Упражнения на постановку рото-глоточной артикуляции. Автор: Новиков Иван Михайлович. Работа №164014
Методическая разработка
«Упражнения на постановку рото-глоточной артикуляции»
На начальном этапе изучения данного вопроса с учащимися следует определиться, что же такое артикуляция. Официальные научные понятия артикуляции и артикуляционного аппарата звучат следующим образом: Артикуляция — совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. Для правильной Артикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестетического (Рече двигательного) контроля за правильностью произношения, осуществляемого по механизму обратной связи.
Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса, оперировать данными определениями при работе с учащимися бесперспективно в связи с сложностью их формулировки
В самом начале работы над артикуляцией и дикцией следует определиться с учащимися, что же такое артикуляция в повседневной жизни. В предыдущей теме мы рассматривали вопрос о формировании гласных. Следует рассказать ребенку о различия гласных и согласных звуков с позиции вокалиста. При пропевании гласный звук дает красоту ноты, а соответственно, составляет и красоту музыкальной (вокальной) фразы в целом, в то время как согласные звуки придают вокальному произведению смысл.
На начальном этапе работы целесообразно использовать скороговорки разных уровней сложности. Припевая их на одной ноте и в медленном темпе (немного увеличивая его от повторения к повторению) мы не только «разогреваем артикуляционный аппарат, но и настраиваем его на правильную и четкую артикуляцию. Следует обратить особое внимание на согласные звуки, на которые оканчиваются слова.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа
- Андрей воробей не гоняй голубей
- от топота копыт пыль по полю летит
- купи кипу пик и др. Следует подбирать скороговорки в соответствии с проблемами в произношении определенных сочетаний согласных.
Вторым этапом работы над артикуляцией можно выделить упражнения, сочетающие в себе пение и движение.
Зарядка для голоса. Упражнение выполняется с выполнением всех произнесенных физических действий. Так же, перед выполнение упражнения, следует точно определить количество вдохов.
Чтобы голос был в порядке, проведу сейчас зарядку,
Влево, вправо, поворот, а потом наоборот.
Приседаю, поднимаюсь, прогибаюсь, наклоняюсь,
Пол руками достаю и свободно говорю.
А теперь прыжки на месте, прыгну хоть сто раз хоть двести
И двумя ногами сразу, и на левой, и на правой,
На одной и на другой нет отдышки никакой.
Упражнение «со скакалкой» Упражнение выполняется с выполнением прыжков, темп которых должен быть в два раза ниже темпа говорения. Так же, перед выполнение упражнения, следует точно определить количество вдохов.
Со скакалкой я скачу научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы Звук держать оно могло бы
Глубоко, ритмично было и меня не подводило.
Я скачу без передышки и не чувствую отдышки.
Голос звучный, льётся ровно и не прыгаю я словно.
Раз, два, раз, два, раз, два, раз могу прыгать целый час
В вокальной педагогике существует сравнительно небольшое разнообразие упражнений, направленных на развитие артикуляции и дикции, поэтому считаю целесообразным исследовать и использовать упражнения, применяемые педагогами сценической речи и художественно слова, а также педагогами по психолингвистике театральных учебных заведений.
Третьим этапом (рассматриваемом в рамках данной методической разработки) мы будем рассматривать «Развитие артикуляции и дикции при помощи предметов.
Упражнение с карандашом. Карандаш (выполненный из дерева) зажимается зубами (передними резцами до клыков), таким образом, чтобы оставалась возможность произношения трели языком (звук Р). И в таком положении начинается работа над скороговорками и отдельными словами и предложениями. Плюс данного упражнения заключается в том, что оно не мешает продеванию звуков, а, следовательно, подходит для пропевания фрагмента текста или всего произведения.
Новиков Иван