диорама «Якутская дивизия на озере Ильмень» . Автор: Кынтояров Федор, Пахомов Саян. Работа №164059
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования им. Л.Е. Лукиной»
муниципального района «Горный улус» Республики Саха (Якутия)
Проект
Диорама настольного формата на тему:
«Якутская дивизия на озере Ильмень»
посвященная 75-летию Победы ВОВ
Авторы: Кынтояров Федя ученик 10кл, Пахомов Саян ученик 6 класса, воспитанники кружков МБУ ДО «ЦДО им.Л.Е. Лукиной»
МР «Горный улус» РС (Я)
Руководители: Егорова Розалия Семеновна, Максимова Татьяна Петровна, Тарасов Дмитрий Афанасьевич
педагоги МБУ ДО «ЦДО им.Л.Е. Лукиной» МР «Горный улус» РС (Я)
Начало работы над проектом: 14.01.2020 года.
Окончание работ над проектом: 19.03.2020 года.
с. Бердигестях, 2020г.
Введение
Тема проекта: «Якутская дивизия на озере Ильмень».
Актуальность: В 2020 году в России отмечают 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Диарама «Якутская дивизия на озере Ильмень» посвященная 75-летию Победы. Создали с целью сохранения исторической памяти и наследия через формирование интереса у детей и подростков к истории Родного края как части истории России, через формирование и воспитание на историческом примере бережного отношения к Малой Родине, формирование у детей и подростков на историческом материале гражданско–патриотических чувств и убеждений, воспитание любви к Родине используя знания и навыки технических дисциплин как робототехника, информатика, моделирование, черчение и химия. А также создание диорамы является мотивацией для углубленного изучения истории через моделизм и детское прикладное творчество.
Проблема: Молодое поколение мало знает о героическом подвиге якутян погибших на озере Ильмень, также в просторах интернета и литератур информации практически нет о сражении на озере Ильмень, отсутствуют диарамы.
Цель проекта: Создание диорамы «Якутская дивизия на озере Ильмень» для визуальной демонстрации сражения.
Задачи:
Собрать и изучить информацию по теме проекта.
Подготовить материалы и инструменты для изготовления диорамы настольного формата.
Изготовить диораму настольного формата.
Продукт проекта: диорама настольного формата.
Использование продукта проекта: диораму можно использовать как наглядное пособие для демонстрации сражения на озере Ильмень для детей школьного возраста.
Объект исследования – озеро Ильмень.
Предмет исследования - создание диарамы сражения на озере ильмень.
Гипотеза: предполагаем, что использование диарамы в школе и дополнительном образовании повысит мотивацию учащихся, сделает обучение предметов интересным и познавательным.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на исследование, но и сделают выводы, подтверждая их действиями.
Практическая значимость проекта: повышение уровня знаний по химии, истории, информатике и черчении.
Новизна: педагоги ищут новые, наиболее эффективные способы изучения школьной программы, поэтому данный проект поможет найти применение для каждого учителя и ученика, улучшить свои знания.
Сроки реализации проекта:
Подготовительный этап:
14.01. 2020-23.01.2020г
г.
Основной этап:
24.01.
2020
-09.03.2020г
г.
Заключительный этап
: 10.03.
2020
-19.03.2020г
г.
Целевые группы:
дети и подростки 7-18 лет.
учителя и педагоги дополнительного образования.
Обоснование социальной значимости: Проект позволяет донести до экскурсантов исторические факты о сражение на озере Ильмень, где и как они сражались. Исторический материал должен преподноситься ярко, в легко запоминающейся форме. Создание условий для мотивации углублённого изучения истории через современные, привлекательные для детей формы - наглядные экспозиции в миниатюре, мастер-классы, использование digital-инструментов - делает проект особенно интересным для целевой аудитории. Бесплатное участие в мероприятиях проекта для всех целевых групп создаёт дополнительные благоприятные условия для повышения интереса к историческим и техническим материалам.
При разработке проекта использованы следующие эмпирические методы исследования:
Одно из перспективных направлений моделирование – это метод, при котором исследуется не сам объект, а его заменитель – модель.
Наблюдение – это метод познания, направленный на изучение свойств объекта исследования. Только при целенаправленном, объективном и систематичном наблюдении возможно получение точных результатов.
Измерение – позволяет просчитать численные значения.
Эксперимент – один из наиболее востребованных методов в науке. При этом
исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.
План работы:
1. Сбор информации.
2. Подготовка материалов и инструментов для изготовления диорамы настольного формата.
3. Изготовление диорамы настольного формата.
Используемые материалы и инструменты:
1) Картон
2) Пластилин
3) Медная проволока
4) Ножницы, линейка, кисточки, фольга
5) ДСП
6) Клей разного типа
7)Водоэмульсия
8) Акриловая краска
9) Лобзик
10) Пластик
11) Бумага разной структуры
12) Набор лего
13) Перманганат калия
14) Глицерин
Теоретическая часть
Что такое диорама?
Диорама - особая разновидность изобразительного искусства. Она дает возможность широко показать место действия. Состоит диорама из двух элементов: живописного полотна и предметного плана.
Живописное полотно - основной элемент диорамы - расположено полукругом. Впереди устанавливается предметный план, составляющий с живописным полотном как бы одно целое. Это создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.
В диораме фигуры людей и предметы могут быть меньше их натуральной величины.
Бригады, сформированные в Уральском военном округе из якутян - охотников, прибыли на Северо-Западный фронт 15 февраля 1943 года и почти сразу вступили в бой.
Противник находился на высоком ильменском берегу, а якутские стрелки вынуждены были наступать на открытом пространстве по замёрзшему Ильменю. При подходе к берегу на якут была обрушена артиллерия, одновременно шли бомбёжки с воздуха. Во второй половине дня части 2-го и 3-го батальонов, развивая наступление из д. Ретлё, отбили деревни Горка и Конечек. После этого они предприняли атаку с фланга на немецкие позиции в д. Устрека, чтобы выручить 1-й и 3-й батальоны. Однако эта попытка была сорвана немецкой контратакой из района Буреги - Солобско.
К концу дня немцы, подтянув резервы, предприняли вторую атаку, поддержанную авиацией и артиллерией. В ходе неё остатки 2-го и 3-го батальонов, истратившие боеприпасы, были выбиты из занятых деревень и прижаты к берегу. Командир 2-го батальона был ранен. Штаб корпуса потерял связь с батальонами. К вечеру 23 февраля 19-я бригада имела до 30% потерь в личном составе. Ночью батальоны отошли и через озеро вернулись в пункт сосредоточения.
25 февраля 19-я бригада была переброшена в район Взвода С 27 февраля по 2 марта бригада участвовала в боях за Балагиженскую укреплённую позицию.
В боях за Ильмень, продолжавшихся до 10 марта, бригада понесла огромные потери и была расформирована, остатки её влились в 150-ю стрелковую дивизию, которая прошла путь до Берлина и штурмовала рейхстаг. [2]
Цветы к памятнику воинам - якутянам, погибшим на озере Ильмень, возложили в День защитника Отечества в Якутске представители Ил Тумэна, правительства Якутии, ветераны Великой Отечественной войны, общественности и молодежи Якутска. "Ровно 75 лет назад 597 якутян в составе 19-й отдельной лыжной бригады форсировали 30 километров тонкого льда озера Ильмень. Большинство солдат не вернулось из боя. Мы помним и чтим наших ветеранов. Сегодня вся Якутия благодарит их за защиту, патриотизм и за мирное небо", - сказал в своей речи вице-премьер Якутии Михаил Гуляев[5].
Практическая часть
Мы начали свою работу с обсуждения плана создания диорамы. Основной замысел заключался в воссоздании эпизода описанного в литературах о сражении на озере Ильмень. Где основная масса солдатов были из Якутии. Поэтому диораму назвали «Якутская дивизия на озере Ильмень» посвященная 75-летию Победы ВОВ.
В период с 23 по 25 февраля 1943 года войска 27-й армии Северо-Западного фронта проводили наступательную операцию на всём фронте с целью разгрома старорусской группировки противника и выходом в направлении на Шимск.
Соединив умения и знания уроков как робототехника, моделирование, черчение и химия остановились на идеи - создание диарамы из вторичной переработки хлопчатобумажного материала и не нужных вещей, тем самым дать новую жизнь материалам.
В подготовительном этапе было испытано несколько вариантов папье-маше. Выбрали более подходящие клеи – ПВА и титановый клей.
Очень важно было правильно расположить всех героев на озере по отношению друг к другу. Поэтому мы сначала нарисовали на бумаге план. Очертили границы диорамы, нарисовали, где будут расположены стрелки на озере, расположение самолета, имитация взрыва и т.д.
Под основу для диорамы взяли из 5мм древесноволокнистой плиты (ДВП), где приклеили поверхность основание смесью вторичной переработки бумаги по технологии папье-маше. Приклеенная работа полностью высыхала через 24 часа, иногда подольше. И так клеили бумаги несколько раз. Затем всю поверхность и основу покрасили не горючей белой краской, чтобы при наглядной имитации взрыва с образованием дыма и появлением огня при помощи химических веществ (самовозгорание вещества). Соблюдены все правила техники безопасности при химическом явлении. Под местом имитации взрыва сделали выемку из папье-маше, положили плотную фольгу.
Под основой наметили место передвижения командира отряда с красным флагом и солдата, вырезали выемку лобзиком под руководством руководителя. Затем приклеили механизм, собранный из конструктора лего с моторчиком. Моторы EV3 входят в состав образовательной и домашней версии набора Lego Mindstorms Education EV3. Этот большой мотор EV3 и один средний мотор EV3. Если двигатель расположить так, чтобы вращающаяся часть находилась справа внизу, то вращение двигателя происходит по часовой стрелке при заданных положительных значениях скорости и против часовой стрелки, когда заданные значения скорости отрицательны. Большой мотор EV3 чаще всего используется для передвижения робота. Робот в данном случае был самодельный солдат и командир с флагом из папье-маше, который двигался к центру диарамы - имитировал хождение по льду. Чтобы придать эстетичный вид по бокам приклеили пластик, покрасили акриловой краской продолжение озера и небо тем самым расширили пространство.
Чтобы проверить механизм движения, сначала были созданы солдаты из пластилина. Затем по этим макетам лепили бойцов лыжной бригады 19-ой бригады из смеси по технологии папье-маше, основой которых служит медная проволока. Солдаты одеты в белую маскировочную одежду, стоят на лыжах. В руках каждого бойца имеется ружье, основа которого деревянная спашка, покрашенное акриловой краской.
Часть озера нарисовали в технике «Рисование пластилином», бомбежки из самолета - взрывы на озере, также выполнены из смеси по технологии папье-маше. Расставили солдатиков и закрепили вражеский самолет к боковой стойке - немецкий самолет Мессершмитт Bf 109.
Ход работы представлено в виде таблицы в приложении №1.
Выводы
Основную информацию создания диорамы собрали в интернет источников. Изучили информацию по теме сражение на озере Ильмень.
Исследовали технология папье-маше. Остановились на технологии папье-маше из яичных лотков и коробок с добавлением клеев разных видов.
Выбраны материалы и инструменты для изготовления диорамы настольного формата: для основы солдатов выбрали медную проволоку, т.к. такая проволока хорошо держит форму. 50% диарамы состоит из смеси папье-маше. По технологии моделирования создали немецкий самолет Мессершмитт Bf 109.
Изготовили диораму «Якутская дивизия на озере Ильмень» настольного формата размером: длина – 105см, ширина – 42см, высота – 47 см.
Заключение
Работая над проектом, мы познакомились с историей сражения на озере Ильмень и техникой изготовления диорамы настольного формата. Углубили знания по истории, робототехники, моделирования и черчения, а также химии.
Может кто-нибудь найдет в нашей работе изъяны. Но мы точно знаем, что работали на совесть. Выполненная работа нам понравилась.
Главным итогом нашей работы является то, что мы смогли проявить себя в командной работе, слушать друг друга, уступать другим и быть ответственным и терпеливым. Наше творчество и выдумка воплотились в выполнении данного проекта.
Источники
Википедия
/ статья про Ильмень
https
://
ru
.
wikipedia
.
org
/
wiki
/%
D
0%98%
D
0%
BB
%
D
1%8
C
%
D
0%
BC
%
D
0%
B
5%
D
0%
BD
%
D
1%8
C
Википедия
/ статья Якутские стрелки
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8
Сайт Сетевого издания "YSIA.RU"
http://ysia.ru/v-yakutske-otdali-dan-pamyati-yakutyanam-zashhishhavshim-otechestvo-na-ozere-ilmen/
Сайт
comgu
n
/ Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление»
http://www.comgun.ru/collection_museum/2550-muzej-diorama-kurskaya-bitva-belgorodskoe-napravlenie-chast-1-diorama-ognennaya-duga-23-foto.html
Информационно - аналитический портал
SakhaNews
https://www.1sn.ru/206281.html
Википедия
/ статья
Мессершмитт
Bf
109
https://ru.wikipedia.org/wiki/Messerschmitt_Bf.109
Приложение №1 Ход работы
№
Ход работы
Фото
1
Выбор основы 5мм древесноволокнистой плиты (ДВП) и по технологии папье-маше из бумаги лепим. Сохнет полностью через 24 часа. После каждого высыхания, лепим еще раз тонким слоем, тем самым укрепляем основу (всего 5 раз).
2
Создание героев ВОВ - солдатов.
Шаблоны сделаны из пластилина. По этим размерам лепили солдатов из смеси по технологии папье-маше, основой которых служит медная проволока.
3
Через 24 часа, после высыхания красим всех солдатов водоэмульсионной краской. Затем акриловой краской красим лицо, лыжи и оружья.
Солдаты одеты в белую маскировочную одежду, стоят на лыжах. В руках каждого бойца имеется ружье, основа которого деревянная спашка, покрашенное акриловой краской.
4
Выбор механизма. Моторы EV3 входят в состав образовательной и домашней версии набора Lego Mindstorms Education EV3.
Чтобы лучше держало основу приклеили титановым клеем бортик из пенопласта.
5
Настроить движение солдатов. Под основой наметили место передвижения командира отряда с красным флагом и солдата, вырезали выемку лобзиком под руководством руководителя. Затем приклеили механизм термоклеем, собранный из конструктора лего с моторчиком. Командир с флагом двигается по диагонали от левого края к центру, а солдат стоит на месте крутится на 180 градусов.
6
Центральный вид диарамы сделали отдельно от боковых, чтобы было удобно запускать механизм из лего.
Немецкий самолет смоделировали из картона, после покраски прикрепили боковой вертикальной стойке. Под бомбой положили фольгу и приклеили, затем прокрасили водоэмульсионной краской.
7
Наглядная имитация взрыва с образованием дыма и появлением огня при помощи химических веществ (самовозгорание вещества). Соблюдены все правила техники безопасности при химическом явлении. Под местом имитации взрыва сделали выемку из папье-маше, положили плотную фольгу.
8
Сборка боковой части диарамы по технологии центральной части
9
Для наглядного увеличения пространства покрасили вертикальные стены как имитация неба и продолжения озера акриловой краской.
10
Диарама в готовом виде