Блокадный Ленинград в датах и цифрах (исследовательская работа) . Автор: Алексей Николаевич Науменко. Работа №164051
Министерство просвещения Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Марковская СОШ» Каменского муниципального района
Воронежской области
Блокадный Ленинград в датах и цифрах
(исследовательская работа)
Выполнил:
ученик 5 класса
МКОУ «Марковская СОШ»
Науменко Алексей Николаевич
Руководитель:
учитель математики
Мельникова Надежда Ивановна
Марки, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1.Блокада Ленинграда в датах и цифрах ……………………………..5
1.1 Что такое блокада ………………………………………………….5
1.2 Блокадный хлеб ……………………………………………………6
1.3 Дорога жизни ……………………………………………………….7
1.4 Родом не из детства – из войны …………………………………...9
Глава 2.Блокадный Ленинград в примерах и задачах ………………………13
2.1 Задания для устного счёта …………………………………………13
2.2 Задачи ……………………………………………………………….14
Заключение ……………………………………………………………………..17
Список использованных источников и литературы …………………………18
Приложение ……………………………………………………………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Враг снова вокруг Ленинграда
Замкнул огневое кольцо.
Узнали мы страшное слово «блокада»
И смерти взглянули в лицо…
О.Бергольц
Что такое война?
Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт
на их пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий, свист пуль. И всюду трупы людей, ещё недавно думающих о будущем и мечтаюших о любви и счастье.
Всё это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Почти не осталось свидетелей тех ужасных событий, но у нас есть их рассказы, исторические документы, художественные книги и фильмы о войне. Посмотрев с папой фильм «Дитя блокады», я был поражён мужеством и героизмом ленинградцев, отстоявших свой город в годы Великой Отечественной войны. В этом фильме меня очень взволновала судьба девочки Кати, у которой отец погиб на фронте, а мама умерла от голода. Катя, оставшись совсем одна, не только смогла выжить сама, но и спасла маленького мальчика, брошенного собственной матерью умирать в пустой, холодной квартире. И я задумался о том, а было ли детство в осаждённом фашистами городе, как жили, а вернее выживали люди в блокадном Ленинграде, чем занимались взрослые и как учились дети?
Наиболее точные и достоверные ответы на мои вопросы, я считаю, могут дать даты и цифры.
Цель моего исследования, доказать, используя факты и числа, какой урон нанесли фашисты городу Ленинграду, какие бесчеловечные условия жизни испытывали из-за блокады советские мирные жители и какие подвиги совершали во имя Победы.
Мы должны помнить о событиях, которые происходили в годы Великой Отечественной войны, знать даты и факты. В этом я вижу актуальность моей работы. Дело это откладывать никак нельзя, тем более, что 2020 год – год
75-летия Великой Победы.
Передо мной встали задачи:
1) собрать и изучить информацию о жизни людей блокадного Ленинграда,
используя различные источники информации;
2)проанализировать и обобщить собранную информацию;
3)продемонстрировать взаимосвязь математики с историей, использовать
собранную информацию для творческих заданий по математике.
Объектом исследования является жизнь людей в блокадном Ленинграде.
Методы исследования:
1) учебно – исследовательский (изучение и исследование литературы);
2)работа с интернет-ресурсами;
3) анализ и систематизация полученных результатов, составление творческих
заданий по математике.
Основными источниками для написания работы стали документы, книги,
газетные статьи, фильмы, интернет-ресурсы о блокадном Ленинграде.
БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД В ДАТАХ И ЦИФРАХ
Что такое блокада…
У каждого города своя судьба. Одни города, некогда пышные и блестящие, угасают, разрушаются, исчезают. Другие города, подобно легендарной птице Феникс, вновь восстают из руин и пепла. Третьи, кажется, живут вечно. Очень часто историю города пишут его жители своими судьбами. Такова военная история города Ленинграда, сегодняшнего Санкт- Петербурга.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград – её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряла бы свою мощь, лишившись Ленинграда. Но фашисты глубоко просчитались.
Ужасную участь готовил Гитлер городу Ленинграду. Он решил стереть его с лица Земли…Было предложено блокировать город путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолётов. Немцев поддерживала 200-тысячная финская армия, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии и Норвегии.
1941 год. 8 сентября. Понедельник. Все дороги, связывающие Ленинград со страной, перерезаны. «Из окружённого города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине, и приехать теперь никто не может в Ленинград. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. Когда город окружён врагами, это значит он в БЛОКАДЕ». [1]
Город оказался в блокадном кольце, а в нём 2544000 жителей, в том числе 400 тысяч детей. В пригородных районах находилось 343000 человек.
В 18 часов 55 минут вражеская авиация впервые подвергла Ленинград массированному налету. За три года блокады немецкая авиация совершила 272 воздушных налёта (из них 193 ночью). Было сброшено 69 613 зажигательных и 4686 фугасных бомб. Воздушная тревога объявлялась в городе 642 раза и длилась в общей сложности 702 часа.
17 августа 1943 года произошел самый длительный обстрел за все годы блокады, продолжительностью 13 час. 14 мин. В городе разорвалось более 2000 снарядов. За июль 1943 года средняя ежедневная продолжительность обстрелов составила 9 час. 14 мин.
19 сентября 1943 года произошла самая тяжелая бомбардировка города – было сброшено 528 фугасных и 2870 зажигательных бомб.
Блокадный хлеб.
После первой бомбёжки вспыхнуло 178 пожаров, охвативших продовольственные склады. Сгорело 3000 тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия.
На 12 сентября 1941 года наличие основных продуктов в городе составляло:
хлебное зерно и мука – 35 суток;
крупа и макароны – на 30 суток;
мясо и мясопродукты – на 33 дня;
жиры – 45 суток;
сахар и кондитерские изделия – на 60 суток.
Картофеля и овощей почти не было.
В связи с военным положением в городе были утверждены продовольственные карточки.
Нормы выдачи хлеба с 18 июля по конец сентября 1941 года:
рабочим – 800 граммов;
служащим – 600 граммов;
иждивенцам и детям – 400 граммов.
Нормы выдачи хлеба с 1 октября по 13 ноября 1941 года:
рабочим – 400 граммов;
служащим – 200 граммов;
иждивенцам и детям – 200 граммов.
Нормы выдачи хлеба с 20 ноября по 25 декабря 1941 года:
рабочим – 250 граммов;
служащим и членам их семей – 125 граммов.
Такие нормы привели к резкому скачку смертности от голода. За декабрь 1941 года умерло около 50 тысяч человек.
В конце декабря 1941 года нормы выдачи хлеба были повышены до 350 граммов рабочим и до 200 граммов остальным жителям города.
Муки в этом хлебе почти не было. Вот он, рецепт блокадного хлеба:
ржаная мука – 63%, солодовая мука –12%, овсяная мука– 8%, отруби – 8%, льняной жмых –8%, соевая мука – 4%, мука из затхлого зерна – 5%.
(Приложение 1)
Ленинградцы понимали, какой ценой доставался каждый грамм хлеба:
Хлеб, милые, не чёрный. Он ржаной,
Он ладожский, он белого белее.
Святой он… [2]
Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Зимой 1941 – 1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощённые голодом, измученные непрерывными бомбёжками, жили в неотапливаемых домах. Замёрзли водопровод и канализации. За водой ходили на набережную Невы.
Запасы продовольствия в Ленинграде заканчивались. Смерть входила во все дома. Число жертв голода и холода стремительно росло. Каждый день умирало более 4000 человек. Были дни, когда умирало 6−7000 человек. В январе-феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае − 50 000 человек, в июле − 25 000 человек, в сентябре – 7000 человек.
1.3 « Дорога жизни»
« Далеко за кольцом блокады тысячи советских деревень и городов. Там – большая земля. Там есть мука, мясо, масло. Но как их доставить в окружённый врагами Ленинград?» [3]
Только одна дорога, проложенная по льду Ладожского озера, связывала с сентября 1941 года по март 1943 года осаждённый город с большой землёй. По этой дороге под обстрелом противника привозили хлеб в город, а обратно увозили тяжелораненых, больных, стариков, женщин и детей. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». (Приложение 2)
Длина дороги составляла примерно 30 километров. На этом, сравнительно небольшом участке в тяжёлых условиях слаженно трудились десятки тысяч человек. Водители на «Дороге жизни» проявляли чудеса бесстрашия, выносливости и мастерства, работая под постоянным огневым воздействием противника и реальной угрозой провала под лед.
Уже 12 сентября, всего через 4 дня после начала блокады Ленинграда по Ладожскому озеру доставили первую партию грузов. Там было 60 тонн различных боеприпасов и 800 тонн продовольствия.
Всего в город по «Дороге жизни» доставили около 1 миллиона 615 тысяч тонн грузов – продовольствия, горючего и одежды. За время блокады по трассе через Ладогу из Ленинграда эвакуировали 1,3 миллиона человек.
Немецко-фашистское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать «Дорогу жизни». Но им это не удавалось. Она охранялась129 зенитными орудиями среднего калибра, 43 орудиями малого калибра и 97 зенитными пулемётами стрелковых частей, расположенных по берегам озера и вдоль трассы, бригадами морской пехоты, а также 4 истребительными авиаполками и защитными частями Ленинграда.
«Дорога жизни» постоянно ремонтировалась. Водолазы укрепляли её всеми возможными подручными средствами, ныряя под лёд и устанавливая там настилы и опоры. Это была далеко не просто широкая колея, проложенная по льду. Вдоль дороги устанавливали дорожные знаки. По пути следования грузовиков строили медицинские и обогревательные пункты. По дороге проходила телефонная и телеграфная связь.
Один рейс одной полуторки при полной загрузке обеспечивал дневной нормой продовольствия 5250 ленинградцев. Главный лозунг «Дороги жизни»тех дней:«Водитель! Борись за два рейса!»
Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля, то есть 152 дня. За это время было перевезено 361109 тонн различных грузов, в том числе 262419 тонн продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены: на 100 граммов – рабочим и инженерно-техническим работникам, на 75 граммов – служащим, иждивенцам и детям. В навигацию 1942 года – эвакуировано 540 тысяч человек; в 1942-1943 гг. – ледовая дорога работала 101 день, эвакуировано89 тысяч человек. (Приложение 3)
За время блокады на ледовой дороге было задействовано 4000 автомобилей. Каждая четвертая, а это 1000 машин, «не вернулись из рейса» — провалились под лед или были расстреляны немецкими самолетами. «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера, спасла Ленинград.
1.4 Родом не из детства - из войны.
Блокада…А сколько детей она убила. Сколько детских душ искалечила?! Ребёнок, прошедший через её ужас, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? Юным ленинградцам – детям осаждённого города пришлось вместе с взрослыми перенести всю трагедию блокады. Из 2544000 жителей Ленинграда, оказавшихся в кольце вражеской блокады, в городе оставалось около 400 тысяч детей. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, что происходит, почему нет папы? Почему мама постоянно плачет? Почему постоянно хочется есть? Почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище? Много детских «почему»? Но своим детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда и они должны с ней справиться.
Детством для тех детей были не игрушки и игры, а война. Слово «война» для них связано со словом «подвиг». Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы.
Несмотря на своё бедственное положение, Ленинград снабжал фронт вооружением. На Кировском заводе изготавливались танки, которые переправлялись по льду Ладоги самостоятельно. За первые полгода блокады город построил около 700 броневых машин. Осенью 1941 года на предприятиях города было изготовлено 39 реактивных минометных установок, на базе которых на Ленинградском фронте был сформирован реактивный минометный полк. Во втором полугодии 1941 года предприятия произвели 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 5000полковых и противотанковых пушек, около 10000 минометов, свыше 300000 снарядов и мин, более 80000 реактивных снарядов и бомб.
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие после особенно голодной зимы 1941-42 года цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы дети могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. Рабочий день длился у детей до 14 часов.
Но главным подвигом юных жителей города была учёба. Это было невероятно трудно холодно из-за морозов и голода. 39 ленинградских школ (в них обучалось около 2000 детей) работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние морозы. Опасен и тяжёл был путь в школу. На улицах рвались снаряды. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни школьники, ни учителя. В этих жутких условиях дети учились. Но, не смотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки, переходили из класса в класс. Разве это не подвиг?
Даже в самые тяжелые времена Советское командование не забывало о детях блокадного Ленинграда. В декабре 1941 года, для организации праздников в детских садах и школах, в Ленинград было доставлено 1000 ёлок. А по Ладоге, по «Дороге жизни», шофер Максим Твердохлеб под обстрелом вражеских истребителей (его машина получила 49 пробоин!) доставил с Большой земли порядка 5 тонн мандаринов. Сколько жизней спасли эти мандарины, подсчитать никто не берется. А насколько детские праздники подняли боевой дух в осажденном городе, вообще невозможно подсчитать. И такие новогодние праздники приходили в блокадном Ленинграде каждый новый год.
(Приложение 4)
В нашей Солнечной системе есть малая планета № 2127 по имени TANYA.
Так назвали её астрономы в честь девочки Тани, Тани Савичевой, которая
жила в блокадном Ленинграде. (Приложение 5)
Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В своей записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:
«Женя умерла 28 декабря в 12-30 утра 1941 г.»
« Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.»
«Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.»
«Мама 13 мая в 7-20 утра 1942 г.»
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».[4]
Умирающую Таню удалось увезти из Блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку и она вскоре умерла.
Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.
Более 5000 ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями за оборону Ленинграда.
На выезде из Ленинграда, там, где начинается дорога на Ладогу, стоит памятник «Цветок жизни». Это памятник всем детям, прошедшим сквозь ад блокады, выжившим и победившим её. А рядом с мемориалом «Цветок жизни» была высажена березовая роща: 900 деревьев – по числу 900 блокадных дней. (Приложение 6)
Блокада Ленинграда была прорвана в 1943 году.12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш" - во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана. 27 января 1944 года полное снятие блокады Ленинграда.
В этот радостный день Москва уступила Ленинграду право в честь снятия блокады произвести салют в ознаменование того, что город выстоял.
БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД В ДАТАХ И ЦИФРАХ
Память…Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей. Выросло не одно мирное поколение, но память о Великой Отечественной войне жива в наших сердцах. Проходит время, и чем дальше отделяет оно нас от тех страшных событий, тем ценнее эти воспоминания, тем актуальнее становится тема блокады Ленинграда.
В ходе своего исследования я узнал много фактов, дат и цифр о блокадном городе, которые меня потрясли. Мне хотелось донести до моих сверстников историческую правду о блокадном Ленинграде, используя даты и цифры. Для этого вместе с учителем математики мы составили задания для устного счёта и несколько исторических задач.
2.1 Задания для устного счёта.
1.Зима 1941-1942 годов. Блокадный Ленинград. Вычислите, сколько градусов
достигали морозы?
10,5 + 30,5 – 8 = (33)
2.Зима 1941-1942 годов. Блокадный Ленинград. Нет отопления, нет света. Вычислите, на сколько сантиметров промёрзли стены домов?
12,4 – 0,4 + 18 =(30)
3.Сколько часов подростки работали в сутки, помогали старшим, стояли у станков?
2,8 : 2 * 10 = (14)
4.Сколько школ работало в блокадном Ленинграде, узнаете, решив уравнение:
3х – 25 = 92(39)
5.Решите уравнение и вы узнаете, сколько тонн продовольствия было доставлено в блокадный Ленинград по «Дороге Жизни»?
(Х –0,997Х) *2 = 1572 (262000)
6.За 900 дней блокады в городе Ленинграде сигнал воздушной тревоги подавался 649 дней. Сколько дней было без артобстрела? (251)
2.2 Задачи.
Задача № 1. «Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Только 1/3 этого времени город не подвергался обстрелам. Округлите число 872 до сотен и вычислите, сколько дней продолжались вражеские обстрелы?» (300)
Задача № 2. «За три года блокады немецкая авиация совершила 272 воздушных налёта, из них 193 налёта - ночью. Сколько воздушных налётов было совершено днём? (79)
Задача № 3. «Дети и старики получали 1/8 часть буханки. Сколько граммов хлеба получали дети и старики, если буханка весит 1 кг?» (125)
Задача № 4. «Урок в блокадном Ленинграде продолжался 5/9 времени современного урока. Сколько минут длился урок в блокадном Ленинграде?»( 25)
Задача № 5. «Всего медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1,5 миллиона человек, из них почти 1% – дети. Сколько детей награждено медалью «За оборону Ленинграда»? (15000)
Задача № 6. «В состав блокадного хлеба входили:
ржаная мука – 63%,
солодовая мука – 12%,
овсяная мука– 8%,
отруби – 8%,
льняной жмых –8%,
соевая мука – 4%,
мука из затхлого зерна – 5%.
Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба, если он
весит 1 кг?»
Задача № 7. «На момент установления блокады в городе находилось 2 54400человек. Среди них были дети, они составляли 16%. 11/20 из них были подростками в возрасте 7 – 16 лет. Округлите число до сотен тысяч и узнайте, сколько подростков оставалось в блокадном Ленинграде?» (220000)
Задача № 8. «Осенью 1941 года на предприятиях города было изготовлено 39 реактивных минометных установок 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 5000 полковых и противотанковых пушек, около 10000 минометов. Сколько всего единиц боевой техники было изготовлено на предприятиях города?» (16290)
Задача № 9. «Дорога жизни» охранялась129 зенитными орудиями среднего калибра, 43 орудиями малого калибра и 97 зенитными пулемётами стрелковых частей. Сколько всего орудий охраняли «Дорогу жизни»? (269)
Задача № 10. «В Ленинграде во всесоюзном институте растениеводства в жестяных коробках хранятся пакеты с семенами почти всех растений Земли. Во время войны 14 ослабевших от голода сотрудников каждый день приходили на работу, чтобы сохранить от мороза, сырости, от крыс десятки тонн сортового зерна и картофеля. Никто из них не посягнул ни на один пакетик семян. В живых остались только 5 сотрудников. В институте хранились 1/50 миллиона образцов только одной пшеницы. Вычислите, сколько образцов пшеницы хранилось в институте?» (20000)
Задача № 11. На 1 км² городской территории пришлось в среднем 480 снарядов. Узнайте, сколько снарядов было выпущено на Ленинград во время блокады, если площадь Ленинграда составляла приблизительно 309, 375 км²? (148500)
Задача № 12. За годы блокады было разрушено 3174 здания, а повреждено на 3969 зданий больше. Сколько зданий города пострадало за годы блокады?(7143)
Задача № 13. Общая потеря города Ленинграда 1200000 человек. Из них 800000 человек погибли от голода, 16747 человек от бомбёжек, 38702 человек ранены, а остальные на полях сражения за город. Сколько человек погибло на фронте, защищая Ленинград? (344551)
Задача № 14. Особенно тяжёлым был день 19 сентября 1942 года. В этот день на город сброшено 528 фугасных бомб, а зажигательных на 2342 больше. Сколько всего бомб сброшено на наш город только 19 сентября 1942 года?(3398)
Задача № 15. В тяжелых условиях зимы 1941 г. по льду Ладожского озера стала действовать военно-автомобильная Дорога Жизни. С 19 декабря 1941 г. по 24 апреля 1942 г. было доставлено 760000 т. грузов, из них 53% продовольствия. С 20 декабря 1942 г. по 30 марта 1943 г. доставлено 318000т. грузов, из них 35% продовольствия. Сколько тысяч тонн продовольствия было доставлено в Ленинград по « Дороге Жизни?» (520100)
Надеюсь, что эти задачи помогут учащимся 5 класса повысить интерес к математике и истории нашей Родины. Их можно использовать как на уроках математики, так и на внеурочных занятиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память…Она неподвластна времени… Можно сосчитать, сколько лет, месяцев, дней длилась война, сколько было разрушено заводов и фабрик, сколько загублено человеческих жизней. Но как сосчитать количество горя и слёз, которые заставила пролить эта страшная война.
Каждый второй из ныне живущих россиян знает о блокаде Ленинграда из свидетельств её участников, из оставшихся от них писем, фотографий, документов, историй с фактами и цифрами.
Поставленные передо мной цели достигнуты. Я не просто узнал, как жили, чем занимались и как выживали люди в блокадном Ленинграде, но и использовал эти данные для составления творческих заданий к урокам математики.
Мы, как нация, живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память жила в нас. Мы, родившиеся в 21 веке, обязаны помнить, какой ценой для нас был завоёван мир.
Нет, слово МИР останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что люди миром называют,
Все станут просто жизнью называть.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
ССЫЛКИ И СНОСКИ
[1]. Ходза Н.А. Дорога жизни. Рассказы/ Н.Ходза. – Изд.:Ленинград «Детская литература», 1984, - 5 с.
[2]. Инбер В. Душа Ленинграда. Стихи/ В.Инбер – Гослитиздат, Москва, 1956. – 12 с.
[3]. Ходза Н.А. Дорога жизни. Рассказы/ Н.Ходза. – Изд.:Ленинград«Детская литература», 1984, - 8 с.
[4]. Рассказы о юных героях/ Сост. Р. Данкова. – М.: Издательство Оникс,
2012. – 165с.: ил. – (Библиотека российского школьника).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеев С.П. «Подвиг Ленинграда 1941-1945 гг.»/ С.П.Алексеев. – Изд. «Детская литература», 2014.-81 с.
2.Данкова Р.Е. Рассказы о юных героях/ / Сост. Р. Данкова. – М.: Издательство Оникс,2012. – 165с.: ил. – (Библиотека российского школьника).
3.Инбер В. Душа Ленинграда. Стихи/ В.Инбер –Гослитиздат, Москва, 1956. – 52 с.
4.Ходза Н.А. Дорога жизни. Рассказы/ Н.Ходза. – Изд.:Ленинград «Детская литература», 1984, - 71 с.
5.Чечин О.И. Ради тебя, Ленинград!/ Из летописи «Дорога жизни». М., «Молодая гвардия», 1977.-144.
6.Материалы сайта Ленинград Блокада Подвиг.
7.Материалы сайта Ленинград в годы войны.
Приложение 1
Блокадный хлеб
Приложение 2
Карта «Дорога жизни»
Приложение 3
«Дорога жизни»
Первый санный обоз отправляется в блокадный Ленинград по льду Ладожского озера. 24.11.1941 г.
Грузовые автомобили вывозят людей из блокадного Ленинграда
Приложение 4
Новогодние ёлки в блокадном Ленинграде
Приложение 5
Планета № 2127 по имени TANYA.
Приложение 6
Мемориал «Цветок Жизни»
900 берёз – 900 блокадных дней