Педагогическая статья «Взаимодействие с родителями в условиях ДОУ». Автор: Минина Тамара Николаевна. Работа №164021
Сотрудничество ДОУ и семьи в
вопросах воспитания дошкольников.
В настоящее время в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Нормативно-правовые документы: Закон об образовании в нашей стране и Государственный образовательный стандарт ориентируют нас на активное и тесное взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Как показала практика: родители готовы к сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения; многие из современных родителей стремятся к психолого-педагогическому самообразованию. Современные родители постоянно обращаются к педагогам и ждут квалифицированной педагогической помощи от педагогов дошкольного образовательного учреждения по вопросам воспитания и всестороннего развития своего ребёнка.
В начале жизненного пути с ребёнком находятся самые главные люди в его жизни – родители. В семье, прежде всего, происходит овладение духовной культурой, воспитание родителями нравственности, прививается доброта и особое видение окружающего мира. Семья «вводит» ребёнка во всё многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, оказывая влияние на формирование привычек и черт характера ребёнка. «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», писал В.А. Сухомлинский.
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй, на одно из ведущих мест, в процессе совместной деятельности по воспитанию. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагога с родителями не возможно без учёта интересов и запросов семьи.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, активными участниками всех проектов, не зависимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Свою задачу, как педагог, я сформулировала в построении эффективной формы взаимодействия с семьёй при осуществлении проектной деятельности по теме «Я и моя семья». Это взаимодействие основывалось на следующих принципах взаимодействия с семьями воспитанников:
Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с развитием и воспитанием детей;
Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей;
Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы, они росли и были счастливы;
В педагогах ребёнок должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и придти на помощь.
Участие родителей в проекте «Я и моя семья» дал импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие родителей и педагога в выполнении творческих заданий и воспитательной работе по отношению к ребёнку, но и осознание общих целей, доверительного отношения и стремление к взаимопониманию. Общение происходило в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке и способствовало сближению родителей с воспитателем, родителей и детей.
Проанализировав итог работы по проекту «Я и моя семья», мной был сделан вывод, что формой эффективного взаимодействия педагога и родителей станет создание в нашей группе «Родительского клуба «Детство». Родительский клуб «Детство» - форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передача опыта семейного воспитания между участниками клуба.
Приняв к работе установленные принципы, мы определили цель работы Семейного клуба «Детство»: установление партнёрских отношений с родителями, создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий. При этом мы выделили приоритетные задачи:
Изучение семьи и установление контактов с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы с семьёй.
Повышение педагогической компетентности родителей.
Привлечение специалистов дошкольного образовательного учреждения с целью формирования у родителей определённых педагогических знаний, п
р
едставлений и практических умений в областях семейного воспитания.
Участие родителей в неформальном объединении позволило снять эмоциональное напряжение между участниками, организовать активный процесс общения, предоставить всем желающим возможность для творческого проявления родителей, всех участников Семейного клуба – родителей и педагогов ДОУ.
Был составлен план работы Семейного клуба «Детство» в течение года:
- Показ родителям, участникам Семейного клуба, личного примера и родительского авторитета в вопросах воспитания ребёнка, с целью успешного решения педагогических задач в вопросах семейного воспитания.
- Дать представление родителям о роли и значении семейного воспитания в формировании личности ребёнка-дошкольника.
- Познакомить родителей с современными представлениями о семейном воспитании, сложившимися в современной педагогической науке.
- Формировать у родителей практические умения создавать условия для всестороннего развития ребёнка-дошкольника.
- Способствовать успешной подготовке детей к школе в домашних условиях.
- Развивать способности рефлексии собственных возможностей в организации процесса продуктивного воспитательного воздействия на ребёнка.
Главный принципы работы Семейного клуба «Детство» заключается в добровольности всех участников, общение на основе диалога; активной позиции родителей; открытость и искренность в общении; сотрудничество и партнерское участие родителей; отказ от критики партнёра и конфиденциальность.
Работа семейного клуба «Детство» была построена в несколько этапов.
1 этап: включение участников клуба в групповую работу, введение их в проблему развития и воспитания ребёнка-дошкольника в семье.
Получение информации от р
одителей об уровне их компетентно
сти по вопросам семейного воспитания (был использован метод анкетирования и индивидуального собеседования).
Получение информации об ожидаемой помощи от педагогов ДО
У по вопросам воспитания детей (
метод анкетирования).
Знакомство родителей с современными
мнениями
об особенностях психического и физического развития детей-дошкольников и методах семейного восп
и
тания, сложившихся в психолого-педагогической науке.
Предоставление участникам Семейного клуба объективной информации об уровне разв
и
тия умений детей
(
по результатам раннее проведенного
мониторинга) в обобщенном виде в ходе индивидуального консультирования.
2 этап: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по проблемам воспитания.
Родителям была предоставлена информация и познавательный материал о взглядах современной педагогической науки на проблему воспитания на современном этапе развития общества.
Участие в работе Семейного клуба специалистов ДОУ.
Специалисты ДОУ
Проведенные мероприятия
Музыкальный руководитель
Консультации:
«Целебные звуки музыки».
«Музыкальная терапия».
«Советы родителям: как развивать музыкальные способности ребенка?»
«Правила поведения при встрече с музыкой».
«Что такое музыкальность ребёнка?».
«Значение театра в воспитании ребёнка».
Инструктор физической культуры
Сообщения на тему:
«Здоровый образ жизни семьи».
«Воспитание личным примером».
«Как быть здоровым душой и телом?»
«Формирование у дошкольников осознанной установки на здоровый образ жизни».
«Оздоровительные спортивные игры в домашних условиях и на прогулке».
«Картотека подвижных игр для семейной прогулки выходного дня».
Рекомендации для родителей
«Оздоровительные методики в домашних условиях».
Психолог
Беседы на тему:
«Авторитет родителей как основа семейного воспитания дошкольника».
«Совершенствование навыков общения в семье».
«Мир глазами вашего ребёнка. Как можно воспитывать ребёнка без наказания?»
Консультации:
«Счастье – это когда тебя понимают"
«Психологические особенности развития дошкольника».
«Вопросы и ответы воспитания ребёнка в семье».
«Как организовать своему ребёнку досуг».
«Обучающие и развивающие игры в домашних условиях».
«Режим дня дошкольника».
Педагог по ИЗО
Консультации:
«Как развивать в ребёнке творческие способности?».
«Графические и живописные упражнения для развития творческих способностей».
«О чём говорит рисунок?».
«Советы родителям…»
«Рисуем двумя руками (можно ли развивать «ленивые» руки).
«Дидактические игры на восприятие основных цветов и их оттенков».
«Уголок творчества в домашних условиях».
3 этап:
1.Формирование у родителей знаний и умений использовать рекомендуемые оздоровительные методики по сохранению здоровья и профилактике заболеваний; умение родителей использовать закаливающие методики в домашних условиях.
2.Расширение представлений родителей применять полученные знания ОБЖ в жизненных ситуациях; способствовать стремлению родителей прививать образцы безопасного поведения детям в процессе семейного воспитания.
4 этап: формирование у каждого участника Семейного клуба «Детство» умения организовывать с ребёнком игровые упражнения и занятия развивающего характера в домашних условиях. Задачи:
Стимулирование активности родителей в воспитательном процессе, как в кругу семьи, так и в работе группы и дошкольного учреждения. Участие в творческих проектах в течение года.
Научить родителей применять полученные знания педагогического мастерства, учитывая особенности
с
воего ребёнка.
Познакомить родителей с разнообразной педагогической и методической литературой по различным вопросам семейного воспитания.
Способствовать выработке у каждого родителя, занимающегося в Семейном клубе умения создавать домашние условия и организовывать со своим ребёнком досуг; обучающие и
развивающие игры и занятия; совместную творческую продуктивную деятельность, различные виды увлечений.
В работе Семейного клуба «Детство» использовались такие формы работы с родителями, как:
- Родительские собрания. - Групповые консультации. – Индивидуальные консультации. – Лектории с привлечением специалистов ДОУ. – Собеседования с родителями. – Совместная творческая проектная деятельность. – Проведение совместных тематических и календарных праздников. – Оформление наглядной информации в родительском уголке. – Проведение творческих программ, досугов, развлечений.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей сыграли нетрадиционные формы организации общения педагогов ДОУ и родителей. Информационно-аналитические: проводимые среди родителей анкетирование, работа «почтового ящика» - для выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Познавательные формы: собрания, консультации в нетрадиционной форме, создание педагогической библиотеки для родителей, с целью ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
С целью установления положительно эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, использовались следующие формы работы: проведение праздников, выставок семейных увлечений, семейных коллекций, творческих совместных работ, продуктов проектной деятельности по теме «Я и моя семья»; проведение семейных спортивных праздников.
Значительную роль в повышении педагогического образования родителей играет наглядная информация. Её главная задача – информация о работе дошкольного учреждения, систематическое ознакомление родителей с задачами и особенностями воспитания, современными методами воспитания педагогами в ДОУ, а в семье – родителями. Формирование у родителей знаний и умений семейного воспитания. Наглядная информация в Родительском уголке направлена на оказание практической помощи в семье в процессе развития и воспитания ребенка, формирования его личности.
В современных условиях детский сад становится открытым для родителей, создаются условия, когда каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребенок. С этой целью в нашем детском саду создан сайт, где систематически предоставляется информация о детях.
Преимущества внедрения новых нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. У родителей появляется уверенность в том, что ДОУ всегда поможет в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит.
Во-вторых, это учёт индивидуальности ребёнка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, узнаёт особенности привычек своих воспитанников и учитывает их при работе, что в свою очередь, ведёт к повышению эффективности образовательного процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте направления в развитии и воспитании своего ребёнка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание и развитие ребёнка.
И, конечно же, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье. Родители становятся более активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения и взаимного сотрудничества.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Глава 4. Ст. 44-45.
2. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 2009. № 6. С.66 - 70.
3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.". - М: Издательский центр "Академия", 2007. С.163.
4. Буре Р.С., М.В. Воробьева и др. - Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. - 2008. С. 74
5. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 2011. С.84.
6. Зверев О.Л., Коротов Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М., 2010. С.157
7. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание 2003. № 9. С.18-27
8. Кулькова В., Назарова З. и др. "Хорплоша". // Д.В. №9 - 2007
9. Лаврентьева М.В. "Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста". // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С.11-15.
10. Лисина В.Р. "Общение педагога с ребенком как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада". // Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. - 2004. С.73
11. Холмогорова В.М., Смирнова Е.О. "Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей". // Вопросы психологии. №1, 2004. С.42
12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. М. - 2006. С.66-79
13. Возрастная психология. Концепция Д.Б. Эльконина: Детство. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html