МБОУ СОШ №3 им. С.А.Погребача, г.Кумертау. Автор: Рита Николаевна Якупова. Работа №164092
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Сергея Александровича Погребача" городского округа города Кумертау Республики Башкортостан
Исследовательская работа на тему:
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПОДАЧИ ВОЛЕЙБОЛЬНОГО МЯЧА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Выполнила: учитель физической культуры
ЯКУПОВА РИТА НИКОЛАЕВНА
2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...
3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ ..
5
Анатомо-физиологические особенности школьников среднего возраста
.........................................................................................................
5
Основные элементы техники выполнения подач в волейболе
…...
..
10
Содержание программного материала по волейболу в школе………
16
Средства и методы обучения технике подачи волейбольного мяча на уроках физической культуры ………………………………………….
.
21
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………...
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...
33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Волейбол - один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силою и ловкостью и выносливостью.
В учебном процессе волейбол используется, как важное средство обшей физической подготовки учащихся. Программой по волейболу предусматривается приобретение учащимися теоретических сведений, овладение основными приемами техники и тактики, приобретение навыков участия в игре и в организации самостоятельных занятий [8].
Регулярные занятия волейболом вырабатывают у учащихся дисциплинированность, исполнительность, коммуникабельность, воспитывают чувство долга, товарищества, коллективизма и взаимопомощи и т.д. Во время учебных занятий и соревнований ученик привыкает подчинять свои личные интересы интересам команды. Среди технических приемов, особое место занимают подачи. Высокий уровень владения подачами может сразу принести команде очки или прием мяча после подачи бывает настолько затруднен, что противник лишается возможности эффективно осуществлять нападающие действия. А это облегчает подающей команде организацию защитных действий [18].
В современном волейболе подача считается решающим элементом игры. У каждого волейболиста должен быть основной способ подачи, который он применяет в игре, и который служит ему средством нападения. Однако он должен владеть и другими способами. Это важно с тактической точки зрения – чередование способов затрудняет противнику прием мяча. Поэтому специалисты в этом виде спорта активно разрабатывают новые способы обучения подачам, ищут более совершенные пути и средства овладения этим техническим элементом [13].
В настоящее время существует большая необходимость в разработке вопросов, касающихся техники выполнения и методики обучения подачам и различным видам упражнений при изучении базовых спортивных игр. Существует потребность в оптимизации процесса обучения подачам мяча. Но есть недостаточность знаний о путях, средствах и методах ее решения. Постоянным должен стать поиск активных методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых[16].
Цель работы: проанализировать процесс обучения технике подачи волейбольного мяча на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте.
Исходя из цели работы, сформулированы задачи:
Описать анатомо-физиологические особенности школьников среднего возраста.
Охарактеризовать
о
сновные элементы техники выполнения подач в волейболе
.
Определить
с
одержание программного материала по волейболу в школе
.
Рассмотреть
основные средства
и
методы обучения
технике подачи волейбольного мяча на уроках физической культуры
в
средне
м
школьно
м
возраст
е.
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
Анатомо-физиологические особенности школьников среднего возраста
Средний школьный возраст совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирование интересов, склонностей, вкусов [3].
Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации.
Основная направленность физического воспитания подростков - формирование интереса к систематической, спортивной и оздоровительной подготовке. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование спортивного характера, его умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей [17].
Подростковый возраст приходится на 12-16 лет (мальчики 13-16 лет; девочки 12-15 лет) и характеризуется усилением окислительных процессов, резко выраженными эндокринными сдвигами, усилением процесса полового созревания. Интенсивный рост и увеличение всех размеров тела получили название второго ростового скачка, или второго «вытягивания».
Границы этого возрастного периода нельзя считать строго установленными, поскольку начало и завершение полового созревания, в зависимости от ряда факторов, могут сдвигаться в сторону более старшего или младшего возраста. Кроме того, было установлено, что по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам, ибо у последних начало полового созревания относится к предшествующему периоду развития (второе детство), тогда как у мальчиков процесс полового созревания только начинается в это время [22].
Рост и развитие скелета. В среднем школьном возрасте происходит ускорение роста и развития в связи с половым созреванием. Увеличиваются половые различия. Продолжается окостенение скелета. К 14-16 годам в позвоночнике появляются новые точки окостенения.
Верхние и нижние поверхности тел позвонков окостеневают в 15-16 лет. В этом же возрасте происходит срастание нижних отрезков грудины. К 10-13 годам завершается окостенение запястья. Окончание развития скелета руки у подростка женского пола на 2 года раньше, чем у подростка мужского пола. Окостенение сесамовидных костей обычно начинается с 13-14 лет. С 13-14 лет преобладает развитие лицевого скелета во всех направлениях и складываются характерные черты физиономии. С 12 лет и до взрослого состояния ежегодный прирост лицевого черепа составляет 2-3мм. К 15 годам базилярная часть затылочной кости сливается с основной. С 12 лет окружность черепа увеличивается ежегодно на 4 мм [14].
В период полового созревания отмечается наибольший прирост головы, у девочек к 13-14 годам, а у мальчиков к 13-15 годам. К 12-13 годам грудная клетка имеет все особенности взрослой, но отмечается меньшими размерами. Окружность груди в 15 лет у мальчиков в среднем 80 см, у девочек - 77,5 см. Темпы нарастания груди меньше темпа роста тела в длину. Отношение окружности груди к весу тела постоянно и равномерно уменьшается. Вес тела нарастает с возрастом быстрее, чем окружность груди. У девочек с 13 лет рост грудной клетки опережает ее рост у мальчиков. С 12 и до 14-15 лет у девочек увеличивается интенсивность роста поперечного размера входа в малый таз [2].
Рост и развитие нервной системы. К 15 годам вес головного и спинного мозга почти достигает веса взрослого человека. Продолжается рост пирамидных клеток. Мозговой конец двигательного анализатора достигает почти полного развития. Ввиду совершенствования торможения улучшается контроль над эмоциями. Продолжительность сна уменьшается до 9 часов [11].
Время активного внимания, при отсутствии утомления, возрастает до 30 минут. На 1 см отодвигается ближайшая точка ясного виденья, и на 2 диоптрии уменьшается аккомодация глаза. Острота слуха наивысшая с 14 до 19 лет.
Развитие двигательного аппарата. В 12-15 лет происходит усиленный рост мышц и образование массивных волокон. Вес мышц по отношению к весу тела у подростка 15 лет составляет 32,6%. К 13-15 годам становая сила увеличивается у мальчиков на 60%, а у девочек на 70%.. мускулатуру необходимо развивать равномерно, так как чрезмерное развитие одной из мышечных групп задерживает рост костей в длину [27].
Упражнения типа подскоков и прыжков способствуют удлинению трубчатых костей. Сгибатели и разгибатели мышц рук развиваются в основном одновременно, а разгибатели ног и туловища - быстрее, чем сгибатели. Сила мышц правой и левой сторон туловища и конечностей имеет большое значение для формирования осанки.
Более высокие показатели физического развития у подростков и юношей спортсменов объясняются тем, что систематическая мышечная деятельность стимулирует процессы обмена веществ в организме. В восстановительном периоде после значительных энергетических затрат, связанных со спортивной нагрузкой, в тканях откладывается больше веществ, чем их было до начала работы, то есть происходит так называемая суперкомпенсация энергетических затрат [24].
Изменение крови и системы кровообращения. К 14-15 годам состав крови приближается и взрослому. Количество эритроцитов и лейкоцитов такое же, как у взрослых. Количество нейтрофилов доходит до 60,5%, а лимфоцитов - 28%.
Вес сердца в 14-15 лет доходит у мальчиков до 183 грамм, а у девочек до 184,5 грамм. Следовательно, в периоде полового созревания он больше у девочек. К 13-14 годам объем сердца подростка достигает половины объема сердца взрослого. Частота пульса в покое с 12 до 15 лет уменьшается на 4-5 ударов в 1 минуту. Систолический объем возрастает с 33,5 до 41,5 см3, а минутный объем - с 2740 см3 до 3250 см3 [12].
К 15 годам среднее систолическое давление - 117 мм.рт.ст., а диастолическое - 73 мм.рт.ст. Электрокардиограмма подростка близка и взрослому типу. Так как кровеносные сосуды развиваются медленнее сердца и относительно сужены по сравнению с емкостью сердца, то при физической работе легко повышается кровяное давление, а вследствие повышения возбудимости симпатической системы значительно учащается сердцебиение и наблюдается аритмия. Поэтому физические упражнения нужно ограничивать, особенно при статическом усилии; например, при стоянии в течение 15-20 минут у здорового подростка иногда нарушается кровообращение.
Под влиянием систематической тренировки у юных спортсменов частота пульса становится несколько реже. В процессе выполнения мышечной работы объем веществ у подростков увеличивается в большей степени, чем у взрослых. При этом усиление кровообращения относительно больше, чем у взрослых, увеличение минутного объема крови достигается в основном за счет учащения сердцебиений [15].
При мышечной нагрузке кислородный долг у детей и подростков может быть очень значительным. Подростки старшего возраста способны с высокой интенсивностью выполнять физическую работу при нарастании кислородного долга, в то время как в более младшем возрасте организм менее приспосабливается к работе в анаэробных условиях и не может с прежней интенсивностью ее продолжать.
Дыхательная система. В период полового созревания легкие быстро растут. Их вес к 14-15 годам достигает 513-594 грамма. Частота дыхания снижается. Глубина дыхания в покое к 14-15 годам 300-375 см3, минутный объем в покое 4900-5400 см3, легочная вентиляция в покое 6500см3, жизненная емкость легких 2700-3000 см3. Потребность в кислороде возрастает в 1 минуту со 195 до 225 см3 [5].
При планировании занятий с подростками необходимо учитывать, что их аэробные возможности ограничены даже по сравнению с более младшими детьми. Поэтому развитие общей выносливости затруднено и центр тяжести занятий должен быть перенесен на развитие скоростно-силовых качеств, а так же ловкости.
Работоспособность в зонах большой и умеренной мощностей, где энергообеспечение зависит от своевременной доставки кислорода, также увеличивается. Это связано в первую очередь с уменьшением координации в деятельности вегетативных функций при мышечной работе.
Изменения, происходящие в морфофункциональном статусе организма, и прежде всего увеличение массы тела, сказывается и на процессах обеспечения организма энергией, что приводит к заметному возрастанию суточных потребностей в пище [3].
Подводя итог вышеизложенному мы можем сказать, что под влиянием систематической тренировки у юных спортсменов уменьшаются затраты энергии организма, связанные с выполнением стандартной нагрузки, у них в меньшей степени возрастает потребление тканями кислорода, чем у их сверстников, не занимающихся спортом (при такой же нагрузке).
Таким образом, следует учесть, что после максимальных напряжений обменные процессы протекают у юных спортсменов гораздо менее экономно и сопровождаются очень значительным усилением кровообращения. Это объясняется тем, что они способны переносить нагрузку большей интенсивности. Во время игры в баскетбол (в силу ее повышенной эмоциональности) возможны очень значительные сдвиги в функциональном состоянии организма юных игроков, не восстанавливающиеся длительное время. Поэтому при определении нагрузки в баскетболе необходимо учитывать не только функциональное состояние организма, но и степень эмоционального воздействия.
Основные элементы
техники выполнения подач в волейболе
Подача является техническим приемом, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Первое время значение подач сводилось к введению мяча в игру. По мнению многих авторов, постепенно они превратились в немаловажный нападающий приём, используемый командой, и значительно влияют на исход состязания. Подачи являются как бы первым звеном в цепи игровых действий. Чем эффективней подачи, тем положительней это сказывается в ходе игры для команды, перехватившей право подачи и тем самым инициативу. С подачи начинаются наступательные действия. При встрече двух равноценных команд от подачи может зависеть победа или поражение. Выполняя подачу, игрок должен стремиться, прежде всего: получить прямой выигрыш очков и достигнуть тактического эффекта при нецеленаправленном приёме мяча и вынужденной импровизации нападения. Выполнение подач, умелое, четкое, может затруднить противнику их прием, нарушить организацию его нападающих действий. Иногда подача приносит команде сразу очко. Это достигается точностью, силой и разнообразием подач [9].
Подача – единственный технический элемент, исполнение которого полностью зависит от игрока, а не определяется игровой ситуацией и взаимодействием с партнерами или противником. В определенном смысле, можно сказать, что подающий игрок владеет мячом – он сам выбирает место подачи, способ ее выполнения и решает, куда направить мяч. Это обстоятельство предъявляет самые высокие требования к техничному исполнению подачи.
Подачи, как и нападающие удары, не должны быть стандартными, так как противник быстро приспосабливается к их приему. Игрок может угрожать противнику и оказывать на него психологическое давление сменой способа подачи: может нарушать стройную систему защиты разнообразными подачами на точность, сильными, тихими, обманными [1].
По характеру подачи можно разделить на:
силовые
нацеленные
планирующие
Силовые подачи применяются для затруднения приема мяча с целью вызвать ошибку при приеме.
Особенностью нацеленных подач является направление мяча в уязвимые места площадки противника или на слабого игрока, чтобы затруднить действия команды противника.
Планирующие подачи опасны тем, что мяч может изменять траекторию своего полета в самых неожиданных направлениях.
Техника подачи состоит из исходного положения и трех последовательных фаз: подготовительной (подбрасывание мяча, замах), основной (ударное движение) и заключительной (опускание рук и переход к новым действиям). В современном волейболе используются прямые и боковые подачи с планирующей траекторией полета мяча. Нижняя прямая подача используется при начальной подготовке [16].
Важнейшая деталь техники подачи — подбрасывание мяча. Значительная часть ошибок в технике падает именно на эту часть подачи, которая во многом определяет последующее ударное движение. Для обеспечения наилучшего выполнения удара необходимо соблюдать следующие условия:
траектория движения мяча снизу-вверх должна
быть
возможно ближе к вертикальной, для чего кисть при подбрасывании во всех положениях параллельна опоре;
подбрасывание мяча необходимо выполнять плавным движением руки с постепенным нарастанием скорости — это способствует оптимальному регулированию формы траектории и высоты подбрасывания мяча;
замах осуществляют рукой назад в плоскости будущего ударного движения, при этом правое плечо отводят еще дальше назад. Одновременно с замахом игрок переносит вес тела на стоящую сзади ногу — проекция ОЦТ тела смещается к задней границе опоры. Обе ноги сгибают в коленях,
стоящая
сзади — несколько больше. Затем следует небольшая пауза
[20]
.
В основной фазе игрок выполняет встречное ударное движение, которое начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси и выведения вперед правого плеча. Несколько позже в работу включают ноги; разгибаясь в коленях, они поднимают тело игрока вверх, несколько продвигают его вперед и совместно с движением поворота создают начальную скорость движения бьющей руки. Затем включают правую руку: маховым движением выводят к месту встречи с мячом. Одновременно с выведением руки вес тела переносят на стоящую впереди ногу — проекция ОЦТ тела смещается к передней границе опоры. Удар по мячу наносят напряженной кистью так, чтобы мяч дальше двигался вперед и вверх. Пальцы должны обхватывать мяч и удерживать его от соскальзывания, кисть и предплечье в момент удара составляют единый рычаг [16].
Движения подбрасывания мяча, замаха и удара определенным образом сочетаются по времени выполнения. Возможны три варианта такого сочетания. В первом случае игрок сначала подбрасывает мяч, затем делает замах и выполняет удар по мячу. Такое сочетание характерно для начинающих игроков и не является оптимальным. Во втором случае игрок предварительно выполняет замах, затем подбрасывает мяч и производит удар. Такое сочетание характерно для выполнения подач на точность и некоторых видов планирующих подач. В третьем случае одновременно выполняют подбрасывание мяча и замах, затем следует удар по мячу [25].
Такое сочетание несколько сложнее в координационном отношении, но более совершенно по своей организации. После вылета мяча рука продолжает движение и вытягивается в направлении подачи; ноги при этом выпрямлены. Для контроля за направлением полета мяча можно использовать такой прием: игрок следит, чтобы глаз, кисть вытянутой руки и верхний край сетки составляли воображаемую прямую линию. В заключительной фазе наряду с опусканием рук можно сделать шаг на площадку, чтобы быстрее перейти к новым действиям. Существуют пять способов выполнения подачи [31].
Нижняя прямая подача. В исходном положении игрок стоит лицом к сетке, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, левая нога впереди. Мяч удерживается слегка согнутой левой рукой на уровне пояса. При замахе прямая правая рука отводится строго назад. Мяч подбрасывают на расстояние 20-30 см. Удар осуществляется встречным движением правой руки (основанием напряженной кисти) снизу - вперед - вверх примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит тяжесть тела на левую ногу. После удара по мячу рука выполняет сопровождающее мяч движение вперед.
Точность нижней прямой подачи обусловлена тремя основными факторами: направлением замаха – он должен быть строго назад, высотой подбрасывания – она должна быть невысокой) и точкой удара по мячу - она должна быть примерно на уровне пояса
[
25
]
.
Нижняя боковая подача. Удар по мячу наносят ниже оси плечевого сустава, стоя боком к сетке. Существуют два варианта выполнения этой подачи. В обычном варианте замах производят в направлении
вниз-назад
в плоскости, наклонной в опоре примерно под углом 45
°
. Правое плечо при
этом отводят назад и опускают. Удар осуществляют маховым движением правой рукой
сзади-вправо-вперед
, ее выводят под мяч так, чтобы место удара находилось примерно на уровне пояса. Ударяют по мячу напряженной согнутой кистью
снизу-сбоку
. После удара осуществляют сопровождающее движение, вытягивая руку в направлении подачи и фиксируя ее в таком положении. Второй вариант описывается в разделе «Особенности техники подач при их тактической реализации».
Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок стоит в высокой стойке лицом к сетке. Мяч удерживается на уровне груди, левая нога впереди. После подбрасывания мяча до 1 метра над головой (несколько впереди себя) игрок выполняет замах вверх - назад, прогибается и отводит плечо бьющей руки назад. Удар осуществляется прямой рукой несколько впереди игрока. Верхняя прямая подача имеет два варианта: с вращением и без вращения мяча (планирующая). Существенными элементами техники планирующей подачи являются: повышение точности удара по мячу, для чего левая рука с мячом поднимается до уровня плеча или выше, понижение высоты подбрасывания мяча до 0,5 метра, уменьшение амплитуды замаха. Главная задача при подаче без вращения – нанести удар в центр мяча, избегая вращательных движений кистью. При этом ударное движение может быть кратковременным и выполняться основанием напряженной кисти (плоская кисть) или относительно долговременным, при котором рука сопровождает мяч. Однако и в этом случае движение руки резко тормозят, чтобы избежать вращательного момента. Удар при этом наносится основанием не очень напряженной кисти. Переход в обучении от подачи вращением к подачам без вращения осуществляется по мере овладения техникой и развитием скоростно-силовых качеств обучающихся
[11
]
.
Верхняя боковая подача. Удар по мячу наносят выше оси плечевого сустава, стоя боком к сетке. Подбрасывают мяч на высоту до 1,5 м так, чтобы он находился почти над головой. Замах выполняют
вниз-назад
, значительно опуская правое плечо и сгибая правую ногу при переносе веса тела назад. В
ударном движении
правую
махом выносят по дуге
сзади-вверх
; при этом правое плечо поднимают вверх, оставляя левое в том же положении. Продолжая движение рукой вперед, игрок ударяет кистью по мячу несколько впереди себя (угол наклона вытянутой руки около 800) сзади и несколько снизу так, чтобы после удара мяч двигался вперед и вверх.
Верхняя прямая подача в прыжке с разбега. В последнее время применяют подачу в прыжке, при которой основа движений примерно такая же, как при прямом нападающем ударе с задней линии. Исходное положение игрока перед подачей в 3-5 м от лицевой линии в основной стойке. Мяч поддерживают обе руки чуть ниже пояса и подбрасывают одной или двумя руками вперед на высоту 3-5 м. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок, замах аналогично подготовительной фазе при прямом нападающем ударе. При относительно
невысоком
подбросе
мяча вверх - вперед разбег перед прыжком может быть с одного шага или с двух шагов.
Удар по мячу в фазе взлета игрока наносится сзади и чуть сверху хлестким движением кисти, мяч летит с вращением).
И ли закрепленной кистью в лучезапястном суставе, мяч планирует при ускоренном ударе или «укоротится» – при ударе с тормозящим эффектом
[1
1
]
.
Нарушения правил при подаче:
Игрок заступил ногой на пространство площадки.
Игрок подбросил и поймал мяч.
Мяч касается антенны, игрока подающей команды или не пересекает вертикальную плоскость сетки полностью через площадь перехода, выходит в аут.
Подача, совершённая до свистка судьи, не засчитывается и повторяется.
По истечении 8 секунд после свистка судьи мяч передаётся команде соперников
[
7
]
.
Следует отметить, что при равной игре выигрывает только тот, у кого подача сложнее и стабильнее. Поэтому, чтобы научиться хорошо подавать, надо определиться со «своей» подачей. У каждого игрока есть именно его коронная подача, которую он отрабатывает. Какую подачу выбрать? Конечно ту, которую игрок умеет подавать. И остановитесь на той, какую, чаще не принимают. Нельзя форсировать события – сразу изучать верхнюю прямую подачу, но и нельзя сводить всю работу к изучению и совершенствованию одного способа – той же верхней прямой подачи.
1.3 Содержание программного материала по волейболу в школе
Главная направленность уроков, построенных на материале волейбола,— содействовать решению задач физического воспитания школьников средствами волейбола, обучить основам навыков этой игры и привить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями во внеурочное время по месту жительства, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями. На уроках не готовят волейболистов, нельзя отдавать предпочтение тем учащимся, которые научились играть в волейбол в секции или спортивной школе. Более того, они должны помогать учителю в проведении уроков [23].
Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях. Содержание учебного материала уроков физической культуры состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого школьника. Вариативная часть содержания программного материала обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов не планирует изучение спортивных игр в начальной школе. С пятого класса начинается систематическое обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол (для мальчиков) [19].
В примерном распределении учебного времени на различные виды программного материала при трехразовых занятиях в неделю на спортивные игры в 5-9 классах отводится по 18 часов (уроков). На уроках по волейболу в данных классах начинается изучение и закрепление элементов техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, подачи, прием и др.) Изучаются защитные и нападающие действия. Одновременно продолжается процесс развития координационных способностей. Обучение сложной технике приемов игры в волейбол основывается на приобретенных в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках [18].
Успех обучения обеспечивается умелым применением на уроках волейбола подводящих и подготовительных упражнений. В возрасте 12-13 лет техническое и тактическое обучение тесно связано с развитием координационных способностей. В 5-9 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей.
В 5-7 классах на уроках волейбола изучается программный материал, направленный на овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.); комбинации из основных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).
Материал, направленный на освоение техники приема и передач мяча: в 5-7 классах передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу над собой, нижняя прямая подача, передачи и приемы мяча после передвижения, верхняя прямая подача, передача двумя руками сверху в прыжке, передача сверху за голову в опорном положении, прямой нападающий удар. В 8-9 классах передача мяча над собой, нижняя прямая подача мяча, прием подачи, отбивание мяча кулаком у сетки, передача мяча у сетки, передача в прыжке через сетку, передача мяча сверху, стоя спиной к цели, прием мяча, отраженного сеткой, прямой нападающий удар [18,23].
Продолжается изучения программного материала в 5-9 классах, направленного на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: в 5-6 классах игра по упрощенным правилам мини волейбола, игры и игровые задания с ограниченным числом игроков и на укороченных площадках; в 8 классе игра по упрощенным правилам волейбола.
Для 5-7 классов в программу включен материал для развития координационных способностей, развитие выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей: упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости; челночный бег; метания в цель различными мячами; упражнения на быстроту и точность реакции; прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые в сочетании с бегом, прыжками; эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом; бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма; игровые упражнения с набивным мячом в сочетании с прыжками, бросками мячей в цель и на дальность.
Для 5-9 классов программа содержит материал по овладению техникой нижней прямой подачи, прямого наподдающего удара, закрепление техники перемещений, освоение тактики игры, развитие организаторских способностей, планирование самостоятельных занятий. Изучаются нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки, нижняя прямая подача через сетку, прием подачи, нижняя прямая подача в заданную часть площадки, прямой наподдающий удар после подбрасывания мяча партнером, прямой наподдающий удар при встречных передачах, комбинации из основных элементов прием, передача, удар, элементы техники перемещений, тактика свободного нападения, игра в нападении и защите, правила самоконтроля [18,28].
В силу универсальности волейбола как средства физического воспитания упражнения из его арсенала в той или иной мере применяются практически во всех формах физического воспитания, предусмотренных школьной комплексной программой по физической культуре. В физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня средства волейбола применяются на удлиненных переменах и во время ежедневных физкультурных мероприятий в группах продленного дня. Во внеклассной работе по волейболу организуются спортивные секции, а также группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ для учащихся, пожелавших заниматься волейболом. В общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях волейбол включается в ежемесячные дни здоровья, внутришкольные соревнования, физкультурные праздники и туристские слеты и походы. Выбор средств здесь весьма широк: от отдельных упражнений и подготовительных к волейболу игр до двусторонней игры и соревнований по волейболу—в зависимости от названных выше форм физического воспитания и условий проведения занятий [29].
Известно, что учебная работа по волейболу в течение учебного года осуществляется преимущественно в первой и четвертой четверти, количество уроков распределяется примерно поровну. Уроки, на которых изучаются приемы игры в волейбол, планируются подряд, в этом случае эффективность обучения будет больше [19].
В отдельных случаях возможно изучение волейбола в третьей четверти, когда уроки сдвоены для лыжной подготовки и по каким-либо причинам не могут быть проведены на открытом воздухе.
Следует практиковать самостоятельные занятия учащихся и домашние задания, в которые включены упражнения для развития физических качеств, совершенствования техники игры, проведения подготовительных к волейболу игр и двусторонней игры в волейбол.
В содержании примерных уроков отражается главным образом материал для основной части урока. При повторении изученного ранее надо ориентироваться по конкретному контингенту учащихся, их подготовленности и т. д.
Итак, в 5 классе учащиеся должны изучить основные способы перемещений в волейболе; рациональные исходные положения для выполнения приемов игры волейболиста; изучить передачу мяча сверху двумя руками; освоить игры, подготовительные к волейболу.
В 6 классе продолжается обучение перемещениям и стойкам, изучаются приставные шаги правым и левым боком вперед, лицом и спиной вперед, обращается внимание на скорость перемещения различными способами; закрепляется навык передачи мяча сверху двумя руками; начинается обучение приему мяча снизу двумя руками [6].
В 7 классе совершенствуют навыки перемещения в сочетании с передачей двумя руками сверху и приемом мяча двумя руками снизу; закрепляется навык передачи мяча сверху двумя руками и приема снизу двумя руками; приступают к изучению подачи мяча нижней прямой.
В 8 классе изучают передачу мяча сверху двумя руками во встречных колоннах и многократно над собой; отбивание мяча кулаком через сетку; нижнюю прямую подачу; прием подачи; также учащиеся осваивают умение играть в волейбол в три касания. На уроках повторяется материал 5-7 классов.
В 9 классе изучают передачу мячи сверху двумя руками во встречных колоннах: у сетки и через сетку; передачу мяча через сетку в прыжке: передачу мяча сверху двумя руками, стоя спиной и направлении передачи: прием мяча, отраженного сеткой; многократный прием снизу: нижнюю подачу на точность; командные тактические действия: в нападении - со второй передачи через игрока передней линии, в защите — уступом вперед.
Обучение главным образом направлено на прочное овладение навыками подачи, приема подачи, нападающего удара и блокирования, а также на изучение тактических действий в нападении и защите -индивидуальных, групповых и командных [29].
Эффективность уроков также во многом зависит от организации учащихся при выполнении заданий. Важную роль здесь играет использование инвентаря и оборудования. Для успешного проведения уроков по волейболу совершенно недостаточно иметь только несколько волейбольных мячей и сетку, т. е. площадку. Надо иметь набивные мячи, мячи на амортизаторах, держатели мяча, подвесные мячи, подставки (широкая скамейка) для блокирования, гладкую стену с мишенями. Спортивный зал или площадка должны быть оборудованы так, чтобы можно было установить дополнительные сетки: параллельно центральной сетке (в этом случае зал должен иметь сетку, штору, разделяющую зал на два отделения) или перпендикулярно основной сетке. Это зависит от размеров спортивного зала.
Таким образом, учебный материал школьной программы физического воспитания по разделу «Волейбол», содержащий специально подобранные упражнения, подвижные игры и задания с мячом, создает неограниченные возможности для обучения двигательным действиям и совершенствования физических способностей. В соответствии с возрастом, программа содержит рациональный и доступный материал для обучения техническим приемам игры в волейбол и тактической подготовке, направленной на эффективные действия в игровой обстановке.
Средства и м
етоды обучения
технике подачи волейбольного
мяча на уроках физической культуры
Специфика волейбола требует, чтобы в методике его обучения были отражены следующие направления: - совершенное овладение рациональной техникой и разнообразие механических способностей, используемых в игровых ситуациях; - развитие специальных физических способностей, способствующих эффективности выполнения технических приемов; - совершенствование индивидуальных и командных тактических действий [21].
Что касается техники подачи, которая производится в соответствии с требованиями, указанными в правилах, а именно: подающий игрок становится за площадкой, позади лицевой линии, подбрасывает мяч и ударом одной руки по мячу переправляет его на сторону противника. Выполняя любую подачу, игроку следует принять устойчивое положение, плавно подбросить мяч, следить, чтобы работа рук, ног и туловища была согласована, внимательно наблюдать за мячом и стараться точно ударить. Ударять надо по той части мяча, которая расположена с противоположной стороны желаемого направления полета мяча. При подаче любым способом, удар совершают ладонью руки, кисть при этом напряжена в лучезапястном суставе. Рука в момент удара по мячу выпрямлена. После удара рука свободно продолжает движение вперед в том же направлении, как и желаемое направление мяча. Подбрасывание мяча вверх чаще производится одной рукой.
В начальном периоде обучения подачам мяча целесообразно упражняться в ударах по подвешенному мячу, осваивая согласованность в движениях ног, рук и туловища. Вслед за этим изучают подбрасывание мяча, а затем удар. Здесь применяют имитационные упражнения и упражнения у стены. Игрок подбрасывает мяч, ударом направляет его в стену и ловит после отскока. Далее подача выполняется на партнера, который ловит мяч руками. При этом развивается навык выходу под мяч и точность подачи, а также увеличивается плотность занятий, так как мячи реже падают на пол. В дальнейшем имитационные и подводящие упражнения заменяются специальными упражнениями в подачах через пониженную сетку с укороченного расстояния. Затем мяч подается с места подачи через сетку нормальной высоты [4].
При обучении подачам мяча соблюдается следующая последовательность: сначала нижняя прямая подача, затем нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя боковая подачи. Техника выполнения подач проста, для изучения ее не требуется расчленение на отдельные элементы, и поэтому она изучается в целом виде. Первоначальное обучение подачи необходимо проводить в упрощенных условиях, с постепенным приближением к игровым.
На первом этапе методики обучения необходимо дать подробную информацию о подачах, а так же обязательно показать действие в сочетании с рассказом. Для формирования первых двигательных ощущений необходимо дать учащимся выполнить подачу. На начальном этапе обучения подачам мяча большое значение играют общеразвивающие и подготовительные упражнения. Основными задачами данных упражнений являются: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие силы рук, ног, туловища, развитие скорости сокращения мышц, развитие гибкости [7].
На втором этапе разучивается правильность движений без мяча. Для этого можно использовать следующие команды: «Принять исходное положение», «Принять положение замаха», «Произвести удар». После изучения движений без мяча проводятся броски различными мячами. Внимание обучающихся обращается на правильность исходного положения, замаха, ударного движения и дополнительно на правильный выбор момента броска и правильную траекторию полета мяча после него.
Следующим этапом изучения является выполнение подачи с ударом по неподвижному мячу. При этом основное внимание обращается на правильность соприкосновения руки с мячом и последующее сопровождение. Прежде чем перейти к обучению подачи по движущемуся мячу, отдельно изучается подбрасывание мяча. Для этого мяч несколько раз подбрасывают вверх на определенную высоту с последующим падением на землю. При этом мяч должен падать каждый раз в одно и то же место [13].
После овладения подбрасыванием можно перейти к ударам по мячу. И, наконец, перейти уже к изучению подач в целом виде с подбрасыванием мяча. Одним из вариантов освоения техники подачи могут быть следующие упражнения:
1. Подача в определенную зону площадки.
2. Подача после нескольких приседаний, прыжков.
3. Поточное выполнение нескольких подач подряд в различных направлениях.
4. Выполнение нескольких подач с различного расстояния от лицевой линии.
5. Поточное выполнение нескольких подач различными способами и в разных направлениях.
6. Подача на скорость с учетом точности (в виде эстафет) [11, 25].
Другие упражнения для разучивания подач представлены ниже.
1. Вначале занимающиеся располагаются на боковых линиях площадки с тем, чтобы выполнять подачу между партнерами поперек площадки. Это способствует привлечению внимания занимающихся к выполнению движений в момент подачи. А если их сразу поставить на место подачи, то они во что бы то ни стало, стремятся перебить мяч через сетку, чаще всего выполняя это неверным движением, приобретая неправильный навык и удлиняя время освоения подачи.
2. То же упражнение в парах, но уже через сетку, с постепенным увеличением расстояния так, что один из партнеров подходит к лицевой линии площадки. Только освоив технику подачи, научившись соразмерять свои усилия удара по мячу с расстоянием его полета и добившись некоторой точности направления подачи, можно расположить занимающихся на лицевых линиях площадки. Во время выполнения подач поперек площадки нужно определить, кто из занимающихся с переходом на лицевые линии размещается за линией, а кто располагается ближе к сетке, с тем, чтобы этим облегчить их действия.
3. Для совершенствования техники подач с лицевой линии используются различные ориентиры. Например, кольцо, укрепленное на подставке. Занимающие производят многократное выполнение одного и того же способа подачи с попаданием в кольцо. Так же при совершенствовании техники подачи надо вводить соревновательные моменты (очки или баллы, в зависимости от точности попадания в ориентиры). Соревнования могут проводиться как группами, так и индивидуально. Например, на каждой стороне площадки чертится круг радиусом 0,5 метра, где находится игрок той команды, которая производит подачу. Подача должна производиться на этого игрока, игрок ловит мяч, быстро передает его под сеткой своей команде, и все, не выходя из круга. На его место встает другой игрок из этой команды. Выигрывает та команда, которая за определенное время наберет больше очков. При индивидуальном соревновании каждый игрок должен подать без ошибок десять подач в быстром темпе. Допустивший ошибку начинает все сначала. Победитель тот, кто первый выполнит десять подач [26].
В процессе обучения вначале изучается верхняя прямая подача. Игрок становится лицом к партнеру, который находится на противоположной боковой линии площадки, и выполняет подбрасывание мяча. Затем, подняв ударяющую руку в положение замаха, выполняет то же подбрасывание, нацеливаясь ударяющей рукой и определяя место, в котором будет нанесен удар по мячу. Освоив правильное направление подбрасывания мяча с движением ударяющей руки в положение замаха, занимающийся выполняет удар, преследуя цель точно попасть ладонью по мячу в нужном по высоте и удалению от себя месте. Но если занимающийся перестает точно попадать ладонью по мячу в нужном положении, амплитуду движения руки необходимо снова уменьшить до минимума. С освоением основного механизма движения при этой подаче занимающийся переходит за лицевую линию для продолжения работы над точностью полета мяча с падением его в пределах площадки [13].
Рассмотрим комплекс упражнения по обучению технике верхней прямой подачи.
Согласно классификации средств обучения различным техническим приемам, все упражнения подразделены: на обще развивающие, подготовительные, подводящие и упражнения по технике (специальные). Обучение начинается с азов: показа и объяснения этого способа подачи, а затем с помощью расчлененного метода стали обучать их правильному начальному положению и важнейшей детали техники – подбрасыванию мяча. Только после освоения структуры движения при подбрасывании мяча приступили к изучению удара по мячу и согласованию работы отдельных звеньев тела в ударном движении. При этом особое внимание было обращено на точность движений, умение волейболистов контролировать их, а также переключать внимание с цели на мяч и наоборот. В начале обучения подачам упражнения выполняются в упрощенных условиях [30].
Подготовительные упражнения.
Комплекс подготовительных упражнений для обучения подачам должен включать упражнения для укрепления мышц рук, груди и брюшного пресса, броски набивного мяча, упражнения с сопротивлением партнера, с резиновым амортизатором.
1. Попеременное пружинистое отведение прямых рук назад из исходного положения – одна рука вверху.
2. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и с максимальной быстротой, вперед - назад. То же, но в лицевой плоскости. То же, но в исходном положении наклона вперед, «Мельница».
3. Упражнение с резиновым амортизатором. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение рук из-за головы вверх и вперед. То же, одной рукой (правой и левой).
4. Стоя на амортизаторе, руки внизу, поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение их назад. То же, но круги руками.
5. Подвижная игра «перестрелка». Команды по 6-10 человек располагаются на площадке. У каждой команды по одному, два баскетбольных или футбольных мяча. Задача: используя любой способ броска мяча (желательно из-за головы), перебросить его через сетку команде соперника. Побеждает команда, на площадке которой не будет ни одного мяча.
6. Отталкивания от пола, от скамейки, с сопротивлением партнера, на время.
7. Броски набивного мяча весом 1-2 кг двумя руками из-за головы с максимальным прогибом в грудной части при замахе.
8. То же, но сидя на полу.
9. Броски набивного мяча 1 кг одной рукой сверху (в парах). Внимание акцентируется на движении прямой рукой. Очень важно при этом выполнять броски с ограниченной амплитудой движений руки: не опускать ниже уровня плеч после броска сверху.
10. То же, но толчки набивного мяча одной рукой без предварительного замаха.
11. Броски набивного мяча через сетку (нижний край сетки не закреплен) на точность (преподаватель определяет зоны площадки). То же, но определяется техника броска с ограниченной амплитудой замаха или без замаха (толчком) [31].
Подводящие упражнения.
1. Имитация подачи мяча. Внимание акцентируется на согласовании движений туловища и рук.
2. Обучение подбрасыванию мяча. Следует помнить, что высота подбрасывания мяча обуславливается уровнем развития скоростно-силовых возможностей учащихся (компенсация недостатка силы амплитудой замаха). Высокое подбрасывание отрицательно влияет на точность подачи и достижение точного удара в среднюю часть поля, что, в свою очередь, отрицательно влияет на полет мяча без вращения.
3. Удар по подвешенному мячу. Внимание акцентируется на движение прямой рукой. Удар наносится основанием ладони.
4. Подачи в стену на расстоянии 6-9 метров. Высота отметки на стене – 2,5-3,5 метра. Мяч должен коснуться стены выше отметки.
5. Ударные движения верхних подач по мячу на резиновых амортизаторах.
6. Игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 8-10 метров. Один подбрасывает мяч 5-10 раз, другой контролирует выполнение. В дальнейшем одновременно с подбрасыванием игрок делает замах.
7. Расположение игроков то же. Игрок с мячом принимает начальное положение для подачи, подбрасывает мяч и выполняет удар в направлении партнера. Следует обращать внимание на согласованность работы звеньев тела, а также на высоту траектории полета мяча.
8. Занимающиеся располагаются парами по обе стороны сетки в 5-6 метрах от нее. Игрок с мячом принимает начальное положение, подбрасывает мяч и выполняет подачу. При овладении подачей с избранного места следует постепенно увеличивать расстояние до сетки, чтобы со временем подавать с лицевой линии [28].
Специальные упражнения.
1. Игроки поочередно выполняют подачу с лицевой линии. Вначале ставят задачу – перебить мяч через сетку, затем – подавать в левую или правую часть площадки. Здесь необходимо следить за тем, чтобы подача через сетку не вызывала чрезмерных усилий, искажающих структуру техники.
2. Подача с изменением траектории полета мяча.
3. Подачи с изменением направления полета мяча: в правую и левую части площадки.
4. Подачи с изменением расстояния полета мяча: укороченные – в зону площади атаки и удлиненные – в зоны площади защиты.
5. Подачи на точность, по зонам площадки (зоны следует очертить мелом): в три продольные части (4-5, 6-3, 1-2 зоны); в каждую из 6 зон; к боковым линиям (2,0-0,5 м); к лицевой линии; на партнера, располагающегося в различных точках площадки; два партнера стоят рядом, расстояние от 2,0 до 0,5 м – мяч направляют между ними. Необходимо помнить, что точность подачи во многом обусловлена направлением замаха бьющей по мячу руки, при верхней прямой подаче – локоть ближе к направлению мяча.
6. Соревнование на большее число подач в пределы площадки. То же, на точность.
7. Подача на силу. На этом этапе занимающиеся должны хорошо усвоить технику подач. Сила удара – оптимальная, но исключающая грубые погрешности в технике. Подача в прыжке.
8. Соревнования на большее количество подач на силу в прыжке.
9. Подачи после подготовительных интенсивных упражнений (прыжков, ускорений, кувырков и т.п.). В этом упражнении очень важно разделить учащихся на 2 группы с тем, чтобы исключить простой в очереди. Одна группа выполняет серию подготовительных упражнений, другая – выполняет подачи. Через 10 минут учащиеся меняются местами.
10. Подачи после выполнения других приемов игры: передач, блокирования, атакующих ударов, приема в падении.
11. Соревнования на точность выполнения игровых приемов.
12. Соревнования на эффективность подач и приема подач. Эффективность подач и приема определяется по очковой системе: мяч принят к сетке – одно очко подающему игроку и два принимающему игроку, не принят в площадь атаки – два очка подающему игроку и одно принимающему игроку, ошибка при подаче или приеме (включая подачу «не в коридор») – ноль очков. После того, как стоящий на приеме примет подачи своей подгруппы, он становится подающим. Итоги подводятся после того, как каждый занимающийся побывает в роли принимающего.
13. То же, но после выполнения серии других приемов игры. Например: перед подачей учащийся выполняет три прыжка с имитацией блока.
14. Подготовительные игры 3×3 с использованием подач, приема подач, передач и отбиваний мяча через сетку. Площадка делится на 2-3 части вертикальными линиями. Счет ведется как при игре в волейбол. Эффективная подача в волейболе основной прием, без которого не может начаться игра [13,28].
Тактическую направленность упражнениям придают задания по способу и направлению подачи в ответ на сигнал. Основная задача упражнений по тактике – научить волейболиста выбрать способ подачи и направление с учетом конкретной игровой обстановки, чтобы выиграть очко или затруднить прием мяча, затруднить команде соперника реализацию ее тактического плана.
Таким образом, подачам надо уделять внимание на каждом занятии. Если это не входит в задачу занятия, то в конце его занимающиеся выполняют 10-20 подач. В процессе подготовки требования постепенно повышаются: от нижней подачи до более сложных подач: на силу, планирующих, в прыжке [8].
ВЫВОДЫ
Из анализа научно-методической литературы выявлено, что подростковый возраст - это период
максимальных темпов роста всего организма
. П
роисходя
т изменения
в строении и функциональном состоянии организма
: о
тношение окружности груди к весу тела постоянно и равномерно
уменьшается; в
ес тела нарастает с возрастом быстрее, чем окр
ужность груди; легкие быстро растут, ч
астота дыхания снижается
,
объем сердца подростка достигает половины объема сердца взрослого.
В этот период п
роисходит рост самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к
абстрактному
, быстро развивается вторая сигнальная система.
Для применения рациональной методики обучения необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма
[1
2
]
.
Выделены основные характеристики техники выполнения и э
ффективность применения различных пода
ч(
прямые и боковые, верхние и нижние, с планирующей траекторией и в прыжке), а также значение правильного освоения техники их выполнения, состоящей из трех последовательных фаз: подготовительной (подбрасывание мяча, замах), основной (ударное движение) и заключительной (опускание рук и переход к новым действиям). Правильное выполнение подачи необходимо не только для результативного использования, но и для обеспечения безопасности во время выполнения приема. Как известно, травмы плеча преследуют волейболистов, именно из-за недостаточного владения техникой подачи.
Выявлено, что содержание программного материала по волейболу в школе осуществляется преимущественно в первой и четвертой четверти учебного года, количество уроков распределяется примерно поровну. Обучение в основном направлено на закрепление навыков подачи, приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками, нападающего удара и
блокирования, а также на изучение тактических действий в нападении и защите
-и
ндивидуальных, групповых и командных.
[1
8
].
Определено, что
при обучении любому способу подачи метод
ы
и последовательность подводящих упражнений и упражнений по технике примерно одинаковы
:
- Развитие специальных физических способностей, обеспечивающих эффективное выполнение подачи (подготовительные и обще развивающие упражнения);
- Овладение отдельными компонентами навыка, составляющими технический прием (подводящие упражнения);
- Соединение компонентов в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике);
- Совершенное овладение различными вариантами и способами подач (упражнения по технике и тактике);
- Умение целесообразно применять верхнюю прямую подачу в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двухсторонние игры и соревнования).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Айрапетьянц
, Л.Р. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка) / Л.Р.
Айрапетьянц
, М.А. Годик. - Т: Изд-во им. Ибн Сины, 2004. - 165
с
.
Антонова, В.А. Возрастная анатомия и физиология / В.А.Антонова.- М.: Высшее образование, 2011. – 192
с
.
Балашова, В.Ф. Физиология человека: тестовый контроль знаний / В.Ф. Балашова // Методическое пособие. - М.: Физ. культура, 2010.- 128
c
.
Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 528 с.
Безруких
, М.М. Хрестоматия по возрастной физиологии: Учеб. пособие для студентов
выш
. учеб. заведении / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер.
-М
.: Издательский центр "Академия", 2002. - 288 с.
Березин, А.В. Методика физического воспитания учащихся: пособие для учителя / А.В. Березин, А.А.
Зданевич
, Б.Д. Ионов и др.
;
под ред. В.И. Ляха. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 125 с.
Бутенко
, Б.И. Специализированная подготовка волейболиста / Б.И.
Бутенко
. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 442
с
.
Волков, Л. В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом / Л.В.Волков //
Автореф
.
дис
.
.
. .
д
-
ра
пед
. наук: 13. 00. 04. М.: 1989. - 38 с.
Градополов
, К.В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры / К.В.
Градополов
. - М.: Физкультура и спорт, 2005. -289
с
.
Генов, Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф.П. Генов. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 178
с
.
Гераськин
А.А. Основы обучения технике игры в волейбол
:
учебное пособие / А. А.
Гераськин
, И. А. Рогов, Б. П. Сокур, Т. А. Колупаева.
— Омск
:
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. — 280
c
.
Григорьева, Е. В.
Возрастная анатомия и физиология
:
учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва
:
Издательство
Юрайт
, 2020. — 182
с
.
Железняк, Ю.Д. Волейбол: У истоков мастерства / Ю.Д.Железняк, В.А.
Кунянский
/ Под ред. Ю.В.
Питериева
– М.: Издательство (ФЛИР -
бресс
), 2006. - 338с.
Караулова
, Л.К. Физиология / Л.К.
Караулова
. - М.: Академия, 2011.- 378
с
.
Кислицын
, Ю.Л. Физическая культура / Учебник / Ю.Л.
Кислицын
, Н.В. Решетников, Р.Л.
Палтиевич
. — М.: Академия, 2015. – 176с.
Лепёшкин,
В.А. Оптимизация обучения волейболу / В.А. Лепёшкин // "Физическая культура в школе". -2008. - №2. - С.4-7.
Любимова, З. В.
Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т. 2 опорно-двигательная и висцеральные системы
:
учебник для академического
бакалавриата
/ З. В. Любимова, А. А. Никитина. — 2-е изд.,
перераб
. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт
, 2019. — 372
с
Лях, В.И. Физическая культура. 1-11 классы. Ученик для образовательных учреждений / В.И. Лях, – М: Просвещение, 2012. – 365
с
.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 421
с
.
Межман
, И. Ф. Научись играть в волейбол
:
учебное пособие / И. Ф.
Межман
. — Самара
:
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. — 335
c
.
Мишин
, Б.И. Настольная книга учителя физической культуры / Б.И. Мишин. – М.: АСТРЕЛЬ, 2003. – 346с.
Островская, И. М. Анатомо-физиологические особенности детского возраста / И.М. Островская. - М.: Государственное издательство медицинской литературы,
2013
. - 236
c
.
Певицына
, Л. М. Как построить урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС / Л. М.
Певицына
// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- 2013.- № 2 (15).- С. 91-97 .
Савченков, Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков / Ю.И. Савченков. - М.:
Владос
, 2014. -
735
c
.
Свиридов, Л.В. Волейбол
:
энциклопедия / В. Л. Свиридов. — М.
:
Издательство «Спорт», Человек, 2016. — 624
c
.
Тертычный
, А. В. Волейбол для 12-13-летних: учебно-методическое пособие / А. В.
Тертычный
, В. Т.
Тертычная
. — Новосибирск
:
Новосибирский государственный технический университет, 2013. — 127
c
.
Федюкович
, Н.И. Анатомия и физиология человека / Учебник / Н.И.
Федюкович
. -
Рн
/Д
: Феникс, 2013.- 510
c
.
Фомин, Е. В. Волейбол. Начальное обучение / Е. В. Фомин, Л. В.
Булыкина
. — Москва
:
Издательство «Спорт», 2015. — 88
c
.
Хафизова, Г. Н. Урок физической культуры - урок радости и здоровья / Г.Н. Хафизова // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 77-79.
Холодов, Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб
.
п
особие для студ.
высш
. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480с.
Шулятьев
, В. М. Волейбол
:
учебное пособие / В. М.
Шулятьев
, В. С.
Побыванец
. — Москва
:
Российский университет дружбы народов, 2012. — 204
c
.