"7 чудес света". Автор: Харькова Полина. Работа №163733
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСТАНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Проект по всеобщей истории на тему:
«Семь чудес света».
Проект выполнила:
ученица 5 класса
Харькова Полина
Руководитель:
учитель истории
Салагина Н.В.
Останкино
2019-2020 уч. Год
2
Оглавление
Проект по всеобщей истории на тему: ......................................................................................................... 1
«Семь чудес света».
..................................................................................................................................... 1
1.
Паспорт проектной работы:
.............................................................................................................. 3
2.
Введение
............................................................................................................................................... 5
3.
Историческая справка
........................................................................................................................ 6
4.
Семь чудес света.
................................................................................................................................. 7
3.1.
Пирамида Хеопса
......................................................................................................................... 8
3.2.
Висячие сады Семирамиды.
..................................................................................................... 10
3.3.
Статуя Зевса Олимпийского
.................................................................................................... 12
3.4.
Мавзолей в Галикарнасе.
......................................................................................................... 14
3.5.
Храм Артемиды Эфесской.
....................................................................................................... 15
3.6.
ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк).
.................................................................. 17
3.7.
Колосс Родосский
...................................................................................................................... 19
5.
Заключение.
....................................................................................................................................... 21
6.
Лист самооценки.
.............................................................................................................................. 22
7.
Литература:
....................................................................................................................................... 23
8.
Источники
.......................................................................................................................................... 24
3
1.
Паспорт проектной работы:
Название проекта: «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА»
Автор проекта: Харькова Полина, ученица 5Б класса МОУ Останкинская
СОШ
Руководитель проекта: Салагина Нина Владиславовна
Учебная дисциплина, в рамках которой проводится проект: Всеобщая
история
Цели проекта:
узнать какие исторические памятники причислены к Чудесам Света;
изучить информацию о древних Чудесах Света, истории их
возникновения и причинах исчезновения;
показать уникальность и неповторимость памятников древнего мира.
Задачи проекта
:
подобрать и изучить литературу по данной теме;
получить целостное представление о Чудесах Света как о великих
творениях античной культуры;
понять, почему каждое из Чудес Света уникально и неповторимо.
Сроки проведения: март-апрель 2020 года
Обоснование выбора темы: Я выбрала эту тему, потому что мне стало
интересно узнать про “Семь Чудес Света».
4
План проекта:
выбрать тему проекта;
найти историческую справку по теме проекта;
подробно изучить каждое из «Семи Чудес Света»;
отобрать и систематизировать собранную информацию;
оформить результаты исследований;
сделать выводы о проделанной работе.
Актуальность:
Мы считаем, что без прошлого нет настоящего и будущего. Поэтому
данный проект актуальный, так как этой темой интересуются люди из поколения
в поколение. Нам нужно больше знать об исторических достопримечательностях
и учитывать исторический опыт в современных условиях.
Реализация проекта: составление плана работы, отбор и систематизация
собранной информации.
Вид проекта: информационный.
Методы:
поисковая работа (с различными источниками информации);
анализ полученной информации;
аргументированные выводы.
5
2.
Введение
Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.
Антипатр Сидонский
Тема моего проекта
– «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА»
В нашем мире много всего удивительного и неповторимого. Иногда,
изумляясь какому-нибудь явлению природы или произведению искусства, мы
называем это чудом. Это значит, что мы встретились с тем, с чем раньше
никогда не встречались и, может быть, больше никогда не встретимся.
Чудом мы называем только самое выдающееся, самое уникальное творение
природы или человека.
Много веков назад в Греции был создан список самых великолепных,
поразительных и грандиозных построек и памятников искусств. За
неповторимость и уникальность этих творений человека их назвали Чудесами
Света.
Семь Чудес Света – это самые знаменитые и удивительные памятники
древнего мира. К ним относятся пирамида Хеопса в Египте, Висячие сады
Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, Мавзолей в Геликарнасе, храм
Артемиды Эфесской, Фаросский маяк и Колосс Родосский.
6
3.
Историческая справка
Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов,
начиная с эпохи эллинизма. В тексте одного египетского папируса (текст
назван Дильсом Laterculi Alexandrini (P. Berol. 13044); это папирус датируемый
I в. до н. э.)
[1]
, представлявшего собой своего рода учебное пособие,
упоминаются имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов,
архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и,
наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса
сменяли другие.
Первый известный вариант списка чудес света появляется у Геродота в его
«Истории». Всего чудес, которых Геродот в своём варианте насчитывает, три:
сквозной тоннель в горе
дамба в море
храм Геры
Позже список расширился до семи чудес.
7
4.
Семь чудес света.
Пирамида Хеопса
— возраст составляет порядка 4,5 тысячи лет,
ежедневно толпы туристов посещают данную достопримечательности
Египта.
Висячие сады Семирамиды
— удивительный и необыкновенный подарок
сделанный мужем для любимой супруги. Среди пыльного Вавилона
выросли прекрасные, зеленые, полные экзотических растений, птиц и
животных сады.
Статуя Зевса в Олимпии
— только это чудо находилось на территории
материка Европа. Уже в течение 300 лет проводились олимпийские игры, и
только потом началось возведение величественного и главного храма.
Храм Артемиды Эфесской
— прекрасное сооружение, сожженное ради
«прославления» имени.
Мавзолей в Галикарнасе
— достаточно долго простоял на своём месте —
девятнадцать веков.
Колосс Родосский
— огромная статуя богу солнца, которому поклонялся
народ Родоса.
Александрийский маяк
— не просто маяк, а город-крепость, на вершине
которого днем и ночью горел огонь. Подвозили дрова на муллах по
извилистой дороге внутри сооружения.
8
3.1.
Пирамида Хеопса
ПИРАМИДА ХЕОПСА (Гиза) Пирамида фараона Хуфу (на греческом
языке Хеопса)
– величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес
света и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Более четырёх тысяч
лет пирамида была самым большим зданием в мире.
Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом
находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и
Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу.
Это три самые большие пирамиды Египта. Следуя античным авторам,
большинство современных историков считает пирамиды погребальными
сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это
были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в
пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения
менее убедительны. На основании древних «царских списков» установлено, что
Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты»
продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.
Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах,
называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает
9
разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э. Есть и экзотические мнения,
высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами,
существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений.
Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.
10
3.2.
Висячие сады Семирамиды.
ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ
, сады во дворце вавилонского царя
Навуходоносора II (605-562 до н. э.), которые он приказал разбить для своей
любимой жены — мидийской царевны; традиционно причисляются к Семи
чудесам света. Первые упоминания о чудесных садах сохранились в «Истории»
Геродота, вероятно, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его
описание. Возможно, с оглядкой на «отца истории» висячие сады в
эллинистическую эпоху помещались в список самых великих и прославленных
сооружений. Уже во времена Геродота построение висячих садов приписывалось
легендарной покорительнице всей Азии — ассирийской царице Шамурмат (в
греческом произношении — Семирамида). Сады размещались на широкой
четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит,
покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух
рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду
в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем
плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные
деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с
плитами розового и белого цветов. Ежедневно тысячи рабов качали воду из
11
глубоких колодцев на вершину в многочисленные каналы, откуда она стекала на
нижние террасы. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди
деревьев (вывезенных из далекой Мидии). В основании конструкция покоилась
на колоннах и образующих своды перекрытиях. Именно в этих залах дворца в
нижнем ярусе сада умер Александр Македонский, завоеватель Вавилона и Азии.
После запустения Вавилона (наследники Александра уже не возвращались в эту
столицу своего великого предшественника) наводнение разрушило стены
дворца, вода размягчила плохо обожженную глину, осели террасы, рухнули
своды и опорные колонны. Единственное из Семи чудес, место нахождение
которого окончательно не установлено и, более того, подвергается сомнению
сам факт его существования, поскольку не сохранилось никаких вавилонских
текстов, в которых упоминаются эти сады, описания садов имеются лишь у
поздних древнегреческих и римских авторов, а археологические раскопки в
районе предполагаемого местонахождения садов также не дали результатов
12
3.3.
Статуя Зевса Олимпийского
ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО СТАТУЯ
, прославленная статуя царя богов и
людей работы великого греческого скульптора Фидия; одно из Семи чудес света.
Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища — храме
Зевса, в священной роще Альтисе.
Олимпийские игры, проводимые вот уже 300 лет в честь бога Зевса,
пользовались огромной популярностью у народа. Несмотря на это, в Греции не
было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до н. э. начали собирать
пожертвования на его строительство. Статую Фидий исполнил в
хрисоэлефантинной технике: открытые части тела были выложены пластинами
слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была
деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся»,
его рост намного бы превысил высоту самого храма. Путешественники,
видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике
властности и милосердия, мудрости и доброты. В руке громовержец держал
статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и
богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы
из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки
трона покрывали рисунки Панэна, его ножки — изображения танцующих Ник.
13
Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной
золотыми львами. Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим
элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен
был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного
храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на
золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние
исходит от самого лика божества. Возможно в конце 4 в. статуя Зевса была
перевезена в Константинополь и установлена на столичном ипподроме, где
погибла во время одного из пожаров.
14
3.4.
Мавзолей в Галикарнасе.
МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ
, усыпальница царя Карии Мавсола (умер
в 353 до н. э.), одно из Семи чудес света. Постройка оригинально соединяла в
себе восточную ступенчатую пирамиду и греческий ионический периптер
(архитекторы Сатир и Пифей). Как и другие греческие памятники из числа Семи
чудес света, мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и
собранием скульптуры — цоколь пирамиды, на которой покоились греческого
типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы со сценами амазономахии
самых прославленных скульпторов 4 в. до н. э. — Леохара, Скопаса, Бриаксиса и
Тимофея. Почти нетронутый мавзолей простоял около 1800 лет посреди
опустевшего города до 15 в., когда был разобран крестоносцами, укрепившими
его плитами свою опорную крепость на Эгейском море — замок св. Петра (совр.
Бодрум в Турции). Именно в стенах крепости и окрестных домов были
обнаружены в 1857 английским археологом Ч. Т. Ньютоном рельефные плиты с
цоколя гробницы (в настоящее время находятся в Британском музее в Лондоне и
Археологическом музее в Стамбуле), статуи Мавсола и его жены Артемисии
(продолжившей после смерти царя строительство уже общей их гробницы) и
колоссальная колесница, венчавшая все сооружение.
15
3.5.
Храм Артемиды Эфесской.
АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ ХРАМ (Артемисион)
, один из самых
прославленных и почитаемых центров паломничества античного мира; с эпохи
эллинизма традиционно включается в список Семи чудес света.
Древнейшие следы почитания Артемиды близ места ее рождения относятся
еще к догреческим временам; гигантский храм богини был сооружен в 6 в. до н.
э. архитектором Херсифроном из Кноса. Во время одной из осад жители Эфеса
протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в
неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем
размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. Ученик
Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине
большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по
возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм
— точную копию эфесского — в городке Скиллунте в Элиде.
21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня
малоазийских греков, был сожжен Геростратом — совершилось кощунство,
потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло предание, что
Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии
16
Александр Македонский. Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он
пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра
Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял
здание
на
более
высокое
ступенчатое
основание.
Все сооружение поражало великолепием и несвойственным для греческой
архитектуры масштабом. Храм занимал огромную площадь — 110 х 55 м,
высота коринфских колонн (их было 127), двойным рядом окружавших
сооружение, также была грандиозной — около 18 м.; кровля Артемисиона была
покрыта мраморной черепицей. Одной из достопримечательностей сооружения
были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост.
Великие греческие мастера приняли участие в украшении столь почитаемого
места: Пракситель изваял рельефы для алтаря в ограде святилища, рельефы
колонн исполнил Скопас, Апеллес поместил в храме свои картины; картинная
галерея Артемисиона пользовалась столь же большой известностью, что и
собрание картин в афинских пропилеях. Процветало святилище и при римлянах,
источники сообщают о богатых дарах в храм серебряных и золотых статуй и
постройке портика вдоль дороги от города к святилищу (ок. 200 м). В «Деяниях
апостолов» упоминается о возмущении, которое вызвала в городе проповедь
апостола Павла, мешавшая торговле серебряными моделями храма богини,
изготовление
которых
было
здесь
самым
прибыльным
ремеслом.
В 263 ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах
города и Артемисиона, разграбили святилище; следующим ударом оказалось
запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I
Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь
еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после
землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом
Дж. Т. Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена
опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм.
Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в
Британском музее (Лондон).
17
3.6.
ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк).
ФАРОССКИЙ МАЯК (Александрийский маяк)
, маяк на восточном
берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта; одно из
Семи чудес света.
Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом
мире маяка колоссальных размеров, был Сострат Книдский. На мраморной стене
сооружения Сострат высек надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда,
посвятил богам-спасителям ради мореходов». Он закрыл эту надпись тонким
слоем штукатурки с написанным на ней прославлением царя Птолемея Сотера.
Со временем отвалившаяся штукатурка раскрыла подлинное имя строителя и
великого инженера.
При возведении маяка были применены самые замечательные и остроумные
изобретения александрийских ученых. Нижний этаж трехъярусной 120-метровой
башни имел четыре грани, обращенные на север, восток, запад и юг, восемь
граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных
ветров. Третий этаж — фонарь венчал купол со статуей Посейдона высотой
около 7 м. Сложная система металлических зеркал усиливала свет огня,
зажигавшегося на вершине сооружения и позволяла вести наблюдения за
пространством моря; сам маяк был еще и хорошо укрепленной крепостью с
18
большим военным гарнизоном. Путешественники, видевшие маяк, писали о
хитроумно устроенных статуях, украшавших башню маяка: одна из них всегда
указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно
заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было
узнать направление ветра. Удивительное сооружение простояло до 14 в., но даже
в уже сильно разрушенном виде высота его составляла ок. 30 м. В настоящее
время сохранился только цоколь маяка, целиком встроенный в средневековую
крепость (сейчас — база египетского флота).
19
3.7.
Колосс Родосский
КОЛОСС РОДОССКИЙ
, гигантская статуя Гелиоса работы скульптора
Хареса на о. Родос; одно из Семи чудес света. Возведен на деньги, полученные
Родосом после продажи осадных машин Деметрия I Полиоркета, пытавшегося
захватить этот богатейший греческий остров в 305 до н. э.
Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове — он был
его создателем: не имея места ему посвященного, солнечный бог вынес остров
на своих руках из морской глубины. Статуя бога возвышалась прямо при входе в
гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту
статуя была ок. 35 м, т. е. почти в три раза превышала «Медного всадника» в
Санкт-Петербурге. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом,
сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога
непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием:
с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг
нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта
изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента
потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно ок.
13 и ок. 8 тонн). Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на
Родосе уже во 2 в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.
20
Создание бронзового гиганта длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако,
всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав
колебаний почвы. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная
землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал
удивление своими размерами; Плиний Старший упоминает, что лишь немногие
могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса
пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы
арабами, захватившими в 977 Родос, купцу, который, как рассказывается в одной
из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов. В настоящее время реконструировать в
полной мере облик статуи не удается.
21
5.
Заключение.
Итак, в своей работе я рассказала о Семи чудесах света.
Шесть чудес света давно исчезли с лица Земли, и только египетские
пирамиды выдержали испытание временем.
Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам
света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Дома, храмы,
города, целые страны и империи полностью исчезли с лица земли за прошедшие
века. От них ничего не осталось. Время безжалостно ко всему. К счастью, это
никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить,
нарисовать – как-то выразить себя.
Появляются новые архитектурные шедевры
и тогда говорят: «Это восьмое чудо света». Глядя на необыкновенные постройки
минувших веков и современности, можно с уверенностью сказать, что великих
мастеров и чудес, ими сотворённых, на Земле много. Их не семь и не восемь, и
даже не сорок, а гораздо больше. И пока наша планета продолжает полёт во
вселенной, пока на ней кипит жизнь - будут создаваться всё новые и новые
чудеса!
В ходе проекта я узнала, что:
Чудесами света называют творения рук человеческих, самые знаменитые
памятники древнего мира;
число 7 принадлежало богу Аполлону и являлось символом
завершенности, полноты и совершенства;
в список Семи Чудес Света входят самые великие творения античной
культуры;
каждый из памятников древности уникален;
ни одно из исчезнувших Чудес Света нельзя восстановить в его
первоначальном виде.
22
6.
Лист самооценки.
В своей работе я использовала в большей степени интернет ресурсы, а так
же пару книг, которые смогла найти дома.
На мой взгляд, особенно удачно удалось описать каждое из семи Чудес
Света.
При выполнении работы мне помогала мама.
Меня расстроило, что шесть из семи Чудес Света не сохранились до наших
времен.
Я с удивлением изучала все Чудеса Света, но больше всего меня
заинтересовали Висячие Сады Семирамиды, так как до настоящего времени
точно не определено их месторасположение, а так же ставится под сомнение их
существование.
У меня возникли некоторые трудности при написании листа самооценки и
заключения. Мне сложно оценить мою работу.
Для успешной работы мне не хватает, скорее всего, более тщательного
изучения темы с помощью литературы.
Свою работу я оцениваю положительно. Я много узнала нового и
интересного. Готова делиться этими знаниями с моими одноклассниками.
23
7.
Литература:
1.
А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая. История. История древнего
мира.- М. «Просвещение», 2016.
2.
Краткая энциклопедия школьника”. Семь чудес света. «Стрекоза»,
2000 г.
24
8.
Источники
https://101mesto.com/kulturnoe-nasledie/sem-chudes-sveta.html 101mesto.com
© Всё о путешествиях
http://darkbook.ru/7-chudes-sveta
https://ru.wikipedia.org/wiki/Семь чудес света
Электронная энциклопедия «Кругосвет». 7 чудес.
http://www.letopis.info/themes/7wonders/
https://1chudo.ru/7-chudes.html
https://yandex.ru/images/search?text=Семь%20чудес%20света&img_url=https
%3A%2F%2Fp.calameoassets.com%2F141003175715-
86dde2d369a0786be09cc8f9a21efc20%2Fp1.jpg&rpt=simage&source=qa&styp
e=image&lr=21641&p=1&pos=42
https://yandex.ru/images/search?text=семь%20чудес%20света%20стих&stype
=image&lr=21641&source=wiz&pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fi2.wp.co
m%2Fimages.myshared.ru%2F9%2F932441%2Fslide_9.jpg&rpt=simage