Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Педагогическая статья «Взаимодействие с родителями в условиях ДОУ». Автор: Минина Тамара Николаевна. Работа №164021

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Внеурочная деятельность
Описание:
В своей статье анализирую преимущества различных форм взаимодействия воспитателя с родителями для продуктивной совместной работы.
Работа:

 

Сотрудничество ДОУ и семьи в

вопросах воспитания дошкольников.

 

В настоящее время в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Нормативно-правовые документы: Закон об образовании в нашей стране и Государственный образовательный стандарт ориентируют нас на активное и тесное взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Как показала практика: родители готовы к сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения; многие из современных родителей стремятся к психолого-педагогическому самообразованию. Современные родители постоянно обращаются к педагогам и ждут квалифицированной педагогической помощи от педагогов дошкольного образовательного учреждения по вопросам воспитания и всестороннего развития своего ребёнка.

В начале жизненного пути с ребёнком находятся самые главные люди в его жизни – родители. В семье, прежде всего, происходит овладение духовной культурой, воспитание родителями нравственности, прививается доброта и особое видение окружающего мира. Семья «вводит» ребёнка во всё многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, оказывая влияние на формирование привычек и черт характера ребёнка. «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», писал В.А. Сухомлинский.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй, на одно из ведущих мест, в процессе совместной деятельности по воспитанию. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагога с родителями не возможно без учёта интересов и запросов семьи.

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, активными участниками всех проектов, не зависимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Свою задачу, как педагог, я сформулировала в построении эффективной формы взаимодействия с семьёй при осуществлении проектной деятельности по теме «Я и моя семья». Это взаимодействие основывалось на следующих принципах взаимодействия с семьями воспитанников:

Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с развитием и воспитанием детей;

Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей;

Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы, они росли и были счастливы;

В педагогах ребёнок должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и придти на помощь.

Участие родителей в проекте «Я и моя семья» дал импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие родителей и педагога в выполнении творческих заданий и воспитательной работе по отношению к ребёнку, но и осознание общих целей, доверительного отношения и стремление к взаимопониманию. Общение происходило в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке и способствовало сближению родителей с воспитателем, родителей и детей.

Проанализировав итог работы по проекту «Я и моя семья», мной был сделан вывод, что формой эффективного взаимодействия педагога и родителей станет создание в нашей группе «Родительского клуба «Детство». Родительский клуб «Детство» - форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передача опыта семейного воспитания между участниками клуба.

Приняв к работе установленные принципы, мы определили цель работы Семейного клуба «Детство»: установление партнёрских отношений с родителями, создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий. При этом мы выделили приоритетные задачи:

Изучение семьи и установление контактов с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка.

Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы с семьёй.

Повышение педагогической компетентности родителей.

Привлечение специалистов дошкольного образовательного учреждения с целью формирования у родителей определённых педагогических знаний, п

р

едставлений и практических умений в областях семейного воспитания.

Участие родителей в неформальном объединении позволило снять эмоциональное напряжение между участниками, организовать активный процесс общения, предоставить всем желающим возможность для творческого проявления родителей, всех участников Семейного клуба – родителей и педагогов ДОУ.

Был составлен план работы Семейного клуба «Детство» в течение года:

- Показ родителям, участникам Семейного клуба, личного примера и родительского авторитета в вопросах воспитания ребёнка, с целью успешного решения педагогических задач в вопросах семейного воспитания.

- Дать представление родителям о роли и значении семейного воспитания в формировании личности ребёнка-дошкольника.

- Познакомить родителей с современными представлениями о семейном воспитании, сложившимися в современной педагогической науке.

- Формировать у родителей практические умения создавать условия для всестороннего развития ребёнка-дошкольника.

- Способствовать успешной подготовке детей к школе в домашних условиях.

- Развивать способности рефлексии собственных возможностей в организации процесса продуктивного воспитательного воздействия на ребёнка.

Главный принципы работы Семейного клуба «Детство» заключается в добровольности всех участников, общение на основе диалога; активной позиции родителей; открытость и искренность в общении; сотрудничество и партнерское участие родителей; отказ от критики партнёра и конфиденциальность.

Работа семейного клуба «Детство» была построена в несколько этапов.

1 этап: включение участников клуба в групповую работу, введение их в проблему развития и воспитания ребёнка-дошкольника в семье.

Получение информации от р

одителей об уровне их компетентно

сти по вопросам семейного воспитания (был использован метод анкетирования и индивидуального собеседования).

Получение информации об ожидаемой помощи от педагогов ДО

У по вопросам воспитания детей (

метод анкетирования).

Знакомство родителей с современными

мнениями

об особенностях психического и физического развития детей-дошкольников и методах семейного восп

и

тания, сложившихся в психолого-педагогической науке.

Предоставление участникам Семейного клуба объективной информации об уровне разв

и

тия умений детей

(

по результатам раннее проведенного

мониторинга) в обобщенном виде в ходе индивидуального консультирования.

2 этап: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по проблемам воспитания.

Родителям была предоставлена информация и познавательный материал о взглядах современной педагогической науки на проблему воспитания на современном этапе развития общества.

Участие в работе Семейного клуба специалистов ДОУ.

Специалисты ДОУ

Проведенные мероприятия

Музыкальный руководитель

Консультации:

«Целебные звуки музыки».

«Музыкальная терапия».

«Советы родителям: как развивать музыкальные способности ребенка?»

«Правила поведения при встрече с музыкой».

«Что такое музыкальность ребёнка?».

«Значение театра в воспитании ребёнка».

 

Инструктор физической культуры

Сообщения на тему:

«Здоровый образ жизни семьи».

«Воспитание личным примером».

«Как быть здоровым душой и телом?»
«Формирование у дошкольников осознанной установки на здоровый образ жизни».

«Оздоровительные спортивные игры в домашних условиях и на прогулке».

«Картотека подвижных игр для семейной прогулки выходного дня».

Рекомендации для родителей

«Оздоровительные методики в домашних условиях».

 

Психолог

 

Беседы на тему:

«Авторитет родителей как основа семейного воспитания дошкольника».

«Совершенствование навыков общения в семье».

«Мир глазами вашего ребёнка. Как можно воспитывать ребёнка без наказания?»

Консультации:

«Счастье – это когда тебя понимают"

«Психологические особенности развития дошкольника».

«Вопросы и ответы воспитания ребёнка в семье».

«Как организовать своему ребёнку досуг».

«Обучающие и развивающие игры в домашних условиях».

«Режим дня дошкольника».

 

Педагог по ИЗО

Консультации:

«Как развивать в ребёнке творческие способности?».

«Графические и живописные упражнения для развития творческих способностей».

«О чём говорит рисунок?».

«Советы родителям…»

«Рисуем двумя руками (можно ли развивать «ленивые» руки).

«Дидактические игры на восприятие основных цветов и их оттенков».

«Уголок творчества в домашних условиях».

 

3 этап:

1.Формирование у родителей знаний и умений использовать рекомендуемые оздоровительные методики по сохранению здоровья и профилактике заболеваний; умение родителей использовать закаливающие методики в домашних условиях.

2.Расширение представлений родителей применять полученные знания ОБЖ в жизненных ситуациях; способствовать стремлению родителей прививать образцы безопасного поведения детям в процессе семейного воспитания.

4 этап: формирование у каждого участника Семейного клуба «Детство» умения организовывать с ребёнком игровые упражнения и занятия развивающего характера в домашних условиях. Задачи:

Стимулирование активности родителей в воспитательном процессе, как в кругу семьи, так и в работе группы и дошкольного учреждения. Участие в творческих проектах в течение года.

Научить родителей применять полученные знания педагогического мастерства, учитывая особенности

с

воего ребёнка.

Познакомить родителей с разнообразной педагогической и методической литературой по различным вопросам семейного воспитания.

Способствовать выработке у каждого родителя, занимающегося в Семейном клубе умения создавать домашние условия и организовывать со своим ребёнком досуг; обучающие и

развивающие игры и занятия; совместную творческую продуктивную деятельность, различные виды увлечений.

В работе Семейного клуба «Детство» использовались такие формы работы с родителями, как:

- Родительские собрания. - Групповые консультации. – Индивидуальные консультации. – Лектории с привлечением специалистов ДОУ. – Собеседования с родителями. – Совместная творческая проектная деятельность. – Проведение совместных тематических и календарных праздников. – Оформление наглядной информации в родительском уголке. – Проведение творческих программ, досугов, развлечений.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей сыграли нетрадиционные формы организации общения педагогов ДОУ и родителей. Информационно-аналитические: проводимые среди родителей анкетирование, работа «почтового ящика» - для выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Познавательные формы: собрания, консультации в нетрадиционной форме, создание педагогической библиотеки для родителей, с целью ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

С целью установления положительно эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, использовались следующие формы работы: проведение праздников, выставок семейных увлечений, семейных коллекций, творческих совместных работ, продуктов проектной деятельности по теме «Я и моя семья»; проведение семейных спортивных праздников.

Значительную роль в повышении педагогического образования родителей играет наглядная информация. Её главная задача – информация о работе дошкольного учреждения, систематическое ознакомление родителей с задачами и особенностями воспитания, современными методами воспитания педагогами в ДОУ, а в семье – родителями. Формирование у родителей знаний и умений семейного воспитания. Наглядная информация в Родительском уголке направлена на оказание практической помощи в семье в процессе развития и воспитания ребенка, формирования его личности.

В современных условиях детский сад становится открытым для родителей, создаются условия, когда каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребенок. С этой целью в нашем детском саду создан сайт, где систематически предоставляется информация о детях.

Преимущества внедрения новых нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. У родителей появляется уверенность в том, что ДОУ всегда поможет в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит.

Во-вторых, это учёт индивидуальности ребёнка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, узнаёт особенности привычек своих воспитанников и учитывает их при работе, что в свою очередь, ведёт к повышению эффективности образовательного процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте направления в развитии и воспитании своего ребёнка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание и развитие ребёнка.

И, конечно же, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье. Родители становятся более активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения и взаимного сотрудничества.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Глава 4. Ст. 44-45.

2. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 2009. № 6. С.66 - 70.

 

3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.". - М: Издательский центр "Академия", 2007. С.163.

 

4. Буре Р.С., М.В. Воробьева и др. - Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. - 2008. С. 74

 

5. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 2011. С.84.

 

6. Зверев О.Л., Коротов Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М., 2010. С.157

 

7. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание 2003. № 9. С.18-27

 

8. Кулькова В., Назарова З. и др. "Хорплоша". // Д.В. №9 - 2007

 

9. Лаврентьева М.В. "Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста". // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С.11-15.

 

10. Лисина В.Р. "Общение педагога с ребенком как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада". // Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. - 2004. С.73

 

11. Холмогорова В.М., Смирнова Е.О. "Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей". // Вопросы психологии. №1, 2004. С.42

 

12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. М. - 2006. С.66-79

 

13. Возрастная психология. Концепция Д.Б. Эльконина: Детство. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×