Название работы:
МКОУ "Линёвская СШ". Автор: Лариса Васильевна Аппельганц. Работа №164027
Дата публикации:
14.05.2020
Автор:
Лариса Васильевна Аппельганц
Номинация:
Внеурочная деятельность
Описание:
В ходе реализации Программы я использую разнообразные формы и методы,обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания,что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит познавательный и практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Работа:
Мастер класс для педагогов.
Название конкурсной работы
Автор
Школа
Адрес , электронная почта
Возраст учащихся
Используемая часть программы Разговор о правильном питании
Развитие познавательных навыков у учащихся школ при реализации программы Разговор о правильном питании
Аппельганц Лариса Васильевна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Линёвская средняя школа"
403770, Жирновского муниципального района Волгоградской области, р.п.Линёво ул.Нефтянников 46
e-mail: linevo_shola2@rambler.ru
7 лет
Разговор о правильном питании
Зарегистрирована на сайте
WWW.PRAV-PIT.RU
Описание системы работы по развитию познавательных навыков у учащихся школ при реализации программы Разговор о правильном питании
Основные задачи начального общего образования (НОО): развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Задачи реализации программы:
Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье как главной человеческой ценности : в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья, об организации питания и правилах этикета.
Развитие познавательных способностей младших школьников ;
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимых для проведения проектно-исследовательской деятельности;
Развитие способности к самооценке на основе создания ситуации успеха;
Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) через разрешение проблемной ситуации;
Формирование универсального действия – рефлексии, т.е. осознание учащимися всех компонентов учебной деятельности: учебной задачи, целей учебной деятельности (что надо делать и для чего);
Активное вовлечение родителей в реализацию программы Разговор о правильном питании.
Механизм оценки методики.
Структура. Дидактическая обоснованность выделения структурных элементов занятия.
Содержание:
- научность
- доступность
- новизна
- доказательство знаний
- включение в содержание фактов, примеров, сведений, стимулирующих познавательные интересы.
Основные методы:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
- наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций)
- исследовательские
- практические
Технологическое обеспечение занятия:
- поисковый и исследовательский характер занятия
- организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, решение проблемно- познавательных задач
- способы организации познавательной деятельности: парами, группами, индивидуальная работа.
- воспитывающие, развивающие функции контроля.
Наглядное и техническое оснащение занятия.
Педагогическая эффективность занятия (формирование познавательного интереса, развивающие и воспитывающие функции занятия).
Планирование реализации программы.
Дети младшего школьного возраста очень любознательны: им мало знаний, которые они получили на уроке. Различные конкурсы, интересные викторины. занимательные внеклассные мероприятия помогают в увлекательной форме закрепить полученные знания, узнать что-то новое, познавательное и интересное .
В первом классе я использую программу Разговор о правильном питании для организации внеурочной деятельности. Занятия организую во второй четверти ( после адаптационного периода первоклассников) – 15 часов.
Темы объединяю в разделы.
I раздел
Тема 1. Если хочешь быть здоров.
Цель:познакомить детей с героями программы, сформировать представление о правильном питании.
Тема 2. Самые полезные продукты.
Цель: научить детей выбирать самые полезные продукты.
Тема 3. Как правильно есть.( гигиена питания)
Цель:сформировать у детей представление об основных принципах гигиены питания.
II раздел
Тема 4. Удивительные превращения пирожка.
Цель:дать представление о необходимости и важности регулярного питания.
Тема 5. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
Цель: сформировать у детей представление о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню.
Тема 6. Плох обед, если хлеба нет.
Цель: формирование представление об обеде. как обязательном компоненте ежедневного рациона питания.
III раздел
Тема 7. Время есть булочки. Полдник.
Цель: познакомить детей с вариантами полдника.
Тема 8. Пора ужинать.
Цель:сформировать у детей представление об ужине, как обязательном компоненте ежедневного меню.
Тема 9. На вкус и цвет товарищей нет.(Разнообразные блюда)
Цель:познакомить детей с разнообразием свойств различных продуктов.
IV раздел
Тема 10. Как утолить жажду.
Цель: сформировать у детей представление о значении жидкости в нашем организме.
Тема 11. Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
Цель: сформировать у детей представление о связи рациона питания и образе жизни.
Тема 12. Где найти витамины весной?
Цель:познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
V раздел
Тема 13. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов.
Тема 14. Всякому овощу - своё время.
Цель:познакомить детей с разнообразием овощей.
Тема 15. Мы и наше здоровье.
Цель:закрепить полученные знания о правилах здорового питания.
Основные формы и направления педагогической работы, используемые при реализации первой части программы Разговор о правильном питании.
В ходе реализации Программы я использую разнообразные формы и методы,обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания,что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит познавательный и практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Система работы по развитию познавательных навыков в ходе реализации программы Разговор о правильном питании
В первом классе большое значение для детей имеет игра. С помощью игры учащиеся уточняют свои знания об окружающей действительности. В каждой игре, - писал А.С. Макаренко, - есть, прежде всего рабочее усилие и усилие мысли…
Использование дидактической игры на занятиях помогает развивать речь младших школьников; учащиеся самостоятельно делают выводы; расширяется их кругозор; дети задают больше вопросов. Исчезают робкие и стеснительные ученики. Играя, ребёнок может обрести уверенность в себе.
Приведу примеры игр, которые используются на занятиях.
Овощи, фрукты
Дидактическая задача: знать овощи и фрукты.
Ход игры: учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты.
Например, учитель говорит: Морковь, ребёнку надо ответить: Овощи.
Фрукты-овощи
Дидактическая задача: совершенствование умения различать овощи и фрукты.
Оборудование: Два одинаковых набора карточек (по 20-30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).
Игровые действия: Дети делятся на 2 равные по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек. Первая команда должна выбрать те карточки, на которых изображены овощи, вторая - фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
В каком виде едим?
Дидактическая задача: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты.
Ход игры: учитель говорит, что будут играть в интересную игру – называть, в каком виде мы едим разные овощи и фрукты(варёными, сырыми, жареными, печеными). Сначала желательно называть хорошо знакомые овощи и фрукты.
Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляют в пищу овощи и фрукты, из которых готовится несколько блюд, учитель подсказывает, каким образом готовится блюдо. Например: картошка на сковороде… (жареная), в костре… (печеная).
Можно назвать овощи, дополняющие блюдо (лук, укроп, чеснок).
Куда пойдём, что найдём?
Дидактическая задача: знать место произрастания некоторых ягод.
Ход игры: учитель говорит, что дети будут играть в игру, в которой надо знать, где какая ягода растёт. Учитель называет, что хочет найти, а ребёнок отвечает, куда надо пойти. Например: Ищу землянику, ребёнку надо сказать: Пойдём в лес.
Верно-неверно
Дидактическая задача: знать правила сбора ягод.
Ход игры: учитель читает предложения, в которых есть подвох, а ученики заканчивают его словами верно, неверно.
1. С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо относиться к дарам природы).
2. Собираем ягоды земляники с кустиками( это так красиво).
3. Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
4. Собираем ягоды возле железных и автомобильных дорог.
5. Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
6. Едим только вымытые ягоды.
Задание в группах.
Дети разбиваются на группы, и каждая группа придумывает рассказ-загадку о какой-нибудь ягоде. Затем в порядке очереди, определённой до этого с помощью считалочки, описывают форму, вкус, цвет ягоды. Остальные группы должны угадать, о какой ягоде идёт речь.
Учитель также может предложить детям свои загадки.
- В старину меня прозвали ворон-ягода. Из моего сока готовили фиолетовые чернила. Я расту в лесах от Подмосковья до тундры. В моей мякоти много витаминов, железа. Я улучшаю зрение. (Черника).
- Я расту на болотах. Спелые ягоды- ярко-красные. Сок мой всегда освежающий, но очень кислый. Ягоды долго хранятся как в свежем виде, так и в замороженном. Мой сок – отличное витаминное и жаропонижающее питье. (Клюква).
- Летом рад я свежей ягоде медвежьей. А сушеная в запас, от простуды лечит нас. (Малина).
- Две сестры летом зелены: осенью одна краснеет, а другая чернеет. ( Красная и чёрная смородина).
- Куст в колючках, словно ёж, а раздвинь колючки – и жемчужины найдёшь. (Крыжовник).
Выставка раскрашенных рисунков.
Задание 3. Раскрась свои любимые ягоды, фрукты и овощи. Напиши их названия.
Дети раскладывают рисунки на подготовленных столах. Начинается организованная экскурсия: все подходят к одному из рисунков, а экскурсовод (автор раскрашенного рисунка) рассказывает, почему он так раскрасил ягоды, фрукты и овощи.
Организация выставки Дары природы
Цели выставки: обратить внимание учащихся, что дал труд людей.
Предварительная подготовка: каждой группе узнать об овощах, из какой страны они попали к нам в Россию, подготовить сообщения. Узнать историю происхождения слов: картофель, помидор, морковь, огурец, тыква.
Системная модель реализации программы
Разговор о правильном питании.
Реализация первой части программы
Разговор о правильном питании
через урочную и внеурочную деятельность .
Конспект занятия внеурочной деятельности
по программе Разговор о правильном питании
на тему Удивительное превращение пирожка
Цель:
дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания;
Задачи:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества в коллективе;
формировать способности учащихся к саморазвитию.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
развивать первоначальные представления о работе пищеварительной системы, правильном соблюдении режима питания;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД
формировать умение формулировать тему занятия, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД
развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные УУД
создавать условия для овладения начальными сведениями о сущности и особенностях развития организма человека.
Оборудование: электронное приложение , презентация, одноразовая посуда, пирожки, карточки с изображением продуктов, рабочая тетрадь( 1 часть)
Предварительная подготовка: ребята приносят приготовленные дома пирожки с разной начинкой.
Ход занятия
1. Орг.момент.
2. Вводная часть.( Читает стих ученица Лысенко А.)
Рано я встаю с утра,
В школу мне идти пора!
Не люблю я торопиться,
Не люблю я суетиться,
А режим не соблюдать,
Можно сильно опоздать!
Можно завтрак пропустить
Про зарядку позабыть,
А потом мне до обеду
Быть голодным, слабым быть!
- Ребята, это стихотворений поможет нам определить тему нашего занятия. О чем идет речь?
- Правильно, о режиме дня. И девизом нашего занятия будут такие слова: Давайте их прочитаем вместе: Я люблю свой режим дня!
Он - помощник для меня!
3. Актуализация знаний
слайд1.
- Прочитайте тему урока. Как вы понимаете эту фразу?
- Какие, по-вашему, могут произойти с пирожком превращения во время еды?
Знакомство с новым материалом. ( тетрадь ,чтение по ролям. ).
4. Обсуждение проблемной ситуации
На столе стоят тарелки с пирожками, салфетки, одноразовая посуда.
- При виде и запахе таких вкусных пирожков, у нас слюнки потекли. Прежде, чем мы попробуем по пирожку, давайте вспомним правила поведения за столом перед едой.
слайд2.
Мыть фрукты и овощи перед едой.
Мыть руки мылом.
Пользоваться индивидуальными столовыми приборами.
Не торопиться.
Не переедать.
Тщательно пережёвывать пищу.
Во время еды не разговаривать.
Электронное приложение и рабочая тетрадь.
Задание №1. Вот такие правила вы должны соблюдать всегда, садясь за стол. В течение недели вы будете заполнять таблицу, а затем приклеите вишенку-улыбку за добросовестность.
-Помня эти правила, давайте с вами попробуем пирожки, приготовленные вашими мамами и бабушками.
-Давайте рассмотрим на слайде, как продвигается проглоченная нами пища. Слайд 3.
-Для того чтобы пища хорошо переваривалась, нужно питаться в одно и тоже время.
5. Практическая работа.
Электронное приложение и рабочая тетрадь.
Задание №2. Рассмотрим картинки и обозначим правильную последовательность действий девочки. Какие правила перед едой вы видите? (Работа в рабочей тетради)
Электронное приложение и рабочая тетрадь.
Задание №3.Покажите на часах время первого и второго завтраков, обеда, полдника и ужина. Дорисуй стрелки на циферблатах. (Работа в рабочей тетради)
Проверка правильности заполнения.
Физкультминутка.
Раз – потянуться, потянуться,Два – согнуться, разогнуться,Три – в ладоши три хлопка,Головою три кивка,На четыре – руки шире,Пять руками помахать,Шесть – на стулья тихо сесть.
Электронное приложение и рабочая тетрадь.
Задание №4. Напиши, что ты делаешь в указанное время, т.е. твой распорядок дня.
Проверка правильности заполнения.
- Почему важно соблюдать режим дня? Питаться в одно и тоже время?
6. Работа в парах. Соревнование Кто быстрее соберет домик здорового организма?
У каждой пары в геометрических фигурах слова организм, режим питания, витамины, закаливание, свежий воздух, компьютер, телевизор, диван. Выбрать необходимые слова и построить домик (на чем держится здоровый организм)
7. Итог.
- Давайте вспомним, какое же было сегодня путешествие у пирожка?
-Первым пробовать привык угощения все (язык) Слайд 4
- Дом, где наш язык живёт, называем все мы (рот) Слайд 5
- Узкий туннель, по которому пища попадает в котелок? (пищевод) Слайд 6.
- Котелок, в котором пища переваривается и превращается в кашицу.? (желудок) Слайд 7
- Длинная изогнутая трубочка, по которой продвигается пища? (кишечник) Слайд 8
8. Рефлексия. (Читают стихи, заранее подготовленные дети)
Чтоб здоровье сохранить,Организм свой укрепить,Знает вся моя семьяДолжен быть режим у дня.
Следует, ребята, знатьНужно всем подольше спать.Ну а утром не лениться —На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,И почаще улыбаться,Закаляться, и тогдаНе страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,С ними дружбы не води!Среди них тихоня лень,С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микробНе попал случайно в рот,Руки мыть перед едойНужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,Рыбу, молокопродукты —Вот полезная еда,Витаминами полна!
На прогулку выходи,Свежим воздухом дыши.Только помни при уходе:Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:Разболеться получилось,Знай, к врачу тебе пора.Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,В них и спрятаны секреты,Как здоровье сохранить.Научись его ценить!
Стих о здоровье для детейТот, кто с солнышком встаёт,Делает зарядку,Чистит зубы по утрамИ играет в прятки, —Тот спортивный человек,И вполне весёлый.Постарайся быть такимВ школе или дома.
Участие родителей в реализации первой части программы
О правильном питании просвещаю не только детей, но и родителей через родительские собрания, цель которых помочь преодолеть трудности в организации правильного питания их детей, воспитать культуру здоровья. На родительском собрании О здоровье - всерьёз в 1 - а классе родители были ознакомлены с целью и задачами программы, с её содержанием и методическим обеспечением. С родителями на родительском собрании мы рассмотрели основные ошибки в нашем питании.
Если мы исправим эти ошибки в питании, то в наших семьях будет здоровое, правильное питание – основа здорового образа жизни - к таким выводам пришли родители после проведённого собрания. Родители активно помогают делать задания из рабочей тетради, выполняют с детьми проектные и творческие задания, отвечают на вопросы анкет и тестов, участвуют во внеклассной работе .
Оценка эффективности работы
В 1 - а классе 26 учеников. Дети имеют нормальный вес .У всех детей основная группа здоровья по физкультуре.
На протяжении обучения в школе у учащихся 1 - а класса нет пищевых отравлений и пропусков занятий из-за желудочно-кишечных заболеваний.
Дети регулярно питаются, соблюдая Режим питания, стараются соблюдать правила гигиены и этикета в школьной столовой и дома, во время праздничных чаепитий.
Дети и родители из дополнительной литературы узнали много нового о продуктах питания, русских традициях, могут сознательно выбирать наиболее полезные продукты и оценивать свой рацион с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.
Дети получили возможность приобрести познавательные навыки и умения сотрудничать в ходе проектно –исследовательской и игровой деятельности.
Источники информации:
М.М.Безруких, Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильной питании / Методическое пособие – М.: Олма-Медиа Групп, 2007 г.
Д.Джонсон, Р.Джонсон, Э.Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве: Пер. с англ. СПб.: 2001.
Г.Зайцев, А.Зайцев. Твоё здоровье. – С-Пб.: 1997.
Н.Коростелёв. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987.
Витамины. Под редакцией Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974.
Е.В.Езушина. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008
В.Н.Касаткина, Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО Образование и здоровье, М.: 2007.
Калерин И. В. Поваренок. М.: Прогресс, 2001
Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М.: 2000
www.prav-pit.ru
Приложение №1
Дневник Мой день
Поне-
дельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскре-
сенье
Что я ел на завтрак
Что я ел на обед
Что я ел на полдник
Что я ел на ужин
Сделал ли я зарядку
Дошел ли я до школы пешком или ехал на транспорте
Сколько времени провел на свежем воздухе
Занимался ли в спортивном кружке или секции
Результаты анкетного опроса родителей.
(Темы программы, которые были интересны родителям )
кружок
Содержание программы
Внеклассная работа
Классные часы
Работа с родителями
Внешкольная деятельность
Чтение: создание сборников стихотворений, загадок, потешек и т.д.
Разговор о правильном питании
Кружок
Здоровая Россия — здоровые дети
Математика: решение задач по подсчету калорийности продуктов.
Окружающий мир: различные опыты, исследования, викторина о правилах выбора продуктов с опорой на срок годности
Классные часы и внеклассные мероприятия
ИЗО и технология
Физкультура: беседы о здоровом образе жизни
Познавательные игры
и викторины
Семья ребенка
Родительские собрания, лактории
Привлечение родителей в помощь детям (сбор информации, изготовление стенгазет)
Дегустация блюд
Семейные праздники, выставки семейного творчества
Скачать работу
Название конкурсной работы
Автор
Школа
Адрес , электронная почта
Возраст учащихся
Используемая часть программы Разговор о правильном питании
Развитие познавательных навыков у учащихся школ при реализации программы Разговор о правильном питании
Аппельганц Лариса Васильевна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Линёвская средняя школа"
403770, Жирновского муниципального района Волгоградской области, р.п.Линёво ул.Нефтянников 46
e-mail: linevo_shola2@rambler.ru
7 лет
Разговор о правильном питании
Зарегистрирована на сайте
WWW.PRAV-PIT.RU
Описание системы работы по развитию познавательных навыков у учащихся школ при реализации программы Разговор о правильном питании
Основные задачи начального общего образования (НОО): развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Задачи реализации программы:
Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье как главной человеческой ценности : в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья, об организации питания и правилах этикета.
Развитие познавательных способностей младших школьников ;
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимых для проведения проектно-исследовательской деятельности;
Развитие способности к самооценке на основе создания ситуации успеха;
Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) через разрешение проблемной ситуации;
Формирование универсального действия – рефлексии, т.е. осознание учащимися всех компонентов учебной деятельности: учебной задачи, целей учебной деятельности (что надо делать и для чего);
Активное вовлечение родителей в реализацию программы Разговор о правильном питании.
Механизм оценки методики.
Структура. Дидактическая обоснованность выделения структурных элементов занятия.
Содержание:
- научность
- доступность
- новизна
- доказательство знаний
- включение в содержание фактов, примеров, сведений, стимулирующих познавательные интересы.
Основные методы:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия)
- наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций)
- исследовательские
- практические
Технологическое обеспечение занятия:
- поисковый и исследовательский характер занятия
- организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, решение проблемно- познавательных задач
- способы организации познавательной деятельности: парами, группами, индивидуальная работа.
- воспитывающие, развивающие функции контроля.
Наглядное и техническое оснащение занятия.
Педагогическая эффективность занятия (формирование познавательного интереса, развивающие и воспитывающие функции занятия).
Планирование реализации программы.
Дети младшего школьного возраста очень любознательны: им мало знаний, которые они получили на уроке. Различные конкурсы, интересные викторины. занимательные внеклассные мероприятия помогают в увлекательной форме закрепить полученные знания, узнать что-то новое, познавательное и интересное .
В первом классе я использую программу Разговор о правильном питании для организации внеурочной деятельности. Занятия организую во второй четверти ( после адаптационного периода первоклассников) – 15 часов.
Темы объединяю в разделы.
I раздел
Тема 1. Если хочешь быть здоров.
Цель:познакомить детей с героями программы, сформировать представление о правильном питании.
Тема 2. Самые полезные продукты.
Цель: научить детей выбирать самые полезные продукты.
Тема 3. Как правильно есть.( гигиена питания)
Цель:сформировать у детей представление об основных принципах гигиены питания.
II раздел
Тема 4. Удивительные превращения пирожка.
Цель:дать представление о необходимости и важности регулярного питания.
Тема 5. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
Цель: сформировать у детей представление о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню.
Тема 6. Плох обед, если хлеба нет.
Цель: формирование представление об обеде. как обязательном компоненте ежедневного рациона питания.
III раздел
Тема 7. Время есть булочки. Полдник.
Цель: познакомить детей с вариантами полдника.
Тема 8. Пора ужинать.
Цель:сформировать у детей представление об ужине, как обязательном компоненте ежедневного меню.
Тема 9. На вкус и цвет товарищей нет.(Разнообразные блюда)
Цель:познакомить детей с разнообразием свойств различных продуктов.
IV раздел
Тема 10. Как утолить жажду.
Цель: сформировать у детей представление о значении жидкости в нашем организме.
Тема 11. Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
Цель: сформировать у детей представление о связи рациона питания и образе жизни.
Тема 12. Где найти витамины весной?
Цель:познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
V раздел
Тема 13. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов.
Тема 14. Всякому овощу - своё время.
Цель:познакомить детей с разнообразием овощей.
Тема 15. Мы и наше здоровье.
Цель:закрепить полученные знания о правилах здорового питания.
Основные формы и направления педагогической работы, используемые при реализации первой части программы Разговор о правильном питании.
В ходе реализации Программы я использую разнообразные формы и методы,обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания,что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит познавательный и практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Система работы по развитию познавательных навыков в ходе реализации программы Разговор о правильном питании
В первом классе большое значение для детей имеет игра. С помощью игры учащиеся уточняют свои знания об окружающей действительности. В каждой игре, - писал А.С. Макаренко, - есть, прежде всего рабочее усилие и усилие мысли…
Использование дидактической игры на занятиях помогает развивать речь младших школьников; учащиеся самостоятельно делают выводы; расширяется их кругозор; дети задают больше вопросов. Исчезают робкие и стеснительные ученики. Играя, ребёнок может обрести уверенность в себе.
Приведу примеры игр, которые используются на занятиях.
Овощи, фрукты
Дидактическая задача: знать овощи и фрукты.
Ход игры: учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты.
Например, учитель говорит: Морковь, ребёнку надо ответить: Овощи.
Фрукты-овощи
Дидактическая задача: совершенствование умения различать овощи и фрукты.
Оборудование: Два одинаковых набора карточек (по 20-30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).
Игровые действия: Дети делятся на 2 равные по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек. Первая команда должна выбрать те карточки, на которых изображены овощи, вторая - фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
В каком виде едим?
Дидактическая задача: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты.
Ход игры: учитель говорит, что будут играть в интересную игру – называть, в каком виде мы едим разные овощи и фрукты(варёными, сырыми, жареными, печеными). Сначала желательно называть хорошо знакомые овощи и фрукты.
Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляют в пищу овощи и фрукты, из которых готовится несколько блюд, учитель подсказывает, каким образом готовится блюдо. Например: картошка на сковороде… (жареная), в костре… (печеная).
Можно назвать овощи, дополняющие блюдо (лук, укроп, чеснок).
Куда пойдём, что найдём?
Дидактическая задача: знать место произрастания некоторых ягод.
Ход игры: учитель говорит, что дети будут играть в игру, в которой надо знать, где какая ягода растёт. Учитель называет, что хочет найти, а ребёнок отвечает, куда надо пойти. Например: Ищу землянику, ребёнку надо сказать: Пойдём в лес.
Верно-неверно
Дидактическая задача: знать правила сбора ягод.
Ход игры: учитель читает предложения, в которых есть подвох, а ученики заканчивают его словами верно, неверно.
1. С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо относиться к дарам природы).
2. Собираем ягоды земляники с кустиками( это так красиво).
3. Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
4. Собираем ягоды возле железных и автомобильных дорог.
5. Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
6. Едим только вымытые ягоды.
Задание в группах.
Дети разбиваются на группы, и каждая группа придумывает рассказ-загадку о какой-нибудь ягоде. Затем в порядке очереди, определённой до этого с помощью считалочки, описывают форму, вкус, цвет ягоды. Остальные группы должны угадать, о какой ягоде идёт речь.
Учитель также может предложить детям свои загадки.
- В старину меня прозвали ворон-ягода. Из моего сока готовили фиолетовые чернила. Я расту в лесах от Подмосковья до тундры. В моей мякоти много витаминов, железа. Я улучшаю зрение. (Черника).
- Я расту на болотах. Спелые ягоды- ярко-красные. Сок мой всегда освежающий, но очень кислый. Ягоды долго хранятся как в свежем виде, так и в замороженном. Мой сок – отличное витаминное и жаропонижающее питье. (Клюква).
- Летом рад я свежей ягоде медвежьей. А сушеная в запас, от простуды лечит нас. (Малина).
- Две сестры летом зелены: осенью одна краснеет, а другая чернеет. ( Красная и чёрная смородина).
- Куст в колючках, словно ёж, а раздвинь колючки – и жемчужины найдёшь. (Крыжовник).
Выставка раскрашенных рисунков.
Задание 3. Раскрась свои любимые ягоды, фрукты и овощи. Напиши их названия.
Дети раскладывают рисунки на подготовленных столах. Начинается организованная экскурсия: все подходят к одному из рисунков, а экскурсовод (автор раскрашенного рисунка) рассказывает, почему он так раскрасил ягоды, фрукты и овощи.
Организация выставки Дары природы
Цели выставки: обратить внимание учащихся, что дал труд людей.
Предварительная подготовка: каждой группе узнать об овощах, из какой страны они попали к нам в Россию, подготовить сообщения. Узнать историю происхождения слов: картофель, помидор, морковь, огурец, тыква.
Системная модель реализации программы
Разговор о правильном питании.
Реализация первой части программы
Разговор о правильном питании
через урочную и внеурочную деятельность .
Конспект занятия внеурочной деятельности
по программе Разговор о правильном питании
на тему Удивительное превращение пирожка
Цель:
дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания;
Задачи:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества в коллективе;
формировать способности учащихся к саморазвитию.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
развивать первоначальные представления о работе пищеварительной системы, правильном соблюдении режима питания;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД
формировать умение формулировать тему занятия, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД
развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные УУД
создавать условия для овладения начальными сведениями о сущности и особенностях развития организма человека.
Оборудование: электронное приложение , презентация, одноразовая посуда, пирожки, карточки с изображением продуктов, рабочая тетрадь( 1 часть)
Предварительная подготовка: ребята приносят приготовленные дома пирожки с разной начинкой.
Ход занятия
1. Орг.момент.
2. Вводная часть.( Читает стих ученица Лысенко А.)
Рано я встаю с утра,
В школу мне идти пора!
Не люблю я торопиться,
Не люблю я суетиться,
А режим не соблюдать,
Можно сильно опоздать!
Можно завтрак пропустить
Про зарядку позабыть,
А потом мне до обеду
Быть голодным, слабым быть!
- Ребята, это стихотворений поможет нам определить тему нашего занятия. О чем идет речь?
- Правильно, о режиме дня. И девизом нашего занятия будут такие слова: Давайте их прочитаем вместе: Я люблю свой режим дня!
Он - помощник для меня!
3. Актуализация знаний
слайд1.
- Прочитайте тему урока. Как вы понимаете эту фразу?
- Какие, по-вашему, могут произойти с пирожком превращения во время еды?
Знакомство с новым материалом. ( тетрадь ,чтение по ролям. ).
4. Обсуждение проблемной ситуации
На столе стоят тарелки с пирожками, салфетки, одноразовая посуда.
- При виде и запахе таких вкусных пирожков, у нас слюнки потекли. Прежде, чем мы попробуем по пирожку, давайте вспомним правила поведения за столом перед едой.
слайд2.
Мыть фрукты и овощи перед едой.
Мыть руки мылом.
Пользоваться индивидуальными столовыми приборами.
Не торопиться.
Не переедать.
Тщательно пережёвывать пищу.
Во время еды не разговаривать.
Электронное приложение и рабочая тетрадь.
Задание №1. Вот такие правила вы должны соблюдать всегда, садясь за стол. В течение недели вы будете заполнять таблицу, а затем приклеите вишенку-улыбку за добросовестность.
-Помня эти правила, давайте с вами попробуем пирожки, приготовленные вашими мамами и бабушками.
-Давайте рассмотрим на слайде, как продвигается проглоченная нами пища. Слайд 3.
-Для того чтобы пища хорошо переваривалась, нужно питаться в одно и тоже время.
5. Практическая работа.
Электронное приложение и рабочая тетрадь.
Задание №2. Рассмотрим картинки и обозначим правильную последовательность действий девочки. Какие правила перед едой вы видите? (Работа в рабочей тетради)
Электронное приложение и рабочая тетрадь.
Задание №3.Покажите на часах время первого и второго завтраков, обеда, полдника и ужина. Дорисуй стрелки на циферблатах. (Работа в рабочей тетради)
Проверка правильности заполнения.
Физкультминутка.
Раз – потянуться, потянуться,Два – согнуться, разогнуться,Три – в ладоши три хлопка,Головою три кивка,На четыре – руки шире,Пять руками помахать,Шесть – на стулья тихо сесть.
Электронное приложение и рабочая тетрадь.
Задание №4. Напиши, что ты делаешь в указанное время, т.е. твой распорядок дня.
Проверка правильности заполнения.
- Почему важно соблюдать режим дня? Питаться в одно и тоже время?
6. Работа в парах. Соревнование Кто быстрее соберет домик здорового организма?
У каждой пары в геометрических фигурах слова организм, режим питания, витамины, закаливание, свежий воздух, компьютер, телевизор, диван. Выбрать необходимые слова и построить домик (на чем держится здоровый организм)
7. Итог.
- Давайте вспомним, какое же было сегодня путешествие у пирожка?
-Первым пробовать привык угощения все (язык) Слайд 4
- Дом, где наш язык живёт, называем все мы (рот) Слайд 5
- Узкий туннель, по которому пища попадает в котелок? (пищевод) Слайд 6.
- Котелок, в котором пища переваривается и превращается в кашицу.? (желудок) Слайд 7
- Длинная изогнутая трубочка, по которой продвигается пища? (кишечник) Слайд 8
8. Рефлексия. (Читают стихи, заранее подготовленные дети)
Чтоб здоровье сохранить,Организм свой укрепить,Знает вся моя семьяДолжен быть режим у дня.
Следует, ребята, знатьНужно всем подольше спать.Ну а утром не лениться —На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,И почаще улыбаться,Закаляться, и тогдаНе страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,С ними дружбы не води!Среди них тихоня лень,С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микробНе попал случайно в рот,Руки мыть перед едойНужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,Рыбу, молокопродукты —Вот полезная еда,Витаминами полна!
На прогулку выходи,Свежим воздухом дыши.Только помни при уходе:Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:Разболеться получилось,Знай, к врачу тебе пора.Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,В них и спрятаны секреты,Как здоровье сохранить.Научись его ценить!
Стих о здоровье для детейТот, кто с солнышком встаёт,Делает зарядку,Чистит зубы по утрамИ играет в прятки, —Тот спортивный человек,И вполне весёлый.Постарайся быть такимВ школе или дома.
Участие родителей в реализации первой части программы
О правильном питании просвещаю не только детей, но и родителей через родительские собрания, цель которых помочь преодолеть трудности в организации правильного питания их детей, воспитать культуру здоровья. На родительском собрании О здоровье - всерьёз в 1 - а классе родители были ознакомлены с целью и задачами программы, с её содержанием и методическим обеспечением. С родителями на родительском собрании мы рассмотрели основные ошибки в нашем питании.
Если мы исправим эти ошибки в питании, то в наших семьях будет здоровое, правильное питание – основа здорового образа жизни - к таким выводам пришли родители после проведённого собрания. Родители активно помогают делать задания из рабочей тетради, выполняют с детьми проектные и творческие задания, отвечают на вопросы анкет и тестов, участвуют во внеклассной работе .
Оценка эффективности работы
В 1 - а классе 26 учеников. Дети имеют нормальный вес .У всех детей основная группа здоровья по физкультуре.
На протяжении обучения в школе у учащихся 1 - а класса нет пищевых отравлений и пропусков занятий из-за желудочно-кишечных заболеваний.
Дети регулярно питаются, соблюдая Режим питания, стараются соблюдать правила гигиены и этикета в школьной столовой и дома, во время праздничных чаепитий.
Дети и родители из дополнительной литературы узнали много нового о продуктах питания, русских традициях, могут сознательно выбирать наиболее полезные продукты и оценивать свой рацион с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.
Дети получили возможность приобрести познавательные навыки и умения сотрудничать в ходе проектно –исследовательской и игровой деятельности.
Источники информации:
М.М.Безруких, Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильной питании / Методическое пособие – М.: Олма-Медиа Групп, 2007 г.
Д.Джонсон, Р.Джонсон, Э.Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве: Пер. с англ. СПб.: 2001.
Г.Зайцев, А.Зайцев. Твоё здоровье. – С-Пб.: 1997.
Н.Коростелёв. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987.
Витамины. Под редакцией Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974.
Е.В.Езушина. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008
В.Н.Касаткина, Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО Образование и здоровье, М.: 2007.
Калерин И. В. Поваренок. М.: Прогресс, 2001
Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М.: 2000
www.prav-pit.ru
Приложение №1
Дневник Мой день
Поне-
дельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскре-
сенье
Что я ел на завтрак
Что я ел на обед
Что я ел на полдник
Что я ел на ужин
Сделал ли я зарядку
Дошел ли я до школы пешком или ехал на транспорте
Сколько времени провел на свежем воздухе
Занимался ли в спортивном кружке или секции
Результаты анкетного опроса родителей.
(Темы программы, которые были интересны родителям )
кружок
Содержание программы
Внеклассная работа
Классные часы
Работа с родителями
Внешкольная деятельность
Чтение: создание сборников стихотворений, загадок, потешек и т.д.
Разговор о правильном питании
Кружок
Здоровая Россия — здоровые дети
Математика: решение задач по подсчету калорийности продуктов.
Окружающий мир: различные опыты, исследования, викторина о правилах выбора продуктов с опорой на срок годности
Классные часы и внеклассные мероприятия
ИЗО и технология
Физкультура: беседы о здоровом образе жизни
Познавательные игры
и викторины
Семья ребенка
Родительские собрания, лактории
Привлечение родителей в помощь детям (сбор информации, изготовление стенгазет)
Дегустация блюд
Семейные праздники, выставки семейного творчества
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Создать дипломы