Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Урок биологии в 5 классе с использованием элементов ФГОС.. Автор: Сапова Любовь Александровна. Работа №163203

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Методические разработки педагогов
Описание:
Цель урока Сформировать у учащихся знания об основных признаках представителей царства растений, расширить круг знаний о многообразии растений.. Задачи урока Образовательные: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека; Развивающие:Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память. Воспитательные:Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям.. Планируемые результаты обучения Предметные: Учащиеся познакомятся с общей характеристикой царства растения, разнообразием растительного мира; научатся выделять существенные признаки растений, различать растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют умением объяснять роль растений в природе, обосновывать необходимость охраны растительного мира. Метапредметные: Учащиеся освоят основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за растениями, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству растения; научатся работать с разными источниками информации, находить информацию о растениях в учебнике. Личностные: Учащиеся продолжат развивать познавательные потребности на основе интереса к изучению растений, у них сформируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, произойдет осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, продолжат развивать умения слушать и слышать других УУД Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. Основные понятия Царство растения, неограниченный рост, ботаника, фотосинтез. Межпредметные связи История ( работы Пристли ). Литература. Русский язык.
Работа:

Автор-разработчик: Сапова Любовь Александровна, учитель биологии МАОУ «СОШ№2» г. Нурлат РТ

Урок биологии в 5 классе с использованием элементов ФГОС.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

УМК: линия жизни В.В. Пасечник Биология. «Бактерии, грибы. Лишайники».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации, рабочий лист ученика.

Тема урока

« Царство Растений. Разнообразие, распространение и значение растений».

Цель урока

Сформировать у учащихся знания об основных признаках представителей царства растений, расширить круг знаний о многообразии растений..

Задачи урока

Образовательные: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;

Развивающие:Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные:Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям..

Планируемые результаты обучения

Предметные: Учащиеся познакомятся с общей характеристикой царства растения, разнообразием растительного мира; научатся выделять существенные признаки растений, различать растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют умением объяснять роль растений в природе, обосновывать необходимость охраны растительного мира.

Метапредметные: Учащиеся освоят основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за растениями, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству растения; научатся работать с разными источниками информации, находить информацию о растениях в учебнике.

Личностные: Учащиеся продолжат развивать познавательные потребности на основе интереса к изучению растений, у них сформируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, произойдет осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, продолжат развивать умения слушать и слышать других

УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия

Царство растения, неограниченный рост, ботаника, фотосинтез.

Межпредметные связи

История ( работы Пристли ). Литература. Русский язык.

Ресурсы

УМК: линия жизни В.В. Пасечник Биология.« Бактерии, грибы. Лишайники».

Презентация учителя

Формы урока

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально.

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

 

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть . Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Сегодня мы с вами будем работать под девизом “ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!”. Конечно за один урок абсолютно все узнать невозможно, но если приложить трудолюбие, активность и старание, то результаты будут успешными.

2. Актуализация (мобилизация) знаний, УУД в начале урока и в процессе его по мере необходимости

 

Несколько уроков мы с вами говорили о представителях разных царств организмов.

Предлагаю вам выполнить следующее задание:

ОС: Файнд Самуан.( Грибы или бактерии).

Какие Царства живой природы вы еще знаете?

 

Вспоминают, проговаривают характерные признаки, работая в парах.

О каких царствах говорилось?

Называют царства Бактерий, Грибов.

 

Личностные УУД

Смыслообразование

Познавательные УДД

Целеполагание

Использование знаково-символических средств

1. Мотивационно-ориентировочный этап

А теперь поработаем по карточкам. Посмотрите на группы слов в первом столбике, постарайтесь определить, кто из них третий лишний? Запишите «чужака» во втором столбике. ОС: Рели Тейбл

 

 

Вопрос к классу: Какое царство органического мира мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Дидактическая игра « Четыре подсказки».  Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Ответ можно записать на черновике в любой момент.

Подсказки:

1.Среди этих организмов встречаются хищники.

2.Среди них есть гиганты и карлики.

3.Они могут жить до 5000 лет. (Cосна долговечная)

4.Они все зеленые.

Минута удивления- Презентация «Какие удивительные растения……»

Какую цель поставим перед собой?

Зачем нам эти знания?

Высказывают предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Царство растений.

Построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учет разных мнений

Познавательные УДД

Использование знаково-символических средств

Подведение под понятие

Аналогия, обобщение

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Аргументация своего мнения и позиции

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Эмоциональный настрой на тему

3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

 

Продолжим изучение биологии наукой, изучающей растения. Это Ботаника. Что означает это слово? ( стр.91)

Задание № 1 Работа в рабочем листе.

Я знаю Хочу узнать Я узнал

 

 

«БОТАНЭ» переводится как зелень, трава

 

 

Заполняют графы:

« Я знаю».

«Хочу узнать»

Делятся знаниями с классом.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произ-вольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений,

Личностные УДД

Осознание ответс-твенности за общее дело

Распространение растений . Куда бы мы ни посмотрели, почти всюду мы видим растения или предметы, сделанные из них. Растения растут в безводных пустынях и топких болотах, в морях и океанах, высоко в горах. Огромное их разнообразие в лесах и степях, а летом их можно найти даже в ледяной пустыне.

  Как вы думаете, почему так неравномерно распределены растения на планете Земля? ( климатические условия на планете различные, значит в разных климатических зонах способны обитать различные виды растений, приспособленные к определенным условиям. каждой климатической зоне обитает своя группа растений, приспособленная к данным условиям

А на какие группы подразделяют растения? (Классификация растений.).

Задание в рабочем листе: Перечислены группы растений по отношению к факторам среды. Выберите из перечисленного:

Водные ,теневыносливые, морозостойкие, тенелюбивые, засухоустойчивые, холодостойкие, теплолюбивые, жаростойкие, светолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, водные.

1в.- По отношению к теплу;

2в.- По отношению к свету;

3в.- По отношению к влаге.

Ученые разделили Царство растений на два подцарства: Низшие и Высшие.

Работа в рабочем листе: (заполните таблицу, используя текст учебн. стр.91):

 

Вопрос: Растения – это объекты живой или неживой природы?

- Что делают живые организмы?

- Ребята, а ведь растения все время находятся на одном месте, не видно как они захватывают пищу, как вдыхают и выдыхают…

Проблема: Являются ли они живыми???

ФИЗМИНУТКА: Укрепление мышц и суставов кистей.

Подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки, выполнить 3-4 раза. Дышать глубоко, плечи расправить, медленно качать головой из стороны в сторону, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию. Качание головой улучшает мыслительную деятельность.

 

 

 

 

Учащиеся отвечают, что климатические условия на планете различные, значит в разных климатических зонах способны обитать различные виды растений, приспособленные к определенным условиям.

 

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником, заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

Живой.

 

Передвигаются, дышат, питаются, растут…

 

 

Высказывают свое мнение.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структуирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

 

 

 

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структуирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Задание . Дышат ли растения?

Демонстрационный опыт. Ребятам предлагается подышать на стеклышко. Так и растения дышат, и доказать это можно проделав домашний опыт: на лист или побег комнатного растения надеть полиэтиленовый пакет и через некоторое время наблюдать на его стенках капельки воды.

Задание. : Питаются ли растения?

Волчиха охотится, чтобы накормить своих детенышей. Птицы целыми днями ловят мошек. Олени едят траву. Наверное, и растениям, чтобы расти, нужно кушать.

Но разве кто-нибудь из вас видел, как едят береза, яблоня или дуб? Конечно, нет. Такого никогда не бывает. Растения никогда никого не едят. Может быть, они едят землю? Нет. В нашем классе растут растения, но земля из горшков никуда не девается.

Оказывается, растения- волшебники и умеют делать удивительное чудо- создавать себя из того, что нельзя удержать в руке, зажать в кулаке и даже на весах взвесить трудно:"_Это явление фотосинтеза.

И вот вам еще один опыт. Знаменитый опыт Джозефа Пристли ( Слайд)). Что мы видим?

 

Два прозрачных колпака, под ними мышки, одна живая, другая - нет.

Учитель. Отчего могла погибнуть вторая мышка.

-- Она перегрелась?

Учитель. Они обе на солнце.

---Задохнулась?

Учитель. Да. А почему?

---Под колпаком кончился кислород.

Учитель. А почему у второй не кончился?

--А там еще растение есть, под колпаком. Может, оно помогло?

Учитель : Да, вы правы. На свету растения выделяют кислород. Это фотосинтез.

Дышат. Делают выводы. Оно станет влажным, помутнеет, так как при дыхании вместе с углекислым газом выделяются пары воды.

 

 

 

 

 

Высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структуирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Построение логической цепи рассуждений, доказательств

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Аргументация своего мнения и позиции

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Почему из космоса наша планета Земля видится в зелено-голубых тонах?

Наличие в клетках пигментов. Хлоропласты,  хромопласты, лейкопласты.

…Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,...

Осень. А.С. Пушкин

Найдите корень в слове РАСТЕНИЕ. Как вы думаете, растет ли растение всю жизнь.

Проблема: Что было бы, если бы на Земле не было растений?

ОС: ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН

ОС: КОНЕРС.

 

Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок...
Р. Гамзатов.

В зеленых частях растений, особенно листьях, образуется вещество зеленого цвета – хлорофилл (в переводе с греческого «хлорос» – зеленоватый, «филлон» – лист).

 

 

 

 

Растут всю жизнь( Неограниченный рост).

 

 

 

 

Думают и расходятся по углам:

Человек

Животное

Медицина

Промышленность.

 

Думают, записывают, обсуждают.

Познавательные УДД

Анализ, синтез, аналогия

Использование знаково-символических средств

Подведение под понятие

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Построение логической цепи рассуждений, доказательств

Регулятивные УУД

Контроль, Коррекция ,Оценка

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Проверка усвоения пройденного:

Задание в рабочем листе:

1.Как называется зелёный пигмент растений?

А) хлорофилл

Б) эвкалипт

В) мицелий

Г) хитин

2. Какие из перечисленных ниже групп организмов НЕ относятся к царству Растения?

А) папоротники

Б) грибы

В) голосеменные

Г) водоросли

3. Растения растут:

А) только на свету

Б) всю жизнь

В) только весной

4. Органы и ткани есть у

А) Низших растений

Б) Высших растений

В) У всех растений

5. Главное значение растений

А)Являются пищей человеку

Б)Выделяют кислород

В)Являются сырьем

6.Выделение кислорода растением на свету называется:

А) дыхание

Б)питание

В) фотосинтез

Ученику необходимо выделить Признаки царства Растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют по ключу. Оценивают работу друг друга.

1-А, 2-Б, 3-Б, 4-Б, 5-Б, 6-В.

6-«5»

5-«4»

4-«3»

 

 

 

Познавательные УДД

Анализ, синтез, аналогия

Использование знаково-символических средств

Подведение под понятие

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Построение логической цепи рассуждений, доказательств

Регулятивные УУД

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

9. Домашнее задание.

Домашнее задание (комментирование учителем)

Стр. учебника88-92

Сообщения о растениях « Самое-самое-самое»…

1

00 рублей САМОРИ

:

« Растение-это….»

Подумайте: «

-

Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это?

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников .

Работа в рабочих листах.

-Я узнал (а)...

- Меня удивило...

- Работая в группе, я ...

- Мне трудно представить, что...

 

 

 

 

Спасибо за внимание, урок окончен.

 

 

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада

в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

Определяют свое настроение в конце урока.

 

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×