Методическая работа "Использование синтезатора - освоение новых технологий в музыкальном образовании". Автор: Ванина Елизавета Александровна. Работа №149548
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Яблоновская ДШИ»
Методическая разработка :
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТЕЗАТОРА – ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Подготовила преподаватель
Яблоновской ДШИ
по классу скрипки и гитары
Ванина Елизавета Александровна
2020 г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТЕЗАТОРА – ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ХХI век- век цифровых технологий. Эра информационных технологий, в которую вступило человечество, оказывает огромное влияние на все стороны жизни, в том числе и на жизнь искусства. Все мы знаем, что новая, современная музыкальная индустрия подвластна электронике. Музыка в мире сегодня создается, записывается и обрабатывается с помощью электронных музыкальных инструментов и компьютера.
Бурное развитие музыкальных электронных технологий дает возможность педагогам применять их в процессе музыкального образования. В настоящее время влияние информационных технологий в детской среде особенно заметно. Внедрение информационно-коммуникативных технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство её изложения. Всё это как нельзя лучше подходит для применения в учебном процессе в детских школах искусств.
В наши дни все большее распространение получают электронные клавишные инструменты - синтезаторы. Одно из требований времени - это использование на занятиях в качестве аккомпанемента современных цифровых электронных клавишных инструментов, что помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой информации.
Синтезаторы являются своеобразными «Музыкальными компьютерами», обладающими широкими выразительными исполнительскими и техническими возможностями, многие из которых недоступны традиционным музыкальным инструментам.
И возникает вопрос: «А могут ли быть использованы возможности синтезатора, как инструмента для концертмейстера? И как это влияет на занятия по специальности». Вот мнение педагогов из г. Санкт - Петербурга: «Считаю, что за синтезаторами будущее. Их можно использовать эффективно не только как специальный или дополнительный предмет, но и в качестве помощника, например, для озвучивания оркестровых тем в реальных тембрах, в целях развития слышания метро -ритмических структур. А о включении их в состав народных и духовых оркестров в самом разнообразном качестве и говорить не приходится» (Н.М. Веледеева, директор ШИ им. Свиридова) «Синтезатор просто необходим О.Н.И. и как дополнительный тембр, и как ритмическая поддержка, особенно в условиях ограниченного состава оркестра» (О.И. Кузнецова, преподаватель класса аккордеона).
И я также придерживаюсь данной точки зрения о необходимости приобщения к современным технологиям, в частности, использования синтезатора на уроках по специальности, музицированию, ансамблю, что способствует получению большей отдачи от работы детей, развитию интереса к предмету, приобщение к ансамблевой практике, организации внеклассной работы. «Музыкальный компьютер» - это многофункциональный оркестровый инструмент, обладающий неограниченными возможностями, на котором и с помощью которого можно сделать обучение более простым и интересным, проводить его в виде увлекательной игры, а получаемые знания - более глубокими и обобщёнными, заниматься творческой работой.
Использование синтезаторов на занятиях удовлетворяет естественное для детского возраста любопытство, процесс обучения приносит удовольствие и позволяет успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степени заинтересованности в предмете. Применение синтезатора на занятиях, как аккомпанирующего инструмента, дополняет работу над музыкальным произведением, помогает в решении основных образовательных задач: приобщение обучающихся к важнейшим ценностям музыкального искусства, к народной, классической и современной музыке, развитию их музыкально-творческих способностей и развитию музыкальности в целом.
Синтезатор, как аккомпанемент, помогает обучающимся в расширении знаний о жанрах, стилях музыки, фактуре звучания различных музыкальных инструментов, развитии воображения, мелодического и гармонического мышления, в освоении основ ладо - гармонической структуры. Учащиеся должны научиться различать мелодию и аккомпанемент (в нем - бас, голоса и подголоски). Предполагаемый характер звучания мелодии, ассоциируется с тем или иным инструментом, что должно быть отражено в выбираемых тембрах, представления о которых необходимо расширять на основе их соотношения с характером мелодической линии произведения.
Созвучное художественному образу ритмическое и тембровое решение (муз. пример: «Сицилиана» А. Перголези - произведение, в аранжировке которого использованы тембры гитары, клавесина и ансамбль скрипок).
Синтезатор позволяет сочетать музыку со звуковыми эффектами, шумами; какой простор для творчества! Он cпособен разбудить фантазию обучающегося и привить любовь к музыке. Здесь есть и пение птиц, и шум прибоя, и конный топот и многое другое.
Использование синтезаторов в качестве аккомпанемента создает на занятии атмосферу живого творческого сотрудничества и тем самым способствует активизации интереса обучающихся к музыкальным занятиям. Электронная многокрасочность способна ярко дополнить живую игру на музыкальном инструменте, эффективна в музыкальном развитии способностей детей к выразительному исполнению музыки. А если добавить к исполнению еще и автоаккомпанемент, то в классе зазвучит целый инструментальный ансамбль или оркестр. Еще одним важным качеством синтезатора является его возможность смешивания тембров, их фактуры (включая ударные), что очень важно при изучении образцов стариной музыки.
(муз.пример: «Английский танец» композитор-Татьяна Смердова).
Главная отличительная особенность клавишных синтезаторов - это многотембровость. Инструмент разнообразен тембрами инструментов симфонического оркестра, органа, этнические тембры, тембры характерные для джазовой и эстрадной музыки (гитара, саксофон, бас и т.п.), набором ударных инструментов; синтетическими тембрами; различными звуковыми эффектами и шумами.
Синтезатор с успехом имитирует любой оркестровый тембр и выполняет в ансамблевой фактуре любую функцию - мелодии, баса, гармонической и ритмической фигурации, подголоска и педали. С его помощью можно создать иллюзию оркестрового звучания, что всегда вызывает живую реакцию аудитории. Всё это – привлекательные свойства музицирования в ансамбле синтезаторов с традиционными инструментами. Ученик в смешанном составе электронных и механических инструментов, исполняя свою партию, должен научиться соотносить её со звучанием всего ансамбля по темпо-ритму, динамическому балансу, а также по интонационной слаженности. (муз.пример: «Менуэт» композитор – М.Гарлицкий – это временная стилизация, приближение произведения к тому времени, в котором оно звучало, партия концертмейстера аранжирована клавесином и капэльным, маленьким органом).
Еще одной особенностью синтезаторов является наличие автоаккомпанемента, отличающегося богатством рисунка своих голосов и многотембровостью - это варианты различных ритмов и стилей музыки: поп, рок, кантри, латиноамериканской, современной танцевальной музыки, а также вальсы, марши, польки и т.п.
Ритмизированное сопровождение развивает у детей чувство метроритма, помогает в освоении сложных ритмов в произведениях (Даснер «Така-така» - использован латиноамериканский стиль Румба, «Кукарача» Корриган, использован стиль мамбо (латиноамериканский танец, «На ранчо» Е.Баев – стиль кантри-фолк. Губная гармошка, которую часто использовали ковбои).
Все вышеперечисленные качества делают цифровые электронные клавишные инструменты по-своему уникальными и позволяют использовать их в качестве аккомпанемента, роль которого в предмете специальность очень важна. В этом я вижу широкие перспективы музыкально - творческого развития обучающихся в классе скрипки и гитары.
На синтезаторе, а это - тот же компьютер, есть возможность записи в секвенсор аранжировки аккомпанемента и исполнение как под фонограмму.
Ансамблевое музицирование с педагогом - концертмейстером, владеющим игрой на синтезаторе - это инновационный путь к обновлению методики обучения игре на струнных и народных инструментах.
Очевидность принципиально новых возможностей, предоставляемых компьютером и электронными музыкальными инструментами во всех сферах музыкального творчества, в наше время ведет к нарастающему внедрению музыкально-компьютерных технологий во все сферы музыкального творчества. Это касается и творчества композиторов, музыковедов, исполнителей и что самое приятное, к этим технологиям стали обращаться педагоги детских музыкальных школ и школ искусств.
Электромузыкальные инструменты имеют противоречивую репутацию. С одной стороны, без них сегодня невозможно представить себе популярную музыку, поэтому для очень многих людей и особенно молодежи их тембры являются своего рода эстетическим эталоном музыкального звучания. С другой стороны, эта же ассоциация электромузыкальных инструментов и популярной музыки зачастую становится причиной предубеждения против них музыкантов-профессионалов и любителей, ориентированных на академические музыкальные жанры.
Но живем мы уже в ХХI-м веке, в веке цифровых технологий. Порой доходит до абсурда, что дети своими вопросами ставят нас в тупик. И вопросы эти задаются в области электроники и цифровых технологий.
Современным детям в музыкальной школе уже недостаточно звуков фортепиано или аккордеона для осуществления своих творческих замыслов. В повседневной жизни они слышат другую палитру звуков. Это не только тембр, высота, но и характеристики самого звука. Внедрение этих технологий в традиционный процесс обучения занятие очень увлекательное и интересное, требующие от педагога определенной музыкальной компетенции и соответствующего уровня профессиональной подготовки.
