Урок биологии в 5 классе с использованием элементов ФГОС.. Автор: Сапова Любовь Александровна. Работа №163203
Автор-разработчик: Сапова Любовь Александровна, учитель биологии МАОУ «СОШ№2» г. Нурлат РТ
Урок биологии в 5 классе с использованием элементов ФГОС.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
УМК: линия жизни В.В. Пасечник Биология. «Бактерии, грибы. Лишайники».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации, рабочий лист ученика.
Тема урока
« Царство Растений. Разнообразие, распространение и значение растений».
Цель урока
Сформировать у учащихся знания об основных признаках представителей царства растений, расширить круг знаний о многообразии растений..
Задачи урока
Образовательные: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;
Развивающие:Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.
Воспитательные:Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям..
Планируемые результаты обучения
Предметные: Учащиеся познакомятся с общей характеристикой царства растения, разнообразием растительного мира; научатся выделять существенные признаки растений, различать растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют умением объяснять роль растений в природе, обосновывать необходимость охраны растительного мира.
Метапредметные: Учащиеся освоят основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за растениями, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству растения; научатся работать с разными источниками информации, находить информацию о растениях в учебнике.
Личностные: Учащиеся продолжат развивать познавательные потребности на основе интереса к изучению растений, у них сформируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, произойдет осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, продолжат развивать умения слушать и слышать других
УУД
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Основные понятия
Царство растения, неограниченный рост, ботаника, фотосинтез.
Межпредметные связи
История ( работы Пристли ). Литература. Русский язык.
Ресурсы
УМК: линия жизни В.В. Пасечник Биология.« Бактерии, грибы. Лишайники».
Презентация учителя
Формы урока
Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально.
Методы
Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть . Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Сегодня мы с вами будем работать под девизом “ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!”. Конечно за один урок абсолютно все узнать невозможно, но если приложить трудолюбие, активность и старание, то результаты будут успешными.
2. Актуализация (мобилизация) знаний, УУД в начале урока и в процессе его по мере необходимости
Несколько уроков мы с вами говорили о представителях разных царств организмов.
Предлагаю вам выполнить следующее задание:
ОС: Файнд Самуан.( Грибы или бактерии).
Какие Царства живой природы вы еще знаете?
Вспоминают, проговаривают характерные признаки, работая в парах.
О каких царствах говорилось?
Называют царства Бактерий, Грибов.
Личностные УУД
Смыслообразование
Познавательные УДД
Целеполагание
Использование знаково-символических средств
1. Мотивационно-ориентировочный этап
А теперь поработаем по карточкам. Посмотрите на группы слов в первом столбике, постарайтесь определить, кто из них третий лишний? Запишите «чужака» во втором столбике. ОС: Рели Тейбл
Вопрос к классу: Какое царство органического мира мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Дидактическая игра « Четыре подсказки». Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Ответ можно записать на черновике в любой момент.
Подсказки:
1.Среди этих организмов встречаются хищники.
2.Среди них есть гиганты и карлики.
3.Они могут жить до 5000 лет. (Cосна долговечная)
4.Они все зеленые.
Минута удивления- Презентация «Какие удивительные растения……»
Какую цель поставим перед собой?
Зачем нам эти знания?
Высказывают предположения
Царство растений.
Построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Учет разных мнений
Познавательные УДД
Использование знаково-символических средств
Подведение под понятие
Аналогия, обобщение
Установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Аргументация своего мнения и позиции
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Эмоциональный настрой на тему
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
Продолжим изучение биологии наукой, изучающей растения. Это Ботаника. Что означает это слово? ( стр.91)
Задание № 1 Работа в рабочем листе.
Я знаю Хочу узнать Я узнал
«БОТАНЭ» переводится как зелень, трава
Заполняют графы:
« Я знаю».
«Хочу узнать»
Делятся знаниями с классом.
Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Осознанное и произ-вольное построение речевого высказывания
Определение основной и второстепенной информации
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения
Учет различных мнений,
Личностные УДД
Осознание ответс-твенности за общее дело
Распространение растений . Куда бы мы ни посмотрели, почти всюду мы видим растения или предметы, сделанные из них. Растения растут в безводных пустынях и топких болотах, в морях и океанах, высоко в горах. Огромное их разнообразие в лесах и степях, а летом их можно найти даже в ледяной пустыне.
Как вы думаете, почему так неравномерно распределены растения на планете Земля? ( климатические условия на планете различные, значит в разных климатических зонах способны обитать различные виды растений, приспособленные к определенным условиям.)В каждой климатической зоне обитает своя группа растений, приспособленная к данным условиям
А на какие группы подразделяют растения? (Классификация растений.).
Задание в рабочем листе: Перечислены группы растений по отношению к факторам среды. Выберите из перечисленного:
Водные ,теневыносливые, морозостойкие, тенелюбивые, засухоустойчивые, холодостойкие, теплолюбивые, жаростойкие, светолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, водные.
1в.- По отношению к теплу;
2в.- По отношению к свету;
3в.- По отношению к влаге.
Ученые разделили Царство растений на два подцарства: Низшие и Высшие.
Работа в рабочем листе: (заполните таблицу, используя текст учебн. стр.91):
Вопрос: Растения – это объекты живой или неживой природы?
- Что делают живые организмы?
- Ребята, а ведь растения все время находятся на одном месте, не видно как они захватывают пищу, как вдыхают и выдыхают…
Проблема: Являются ли они живыми???
ФИЗМИНУТКА: Укрепление мышц и суставов кистей.
Подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки, выполнить 3-4 раза. Дышать глубоко, плечи расправить, медленно качать головой из стороны в сторону, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию. Качание головой улучшает мыслительную деятельность.
Учащиеся отвечают, что климатические условия на планете различные, значит в разных климатических зонах способны обитать различные виды растений, приспособленные к определенным условиям.
Работают с учебником, заполняют таблицу.
Живой.
Передвигаются, дышат, питаются, растут…
Высказывают свое мнение.
Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Структуирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивные УДД
Контроль
Коррекция
Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Структуирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивные УДД
Контроль
Коррекция
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
Задание . Дышат ли растения?
Демонстрационный опыт. Ребятам предлагается подышать на стеклышко. Так и растения дышат, и доказать это можно проделав домашний опыт: на лист или побег комнатного растения надеть полиэтиленовый пакет и через некоторое время наблюдать на его стенках капельки воды.
Задание. : Питаются ли растения?
Волчиха охотится, чтобы накормить своих детенышей. Птицы целыми днями ловят мошек. Олени едят траву. Наверное, и растениям, чтобы расти, нужно кушать.
Но разве кто-нибудь из вас видел, как едят береза, яблоня или дуб? Конечно, нет. Такого никогда не бывает. Растения никогда никого не едят. Может быть, они едят землю? Нет. В нашем классе растут растения, но земля из горшков никуда не девается.
Оказывается, растения- волшебники и умеют делать удивительное чудо- создавать себя из того, что нельзя удержать в руке, зажать в кулаке и даже на весах взвесить трудно:"_Это явление фотосинтеза.
И вот вам еще один опыт. Знаменитый опыт Джозефа Пристли ( Слайд)). Что мы видим?
Два прозрачных колпака, под ними мышки, одна живая, другая - нет.
Учитель. Отчего могла погибнуть вторая мышка.
-- Она перегрелась?
Учитель. Они обе на солнце.
---Задохнулась?
Учитель. Да. А почему?
---Под колпаком кончился кислород.
Учитель. А почему у второй не кончился?
--А там еще растение есть, под колпаком. Может, оно помогло?
Учитель : Да, вы правы. На свету растения выделяют кислород. Это фотосинтез.
Дышат. Делают выводы. Оно станет влажным, помутнеет, так как при дыхании вместе с углекислым газом выделяются пары воды.
Высказывают предположения.
Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Структуирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Построение логической цепи рассуждений, доказательств
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Аргументация своего мнения и позиции
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Почему из космоса наша планета Земля видится в зелено-голубых тонах?
Наличие в клетках пигментов. Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,...
Осень. А.С. Пушкин
Найдите корень в слове РАСТЕНИЕ. Как вы думаете, растет ли растение всю жизнь.
Проблема: Что было бы, если бы на Земле не было растений?
ОС: ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН
ОС: КОНЕРС.
Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок...
Р. Гамзатов.
В зеленых частях растений, особенно листьях, образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл (в переводе с греческого «хлорос» – зеленоватый, «филлон» – лист).
Растут всю жизнь( Неограниченный рост).
Думают и расходятся по углам:
Человек
Животное
Медицина
Промышленность.
Думают, записывают, обсуждают.
Познавательные УДД
Анализ, синтез, аналогия
Использование знаково-символических средств
Подведение под понятие
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Построение логической цепи рассуждений, доказательств
Регулятивные УУД
Контроль, Коррекция ,Оценка
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
Проверка усвоения пройденного:
Задание в рабочем листе:
1.Как называется зелёный пигмент растений?
А) хлорофилл
Б) эвкалипт
В) мицелий
Г) хитин
2. Какие из перечисленных ниже групп организмов НЕ относятся к царству Растения?
А) папоротники
Б) грибы
В) голосеменные
Г) водоросли
3. Растения растут:
А) только на свету
Б) всю жизнь
В) только весной
4. Органы и ткани есть у
А) Низших растений
Б) Высших растений
В) У всех растений
5. Главное значение растений
А)Являются пищей человеку
Б)Выделяют кислород
В)Являются сырьем
6.Выделение кислорода растением на свету называется:
А) дыхание
Б)питание
В) фотосинтез
Ученику необходимо выделить Признаки царства Растений.
Проверяют по ключу. Оценивают работу друг друга.
1-А, 2-Б, 3-Б, 4-Б, 5-Б, 6-В.
6-«5»
5-«4»
4-«3»
Познавательные УДД
Анализ, синтез, аналогия
Использование знаково-символических средств
Подведение под понятие
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Построение логической цепи рассуждений, доказательств
Регулятивные УУД
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения
9. Домашнее задание.
Домашнее задание (комментирование учителем)
Стр. учебника88-92
Сообщения о растениях « Самое-самое-самое»…
1
00 рублей САМОРИ
:
« Растение-это….»
Подумайте: «
-
Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это?
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников .
Работа в рабочих листах.
-Я узнал (а)...
- Меня удивило...
- Работая в группе, я ...
- Мне трудно представить, что...
Спасибо за внимание, урок окончен.
Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада
в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
Определяют свое настроение в конце урока.
Познавательные УДД
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Определение основной и второстепенной информации
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело