях дополнительного самообразования.
2. Правовое просвещение родителей.
В рамках работы с родителями возникла настоятельная необходимость создания цикла семинаров для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро. В ДОУ открылась «Школа правовых знаний». Она должна помочь родителям, сориентироваться в нашем непростом мире, научить их грамотно использовать юридические нормы и положения. Целью работы «Школы правовых знаний» является защита прав и интересов детей, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.
Родители познакомятся в школе на семинарах: с Федеральным законом РФ, познакомятся со специальной литературой, смогут получать интересную и полезную информацию от профессионалов - юристов, врачей, социальных педагогов, педагогов- психологов, специалистов дополнительного образования ДОУ. Программа семинаров проекта рассчитана на три года. Планируется проводить по три таких занятия в год, а также давать индивидуальные консультации для родителей по запросу.
3. Формирование компетентности родителей в вопросах социально-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми Целью данного направления работы является необходимость повышения у родителей компетентности в вопросах проведения социально- педагогических занятий с детьми. Для оптиматизации сотрудничества ДОУ и родителей используются следующие формы работ:
-родительские университеты (где родители получают теоретические знания ) - мастер-классы для родителей и с участием родителей, - индивидуальное консультирование родителей специалистами ДОУ, - открытые занятия по образовательной деятельности с детьми, - дни открытых дверей, - работа в рамках родительского клуба «Доверие»; - интернет-переписка; -вечера вопросов и ответов;
- творческие отчеты,
- презентации,
-конкурсы и викторины,
-праздники (где родители делятся друг с другом и с педагогами своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной деятельности « педагог – родитель – дети»)
4. Воспитание в семье и досуговая деятельность.
Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых. Досуговая программа – это составляющая часть образовательной программы проекта. Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых. Потенциал досуговых мероприятий демонстрирует широкие просветительские, познавательные, коммуникативные, воспитательные, творческие, эмоциональные и физические возможности. Предоставляет условия для личностного самовыражения, самореализации, свободы общения, доступности, личностной социализации. Досуговые мероприятия способствуют установлению и сохранению доброжелательных, тёплых отношений между взрослыми и детьми, созданию атмосферы праздника и взаимопонимания, осознанию семейных норм и ценностей.
Таким образом, совместный проект педагогов и родителей «Родители и педагоги - два берега одной реки» дает возможность родителям повысить свою компетентность в области социально- личностных и педагогических знаний, стать полноправным участником воспитательной и образовательной работы дошкольного образовательного учреждения.