Наши прабабушки - дети Великой Отечественной войны. Автор: Гилязова Татьяна Борисовна. Работа №155631
Международный педагогический портал
«Солнечный свет»
Всероссийский конкурс «Я помню! Я горжусь!»
Наши прабабушки –
дети Великой Отечественной войны
Семейная команда:
Кошаев Ростислав, 11 лет,
Павлова Анастасия, 12 лет,
Гилязова Т.Б., 60 лет.
Учащиеся 5а, 6б,
учитель математики
МБОУ «СОШ №33 углублённым изучением английского языка»,
г. Нижнекамск, Татарстан,
2020 г.
В мае 2020 году мы будем отмечать 75-летие победы над фашистской Германией - 75 лет победы нашего народа в очень тяжёлой и кровопролитной войне. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70 – 80- летних людей. Нашей прабабушке Татарченковой (в дев. Алтынцевой) Вере Павловне 88 лет. Она родилась 21 ноября 1931 года. Ей было 9 лет, когда началась война. Значит, она была младше, чем мы сейчас!
Наша бабушка Таня (Гилязова Татьяна Борисовна) предложила нам узнать у бабушки Веры – как жили дети во время войны. Ведь у неё есть звание «Ветеран Великой Отечественной войны. Труженик тыла». Какой же она «труженик», ведь ей к началу войны было всего 9 лет!
И мы стали беседовать с бабушкой, когда приходили к ней в гости, выспрашивать про жизнь в военное время. Она нам поведала много интересного, то, что можно узнать только от очевидцев событий. Иногда мы смеялись, иногда плакали…
Вот что рассказала нам бабушка Вера.
« В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово - ВОЙНА.
О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил член правительства Вячеслав Молотов (фото 1). Он сообщил: «Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолетов наши города». Молотов призвал к «отечественной войне за Родину, за честь, за свободу». Свою речь он завершил знаменитыми словами: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!».
Фото 1. «Сегодня началась война…»
Первые месяцы войны запомнились детям многими событиями. Главные из них, это уход в армию многих родственников и знакомых мужчин.
В Буздякском районе Башкирской АССР, где жила бабушка Вера, демобилизация на фронт началась в августе 1941 года. И в первый же призыв попали два брата Алтынцевых: Павел Федосеевич (1905 г.р.) и Порфирий Федосеевич (1912 г.р.). Это наши прапрадедушки.
У каждого была семья, дети. У Павла - четыре дочери (Анастасия, Екатерина, Вера, Маша), у Порфирия – сын и дочь. Отец бабушки Веры, Павел срочно достраивал в деревне Вознесенка новый дом для своей большой семьи. И в конце августа братья ушли на фронт.
Павел Алтынцев в мае 1942 года был ранен, лежал в госпитале . В июне 1942 года он прислал домой письмо, в котором писал: «Отправляют на фронт. Поехал громить врага…». Писем больше не было. Было извещение о том, что «Алтынцев Павел Федосеевич, 1905 г.р., рядовой, провал без вести 26.08.1942 г.». Подтверждение этому есть в «Книге Памяти. Башкортостан. Списки погибших в Великой Отечественной войне», Кн.5. Баймакский, Бакалинский, Буздякский, Бурзянский районы, стр.300.
Младший брат Алтынцев Алексей Федосеевич уже служил в рядах Красной Армии с 15.10.1939 года (фото 2). Его, сержанта срочной службы, сразу отправили на фронт. Его жена Катя получала несколько писем, но в ноябре 1942 года пришло известие, что он пропал баз вести. Есть архивная запись Буздякского Райвоенкомата (сайт obd-memorial.ru) о том, когда он призывался и что пропал без вести. Эти же данные обнаружены в в «Книге Памяти. Башкортостан. Списки погибших в Великой Отечественной войне», Кн.5. Баймакский, Бакалинский, Буздякский, Бурзянский районы, стр.339.
Фото 2 .Алтынцев Алексей,1939 г.
Всё, что осталось после войны – это фотография дяди бабушки Веры, Алтынцева Алексея за 1939 год. Ни похоронок, ни писем с фронта не сохранилось.
После ухода мужчин на войну все трудности тыловой жизни легли на плечи женщин, стариков и детей, так как мобилизация практически не оставила в деревнях трудоспособных мужчин. Осенью 1941 года, когда отца забрали на войну, Вере было 10 лет. Учиться было некогда. Надо было работать. зачастую они работали наравне со взрослыми, и спрос за результаты труда был такой же.
Подростки работали по 12 часов в день и больше, и даже шести-семилеткам находилась работа. Сельские дети все лето поливали и пололи колхозные овощи. Ребятишки постарше помогали матерям на колхозной ферме, на пахоте и в заготовке дров на зиму, косили и сушили сено на покосах наравне со взрослыми, перевозили грузы на лошадях. Начиная с весны боронили верхом на лошадях, летом трудились на покосе сено косили, гребли, складывали, волокуши возили. Летом дети становились кормильцами в семье: собирали ягоду, черемшу, крапиву, щавель, луговой лук (слизун его называли), ели «кучку». Щавель был незаменим: и пироги вкусные из него пекли, и щи варили, да и так поесть эти кисленькие листья было приятно.
Почти вся имеющаяся в наличии сельскохозяйственная исправная техника отправлялась на фронт, туда же вывозили и хороших лошадей. В сёлах надо было обрабатывать поля, чтоб был хлеб. А лошадей не было, и тогда женщины, и дети впрягались в плуг сами и на себе пахали землю, чтоб посадить и вырастить хлеб для фронта.
Продукция колхозов и совхозов полностью и практически безвозмездно сдавалась государству. Выживали колхозники за счет приусадебных участков, хотя те и были обременены налогами и различными обязательными сборами.
Но в каждой семье воевал отец или сын, брат или муж, или все разом, и желание своим трудом хоть как-то облегчить их фронтовую участь было в те годы едва ли не самой главной двигательной силой сельского хозяйства.
Так как вся страна жила и работала под девизом «Всё для фронта, всё для победы!», то каждый колхоз должен был сдать определённое количество зерна, каждый двор в деревне - определённое количество молока, картошки и сена. Часто в семье почти ничего не оставалось, и бабушка варила суп из травы лебеда, а вместо картошки жарили корни лопуха.
Самым тяжелым был 1943 год. Все лето шли дожди, не уродился картофель, зерновые не поспели. Если осенью ещё был какой-то урожай, то зимой пришлось туго – начался голод. Бабушка Вера ходили с сёстрами и другими детьми по полям, находили на полях замёрзшую мелкую картошку, и несли её домой. Её мама, наша прапрабабушка Прасковья Павловна, эту оттаянную полусгнившую картошку добавляла в муку (чтобы больше было) и пекла хлеб. Хлеб получался тёмный и сыроватый, но всё равно было вкусно просто потому, что это был – ХЛЕБ!
Да и сена своим лошадям не хватало. Их привязывали ремнями к стойлу, чтобы они не упали от голода, иначе их потом не поднимешь. Тем более, если в деревне остались одни старики и дети.
Сено увозили на сенозаготовительную базу, где его прессовали, обвязывали проволокой, грузили в железнодорожные вагоны и отправляли на фронт для лошадей.
Мама прабабушки Веры Прасковья должна была отработать несколько дней на этой заготбазе, но заболела. Вере с сестрой Катей пришлось работать за неё – кидать сено в прессовальную машину и, даже грузить тюки сена весом до 70 килограмм в вагоны. Бабушка рассказывала: «Мне 13 лет было, сама вешу меньше 50 килограмм, а мне на спину закинут огромный тюк – «Иди, неси!». Иду, ноги подгибаются, голова кружится, а загрузить всё сено в вагоны надо, поезд ждать не будет».
Деревня Вознесенка (фото 3) была в трёх километрах от железнодорожной станции Буздяк. На станцию привозили мешки белья с фронта, которое распределялось по окрестным деревням для стирки. В деревнях мешки делили по дворам. Каждому двору доставался один-два, а то и три мешка белья.
Фото 3. Жители д. Вознесенка, 1943 г.
Гимнастерки заношенные, завшивленные. Черные от старой крови. Часто гимнастерки были без рукава, и дырка на всю грудь, штаны без штанины.
В деревне был пруд. И, когда бабы выходили стирать эти окровавленные гимнастёрки, вода в пруду становилась красной от крови (фото 4).
Фото 4. Стирка белья на пруду. 1943 г.
«Слезами отмываешь и слезами полощешь», говорила бабушка. Гимнастерки сушили, гладили и штопали дырки от пуль.
Складывая чистые гимнастёрки в мешки, каждая семья старалась отправить подарки на фронт, думая о том, что этот мешок может попасть их отцу, брату, сыну. Что могла дать голодная деревенская семья? Вязаные носки, варежки и немного сухарей. Солдатам писали письма, пытаясь подбодрить их, поддержать.
Здравствуй, дорогой солдат!
Ты героически сражаешься с врагами.
Мы знаем, что на фронте очень тяжело и страшно.
Будь стойким и мужественным.
Мы ждём тебя и очень хотим, чтобы ты вернулся с победой!
Скорее возвращайся домой.
Солдатские письма были треугольными без конвертов и марок , т.к. на фронте марок и конвертов не было . Бабушка научила меня складывать солдатский треугольник (рис. 1).
Рис. 1. Схема складывания солдатского письма-треугольника.
Моя прабабушка Алтынцева Вера (1930 г.р.) и её сестра Настя (1926 г.р.), в возрасте 12 и 17 лет, работали на торфоразработках Свердловской области. Молодых девушек увозили туда вагонами.
Стоя в болоте по колено, а то и по пояс в холодной воде, они вырезали лопатами из торфа кирпичи, Торф затем сбрасывали в жёлоб элеватора, который доставлял его наверх в пресс, где он измельчался, перемешивался и на выходе из мундштука машины формовался в брус, разрезаемый вручную на кирпичи; последние высушивались на полях (фото 5).
Фото 5. На торфоразработках. 1944 г.
Эти торфяные кирпичи использовали затем вместо угля для сталеплавильных заводов Урала. Да и многие электростанции в то время работали на торфяном топливе, в том числе и в Башкирской АССР.
Многие из этих девочек затем болели воспалением легких, несколько человек умерло, но бабушку Веру её мама выходила, лечив её разными народными средствами.
Мама бабушки Веры, Прасковья, работала почтальоном в деревне. Она часто болела, а заменить её было не кем. Тогда маленькую худенькую Веру сажали на лошадь, и отправляли через лес за 5 километров в соседнее село за почтой. А лесу волки. Один раз несколько волков шли за лошадью несколько километров. Самой страшно, но приходилось успокаивать лошадь, чтобы она не встала на дыбы, и не скинула седока на землю. Тогда не останется ни лошади, ни почтальона…
Но самое страшное не волки, а похоронки, которые лежали в сумке.
Бабушка помнит, как все с ужасом ждали почтальона. Но если это было письмо живого отца или сына, радовалась вся деревня.
Бабушка Вера говорит: «Какую только работу не приходилось делать - и сено косить, и коров пасти, и в свинарнике работать…». Теперь по рассказам своей прабабушки мы знаем, как приходилось трудно людям не только на фронте, но и в тылу во время Великой Отечественной войны.
За ударный труд во время войны моя бабашка Вера, её сестры Анастасия и Екатерина получили звание «Ветеран Великой Отечественной Войны. Труженик тыла» (Удостоверение Татарченковой Веры Павловны - фото 6).
Фото 5. Удостоверение «Ветеран Великой Отечественной Войны. Труженик тыла» Татарченковой Веры Павловны.
У бабушки Веры сохранилась одна послевоенная фотография, где они стоят с сестрой Катей (фото 7). Милая деревенская фотография на фоне шали, натянутой на стене!
Фото 7. Алтынцевы Катя и Вера ( справа), 1946 г.
Татарченкова Вера Павловна награждена юбилейными медалями «50 лет …», «55 лет …», «60 лет …», «65 лет…», «70 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» (удостоверения к медалям - фото , 8,9,10,11).
Фото 8, 9. Удостоверения к юбилейным медалям «50 лет…»,
«55 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»
Фото 10, 11. Удостоверения к юбилейным медалям «60 лет…»,
«65 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»
Фото 12. Наша прабабушка Вера Павловна. 21.11. 2014 г.
18 марта 2015 года бабушка Вера была награждена юбилейной медалью «70 лет победы в Великой Отечественной Войне» (удостоверение к медали - фото 13).
Фото 13. Удостоверение к юбилейной медали
«70 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»
Ветеранам тыла и детям войны не так много поставлено памятников. В Нижнекамске 9 мая 2015 года в честь 70-летия Победы открыли памятник «Труженикам тыла и детям войны за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг». Скульптурная композиция расположена на территории Монумента Славы. Многофигурная композиция, автором которой является Рустем Габбасов, выполнена из бронзы. Старик, женщина и мальчик стоят вокруг опоры с рупорами, как символа единения и всеобщего призыва.
Всей семьёй 9 мая 2015 года мы ходили на открытие памятника (фото 14,15). В этот день бабушка Вера была нашим героем.
Фото 14,15. У памятника труженикам тыла. 9 мая 2015 г.
Трудно было не заметить слезы, блестевшие на глазах у многих ветеранов, присутствующих на празднике. Наверное, в этих слезах и радость, и неумолимая скорбь, и горестные воспоминания о тяжелом военном времени.
Многих из этих «детей войны» уже нет в живых, но именно их детские, горячие сердца согревали души отцов, уходящих в последний бой, их маленькие слабые руки дергали пшеницу, жали хлеб, вязали снопы, приближая Великую Победу в мае 1945 года.
В декабре 2019 года наша бабушка Татьяна Борисовна ездила к своей тете, Цукановой (в дев. Алтынцевой) Екатерине на 90-летие вместе с бабушкой Верой (фото 15). Наконец-то, через 10 лет разлуки, 2 сестры встретились!
Встретившись, они вспоминали и годы войны: как их трёхлетняя сестра Маняша, уцепившись в шею отца, не отпускала его на фронт, как, не дождавшись отца, умерла от простуды; как голодали, как тяжело работали…
Мы слушали бабушку и понимали - такое не забудется никогда Рассказы тружеников тыла, как далёкое эхо войны, напоминают нам: война была, но не дайте ей повториться!
Фото 15. Сёстры Алтынцевы – «Ветераны ВОВ. Труженики тыла». Екатерина Павловна (90 лет), Вера Павловна (88 лет). 7 декабря 2019 г.
Мы считаем, нам многому нужно поучиться у поколения наших «дедов и прадедов»: стойкости, мужеству, воле к Победе, научиться жить так, чтобы не было стыдно перед самим собой. Мужество и героизм людей, которые приближали Победу, не имеют срока давности.
И пусть наша память об этом будет им достойным памятником!