воспитатель. Автор: воспитатель ☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼. Работа №165876
Как воспитать гражданина своей Родины?
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой одной из задач воспитания личности ребенка является ознакомление с малой Родиной и др. сделали акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Особое место уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно - патриотического воспитания. Данная тема актуальна, но решается не полностью. Задача воспитания в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине решается формально. Поэтому очень много приходиться дорабатывать, использовать дополнительную литературу. Изучая литературу по данному вопросу, я решила, что действительно вопрос нравственно-патриотического воспитания очень важен.
Изучением социально-педагогических проблем гражданственности, нравственности и культуры занимались Н.И. Аполлонов, Ш.А. Амонашвили, А. А. Аронов, В.Г. Ананьев, Ю.П. Азаров, П.К. Ахаян, Л.И. Божович, М.И. Богомолова, B.C. Библер, A.M. Виноградова, А.В. Ковалев; роль семьи в формировании истинного гражданина своего отечества проанализирована в работах О.С. Гаманина, Г.Д. Гачева, А.Д. Жарикова, И.Я. Ильина, Б.Т. Лихачева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, И.Н. Музалева, Л.Ф. Островской, В.А. Сухомлинского и др.). Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности. Согласно теории К.Маркса и Ф.Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю. В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования Жуковской, Виноградовой, Козловой. В Беларуси - И.Е. Никоновой. В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Поэтому большое значение мы придаём совместной работе с родителями. От родителей и педагогов зависит, как раскрыть ребёнку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает потом в чувство любви к Родине. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей на благо общества; отношения людей, раскрывающие ребёнку наш образ жизни; общественные события. Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.
Мы хотим поделиться своим опытом по воспитанию у детей чувства гражданственности, патриотизма, любви к Родине. Вопросы патриотического воспитания всегда очень сложны. Недаром замечательный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что «воспитание гражданина – одна из сложных проблем не только теории, но и практики педагогического процесса» (1, с. 117).
Перед собой мы ставим следующие задачи:
- формирование духовно- нравственных отношений, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего края;
- воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа;
- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Большое значение в воспитании гражданственности и патриотизма мы придаём совместной работе с родителями. На консультациях, в беседах с ними уточняем очень важное положение: окружающая жизнь тогда воспитывает, когда ребёнку правильно объясняют суть общественных явлений. Ведь дошкольник ещё не способен сам понять их.
Рекомендуем родителям в разговоре с детьми непременно подчеркивать: как хорошо и приятно, когда о нас уже позаботились люди. Это они - почтальоны, продавцы, водители - встали раньше нас, чтобы побеспокоится о других. Стараться показать общественную значимость труда взрослых, подчеркнуть: от того, как каждый из них трудится, зависит благополучие других людей. Так же мы рекомендуем родителям в выходные дни организовывать прогулки и экскурсии по городу. Это прекрасное средство Воспитания у детей любви к своему городу, своей стране. Отсюда берёт своё начало чувство гражданственности.
Проводится большая работа по знакомству детей с гербом, флагом, гимном нашей страны, знакомимся с национальностями, проживающими в России, проводим беседы по картинам о необъятных просторах нашей Родины, читаем произведения о Родине, обычаях, традициях людей, живущих в нашей стране, разучиваем песни, танцы народов России.
Мы широко используем все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с пословицами, поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Важное место в приобщении детей к народной культуре в работе по воспитанию гражданственности занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением животных, птиц, насекомых, растений.
Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Изучая её, дети увлекаются национальным изобразительным искусством.
Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию гражданственности и патриотизма у детей. В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому мы проявляем корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, художников, музыкантов и писателей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса. Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти «Иванами, не помнящими родства».
Мы стараемся донести до детей, что Родина – это страна, где человек родился и живёт, что земля, моря, реки, поля, леса и озёра – всё это тоже Родина. Родная природа – один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования её красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – всё это источник формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в её образах воплощается Родина.
Воспитывая у ребёнка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на всё прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты.
Чтобы обеспечить дошкольникам целостное восприятие окружающего мира, мы решили использовать в своей работе мини – музеи.
Что такое мини – музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляют к настоящим музеям. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сёстры. Они участвуют в обсуждении тематики, приносят экспонаты, подбирают материалы, пополняют их своими творческими работами. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей – результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей.
На данный момент у нас три мини – музея: «Волшебница вода», «Планета цветов», «Лучший друг». Каждый из них содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.
При создании наших мини – музеев мы ставили целый комплекс задач, среди которых и задачи по воспитанию гражданина:
Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детско
му саду, родному городу;
Формировать чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам
земли и общественному достоянию;
Вызывать в ребёнке чувств
о гордости за достижения страны;
Воспитывать
любовь и уважение к людям труда;
Расширят
ь представления детей о Родине.
В музее воды мы знакомим детей с водой в природе, различными водоёмами, водными животными и растениями, разными состояниями воды, с проблемой охраны водоёмов и причинами их загрязнения; показываем значение воды в жизни животных, растений и человека; учим детей правилам поведения во время отдыха на реке, море; воспитываем бережное отношение к воде.
В мини – музее «Планета цветов» ребята знакомятся с разнообразием и красотой цветов, их значением в жизни животных и человека. Здесь воспитывается бережное отношение к миру растений. Дети учатся видеть прекрасное в каждой травинке, в каждом лепестке, в каждом цветке. Из этих моментов встреч с прекрасным вырастает большое чувство восхищения красотой природы нашей Родины. Недаром В.А. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: от любования прекрасным и понимания прекрасного – к созданию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты; через красивое к человечному.
При создании музея «Лучший друг» приоритетной задачей являлось воспитание чувства ответственности за братьев меньших, будь то собачка или крохотная рыбка. И тогда малыши, повзрослев, с такой же ответственностью будут относиться к своей семье, дому, городу, стране.
Использование данных подходов позволит сформировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Литература:
1. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.