Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 06.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Открытое внеклассное мероприятие по химии - викторина "Счастливый случай". Автор: Витман Диана Александровна. Работа №160132

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Конкурс профессионального мастерства
Описание:
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 9-11 классов в форме викторины "Счастливый случай". Целью мероприятия является: развитие интереса учащихся к изучению химии, активизация их познавательной деятельности, формирование умения выделять главное, существенное из всей широты накопленных знаний. Викторина состоит из пяти геймов, химических - занимательных опытов, викторины - заданий для болельщиков. Мероприятие я провожу в рамках недели предметов естественнонаучного цикла.
Работа:

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Дмитриево Помряскинская средняя школа

Муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области

 

 

 

Разработка внеклассного мероприятия

(викторины) по химии

«Счастливый случай».

 

 

 

 

подготовила преподаватель химии

высшей квалификационной категории

Витман Диана Александровна

 

 

 

с. Дмитриево Помряскино

2020

 

 

Сценарий викторины по химии

«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» для учащихся 9-11-х классов.

 

Цель: развитие интереса учащихся к изучению химии, активизация их познавательной деятельности, формирование умения выделять главное, существенное из всей широты накопленных знаний.

 

Оборудование: изображение подковы – символа викторины, песочные часы, мешочек с бочонками, призы, презентация

Оборудование для химических опытов: поднос, пробирки, штатив для пробирок, сухое горючее, химический стакан (2 шт), асбестовая сетка, стеклянная палочка, зажим, тигельные щипцы, спички, хлопчатобумажный платочек.

Реактивы: сахарная пудра, серная кислота (к.), силикат натрия, этиловый спирт, перманганат калия, дихромат аммония, магний, натрий, вода.

 

ХОД ВИКТОРИНЫ:

Учитель. Сегодня мы проводим химическую викторину "Счастливый случай", где вы должны показать свои знания в единственной области науки - химии. Госпожа удача дается в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, найти и не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 10-11-х классов. Наша викторина состоит из пяти геймов и игры со зрителями.

 

Представление членов жюри. Председатель жюри директор, учитель биологии Дубровская Ю.А. Члены жюри: учитель географии Орлов А.Ю., преподаватель организатор ОБЖ Мискина Л.Н., заместитель директора по ВР Леонтьева И.Л.

В игре принимают участие две команды – представление команд

 

1-ый гейм «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»

Учитель: команды за определенный промежуток времени должны дать как можно больше правильных ответов. Время можно проследить по песочным часам. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Вопросы первой команде

1.Газообразная природная смесь   (воздух)

2. Процесс распада электролита на ионы  (диссоциация)

3. Газ, образующийся во время грозы  (озон)

4. То, из чего состоит тело  (вещество)

5. Положительная частица ядра   (протон)

6. Самое твердое природное простое вещество  (алмаз)

7. Газ, выделяемый растениями на свету   (кислород)

8. Процесс отдачи электронов  (окисление)

9.Химическое явление (по другому) реакция                                                

10. Отрицательный ион  (анион)

11. Какую водку не станет пить пьяница  (царскую водку)

12. Вертикальный ряд элементов в ПС  ( группа)

13. Раствор хлороводорода в воде (соляная кислота)

14. Соли азотной кислоты (название)   - нитраты

15. Простейший стеклянный химический сосуд  - пробирка

16. Родной брат алмаза     -    графит

17. Наименьшая частица вещества    - атом

18. Реакция, сопровождаемая светом и теплом   -  горение

19. Благородный металл     - золото

20. Условная запись состава вещества   - формула

21. Какой химический элемент назван в честь России? (Рутений)

22. Взрывчатое вещество, изготовляемое на основе нитроглицерина? (Динамит)

23. Какие вещества, кроме воды, затвердевая, расширяются? (Чугун, гипс, галлий)

24. Кто является основоположником стекольной промышленности в России? (Ломоносов)

25. Металл, оксиды которого придают планете Марс красный оттенок? (Железо)

26. Совокупность различных методов определения состава вещества? (Анализ)

27. Электролит, образующий при диссоциации катионы водорода? (Кислоты)

28. Молочный сахар? (Лактоза)

29. 100-процентная серная кислота, содержащая избыток оксида серы (VI)? (Олеум)

30. Русский химик, открывший реакцию получения анилина? (Зинин)

 

 

Вопросы второй команде

1. Самый распространенный на Земле элемент   -  кислород

2. Число атомов в молекуле водорода  -   два

3. Чем гасят соду    - уксусом

4. Заряженная частица, в которую превращается атом  -  ион

5. Единица количества вещества   -  моль

6. Соли серной кислоты (название) -  сульфаты

7. Родина фарфора   -  Китай

8. Самый легкий газ  -    водород

9. Вращается вокруг ядра  -   электрон

10. Жидкий металл    -  ртуть

11. От какого дождя гибнут растения    - кислотного

12. Аллотропное видоизменение кислорода   - озон

13. Очень быстрая химическая реакция   -  взрыв

14. Больше всего в воздухе   -  азота

15. Окисление железа  (по-другому) -  ржавление

16. Положительный ион   -  катион

17. Ряд элементов, расположенный горизонтально   - период

18. Химический нагревательный прибор    - спиртовка

19. Цифра, стоящая перед формулой в уравнении   - коэффициент

20. Твердая вода   - лед

21. Самое легкое из всех твердых веществ на Земле? (Литий)

22. Первый по плотности металл? (Осмий)

23. Химический элемент, открытый Пьером и Марией Кюри? (Радий)

24. Топливо будущего? (Водород)

25. Основной резервный углевод растений? (Крахмал)

26. Единственный металл, находящийся при комнатной температуре в жидком состоянии? (Ртуть)

27. Химически неделимая частица вещества? (Атом)

28. Советский академик, впервые получивший бутадиеновый каучук? (Лебедев)

29. Оксид водорода? (Вода)

30. Неметалл, способный светиться в темноте? (Фосфор)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первого гейма.

Учитель . А теперь "экспериментальная пауза": учащийся из 9 класса демонстрирует опыт.

Опыт 1. Уголь из сахара. Отвешивают 30 г сахарной пудры, пересыпают ее в химический стакан, приливают туда 12 мл концентрированной H2SO4, перемешивают стеклянной палочкой. Через некоторое время смесь чернеет и из стакана начинает подниматься пористая черная угольная масса (учащийся объясняет опыт, на доске записывает уравнения реакции)

 

2-ой гейм «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами. Учитель зачитывает соответствующий вопрос. После короткого (30 с) обсуждения команда дает ответ. Правильный ответ- 2 балла.

1. Какое твердое водородное соединение и в огне не горит и в воде не тонет? (Вода, лед)

2. Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (Лакмусовую, кислотой)

3. Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (Бородин)

4. Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (Философский)

5. Что называют «черным золотом»? (Нефть)

6. Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (Много соли)

7. Согласно народным преданиям, в I столетии н считали, сто металлов существует столько же, сколько и планет, поэтому каждому присваивали имя какой-нибудь планеты: Марс – Fe (железо), Сатурн – Pb (свинец), Юпитер – Sn (олово), Меркурий – Hg (ртуть) . Какие металлы соответствовали Солнцу и Луне? (Золото и серебро)

8. Какой галоген добывают из морских водорослей? (Йод)

9. В трех сосудах даны газы: O2, Н2, СO2. Как обнаружить где какой газ? (Горящей лучиной)

10. Как доказать, что в состав кислоты входит водород? (добавить индикатор, лакмус)

11. Какое отношение имеет русский поэт Блок к Менделееву? (Зять)

12. Какую химическую ошибку допустил Конан Дойл в повести «Собака Баскервилей» (фосфор ядовит)

13. Кто ввел современное обозначение химических элементов? (Берцелиус)

14. Как называется очищенный гидрогенизированный жир, смешанный с различными добавками: молоком, сливками, яйцами, витаминами? (маргарин)

15. Один из самых "рекламных" газов? (Аргон)

16. Назовите искусственно полученный галоген? (Астат)

17. Кто назвал Ломоносова "первым нашим русским университетом"? (Пушкин)

18. Индикатор, который вырабатывают из некоторых видов лишайников? (Лакмус)

19. Самый распространенный элемент во вселенной? (Водород)

20. Ученый, основатель ТЭД? (Аррениус)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты второго конкурса.

 Учитель . А теперь "экспериментальная пауза": учащийся из 9 класса демонстрирует опыт.

Опыт 2. Волшебная палочка. В фарфоровую чашку поместить кашицу из перманганата калия и H2SO4 (концентрированная). На эту смесь незаметно капнуть каплю спирта со стеклянной палочки. Смесь воспламеняется.

3-ий гейм – конкурс капитанов «ОТВЕТЫ ДУЭТОМ»

Оценивается каждый правильный ответ в 1 балл. 

1.Воздушная оболочка Земли    - атмосфера

2.Переход жидкого вещества в пар   - испарение

3. Латинское название водорода   -  гидрогениум

4.Итальянский ученый, открывший один из газовых законов   - Авогадро

5.Сосуд для растирания вещества     - ступка

6.Элемент, укрепляющий зубную эмаль    - кальций

7. Родина пороха  - Китай

8. В каком виде встречается золото в природном - самородном

9. Почему натрий хранят под слоем керосина       - окисляется

10. Закон сохранения массы вещества открыл    - Ломоносов

11. Кислота, содержащаяся в желудочном соке    - соляная

12. Главный элемент атомной энергетики   -  уран

13. Какая вода мутнеет от дыхания    - известковая

14. Из-за этого металла гибли целые племена   - золото

15. Изменяет цвет в кислоте или щелочи    - индикатор

16. Как называется вещество в живых организмах, которые ускоряют химические реакции - ферменты

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первых трех конкурсов. В это время учитель проводит викторину для болельщиков.

ВОПРОСЫ БОЛЕЛЬЩИКАМ

1. Известно, что Менделеев очень любил своих детей. Сколько их было? (шесть)

2. Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)

3. Какой металл используют юные пиротехники? (магний)

4. Какой элемент назван в честь России? (рутений)

5. Какой галоген помог открыть ученому кот? (йод)

4-ый гейм «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

Учитель: Этот конкурс будет вести человек, имя которого вы должны угадать.

Ведущий дает краткую характеристику приглашенного учителя – математики). Этот педагог работающий в нашей школе, у неё двое детей, один из которых с недавнего времени работает так же в нашей школе. Она преподаёт предмет, который называется царицей всех наук.

«ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»- учитель математики. Её задания оцениваются по два балла.

1. Что больше: число Авогадро или площадь поверхности Земля, выраженная в мм2? Для справки: S=5,1*108 км2

2. Во сколько раз число нейтронов в ядре кислорода больше числа нейтронов в ядре лития?

3. Кто быстрее посчитает относительную молекулярную массу (Mr): NaNO3 (ответ-85), H2SiO3( ответ-78).

Учитель . А теперь "экспериментальная пауза": учащийся из 9 класса демонстрирует опыт.

Опыт 3. "Вулкан" на столе. На металлический лист насыпать бихромат аммония, в центре холмика сделать углубление. Зажечь "вулкан" горящей лучиной. Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана.

 

 

ВОПРОСЫ БОЛЕЛЬЩИКАМ

1. Какой металл академик А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"? (Олово. До сих пор используют банки из жести, покрытой оловом, на что идет значительная часть металла. В условиях растущего оловянного дефицита стали применять жесть с хромовым покрытием. А в будущем основным металлом станет алюминий.)

2. Какой город бывшего СССР носит название горной породы - сырья для производства фосфорных удобрений? (Город Апатиты Мурманской области.)

3. Кому из великих русских химиков принадлежат слова: "Я полагаю, что придет со временем пора искать способы прямого получения железа и стали из руд, минуя чугун"? (Менделеев)

4. Газ желто-зеленого цвета, применяется как отравляющее вещество? (Хлор)

5. Русский ученый, создатель теории химического строения органических веществ? (Бутлеров)

6. Кому принадлежат слова: "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие"? (Ломоносов)

7. Как называется реакция получения анилина при восстановлении нитробензола? (реакция Зинина)

8. Продукт, применяемый в пищевой промышленности на основе кислотного гидролиза крахмала и используемый в кондитерском деде? (Патока)

5-ый гейм «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

Команды заранее готовят вопросы противникам. Задают вопросы по очереди (по три вопроса), каждый вопрос оценивается по два балла.

Учитель . А теперь "экспериментальная пауза": учащийся из 9 класса демонстрирует опыт.

Опыт 4. Несгораемый платочек. Платочек пропитывают раствором NaSiO3, высушивают и складывают. Для демонстрации негорючести его смачивают спиртом, держат тигельными щипцами в расправленном виде, затем поджигают. Спирт сгорает, а ткань, пропитанная раствором силиката натрия, остается невредимой.

Подведение итогов Награждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название Геймов

1-ый гейм «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

 

2-ой гейм «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

За каждый правильный ответ команда получает два балл.

 

 

3-ий гейм – конкурс капитанов «ОТВЕТЫ ДУЭТОМ»

Оценивается каждый правильный ответ

в 1 балл. 

 

4-ый гейм «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

За каждый правильный ответ команда получает два балл.

 

5-ый гейм «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

За каждый правильный ответ команда получает два балл

Общее количество баллов за викторину

Первая команда – 10 класс

 

 

 

 

 

 

Вторая команда – 11 класс

 

 

 

 

 

 

Викторина по химии

«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» для учащихся 9-11-х классов.

Для жюри

 

 

 

4-ый гейм «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

Задания для команды – 10 класса

 

1. Что больше: число Авогадро или площадь поверхности Земля, выраженная в мм2? Для справки: S=5,1*108 км2

2. Во сколько раз число нейтронов в ядре кислорода больше числа нейтронов в ядре лития?

3. Кто быстрее посчитает относительную молекулярную массу (Mr): NaNO, H2SiO3

 

4-ый гейм «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

Задания для команды – 11 класса

 

1. Что больше: число Авогадро или площадь поверхности Земля, выраженная в мм2? Для справки: S=5,1*108 км2

2. Во сколько раз число нейтронов в ядре кислорода больше числа нейтронов в ядре лития?

3. Кто быстрее посчитает относительную молекулярную массу (Mr): NaNO, H2SiO3

 

 

 

 

ВОПРОСЫ БОЛЕЛЬЩИКАМ

1. Известно, что Менделеев очень любил своих детей. Сколько их было? (шесть)

2. Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)

3. Какой металл используют юные пиротехники? (магний)

4. Какой элемент назван в честь России? (рутений)

5. Какой галоген помог открыть ученому кот? (йод)

 

ВОПРОСЫ БОЛЕЛЬЩИКАМ

1. Какой металл академик А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"? (Олово. До сих пор используют банки из жести, покрытой оловом, на что идет значительная часть металла. В условиях растущего оловянного дефицита стали применять жесть с хромовым покрытием. А в будущем основным металлом станет алюминий.)

2. Какой город бывшего СССР носит название горной породы - сырья для производства фосфорных удобрений? (Город Апатиты Мурманской области.)

3. Кому из великих русских химиков принадлежат слова: "Я полагаю, что придет со временем пора искать способы прямого получения железа и стали из руд, минуя чугун"? (Менделеев)

4. Газ желто-зеленого цвета, применяется как отравляющее вещество? (Хлор)

5. Русский ученый, создатель теории химического строения органических веществ? (Бутлеров)

6. Кому принадлежат слова: "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие"? (Ломоносов)

7. Как называется реакция получения анилина при восстановлении нитробензола? (реакция Зинина)

8. Продукт, применяемый в пищевой промышленности на основе кислотного гидролиза крахмала и используемый в кондитерском деде? (Патока)

 

 

Химические опыты

«Химическая пауза».

Опыт 1. Уголь из сахара. Отвешивают 30 г сахарной пудры, пересыпают ее в химический стакан, приливают туда 12 мл концентрированной H2SO4, перемешивают стеклянной палочкой. Через некоторое время смесь чернеет и из стакана начинает подниматься пористая черная угольная масса (учащийся объясняет опыт, на доске записывает уравнения реакции)

Опыт 2. Волшебная палочка. В фарфоровую чашку поместить кашицу из перманганата калия и H2SO4 (концентрированная). На эту смесь незаметно капнуть каплю спирта со стеклянной палочки. Смесь воспламеняется.

Опыт 3. "Вулкан" на столе. На металлический лист насыпать бихромат аммония, в центре холмика сделать углубление. Зажечь "вулкан" горящей лучиной. Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана.

Опыт 4. Несгораемый платочек. Платочек пропитывают раствором NaSiO3, высушивают и складывают. Для демонстрации негорючести его смачивают спиртом, держат тигельными щипцами в расправленном виде, затем поджигают. Спирт сгорает, а ткань, пропитанная раствором силиката натрия, остается невредимой.

Опыт 5 «Волшебный шарик». В стакан с водой бросить небольшой кусочек натрия с помощью щипцов. Предварительно в стакан с водой налить фенолфталеин.

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×