МАОУ "ООШ № 17". Автор: Хотько Марина Юрьевна. Работа №162736
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 17 с кадетскими классами»
«Остров сокровищ»
Интеллектуальная игра-путешествие
для учащихся начальной школы и их родителей
Автор:
М.Ю. Хотько,
Педагог дополнительного
образования МАОУ ООШ № 17
Номинация:
«Внеурочная деятельность»
Кунгур
2020
Остров сокровищ
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Л.Н.Толстой
Пояснительная записка.
Одна из форм организации свободного времени учащихся – внеурочная деятельность, целью которой является развитие индивидуальных способностей, интересов, воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Воспитание гармонично-развитой личности возможно только благодаря совместной работе школы и семьи. Предлагаю педагогам, работающим в начальной школе, сценарий, который можно легко корректировать и проводить в классе в рамках любого календарного праздника, связанного с семьёй и семейными традициями.
10 апреля – Международный День братьев и сестёр
25 апреля – Международный День дочери
15 мая – Международный День семей
1 июня – Всемирный День родителей, Международный День защиты детей
В июне – Всероссийский День отца (третье воскресенье июня)
8 июля – Всероссийский День семьи, любви и верности
28 октября – День бабушек и дедушек в России
22 ноября – Международный День сыновей
В ноябре – День матери в России (последнее воскресенье ноября)
Актуальность данного мероприятия в том, что в совместной деятельности педагога, детей и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, приобретается опыт семейной творческой деятельности.
Цель. Формировать желание совместного проведения семейного досуга.
Задачи. Выявление способностей через творческие задания; объединение детей и родителей посредством совместной деятельности; расширение знаний в духовно-нравственном и физкультурно-оздоровительном направлениях.
Методическая разработка.
Ведущая.
Здравствуйте, уважаемые взрослые. Здравствуйте, дорогие ребята.
Я рада приветствовать вас в этом уютном зале. Я говорю вам «Здравствуйте!» А какими ещё словами мы можем поприветствовать друг друга?
(ответы детей: привет, салам, салют, доброе утро, добрый день…)
Ведущая.
Продолжим наше знакомство. Кто родился зимой, пожалуйста, помашите мне рукой! Кто родился весной? Похлопайте! Кто родился летом? Потопайте! Кто родился осенью? Попрыгайте! Молодцы! Природа радует нас яркими осенними красками. Посмотрите, в нашем зале повсюду разноцветные листочки.
Девочки, осенние листья берите, нам свой танец покажите.
Танец «Осень» (исполняют все девочки)
Ведущая.
Спасибо танцорам. Что ж, а теперь настала пора узнать ваши имена. По моей команде громко каждый назовёт своё имя. Раз! Два! Три! Своё имя назови!
Все дети и взрослые называют свои имена.
Ведущая.
Имя – это самое дорогое, что есть у человека. А знаете ли вы, что означает ваше имя? Например, Марина – морская, Александр – защитник, Наталья – родная.
Дети и взрослые говорят значения своих имён.
Ведущая.
Если кто-то из вас не знает значение своего имени, узнайте, думаю, будет интересно. А родители пусть расскажут, почему подарили вам именно это имя. Прямо сейчас я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие! Для каждой семьи есть поручение: вам нужно назвать один нужный предмет, который вы возьмете с собой. Название предмета должно начинаться на ту же букву, что и ваша фамилия. Дочки, сыночки, посоветуйтесь с родителями. У вас есть 5 сек.
Пары называют свою фамилию и предмет, например: Ивановы – иголку, Сидоровы – соль. Ведущая комментирует и хвалит каждый выбор.
Ведущая.
Замечательно! В дорогу собрались. Друзья, на чём же можно путешествовать?
(на автомобиле, велосипеде, самолёте, поезде, корабле, роликах…)
Ведущая.
Хорошо, начнём мы с вами путешествие на мотоциклах. Я уверена, что все помнят правила дорожного движения. Поиграем в игру на внимание «Светофор». Красный: движение запрещено – хлопаем по коленям, жёлтый: приготовиться – хлопаем в ладоши, зелёный: можно двигаться – топаем.
Ведущая поочерёдно показывает круги 3-х цветов, зал исполняет задание.
Танец «Рокеры» (исполняют все мальчики)
Ведущая.
Вместе с мотоциклистами мы оказались на берегу моря, я вижу недалеко от берега небольшой остров. Хотите побывать на нём? Тогда усаживаемся в лодки по 5-6 человек. Кладем руки на плечи соседу, смотрите, чтобы вас было не больше шести в каждой лодке. Готовы? Раскачиваемся на волнах, поплыли!
В такт песне «Лодочка» движение корпусом влево и вправо.
Ведущая.
Ах, какой прекрасный остров! Немного отдохнём. Представьте себе, что вас окружает на этом острове? Можно закрыть глаза…
Звучит песня Ю.Антонова «Живет на свете красота»
Ведущая.
Кто хочет рассказать нам, что увидел на острове?
Дети рассказывают: теплый песок, песочные замки, чайки, высокие пальмы, прозрачная вода, причудливые ракушки, разноцветные камушки, забавные крабы, любопытные мартышки, яркое солнце...
Ведущая.
Посмотрите, под пальмой какая-то шкатулка! Откроем?
Ведущая вынимает карту Острова сокровищ,читает.
«Пальма загадок, Холмик внимания, Спуск добрых слов, Ручеёк скороговорок, Цветок желаний, Тропинка сказок, Камень здоровья, Берег мечты».
Это Остров сокровищ! Вы готовы прогуляться по острову? Тогда, не теряя времени, обратимся к Пальме загадок.
1. Что же это за девица: не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (Ель).
2. Через сколько лет меняется хвоя у ели? (5-7лет).
3. Мягкие лапки, на лапках царапки. (Кошка).
4. Назовите родину домашней кошки. (Египет).
5. У кого вместо носа рука? (У слона).
6. Сколько рождается детенышей у слонихи? (1).
7. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, т.к. говорить не может).
8. Назовите средний вес яйца страуса. (1,5-2 кг).
9. У кого из живых существ самая высокая температура тела? (У воробья 45,9).
10. Кто спит с открытыми глазами? (Рыба).
Ведущая.
Смотрите! Рядом с пальмой Холмик внимания. Все ли мы внимательны друг к другу? Внимательны ли мы к своим родителям? Вот сейчас мы это и проверим.
Ведущая приглашает встать со своих мест и повернуться спиной друг к другу три пары (родитель и ребёнок) и просит ответить на вопросы.
Ведущая.
Для пары № 1. Вопрос родителю: какого цвета обувь у вашего ребёнка?
Вопрос ребёнку: сколько пуговиц на кофте у мамы (папы)?
Для пары № 2. Вопрос родителю: какого цвета глаза у вашего ребёнка?
Вопрос ребёнку: на какой руке часы у мамы (папы)?
Для пары № 3. Вопрос родителю: какое любимое блюдо у вашего ребёнка?
Вопрос ребёнку: когда день рождения у мамы (папы)?
Ведущая.
Молодцы! Прошу вас занять свои места. А вот и Спуск добрых слов. Как часто в течение дня мы говорим добрые слова друг другу? Вы хвалите друг друга? Знает ли ваш родной человек, что вы думаете о нём?
Ведущая приглашает 3 пары (родитель и ребёнок). Каждая пара становится напротив друг друга примерно на расстоянии 10 шагов.
Ведущая.
Задание каждой паре: встретиться, поочерёдно делая по одному шагу, но с каждым шагом нужно произносить доброе слово в адрес того, кто стоит напротив. Твоя мама (твой папа) – какая она (какой он)? А ваш ребёнок? Делает шаг мама (папа), затем – шаг ребёнок и т.д.
(ласковая, добрая, красивая, умная, заботливая, послушная, веселая, любимая…)
Ведущая.
Как легко и быстро мы смогли преодолеть Спуск добрых слов, пусть добрые и ласковые слова чаще звучат из ваших уст. Спасибо участникам, занимайте свои места. Смотрит в карту. А перед нами Ручеёк скороговорок.
Иногда происходят интересные вещи – дети и родители не слышат друг друга. Мама зовёт сыночка обедать, а он продолжает играть, как будто его это не касается. А бывает, что девочка на прогулке задаёт родителям вопросы: «Зачем? Почему? Отчего?» Но мама с папой увлеченно беседуют и не слышат дочь.
Я думаю, что сегодня в нашем зале нет таких детей и таких родителей.
Итак, задание. Говорить будем парой, причём одно и то же.
Ведущая приглашает 4 пары, предлагает взять из ручейка лодочки, на которых напечатаны скороговорки, дети и родители парой быстро читают скороговорку 3 раза подряд.
Все скороговорки не переговорить, не
перевыскороговорить
.
Щетинка – у
чушки
, чешуя – у щучки.
Вез
ё
т Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Три дроворуба на тр
ё
х дворах дрова рубят.
Ведущая.
Отлично! Как старательны были и дети, и родители, прислушивались друг к другу. Под аплодисменты провожаем их на свои места. Смотрит в карту.
Нас с вами встречает Цветок желаний. Посмотрите, какой он большой и красивый! А на обратной стороне лепестков что-то написано.
Ведущая приглашает одного ребёнка из зала выбрать лепесток и прочитать задание, после исполнения задания выходит другой, читает следующее задание.
Задания: стих, песня, танец, игра, мимика.
Стих. Буриме. Задание выполняют отдельно: команда родителей и команда детей. Берут ручку, лист бумаги с напечатанными последними словами в строчке придумывают четверостишье. (Например, друг – вдруг, счастье – ненастье; труд – уют, гром – дом и др.) Каждая команда через 3 минуты зачитывает своё сочинение.
Песня «Улыбка». Или любую другую песню о дружбе и хорошем настроении исполняют все вместе. Можно с фонограммой «плюс».
Танец. Танцевальный марафон. Все встают в 2 круга (команда родителей и команда детей), танцуют под музыку.
Игра с залом «Гол–мимо». Правая часть зала – команда «Гол», левая – «Мимо». По взмаху руки ведущей команды по очереди кричат название своей команды, кто ошибается, переходит на «скамью штрафников», потом команды выручают своих игроков, связав из подручных средств длинные верёвки.
Мимика. Тот, кто вытянул лепесток с этим заданием, берёт фоторамку (формат А-4). На обратной стороне рамки слова: грусть, радость, удивление, испуг. Все родители и дети показывают эмоцию, которую называет ведущий. Совместно определяется самая выразительная мимика лица. Лучшие гримасы помещаются под аплодисменты в рамочку и фотографируются на память.
Ведущая.
Друзья мои, вы все молодцы! Моё пожелание каждому: пусть на ваших лицах чаще светится улыбка, и у вас всегда будет хорошее настроение. Смотрит в карту. Я думаю, и дети, и взрослые очень любят сказки. Предлагаю пройти по Тропинке сказок под музыку со знакомыми сказочными персонажами.
Звучат композиции песен, ведущая показывает танцевальные движения, все дети и взрослые повторяют движения, предварительно отгадав персонажа.
Ведущая.
ЗдОрово всё-таки путешествовать дружной компанией! Куда нас привела Тропинка сказок? Как вы думаете, что это за странный камень? Ответы из зала. В карте отмечено, что это Камень здоровья. Друзья, а что включает в себя слово «здоровье»? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Ответы детей: правильное питание, соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха, хороший сон, закаливание, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, чистый воздух, чистая вода, употребление витаминов, чистота в доме, соблюдение правил гигиены…
Ведущая.
Очень хорошо, что вы знаете, как быть здоровыми. Умение держать равновесие тоже говорит о хорошем здоровье. Я вижу, здесь лежат книги из серии «Весёлые уроки здоровья» (или любые книги о здоровом образе жизни). Сейчас выясним, кто достоин звания «Лучший книгоноша». Приглашаю двух участников.
Соревнуются поочерёдно 2-3 пары: с книгой на голове проходят одинаковое расстояние, побеждает тот, кто справится с заданием быстрее.
Ведущая.
Аплодисменты всем за старание! И громкие аплодисменты победителям!
Занимайте свои места. Вот мы и обошли весь остров, Остров сокровищ. Смотрите, впереди Берег мечты. У каждого из нас есть мечта, у кого-то даже не одна. Кто-то мечтает учиться на пятёрки, кто-то хочет крутой телефон, а кто-то мечтает съездить к морю. Каждый из вас уникален. Каждый дорог своей семье. В мире ты один такой единственный и неповторимый. Вы сейчас в этом сможете убедиться. Каждый получает половинку тетрадного листа. Задание: только с помощью пальцев «вырезать» человечка с руками и ногами, все фигурки получаются разные, такой автопортрет на память о сегодняшнем путешествии.
Ведущая.
Пора возвращаться, друзья мои. Кладём руки на плечи соседу справа и соседу слева и качаемся на волнах.
(звучит песня Антонова «Море, море»)
Все мы разные, и мечты наши отличаются, но мы все хотим жить в мирной стране. Мы все хотим быть здоровыми, знать, что здоровы наши родные и близкие. Стараемся находить общий язык с окружающими, говорить только добрые слова, получать ответы на все жизненные вопросы. Самое приятное, что на самом деле Остров сокровищ всегда рядом с нами. Главное сокровище – это ваша семья, ваше доброжелательное отношение друг к другу, ваше умение ценить каждый миг жизни, ваше хорошее настроение. Хорошим настроением с вами делятся наши юные танцоры.
Танец «Хорошее настроение» (или любой другой номер)
Ведущая.
Благодарю всех, кто сегодня был с нами и дарю на память небольшие подарки.
(наклейки, календарики, брелоки)
Под музыку все выходят из зала.
Оформление, реквизит и оборудование.
Стулья расставлены полукругом в 2 ряда: на первом ряду дети, за спиной каждого ребёнка его родитель. Стены зала украшены бумажными осенними листочками, которые заранее сделали дети. Для игры «Светофор» красный, жёлтый, зелёный круги из картона.
Пальма из фанеры или картона на подставке, к стволу приклеены кармашки, в которые вставлены жёлтые листки бумаги в форме бананов с написанными загадками. Любая нарядная шкатулка с картой острова.
Холм Внимания – сцена, украшенная комнатными растениями.
Спуск Добрых Слов – дорожка из двух гирлянд искусственных цветов, закреплённых на ступеньках, ведущих со сцены.
Ручеёк Скороговорок – широкая голубая лента, прикреплённая к полу скотчем, на которой стоят бумажные лодочки, на каждой написана скороговорка.
Цветок Желаний – к боковой части стола прикреплены лепестки цветка из бумаги. На столе лежат листки бумаги, ручки для буриме, фоторамка для мимики, диск с музыкой для танцевального марафона.
Тропинка Сказок – две параллельные полоски из осенних листьев образуют дорожку, ведущую от Цветка к Камню.
Камень Здоровья – 3-4 камня диаметром 30-50 см, между ними 2 книги (о здоровом питании, о здоровом образе жизни) для лучшего книгоноши.
Берег Мечты – голубая ткань возле стены на полу, имитирующая волны моря, тетрадные листочки здесь же для задания «Я единственный».
Маленькие сюрпризы (можно положить в шкатулку) – календарики, наклейки.
Музыкальный материал:
Детские песни (перед началом и на конец мероприятия)
Музыка для танца «Осень», для танца рокеров, для танца «Хорошее настроение»
Песня « Лодочка» (муз. и сл. Е. Ильичева)
Песня Ю.Антонова «Живёт на свете красота»
Песня «Улыбка» (Автор слов Пляцковский М., композитор Шаинский В.)
Запись танцевального марафона (летка-енька, рок-н-ролл, цыганочка, барыня, ламбада, чарльстон, восточный, полька, вальс по 25-30 сек.)
Композиции песен из кинофильмов и мультфильмов «Буратино», «Песня Красной Шапочки», «Песня Мамонтенка», «Песня про Карлсона»
Песня Ю.Антонова «Море, море»
Фоновая мелодия для всего сценария на выбор организатора.
Литература:
1. Бойко, Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет / Е.А. Бойко. - М.: Книга по Требованию, 2008.
2. Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. Как создать и сохранить счастливую семью. Издательство: "Современный литератор"– Минск, 1999.
3. Образование родителей и школа: Учеб.-метод. пособие /Под ред. Л. Г. Петряевской. – М.: Владос, 1999. (Воспитание и доп. образование детей).
4. Петровский Н. Словарь русских личных имен. М., «Астрель», 2000.
5. Разумихина Г.П. Мир семьи, или Будь, пожалуйста, счастлив! Материалы к прогр. "Этика и психология семейн. жизни" – М.: Школа-пресс, 1999. (Серия: Б-ка журнала "Воспитание школьников": Вып.6)
6. Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми. Москва, «Новая школа», 1994
Интернет ресурсы:
1.http://blogs.masterclassy.ru/znachenie-sovmestnoy-detsko-roditelskoy-deyatelnosti.html
2.https://infourok.ru/malopodvizhnie-igri-igri-v-pomeschenii-2720711.html
3.https://summercamp.ru/Сборник_малоподвижных_игр
4.https://ru.sefon.cc/collections/children/212-more-i-korabli/
5.https://infourok.ru/kartoteka-detskoy-hudozhestvennoy-literaturi-po-teme-zdoroviy-obraz-zhizni-3135215.html
6. https://www.calend.ru/holidays/family/
7. https://cyberpedia.su/12xa66f.html
8.https://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/duhovno-nravstvennoye-vospitaniye.html
Размещение МОЕГО сценария на портале МААМ
https://www.maam.ru/detskijsad/-ostrov-sokrovisch-intelektualnaja-igra-puteshestvie-dlja-uchenikov-nachalnyh-klasov-i-ih-roditelei.html