Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Урок литературы в 5 классе "Проект. Создание волшебной сказки". Автор: Асоскова Марина Сергеевна. Работа №159964

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Методические разработки педагогов
Описание:
Проект. Создание волшебной сказки. Цели: совершенствовать речевые умения; повторить «законы» волшебной сказки; помочь овладевать навыком создания творческих работ; учить сочинять свою сказку; побуждать к успешному выполнению поисковых и проблемных заданий.
Работа:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Школа-интернат основного общего образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературе в 5 классе

 

Тема: Проект. Создание волшебной сказки.

 

Учитель: Асоскова Марина Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гуйбышев, 2020

 

Тема: Проект. Создание волшебной сказки.

 

Цели: совершенствовать речевые умения; повторить «законы» волшебной сказки; помочь овладевать навыком создания творческих работ; учить сочинять свою сказку; побуждать к успешному выполнению поисковых и проблемных заданий.

 

Задачи урока:

 Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Народные сказки»

Развивающие: развивать умение классифицировать изученные сказки, выявлять связи между произведениями устного народного творчества, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности народной сказки

Воспитательные: воспитывать общую культуру,  создать условия для реальной самооценки учащихся; формирование духовно- нравственной культуры на уроках литературы 

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Форма: урок – проект

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения:

Сказка - ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

 

II. Речевая разминка.

«Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую».

 

Задание: Прочитайте отрывок, вспомните, из какой сказки эти слова. Дайте характеристику сказки. Ответьте на вопросы: Какие особенности при чтении произведений данного жанра нужно соблюдать? Какая должна быть интонация?

Чтение текста в манере «сказывания».

 

III. Игра «Подбери постоянный эпитет».

Лес (дремучий)

Дуб (могучий)

Море (синее)

Солнце (красное)

Стрелы (острые)

Стрелы (каленые)

Ворон (черный)

Сокол (ясный)

 

Вопросы:

1. Можно сказать, что все указанные слова - «жители» одной сказки? Почему же при назывании понятий «стрелы», «ворон» ответ возникает как бы сам собой (острые, черный)?

2. Назовите особенности сказки. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка?

3. Какими частями начинается и заканчивается сказка? (Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Баба-Яга и другие.) Что же такое «сказка»?

Сказка (волшебная) - это «автономное государство» со своими границами, жителями, законами. (С обязательным присутствием волшебства.)

 

IV. Беседа о композиции сказки.

Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. («Не пей из лужицы, козленочком станешь».) Затем герой предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, Добро обычно торжествует.

Все эти правила можно выяснить с учащимися, задавая им вопросы.

Но названы не все законы построения сказочного произведения. Таких законов много, изучил и открыл их русский ученый Владимир Яковлевич Пропп. Он нашел более 30 моментов, которые составили определенную схему.

 

СХЕМА СОБЫТИЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

1. Предписание или запрет.

2. Нарушение.

3. Вредительство или недостача.

4. Отъезд героя.

5. Задача.

6. Встреча с дарителем (одаривает волшебством или волшебным предметом).

7. Появление противника.

8. Борьба.

9. Победа.

10. Возвращение героя.

11. Ложный герой.

12. Трудные испытания.

13. Узнавание героев.

14. Указание ложного героя. Наказание его.

15. Счастливый конец (свадьба).

 

Не все моменты могут быть отражены в сказках. Возможны и какие-либо исключения, добавления, нарушение очередности. Все это и есть основа сказки.

 

Вопрос: Какие события вы нашли в волшебной сказке «Царевна-лягушка»? Приведите примеры.

 

V. Составление сказки. Коллективная работа.

Задание: постарайтесь сочинить сказку, используя законы, выведенные В. Я. Проппом. Определите героев, место действия, время и т. п.

Запись в тетради.

 

Домашнее задание: Дописать сказку.

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×