воспитатель. Автор: Артемьева Светлана Леонидовна. Работа №165865
Роль ДОУ в воспитании у дошкольников
чувства гражданственности и патриотизма.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей. Растить из детей граждан, глубоко и преданно любящих свою страну, - важнейшая задача каждого педагогического коллектива.
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Поэтому большое значение мы придаём совместной работе с родителями. От родителей и педагогов зависит, как раскрыть ребёнку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает потом в чувство любви к Родине. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей на благо общества; отношения людей, раскрывающие ребёнку наш образ жизни; общественные события. Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.
Мы хотим поделиться своим опытом по воспитанию у детей чувства гражданственности, патриотизма, любви к Родине. Вопросы патриотического воспитания всегда очень сложны. Недаром замечательный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что «воспитание гражданина – одна из сложных проблем не только теории, но и практики педагогического процесса» (1, с. 117).
Перед собой мы ставим следующие задачи:
- формирование духовно- нравственных отношений, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего края;
- воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа;
- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Большое значение в воспитании гражданственности и патриотизма мы придаём совместной работе с родителями. На консультациях, в беседах с ними уточняем очень важное положение: окружающая жизнь тогда воспитывает, когда ребёнку правильно объясняют суть общественных явлений. Ведь дошкольник ещё не способен сам понять их.
Рекомендуем родителям в разговоре с детьми непременно подчеркивать: как хорошо и приятно, когда о нас уже позаботились люди. Это они - почтальоны, продавцы, водители - встали раньше нас, чтобы побеспокоится о других. Стараться показать общественную значимость труда взрослых, подчеркнуть: от того, как каждый из них трудится, зависит благополучие других людей. Так же мы рекомендуем родителям в выходные дни организовывать прогулки и экскурсии по городу. Это прекрасное средство Воспитания у детей любви к своему городу, своей стране. Отсюда берёт своё начало чувство гражданственности.
Проводится большая работа по знакомству детей с гербом, флагом, гимном нашей страны, знакомимся с национальностями, проживающими в России, проводим беседы по картинам о необъятных просторах нашей Родины, читаем произведения о Родине, обычаях, традициях людей, живущих в нашей стране, разучиваем песни, танцы народов России.
Мы широко используем все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с пословицами, поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Важное место в приобщении детей к народной культуре в работе по воспитанию гражданственности занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением животных, птиц, насекомых, растений.
Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Изучая её, дети увлекаются национальным изобразительным искусством.
Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию гражданственности и патриотизма у детей. В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому мы проявляем корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, художников, музыкантов и писателей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти «Иванами, не помнящими родства».
Мы стараемся донести до детей, что Родина – это страна, где человек родился и живёт, что земля, моря, реки, поля, леса и озёра – всё это тоже Родина. Родная природа – один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования её красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – всё это источник формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в её образах воплощается Родина.
Воспитывая у ребёнка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на всё прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты.
Чтобы обеспечить дошкольникам целостное восприятие окружающего мира, мы решили использовать в своей работе мини – музеи.
Что такое мини – музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляют к настоящим музеям. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сёстры. Они участвуют в обсуждении тематики, приносят экспонаты, подбирают материалы, пополняют их своими творческими работами. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей – результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей.
На данный момент у нас три мини – музея: «Волшебница вода», «Планета цветов», «Лучший друг». Каждый из них содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.
При создании наших мини – музеев мы ставили целый комплекс задач, среди которых и задачи по воспитанию гражданина:
Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детско
му саду, родному городу;
Формировать чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам
земли и общественному достоянию;
Вызывать в ребёнке чувств
о гордости за достижения страны;
Воспитывать
любовь и уважение к людям труда;
Расширят
ь представления детей о Родине.
В музее воды мы знакомим детей с водой в природе, различными водоёмами, водными животными и растениями, разными состояниями воды, с проблемой охраны водоёмов и причинами их загрязнения; показываем значение воды в жизни животных, растений и человека; учим детей правилам поведения во время отдыха на реке, море; воспитываем бережное отношение к воде.
В мини – музее «Планета цветов» ребята знакомятся с разнообразием и красотой цветов, их значением в жизни животных и человека. Здесь воспитывается бережное отношение к миру растений. Дети учатся видеть прекрасное в каждой травинке, в каждом лепестке, в каждом цветке. Из этих моментов встреч с прекрасным вырастает большое чувство восхищения красотой природы нашей Родины. Недаром В.А. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: от любования прекрасным и понимания прекрасного – к созданию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты; через красивое к человечному.
При создании музея «Лучший друг» приоритетной задачей являлось воспитание чувства ответственности за братьев меньших, будь то собачка или крохотная рыбка. И тогда малыши, повзрослев, с такой же ответственностью будут относиться к своей семье, дому, городу, стране.
Использование данных подходов позволит сформировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Литература:
1. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.