Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Детство украла война. Автор: Фетисова Александра, Калихова Ольга. Работа №163265

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Детские исследовательские и научные работы, проекты
Описание:
Готовясь к 75-летию Великой Победы, ученики задались вопросом, а как жили школьники в годы войны, как учились, чем занимались. Ответом на эти вопросы стала эта проектно-исследовательская работа.
Работа:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Верхнекалиновская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
Детство украла война
Работу выполнили
Калихова Ольга,
Фетисова Александра,
ученицы 6 класса
Руководитель
Букенбаева Н.К.,
учитель истории
и обществознания
п.Верхнекалиновский, 2020г.
План
Вступление……………………………………………………..2-3 стр.
Детство украла война………………………………………….4 стр.
Из истории Верхнекалиновской школы …………………….4-5 стр.
Верхнекалиновская школа в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945гг……………………………………………..6-15 стр.
а) Мы все учились понемногу……………………………………6-12 стр.
б) Школьники – фронту…………………………………………..12-14 стр.
в) Свидетели прошлого………………………………………….. 14-15 стр.
Заключение. История школы - история жизни…………..16 стр.
Использованные материалы……………………………………….17 стр.
А вам хотелось бегать и смеяться,В небесной сини голубей гонять,Но с детством рано довелось расстаться,За день пришлось на годы старше стать.
Л.Г.Корнева Дети войны
Вступление
В 2020 году вся наша великая Родина будет отмечать 75 годовщину Великой Победы. Все дальше и дальше от нас Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Всё меньше остается среди нас свидетелей военных лет, тех, кто воевал, кто трудился в тылу, приближая Победу в бесчеловечной войне. Казалось, все изучено. Мы знаем поименно тех, кто ушел на фронт из нашего посёлка, и тех, кто не вернулся с поля боя. А что мы знаем о детях войны, об учениках нашей школы, которые пережили войну за школьной партой? Сегодня мы обеспечены всем необходимым, мы учимся в светлых классах с современной техникой. А как учились наши сверстники в военное время? Какие предметы изучали? Чем они занимались после уроков? В какие игры играли?
Мы очень мало знаем о жизни наших бабушек и дедушек, чьё детство прошло в самое трудное военное время. Нашим долгом является сохранить их воспоминания и рассказать всем о детях, живших тогда в страшных сороковых - роковых. Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день нет никаких сведений об истории нашей школы в годы Великой Отечественной войны. Всё меньше остается живых свидетелей тех страшных лет. Многим школьникам военных 1940-ых годов уже далеко за 80 или 90 лет, мало их осталось. Новизна нашей работы заключается в том, что впервые описывается история нашей школы в годы Великой Отечественной войны. Поэтому мы думаем, что результаты работы будут интересны всем: и нашим сверстникам, и взрослым, и тем, кто пережил военное время.
Целью нашей работы является организация исследовательской работы по изучению истории школы в поселке Верхнекалиновский в военные 1941-1945 годы.
Перед нами были поставлены задачи:
собрать и проанализировать материал о военном времени, который имеется в школьном музее Исток;
провести опрос респондентов;
собранный материал предоставить в школьный музей для оформления стенда и проведения экскурсионной работы активистами музея;
разместить исследовательский материал на сайте нашей школы в разделе Музей
Методы исследования:
Опрос респондентов 1923-1939 годов рождения.
Анализ и обработка собранного материала.
Этапы исследования:
Устные рассказы респондентов.
Работа с семейным архивом респондентов.
Работа с музейными и архивными документами.
Детство украла война
Из истории Верхнекалиновской школы
Начальная школа в селе Верхнекалиновский была образована в 1926 году. В жилом бараке рыбозавода для этого выделили две комнаты. Потом построили маленькую деревянную школу из двух комнат. В школе было два педагога. Директором школы была Куфаева Лидия Ивановна, дочь священника, она окончила церковно- приходскую школу, и Сопудникова Мария Павловна, учительница. С 6 августа 1938г. по 15 августа 1939г. школой руководил Шелудько Георгий Иванович, который прибыл с семьёй из Капьяра Владимирского района Сталинградской области (ныне Ахтубинский район Астраханской области) и был назначен в нашу школу директором, преподавал у детей арифметику. В 1938 году из кирпича разрушенной церкви в селе Верхнекалиново начали строить двухэтажную школу, которую принимает Шелудько Г.И. Образовательное учреждение получает статус неполной средней школы, то есть семилетки. В 1939 году Георгия Ивановича переводят в другую школу в село Бахтемир. На место директора был назначен Михаил Иванович Карев, историк по специальности. В 1941 году, когда началась война и всех мужчин начали мобилизовывать, Карев М.И. ушел на фронт. В годы войны семилеткой руководила Клавдия Андреевна Помогаева. Это были очень трудные годы в истории школьной жизни, но школа выстояла и продолжала свою работу. Зинаида Дмитриевна Чернышева директорствовала дважды: с 1945 по 1947 годы и с 1949 по 1960 годы. В промежутке с 1947 года по 1949 годы руководил школой Багдасар Карапетович Саакян, завучем была Кононенко Августина Степановна. В 1960-1964 гг. директором был Коваль Афанасий Ильич, его сменил на пару лет М.М.Маньшин. Обухов Герман Михайлович был директором с 1964 года по 1968 год. А в 1966 году школа становится средней. Виктор Иванович Фетисов был директором с1968 года по 1970 год, а Лилия Васильевна Забаровская с 1970 по 1975 годы. В 1974 году приехала по распределению после окончания Астраханского педагогического института работать учителем химии Черных Татьяна Ивановна. Через год ей предложили работать директором школы, долго раздумывая, Татьяна Ивановна (уже Гостюнина) начинает руководить педагогическим коллективом с 1975 по 2013 годы. После её ухода на заслуженный отдых, школой руководит Ирина Васильевна Кавина, которая работает по настоящее время.
Сегодня в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Верхнекалиновская средняя общеобразовательная школа учится 140 детей, детский сад при школе посещают 40 воспитанников. Мы гордимся, что учимся в замечательной школе. И думаем, что изучив историю нашей школы, мы будем ею гордиться еще больше!
Верхнекалиновская школа
в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Да, шла война…Всем было тяжело.Не помогали мамы нам учить уроки.И все же мы учились хорошо,И этим тоже помогали фронту.
Мы все учились понемногу…
Верхнекалиновцы горячо откликнулись на призыв Родины. Многие ушли на фронт ещё в первые месяцы войны. Всего на поле брани погибло 133 воина. С фронта вернулись 100 человек. О подвигах наших земляков можно рассказывать бесконечно. В тылу остались одни женщины, старики, дети и несколько мужчин, у которых была броня. Они были нужнее для фронта здесь, в тылу, чтобы малыми силами восполнить недостающие рабочие руки.
Опустело и притихло село. Провожали на фронт односельчан. Плакали женщины, обнимали в последний раз своих отцов сразу повзрослевшие дети. Школа стала работать в ином режиме. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности нашей школы. В эти годы школы всей страны, в частности Нижнего Поволжья и села Верхнекалиново подверглись тяжелым испытаниям, которые успешно преодолели, несмотря на страшные трудности, голод и холод.
В годы войны было очень тяжело, но школа работала, а дети учились. До войны с 1938 года школой руководил Михаил Иванович Карев, историк по специальности, при котором наша школа получает статус семилетки. В первые месяцы войны в 1941 году он ушел на фронт защищать нашу Родину. В годы войны семилеткой руководила Клавдия Андреевна Помогаева.
Вот какую информацию нам удалось добыть с помощью наших учителей из Астраханского архива.
Сведения об абсолютной успеваемости Верхнекалиновской школы
за I полугодие 1943-1944 учебного года:
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
5
класс
6
класс
7
класс
Количество учащихся
39
30
25
26
24
13
9
Отличники и хорошисты
8
12
7
11
6
2
1
Н е успевают по одному предмету
3
1
2
1
4
3
1
(материал Архива Астраханской области, Фонд 3241, опись 2)
Из таблицы видно, что в школе в 1943-1944 учебном году обучалось 166 учеников в 7 классах. Из них 47 учеников – это отличники и хорошисты, но были среди учеников и неуспевающие – 15 учеников. А вот какие предметы изучали в школе в эти годы:
1. Русский язык, письмо
2. Литературное чтение
3. Арифметика
4. Естествознание
5. География
6. История
7. Алгебра
8. Геометрия
9. Конституция
10. Физика
11. Химия
12. Военное дело
Идёт война, отцы и братья школьников воюют на фронте, матери и сёстры трудятся на полях и на тоне, стараясь прокормить солдат, страну. Нам стало непонятно, почему такое большое количество неуспевающих было в те годы? Как ученики могли так недобросовестно относиться к учёбе, ведь они, наверное, обещали хорошо учиться своим отцам, ушедшим на фронт? Но после встреч и бесед со старшим поколением многое стало нам понятно. Мы задали им этот вопрос и узнали, что многие учащиеся не посещали школу, так как не было теплой обуви, одежды, у некоторых из-за недоедания не хватало сил посещать школу каждый день. Только поэтому было так много неуспевающих. Самая главная задача учителей в те годы, по словам очевидцев, было помочь детям продолжать учёбу.
Когда мы встречались со старожилами посёлка, интересно было слушать их. Многое уже позабылось ими за столь большое время. Но всё, что ещё помнилось, мы старались сразу же запомнить или записать.
Вот что вспоминают школьники военных лет:
- Верхней одежды не было, а какая была - вся поизносилась, поэтому носили то, что осталось от старших в семье. Помню, у меня были башмаки: подошва деревянная, а сверху приделана парусина. Но я и этому была рада, ведь у многих и такой обуви не было. Учились в первой половине дня, учительница хотя и была строгая, но жалела нас, ведь из-за голода многие на уроки не ходили. Для нас учёба не была главным, главное – не умереть с голода. А после учёбы копали коренья растений, делали мучку. Часто ходили к реке собирать чилим. До сих пор помню вкус хлеба из чилима! (Малетина Антонина Степановна, 1931 г.р.)
- В селе было 2 улицы, весной всегда в большую воду затапливались наши дворы. Наша семья приехала из Капьяра, мы жили ниже по реке, снимали кухню. На этой фотографии мой класс, это как раз перед войной фотограф в школу приходил. В центре наши учителя, директор Карев М.И., а я в нижнем ряду сижу в белом платьице с пионерским галстуком. Школьное детство было самым счастливым, мы мечтали о своем будущем, любили ходить на кружки после уроков. Мой любимый кружок был по медицинской подготовке, мне очень нравилось выполнять на занятиях практическую часть: перебинтовывать ушибы, смазывать мазью раны, делать уколы. Наверное, уже тогда нас готовили к предстоящим военным испытаниям. Так было, пока не началась война, я только закончила 5-ый класс. Помню, в военные годы топили печки в школе камышом. Когда шли бои под Сталинградом в 1942 году, я уже не училась. 3 военных года провела я не за школьной партой. Приходилось матери помогать по хозяйству, работали на полях, сажали картошку. Помню, картошку на полях соберут, а я ходила по полю и собирала остатки на полях, самую мелочь, горох. Для меня и это было едой. (Заикина (Шелудько) Зинаида Ивановна, 1929 г.р.)
- Школа сначала у нас была маленькая, деревянная. Потом построили двухэтажную, кирпичную. Помню, что в военные годы в классах было очень холодно. Топили в основном чаканом и камышом, дрова и угли быстро заканчивались. На уроках сидели за школьной партой Эрисмана. На парте чернильница-непроливайка, писали перьевыми ручками на газетных обрывках, так как бумаги не было, а тетради были давно исписаны. Первой учительницей у нас была Белятская Екатерина Николаевна. В классе обучалось всего 5 человек, все разновозрастные. Должны были посещать школу больше учеников, но многие не ходили в школу, так как или работали вместе со взрослыми на тоне или на полях, или болели из-за голода. Помню, как на уроке кто-то принёс незрелые зелёные помидоры и мы начали их есть, учителя потом ругали нас, боялись, что заболеем. (Малиновская Галина Александровна, 1930 г.р.)
- Помню, в военные годы дети в школу ходили с матерчатыми сумками за плечами, которые сшили им мамы. В школе было очень холодно, замерзали чернила. Дров не хватало, топили камышом, а он быстро горел, и тепло так же быстро уходило. Время было тяжёлое, хлеба не хватало, соберутся у печки погреться и все новости узнавали друг у друга. Во всех кабинетах стояли парты деревянные, за которыми сидели на лавках по два человека. Писали дети чернилами, тетради и учебники выдавала школа, а когда тетради заканчивались, писали не газетных обрывках. Обстановка в школе была дружная, все старались друг другу помочь. (Артюшина Раиса Степановна, 1923 г.р.)
Услышав это, мы вспомнили стихи Марины Спириной Первый класс, которое прочитали в классе на уроке:
Чернила помню: ведь тогда писатьЧернилами в тетрадях приходилось.Чернилки мы с собой тогда носили,В портфеле в уголочек затолкав…Или снаружи, в маленьком мешке,Чтобы в портфеле не облить тетрадки.Да и портфели были не у всех,А сумка из мешка на длинной лямке.
А вот ещё что мы узнали из истории школы военных лет. Чистоту и порядок в школе поддерживали технички. Наряду с учителями они помогали следить за дисциплиной в школе на переменах, поддерживали чистоту и порядок в школе, приходили рано утром и топили печки дровами и углём, а когда они заканчивались, топили камышом. Одну из техничек звали Искакова Уразгуль Ербулатовна. Это была невысокая худенькая женщина, за доброту все школьники её называли тётя Клава.
Школьники - фронту
На плечи подростков легло много тягот трудового фронта, но не жаловались, понимали, что надо, что больше некому, ведь мужчины на фронте. После школы дети шли на поля зарабатывать трудодни. Вот что вспоминает о своём трудовом детстве Галина Александровна Малиновская: После учебы я вместе с одноклассниками ходила в сушильный цех, помогала на вешалах. Учились мы не весь учебный год, только поздней осенью садились за парты, когда заканчивались полевые работы, а завершали учёбу ранней весной, когда шла путина, потому что надо было помогать взрослым на реке и в поле. Мы разделывали судака, щуку, бершиков, солили в огромных чанах. А засоленную рыбу запекали в печи и потом из них делали рыбные сухари. Я за время войны многому научилась, даже сети чинила, по пояс в холодную воду заходила и сети ставила с такими же как я ребятами. Ноги мёрзнут, пальцы озябли в ледяной воде, а сеть из рук не выпускали, тянули. Вот так и жили.
Как и по всей стране, верхнекалиновские школьники помогали фронту приближать Победу: вязали варежки, носки, вышивали платочки и отправляли на фронт, часто вкладывая туда письма-треугольники с пожеланиями скорой Победы. Джумакова Алима Суиналиевна (1932 г.р.) вспоминает: В школу ходила, но учёба давалась мне трудно. После уроков надо было идти помогать на поле или на тоне. Вечером так уставали, что ноги гудели. Но унывать было некогда. Быстро поужинав, по вечерам все собирались у печки, любили петь песни и под свет лампады (электричества не было) кто-то шил, кто-то вязал, кто-то сети чинил. Также шили маленькие мешки, складывали гостинцы солдатам: варежки, платочки, и тоже отправляли на фронт. Адрес и имя не писали, неважно, какому солдату попадёт наша посылочка, важно, что он будет знать, ради кого он воюет с оружием в руках.
Из воспоминаний Малетиной Антонины Степановны: Иногда нас просили шить огромные мешки для отправки солдатам на фронт из плотной ткани, зашивали штопальной иглой и суровой ниткой. В эти мешки складывали сухую рыбу и отправляли на фронт.
Свидетели прошлого
Из материалов школьного музея (записи в тетрадях) нам удалось узнать как помогали фронту школьники вместе со взрослыми:
Мне было 12 лет, когда началась эта проклятая война. Моя Майжан-апа (тётя) целыми днями работала на рыбозаводе, а потом её перебросили в Астрахань рыть окопы. Я осталась за старшую. Было очень тяжело. Работала на полях, собирали кукурузу, все трудились на совесть, собирали каждое зёрнышко, ведь знали, что это – будущий хлеб для наших солдат. Но сами не смели с полей брать домой зёрна. Я с подругами ходила на речку и собирала чилим (водяной орех). Его варили долго в кастрюле, потом кололи и крахмалистое внутреннее содержимое перемалывали в муку, лепили маленькие лепёшки и пекли их на раскаленной печке. Тогда это была такая вкуснятина! Вот так и жили. (Из воспоминаний Тюлюповой Аккогаз Куваналиевны, 1929-2018 гг.)
Когда немцы прорывались к Астрахани, нас, кто мог держать лопаты в руках, отправили рыть окопы в калмыцкие степи. Земля была каменная, на руках сразу образовались мозоли, но мы рыли, потому что понимали, что наш фронт здесь, от каждого из нас зависела дальнейшая судьба Родины. (Запись из встречи с Воробьёвой Александрой Георгиевной, 27.03.1914 г.р.)
Трудились наравне со взрослыми, ловили рыбу, солили, чтобы отправить на фронт солдатам. Было голодно, всё время хотелось есть. Помню грязную от крови воду в реке, жуткие воспоминания. (Запись из встречи с Сероглазкиным Александром Ивановичем, 1915 г.р.)
- Когда началась война, я перешла в 4 класс. Но закончить школу не смогла, так как с мамой ходила работать на тоню, тянула невод вместе с другими. Потом работала на плоту. Когда начались посевные работы, села на лошадь боронить поле. Ростом была мала, бывало, утром бригадир посадит на лошадь, так целый день и боронила, пока не наступит вечер. (Запись из встречи с Сенчихиной Таисией Ивановной, 1931-2020гг.)
Возле нашего села было несколько тоней. Приходилось заменять всех, кто ушёл на фронт и выполнять разную работу: конопатил лодки, разделывал рыбу, возил в Астрахань, чтобы отправить на фронт. Зимой рыбу складывали в прорези, забивали льдом. Тяжёлое было время, об отдыхе никто не смел думать. (Запись из встречи с Михалёвым Павлом Васильевичем, 1923 г.р.)
Заключение
История школы - история жизни
Жизнь школы в годы Великой Отечественной войны – это всего лишь несколько страниц из истории нашего поселка Верхнекалиновский. Каждый вносил свою лепту в общее дело, верил в победу своего народа. Точно так же верили в светлое будущее и ученики нашей школы военных сороковых годов ХХ века, которых время заставило вмиг повзрослеть.
На сегодняшний день мы узнали немного из школьной жизни. Работа, проделанная нами, большая, но мы не будем останавливаться на достигнутом. Впереди изучение судьбы выпускников в годы войны. Мы планируем обратиться в военкомат и изучить списки ребят, которые ушли на фронт со школьной скамьи. Есть информация, что некоторые из учащихся школы подделывали документы, прибавляли себе года специально, чтобы добровольцами взяли на фронт. Эту информацию нам тоже предстоит проверить.
Слушая респондентов мы сделали вывод: трудно и голодно детям жилось в военные 1940-е годы, им было тяжело учиться, но они продолжали учиться и работать наравне со взрослыми. Нас поразили слова, сказанными всеми: Да, нам было трудно, но как хорошо мы жили! Дружно, весело!. Наверное, все-таки детство – это самое счастливое время, даже в тяжёлые военные годы дети всегда остаются детьми. А нам, современным детям, надо уметь ценить самые добрые порывы и иметь ценные качества, всегда оставаться ЧЕЛОВЕКОМ. Этому мы научились у наших односельчан.
Использованные материалы:
Воспоминания Артюшиной Раисы Степановны, 13.11.1923 г.р.,
проживающей по адресу п.Верхнекалиновский, ул.Ленина, 3/2.
Воспоминания Джумаковой Алимы Суиналиевны, 10.03.1932г.р.,
проживающей по адресу п.Верхнекалиновский, ул. Ленина, 42.
Воспоминания Заикиной Зинаиды Ивановны, 15.01.1929г.р., проживает в Ахтубинске.
Воспоминания Малиновской Галины Александровны, 18.10.1930г.р., проживающей по адресу п.Верхнекалиновский, ул.Молодёжная, 15.
Воспоминания Сенчихиной Таисии Ивановны (1931-2020гг.)
Материалы из школьного музея Исток.
Фотографии из школьного музея Исток, семейного альбома Сенчихиной Т.И., Тюлюповой А.К.
Интернет-ресурс: Марина Спирина. Повесть о военном детстве. Стихи. (stihi.ru›2010/05/04/8791).
1
Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×