Использование учебно-практических задач на уроках русского языка в 11 классе (75-летию Победы посвящается). Автор: Колотухина Галина Эдуардовна. Работа №164050
Колотухина Г.Э.
Использование учебно-практических задач на уроках русского языка в 11 классе (75-летию Победы посвящается)
Класс
11
Предмет
Родной язык
Тема
Текст. Функциональные разновидности языка
Этап урока
Закрепление знаний и способов действий
Задание
Учебно-практическая задача, направленная на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, на формирование ценностно-смысловых установок.
Задание для обучающихся: подготовьте текст обращения (советы, письмо, призывы, стихотворение), адресованный ветеранам войны, молодому поколению в связи с празднованием 75-летия Победы.
Этапы работы
I. Фото «Водружение советского флага над рейхстагом», автор – военный фотокорреспондент Евгений Халдей.(Приложение 1)
Обсуждение фотографии
- Как вы думаете, какое событие отражено на фотографии? (Захват Берлина, водружение советского флага над рейхстагом)
- Что такое рейхстаг? (Здание, где заседало государственное собрание)
- Когда произошло это событие? (ранним утром 1 мая 1945 года)
- Кто водрузил флаг над рейхстагом? (М. А. Егоров и М. В. Кантария водрузили штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, ставший впоследствии Знаменем Победы).
- Как вы думаете, почему мы сегодня обращаемся к этой фотографии? (2020 год – год 75-летия Победы над фашистской Германией)
Используя прием «Одним
словом», запишите
выводы в первый столбик таблицы.
Фото Е.Халдея
Рассказ В. Субботина
Пр.: флаг, победа, солдат, подвиг и т.д.
Чтение стихотворения
.
Не гремит колесница войны.
Что же вы не ушли от погони,
Наверху бранденбургской стены
Боевые немецкие кони?
Вот и арка. Проходим под ней,
Суд свершив справедливый и строгий.
У надменных державных коней
Перебиты железные ноги.
- О чем эти строки?
(Это стихотворение написано в мае 1945 года, называется «Бранденбургские ворота». Его автор - военный корреспондент Василий Субботин. В книге «Как кончаются войны» рассказывает о взятии Берлина, о том же самом событии, что и фото Е.Халдея).
Работа с текстом рассказа В. Субботина «Забытый солдат».
Прочитайте рассказ «Забытый солдат»
(Приложение
2)
, заполните
второй столбик таблицы.
Фото Е.Халдея
Рассказ В. Субботина
Пр.: флаг, победа, солдат, подвиг и т.д.
Пр.: флаг, победа, забытый солдат, подвиг и т.д.
Сравните и проанализируйте
записанное.
(Фотография с купола Рейхстага вошла в учебники, превратилась в узнаваемый всеми образ окончания войны. Но надо помнить, что она шла четыре года. 1418 дней. И каждый день у кого-то из наших солдат был свой Берлин и свой Рейхстаг. Нам нужно помнить КАЖДОГО солдата этой страшной войны).
Разделитесь
на группы (пары), с
планируйте свою
работу.
Задание для групп (пар)
Используя собственный жизненный опыт, текст рассказа В.Субботина подготовить обращение к ветеранам войны (признание, письмо, стихотворение, афоризм).
Используя собственный жизненный опыт, текст рассказа В.Субботина подготовить обращение к молодому поколению (советы, письмо, призывы, стихотворение).
Обсуждение заданий
.
Составление кластера.
Приложение 1
Приложение 2
Василий Субботин
Забытый солдат
Среди имен людей, бойцов и офицеров, бравших рейхстаг, забыто имя Пятницкого. Петра Пятницкого.
Между тем именно он первым выпрыгнул утром из окна дома Гиммлера, когда начался штурм — при первой атаке. Потом, у канала, под огнем, когда роты надолго залегли, встал солдат с красным полотнищем — только здесь он его развернул — и увлек за собою своих товарищей. Это был — Петр Пятницкий.
Вскоре из дома увидели: наши солдаты показались у подъезда, взбежали на ступени, и опять вспыхнуло знамя, а потом человек со знаменем упал.
Это был он, Пятницкий.
Знамя его поставили на рейхстаге рядом с другими знаменами, а его... Разные бывают судьбы, у него особая судьба.
Когда под вечер, после артиллерийской подготовки, атака была возобновлена и бойцы его батальона подбежали к рейхстагу, Пятницкий лежал перед подъездом с флагом в руках... И чтобы его не затоптали, его отнесли и положили у колонны... А потом о нем забыли. А когда хватились — его уже похоронили где-то в братской общей могиле. Вероятно, в Тиргартене.
Он уронил свое знамя перед самыми ступенями.
Петр Пятницкий — простой солдат, боец. Впрочем, насколько помнит это теперь его командир, за два-три дня до броска к рейхстагу ему присвоили младшего сержанта. Он был связным у комбата.
Мы тогда написали о нем в дивизионной газете, но дальше дивизионки это не пошло. А после имя его реже стало называться.
Он погиб и ничего этого не знает... Но живет в Брянской области, в деревне, его жена — вдова Евдокия Пятницкая и его теперь уже взрослый сын, и — как узнал я недавно — они все эти годы считают своего отца пропавшим без вести...
Он пришел к нам в дивизию незадолго до наступления на Висле... Это Пятницкий, когда выходила через наши тылы шнайдемюльская группировка и немцы отчаянно двигались по дороге вслед за танками, с автоматами, прижатыми у бедра, он ночью поставил свой пулемет на перекрестке и расстроил их плотную колонну... Об этом и о том, как поднимал он бойцов, залегших перед каналом на Кенигплаце, можно было бы рассказать подробно. Но я пишу только о том, как он бежал по площади и как погиб, чтоб знали вы, кто был этот солдат, упавший с флагом перед подъездом рейхстага...
Все чаще мы, знавшие его, говорим о нем, и судьба его не дает уже нам покоя.
Не будем забывать мертвых. Они делят славу с живыми.
Василий Ефимович Субботин (1921 – 2015) – русский писатель. Встретил войну на западной границе. Был башенным стрелком и заместителем политрука танковой роты. Принимал участие в освобождении Прибалтики, Польши. 150-ая Берлинская стрелковая дивизия, в рядах которой находился писатель, брала здание рейхстага. О войне писатель рассказал в книге прозы «Как кончаются войны».