Название работы:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ. Автор: Казанцева Светлана Юрьевна. Работа №163235
Дата публикации:
13.05.2020
Автор:
Казанцева Светлана Юрьевна
Номинация:
Методические разработки педагогов
Описание:
Работа с детьми в кадетских школах
Работа:
ГБОУ Васильевская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Н. Волостнова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ.
Работу подготовила: учитель:
Казанцева С.Ю.
Как никто не может дать другому того,
что не имеет сам, так и не может развивать,
образовывать и воспитывать других тот,
кто не является сам развитым,
воспитанным и образованным.
Он лишь до тех пор способен на самом деле
воспитывать и образовывать,
пока сам работает над собственным воспитанием.
С.Соловейчик.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, т.к. детство и юность – самая благодатная пора для привития любви к Родине, готовности её защитить, гордости за свой народ, уважения к истории Отчизны, потребности к личным свершениям во благо страны, своей семьи. И очень многое должна успеть в этом направлении школа, обучая, и воспитывая, и развивая на всем протяжении пребывания учащегося в ней.
К сожалению, в последние десятилетия прошлого века школьному патриотическому воспитанию уделялось не совсем должное внимание. Оно стало терять свою значимость, плановость, актуальность. Этому способствовало немало факторов: усиленное обсуждение ошибок в развитии России, снижение роли государственной идеологии в вопросах воспитания, излишнее форсирование обновления школы, бурные инновации в образовании, что привело к появлению множества вариантов программ, учебников (особенно по истории, где разные авторы позволяют трактовать историю России 20 века по-своему, противопоставляя исторические факты, а история – это и есть патриотизм, и, в первую очередь, она учит, как жить, что делать в обществе, в котором находишься). И поэтому я уверена в том, что во внеурочно-урочной деятельности мы обязаны формировать реальные понятия добра и зла, высокие нравственные ценности, создавать самостоятельные представления о России как достойной мировой державе. Какие бы методы и педагогические технологии не осваивал и не применял учитель, воспитатель, его личное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим. Педагогу необходимо быть духовно богатой интеллигентной, творческой личностью. Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране традиционно российское патриотическое сознание утрачивает свои позиции, попытка правительства РФ через программу Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг. в какой-то мере позволила нам, педагогам, вернуть часть утраченного - отсутствие в учебниках истории событийных фактов, государственных праздников и дней воинской славы, которые в большинстве стран мира являются святыми днями и вокруг которых ведется мощная патриотическая работа.
Данная Программа для образовательных учреждений стала направляющим документом в осуществлении системы патриотического воспитания и в конечном результате должна обеспечить положительную динамику роста патриотизма и интернационализма в стране, духовный и культурный подъем в обществе, повышение международного авторитета России.
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время можно формировать на примерах героического прошлого своей семьи, малой родины и Отчизны.
В комплексе системы воспитания важным разделом является патриотическое воспитание. Патриотизм – это любовь к Отечеству, преданность обществу, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками. Патриотизм человека проявляется во всех областях жизни: в отношении к окружающим тебя людям, к природе, к учебе, к труду, к морали.
Все мы, педагоги, воспитываем и обучаем детей, тех, кто будут строить жизнь нашего общества, когда повзрослеют. Я бы подчеркнула, что они являются участниками жизни нашего общества уже сегодня. Педагогика - процесс, которым мы занимаемся, это целая наука о воспитании детей. Ещё А.С.Макаренко говорил: Мастерство воспитателя есть не что иное, как мастерство организатора жизни детей.
Именно оптимально выбранные классным руководителем формы, методы патриотического воспитания обеспечат максимально возможный эффект при минимально возможных затратах времени, усилий, средств. Важное условие комплексного воспитания - самовоспитание учащегося -кадета. В процессе самовоспитания совершенствуются все важнейшие качества личности: это и ознакомление с литературой, прослушивание радио, теле, видео передач, это разносторонняя практическая деятельность (умения находить, общаться, комплектовать материал, его преподнести). Осуществление идей комплексности подразумевает разнообразные форы работы с учащимися, в том числе и трудными: классные часы, КТД к соответствующим датам календаря, беседы и встречи с интересными людьми, соответствующие оформления наглядности и памятных альбомов, поиск, десанты. С учётом запланированного содержания работы по патриотическому воспитанию, выбора форм работы, устанавливается и тематика. Учитываются потребности современного общества, традиции школы, класса. Одно неоспоримо: все дела, мероприятия должны быть педагогически обоснованы, реальны, организационно вписаны в систему комплексного воспитания. Крайне вредны срочно придуманные мероприятия ради мероприятия, дела с наскоком. При этом очень важно, чтобы воспитанников не утомляло однообразие, скудность и неинтересность, малая значимость и отсутствие ребят основного соучастия в процессе. Цель и задача классного руководителя как раз и состоит в том, что патриотическое воспитание, его формы воздействия на ребят должны строиться по принципу не мероприятия для детей, а дети в мероприятиях.
Именно поэтому концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулировала важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. А возможно это только через систему комплексного воспитания без отрыва патриотического воспитания от всех остальных направлений. Ни в каком другом возрасте человек так не нуждается в понимании, как в школьные годы, особенно в годы своей ранней юности. И не случайно с годами взросления от всё большего числа учеников можно слышать, что родители и учителя их не понимают. Это-то непонимание и создает нам, педагогам, дополнительные проблемы и трудности. А эти трудности в понимании, обучении и воспитании ассоциируются у нас с определённой группой учащихся, так называемых трудных, которых становится всё больше и больше. Не секрет, что в кадетские классы родители стараются отдать своих непростых детей, в надежде, что форма и система патриотического (а в целом нравственного воспитания) их изменит в лучшую сторону. Дети из неблагополучных семей - это так же контингент кадетских классов, а их родители, какие бы неблагополучные они не были, верят, что кадетское воспитание исправит их неуправляемых чад. А все мы знаем, что трудные учащиеся не являются таковыми изначально. Они таковыми становились, когда родители и воспитатели не находили сразу ответы на вопросы: как поступить, как действовать, как обучать, как воспитывать?
Уже в начале 1990-х годов в России стали возрождаться кадетские корпуса, основанные на лучших традициях воспитания подрастающего поколения. Кадетские корпуса со времен Петра Великого готовили мальчиков для служения Отчизне на государственном, в том числе и военном, поприще. В них научили служить России верой и правдой многих выдающихся государственных деятелей и полководцев. За первые десятилетия существования корпусов уже накоплен большой положительный опыт по организации и деятельности их, по созданию современной системы образования, патриотического и духовного воспитания детей. Конечно, кадетские корпуса не панацея от всех социальных проблем государства. Однако многие вопросы воспитания и образования детей-сирот, трудных, детей из экономически депрессивных семей, могут решаться, в том числе, и через систему кадетских классов. Учитывая необходимость качественного изменения системы патриотического воспитания, в соответствии принятых программ патриотического воспитания в Российской Федерации, Республики Татарстан, постановления исполкома Зеленодольского муниципального района от 15 мая 2007 г., в нашей школе были сформированы кадетские классы с 1 сентября 2007 года.
Наш педагогический коллектив поставил перед собой задачи через кадетские классы качественно изменить всю систему воспитания патриотических качеств учащихся школы:
- улучшение дисциплины и обеспечение сознательного отношения к дисциплине и к процессу учения;
- организация физической самоподготовки и физического развития учащегося в школе, таким образом, чтобы это стало потребностью каждого воспитанника;
- введение дополнительных образовательных услуг в системе патриотического воспитания;
- расширение сети взаимодействия с другими государственными организациями (Центр внешкольной работы, 8 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан);
Говоря о патриотическом воспитании, как основном блоке системы нравственного воспитания, нельзя не акцентировать внимание на таком качестве личности, как нравственность – граница дозволяемого совестью. Человек живёт не в диапазоне между недозволенным и дозволенным, а бесконечно свободно – но с твердым пониманием нравственности (так должно быть). Будет нравственность - почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания. Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и ставилась в педагогике с очень давних времен. Ещё древнеримский философ утверждал истину: Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает. И от уровня нравственности личности зависит его поведение, деятельность в сообществе, в котором он находится. Формировать нравственный облик личности – значит формировать такие качества, как патриотизм, гражданственность, интернационализм, трудолюбие. Именно по этой причине педагогический коллектив нашей школы определил приоритетные направления в патриотическом воспитании кадета: дисциплинированность, верность, надежность, доброта, дружелюбие, бережливость, аккуратность, заботливость, смелость, умение быть всегда здоровым, благодарным, бодрым, деликатным. Решению поставленных нравственно-патриотических задач в воспитании кадетов способствует Положение о кадетских классах Спасатель ВСОШ № 1 и Устав кадетских классов МОУ Васильевская средняя общеобразовательная школа № 1. Комплексная программа школы Растим патриотов России на 2007-2014 гг., основываясь на уже накопленном опыте нравственно-патриотического воспитания, предусматривает необходимые условия для работы кадетских классов (соответствующая материально-техническая база, штатное расписание, опыт работы с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками Афганской и Чеченской войн, сотрудниками служб спасения, наличие историко-краеведческого музея Истоки - как центра патриотического воспитания, тесное сотрудничество с отрядом № 8 РФ по РТ, ПЧ-153, ОПН-13 МЧС РФ и РТ).
Несомненно, важным, если не решающим, фактором развития личности ученика в процессе обучения и воспитания является та психолого-нравственая, творческая атмосфера, которую способен или, наоборот, не способен создать учитель, воспитатель, классный руководитель.
Исходя из выше изложенного, естественно напрашивается вывод: воспитывая кадета-патриота, педагог просто обязан быть примером учителя - патриота, так как только такой учитель, воспитатель ориентирован на сотрудничество и сотворчество с учащимися в решении поставленных воспитательных задач и целей, а ещё и способен изменить отношения кадета к себе, как к личности порядочной, нравственно устойчивой, патриотичной, любящей себя, своих родителей, своё окружение.
Так что же такое патриотизм и патриотическое воспитание? Как и какими средствами его осуществлять? В работе с кадетским классом в нашей школе мне помогает опыт работы в казанском Суворовском училище. И сегодня понятия кадет, кадетское воспитание мне понятны и близки по духу. Где, как ни в кадетских классах, система патриотического воспитания особо значима и актуальна. Элементы системы воинской дисциплины, чести и достоинства, ношение формы – это основополагающие методы и средства воздействия на наших воспитанников. Мероприятия, элементы уроков о героизме, о подвиге, о становлении Отчизны, знание истории прошлого, настоящего Родины, родного края, своей семьи – это рычаги воздействия на морально-психологический климат в душе кадета. Нравственный облик нашего кадета – это результат творческого поиска педагога. В суворовском училище и других типах военных заведений формируются у учащихся психологическая готовность к сознательному и обоснованному выбору профессии офицера в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся потребностей в военных специальностях. В кадетских классах нашей общеобразовательной школы Устав предусматривает формирование у подростков ориентации на профессию кадрового военного, военно-специальную или государственную службу при соблюдении добровольности профессионального выбора по выпуску из кадетских классов; подготовку кадета физически крепким, с высоким чувством гражданской ответственности и патриотизма, сознание общественного и воинского долга, любви к военной службе и профессии спасателя МЧС.
Согласно требованиям Устава в воспитании и обучении используются разнообразные формы и методы классных и внеклассных мероприятий, занятий, обеспечивающих формирование у обучающихся высокоморальных, психологических и воинских качеств, сознательного усвоения основ науки; развитие умственных способностей, активной деятельности, физической закалки. Все это является основой
военного воспитания учащихся и подготовки их к профессиональному обучению как будущих офицеров МЧС. Воспитательным процессом руководит заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе кадетских классов – офицер в запасе, принимавший непосредственное участие в Афганской войне и являющийся примером для кадетов. Наша программа воспитательного процесса предусматривает, кроме урочно-внеурочной патриотической работы, экскурсии в воинские части, подразделения спасателей, военно-учебные заведения; военно-полевые сборы, участие в работе спасателей в чрезвычайных ситуациях. Безусловно, кадет в общеобразовательной школе должен отличаться дисциплиной, своим особым стилем поведения и отношением к учению и общешкольным делам.
Составленные мною программы: Развитие кадетского движения в России, Растим патриотов России - соответствуют требованиям вышеперечисленных государственных и общешкольных документов. Для кадетов школы должны быть святыми такие понятия, как Стяг, Знамя, Мундир, Клятва, Честь, Достоинство, Верность, Братство, которые будут являться девизом в жизни для каждого кадета.
В школе в системе патриотического воспитания должна быть и система поощрения кадетов за достигнутые успехи. Это могут быть и Благодарственные письма, Почетные грамоты и школьные медали, вымпелы, знаки отличия.
Решая задачи обучения кадетских классов в общеобразовательной школе, следует исходить из того, что реализовывать всю концепцию новой программы патриотического воспитания кадетов, необходимо с учетом того, что они воспитываются и обучаются в системе общеобразовательной школе. Учитывая эту особенность, необходимо привлекать к составлению программы патриотического воспитания органы управления и самоуправления школы. На мой взгляд, в школе должна быть психолого-педагогическая служба для работы с кадетскими классами. Формирование психологической готовности кадета к обучению и воспитанию должно происходить планомерно и на протяжении всего курса.
В решении задач патриотического воспитания кадетов мы, педагоги, должны
ориентироваться на личностные качества ученика, его теоретические знания, практические навыки и умения, позволяющие ему выполнять стоящую перед ним задачу - быть не просто учеником - кадетом, а кадетом - патриотом своей школы, своего государства.
Формы ориентации на кадета - патриота
Групповая
Через родителей, одноклассников
Индивидуальная
и
г
р
ы
к
л
а
с
с
ные
ч
а
с
ы
б
е
с
е
д
ы
п
с
ихоло
г
к
о
н
суль
т
ации
Традиционные
Активные
ме
роприя
т
ия
КТД
Методы ориентации на кадета-патриота
Скачать работу
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ.
Работу подготовила: учитель:
Казанцева С.Ю.
Как никто не может дать другому того,
что не имеет сам, так и не может развивать,
образовывать и воспитывать других тот,
кто не является сам развитым,
воспитанным и образованным.
Он лишь до тех пор способен на самом деле
воспитывать и образовывать,
пока сам работает над собственным воспитанием.
С.Соловейчик.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, т.к. детство и юность – самая благодатная пора для привития любви к Родине, готовности её защитить, гордости за свой народ, уважения к истории Отчизны, потребности к личным свершениям во благо страны, своей семьи. И очень многое должна успеть в этом направлении школа, обучая, и воспитывая, и развивая на всем протяжении пребывания учащегося в ней.
К сожалению, в последние десятилетия прошлого века школьному патриотическому воспитанию уделялось не совсем должное внимание. Оно стало терять свою значимость, плановость, актуальность. Этому способствовало немало факторов: усиленное обсуждение ошибок в развитии России, снижение роли государственной идеологии в вопросах воспитания, излишнее форсирование обновления школы, бурные инновации в образовании, что привело к появлению множества вариантов программ, учебников (особенно по истории, где разные авторы позволяют трактовать историю России 20 века по-своему, противопоставляя исторические факты, а история – это и есть патриотизм, и, в первую очередь, она учит, как жить, что делать в обществе, в котором находишься). И поэтому я уверена в том, что во внеурочно-урочной деятельности мы обязаны формировать реальные понятия добра и зла, высокие нравственные ценности, создавать самостоятельные представления о России как достойной мировой державе. Какие бы методы и педагогические технологии не осваивал и не применял учитель, воспитатель, его личное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим. Педагогу необходимо быть духовно богатой интеллигентной, творческой личностью. Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране традиционно российское патриотическое сознание утрачивает свои позиции, попытка правительства РФ через программу Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг. в какой-то мере позволила нам, педагогам, вернуть часть утраченного - отсутствие в учебниках истории событийных фактов, государственных праздников и дней воинской славы, которые в большинстве стран мира являются святыми днями и вокруг которых ведется мощная патриотическая работа.
Данная Программа для образовательных учреждений стала направляющим документом в осуществлении системы патриотического воспитания и в конечном результате должна обеспечить положительную динамику роста патриотизма и интернационализма в стране, духовный и культурный подъем в обществе, повышение международного авторитета России.
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время можно формировать на примерах героического прошлого своей семьи, малой родины и Отчизны.
В комплексе системы воспитания важным разделом является патриотическое воспитание. Патриотизм – это любовь к Отечеству, преданность обществу, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками. Патриотизм человека проявляется во всех областях жизни: в отношении к окружающим тебя людям, к природе, к учебе, к труду, к морали.
Все мы, педагоги, воспитываем и обучаем детей, тех, кто будут строить жизнь нашего общества, когда повзрослеют. Я бы подчеркнула, что они являются участниками жизни нашего общества уже сегодня. Педагогика - процесс, которым мы занимаемся, это целая наука о воспитании детей. Ещё А.С.Макаренко говорил: Мастерство воспитателя есть не что иное, как мастерство организатора жизни детей.
Именно оптимально выбранные классным руководителем формы, методы патриотического воспитания обеспечат максимально возможный эффект при минимально возможных затратах времени, усилий, средств. Важное условие комплексного воспитания - самовоспитание учащегося -кадета. В процессе самовоспитания совершенствуются все важнейшие качества личности: это и ознакомление с литературой, прослушивание радио, теле, видео передач, это разносторонняя практическая деятельность (умения находить, общаться, комплектовать материал, его преподнести). Осуществление идей комплексности подразумевает разнообразные форы работы с учащимися, в том числе и трудными: классные часы, КТД к соответствующим датам календаря, беседы и встречи с интересными людьми, соответствующие оформления наглядности и памятных альбомов, поиск, десанты. С учётом запланированного содержания работы по патриотическому воспитанию, выбора форм работы, устанавливается и тематика. Учитываются потребности современного общества, традиции школы, класса. Одно неоспоримо: все дела, мероприятия должны быть педагогически обоснованы, реальны, организационно вписаны в систему комплексного воспитания. Крайне вредны срочно придуманные мероприятия ради мероприятия, дела с наскоком. При этом очень важно, чтобы воспитанников не утомляло однообразие, скудность и неинтересность, малая значимость и отсутствие ребят основного соучастия в процессе. Цель и задача классного руководителя как раз и состоит в том, что патриотическое воспитание, его формы воздействия на ребят должны строиться по принципу не мероприятия для детей, а дети в мероприятиях.
Именно поэтому концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулировала важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. А возможно это только через систему комплексного воспитания без отрыва патриотического воспитания от всех остальных направлений. Ни в каком другом возрасте человек так не нуждается в понимании, как в школьные годы, особенно в годы своей ранней юности. И не случайно с годами взросления от всё большего числа учеников можно слышать, что родители и учителя их не понимают. Это-то непонимание и создает нам, педагогам, дополнительные проблемы и трудности. А эти трудности в понимании, обучении и воспитании ассоциируются у нас с определённой группой учащихся, так называемых трудных, которых становится всё больше и больше. Не секрет, что в кадетские классы родители стараются отдать своих непростых детей, в надежде, что форма и система патриотического (а в целом нравственного воспитания) их изменит в лучшую сторону. Дети из неблагополучных семей - это так же контингент кадетских классов, а их родители, какие бы неблагополучные они не были, верят, что кадетское воспитание исправит их неуправляемых чад. А все мы знаем, что трудные учащиеся не являются таковыми изначально. Они таковыми становились, когда родители и воспитатели не находили сразу ответы на вопросы: как поступить, как действовать, как обучать, как воспитывать?
Уже в начале 1990-х годов в России стали возрождаться кадетские корпуса, основанные на лучших традициях воспитания подрастающего поколения. Кадетские корпуса со времен Петра Великого готовили мальчиков для служения Отчизне на государственном, в том числе и военном, поприще. В них научили служить России верой и правдой многих выдающихся государственных деятелей и полководцев. За первые десятилетия существования корпусов уже накоплен большой положительный опыт по организации и деятельности их, по созданию современной системы образования, патриотического и духовного воспитания детей. Конечно, кадетские корпуса не панацея от всех социальных проблем государства. Однако многие вопросы воспитания и образования детей-сирот, трудных, детей из экономически депрессивных семей, могут решаться, в том числе, и через систему кадетских классов. Учитывая необходимость качественного изменения системы патриотического воспитания, в соответствии принятых программ патриотического воспитания в Российской Федерации, Республики Татарстан, постановления исполкома Зеленодольского муниципального района от 15 мая 2007 г., в нашей школе были сформированы кадетские классы с 1 сентября 2007 года.
Наш педагогический коллектив поставил перед собой задачи через кадетские классы качественно изменить всю систему воспитания патриотических качеств учащихся школы:
- улучшение дисциплины и обеспечение сознательного отношения к дисциплине и к процессу учения;
- организация физической самоподготовки и физического развития учащегося в школе, таким образом, чтобы это стало потребностью каждого воспитанника;
- введение дополнительных образовательных услуг в системе патриотического воспитания;
- расширение сети взаимодействия с другими государственными организациями (Центр внешкольной работы, 8 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан);
Говоря о патриотическом воспитании, как основном блоке системы нравственного воспитания, нельзя не акцентировать внимание на таком качестве личности, как нравственность – граница дозволяемого совестью. Человек живёт не в диапазоне между недозволенным и дозволенным, а бесконечно свободно – но с твердым пониманием нравственности (так должно быть). Будет нравственность - почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания. Идея о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и ставилась в педагогике с очень давних времен. Ещё древнеримский философ утверждал истину: Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает. И от уровня нравственности личности зависит его поведение, деятельность в сообществе, в котором он находится. Формировать нравственный облик личности – значит формировать такие качества, как патриотизм, гражданственность, интернационализм, трудолюбие. Именно по этой причине педагогический коллектив нашей школы определил приоритетные направления в патриотическом воспитании кадета: дисциплинированность, верность, надежность, доброта, дружелюбие, бережливость, аккуратность, заботливость, смелость, умение быть всегда здоровым, благодарным, бодрым, деликатным. Решению поставленных нравственно-патриотических задач в воспитании кадетов способствует Положение о кадетских классах Спасатель ВСОШ № 1 и Устав кадетских классов МОУ Васильевская средняя общеобразовательная школа № 1. Комплексная программа школы Растим патриотов России на 2007-2014 гг., основываясь на уже накопленном опыте нравственно-патриотического воспитания, предусматривает необходимые условия для работы кадетских классов (соответствующая материально-техническая база, штатное расписание, опыт работы с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками Афганской и Чеченской войн, сотрудниками служб спасения, наличие историко-краеведческого музея Истоки - как центра патриотического воспитания, тесное сотрудничество с отрядом № 8 РФ по РТ, ПЧ-153, ОПН-13 МЧС РФ и РТ).
Несомненно, важным, если не решающим, фактором развития личности ученика в процессе обучения и воспитания является та психолого-нравственая, творческая атмосфера, которую способен или, наоборот, не способен создать учитель, воспитатель, классный руководитель.
Исходя из выше изложенного, естественно напрашивается вывод: воспитывая кадета-патриота, педагог просто обязан быть примером учителя - патриота, так как только такой учитель, воспитатель ориентирован на сотрудничество и сотворчество с учащимися в решении поставленных воспитательных задач и целей, а ещё и способен изменить отношения кадета к себе, как к личности порядочной, нравственно устойчивой, патриотичной, любящей себя, своих родителей, своё окружение.
Так что же такое патриотизм и патриотическое воспитание? Как и какими средствами его осуществлять? В работе с кадетским классом в нашей школе мне помогает опыт работы в казанском Суворовском училище. И сегодня понятия кадет, кадетское воспитание мне понятны и близки по духу. Где, как ни в кадетских классах, система патриотического воспитания особо значима и актуальна. Элементы системы воинской дисциплины, чести и достоинства, ношение формы – это основополагающие методы и средства воздействия на наших воспитанников. Мероприятия, элементы уроков о героизме, о подвиге, о становлении Отчизны, знание истории прошлого, настоящего Родины, родного края, своей семьи – это рычаги воздействия на морально-психологический климат в душе кадета. Нравственный облик нашего кадета – это результат творческого поиска педагога. В суворовском училище и других типах военных заведений формируются у учащихся психологическая готовность к сознательному и обоснованному выбору профессии офицера в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся потребностей в военных специальностях. В кадетских классах нашей общеобразовательной школы Устав предусматривает формирование у подростков ориентации на профессию кадрового военного, военно-специальную или государственную службу при соблюдении добровольности профессионального выбора по выпуску из кадетских классов; подготовку кадета физически крепким, с высоким чувством гражданской ответственности и патриотизма, сознание общественного и воинского долга, любви к военной службе и профессии спасателя МЧС.
Согласно требованиям Устава в воспитании и обучении используются разнообразные формы и методы классных и внеклассных мероприятий, занятий, обеспечивающих формирование у обучающихся высокоморальных, психологических и воинских качеств, сознательного усвоения основ науки; развитие умственных способностей, активной деятельности, физической закалки. Все это является основой
военного воспитания учащихся и подготовки их к профессиональному обучению как будущих офицеров МЧС. Воспитательным процессом руководит заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе кадетских классов – офицер в запасе, принимавший непосредственное участие в Афганской войне и являющийся примером для кадетов. Наша программа воспитательного процесса предусматривает, кроме урочно-внеурочной патриотической работы, экскурсии в воинские части, подразделения спасателей, военно-учебные заведения; военно-полевые сборы, участие в работе спасателей в чрезвычайных ситуациях. Безусловно, кадет в общеобразовательной школе должен отличаться дисциплиной, своим особым стилем поведения и отношением к учению и общешкольным делам.
Составленные мною программы: Развитие кадетского движения в России, Растим патриотов России - соответствуют требованиям вышеперечисленных государственных и общешкольных документов. Для кадетов школы должны быть святыми такие понятия, как Стяг, Знамя, Мундир, Клятва, Честь, Достоинство, Верность, Братство, которые будут являться девизом в жизни для каждого кадета.
В школе в системе патриотического воспитания должна быть и система поощрения кадетов за достигнутые успехи. Это могут быть и Благодарственные письма, Почетные грамоты и школьные медали, вымпелы, знаки отличия.
Решая задачи обучения кадетских классов в общеобразовательной школе, следует исходить из того, что реализовывать всю концепцию новой программы патриотического воспитания кадетов, необходимо с учетом того, что они воспитываются и обучаются в системе общеобразовательной школе. Учитывая эту особенность, необходимо привлекать к составлению программы патриотического воспитания органы управления и самоуправления школы. На мой взгляд, в школе должна быть психолого-педагогическая служба для работы с кадетскими классами. Формирование психологической готовности кадета к обучению и воспитанию должно происходить планомерно и на протяжении всего курса.
В решении задач патриотического воспитания кадетов мы, педагоги, должны
ориентироваться на личностные качества ученика, его теоретические знания, практические навыки и умения, позволяющие ему выполнять стоящую перед ним задачу - быть не просто учеником - кадетом, а кадетом - патриотом своей школы, своего государства.
Формы ориентации на кадета - патриота
Групповая
Через родителей, одноклассников
Индивидуальная
и
г
р
ы
к
л
а
с
с
ные
ч
а
с
ы
б
е
с
е
д
ы
п
с
ихоло
г
к
о
н
суль
т
ации
Традиционные
Активные
ме
роприя
т
ия
КТД
Методы ориентации на кадета-патриота
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Создать дипломы