Педагогический проект в старшей группе « Какие разные птицы!» . Автор: Мартынова Юлия Александровна. Работа №187432
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 «Огонек» комбинированного вида
города Искитима Новосибирской области
Педагогический проект
« Какие разные птицы!»
в старшей группе №2 «Утята»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Мартынова Ю. А.
Март – апрель 2019г.
Педагогический проект « Какие разные птицы!»
Автор проекта: Мартынова Ю.А.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели группы.
Тип проекта: краткосрочный (2 недели).
Вид проекта: познавательно-речевой.
Проблема: «Что мы знаем о птицах и что нового хотим о них узнать?»
Актуальность: «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать сознание маленькой личности, разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Какие разные птицы!» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Ребёнку очень интересно понаблюдать за миром птиц, узнать их повадки, запомнить названия.
Цель проекта: изучение детьми объектов живой природы – птиц, во взаимосвязи со средой обитания; вовлечь детей и их родителей в совместную деятельность, направленную на формирование познавательной сферы.
Задачи проекта:
1. Пополнить и обогатить знаний детей по теме «Птицы» (характеристика, внешние признаки птиц способы передвижения, особенностей обитания).
2. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
3. Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
4. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
5. Развивать любознательность детей в процессе наблюдения за птицами.
6. Развивать познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение) через художественное слово.
7. Развивать у детей умение реализовать свои впечатления в художественно - творческой деятельности.
8. Совершенствовать у детей умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
9. Воспитывать гуманное отношение, чувство сопереживания и желание помочь птицам.
Формы и методы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность (НОД), наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение и заучивание стихотворений, игры, просмотр презентаций, сотрудничество с родителями.
Условия реализации проекта:
-заинтересованность педагогов ДОУ, детей, родителей воспитанников.
-регулярность, системность организации работы
-создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.
Ожидаемые результаты:
· расширить кругозор детей;
· повысить уровнем знаний детей на тему «Птицы»; о значение птиц в жизни человека и природы, научить различать птиц по внешнему виду, опираясь на отличительные особенности;
· повысить интерес родителей и воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию;
· воспитать любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия мира птиц), бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к живым объектам природы.
Работа с родителями:
1.Консультации: «Правила поведения в природе», «Чем можно подкармливать птиц».
2.Привлечь родителей к участию в экологической акции «Давай накормим птиц!»
3.Привлечь родителей к участию в оформлении альбома «Птицы».
4.Привлечь родителей к участию в образовательной деятельности детей.
Итог:
- экологическая акция «Давай накормим птиц!»;
- создание альбома «Птицы»;
- создание книги: Стихи-лимерики «Какие разные птицы!»;
- итоговая НОД по ТРИЗ «Помощники орнитолога».
Этапы реализации проекта «Какие разные птицы!»
(старшая группа)
№
пп
Мероприятия
Цели
Ответственные
1 этап – подготовителный.
1.
Консультации для родителей «Правила поведения в природе», «Чем можно подкармливать птиц».
Просвещать родителей по данной теме.
Воспитатели
Родители
2.
Изготовление дидактической игры «Узнай птицу по описанию»
Использовать пособие на итоговом занятии.
Воспитатели
3.
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Создать условия для реализации проекта «Какие разные птицы!».
Воспитатели
Родители
2 этап – практический этап
4.
Наблюдение за птицами на участке детского сада, во дворе у дома, в парке.
Понаблюдать за птицами, их повадками. Помочь увидеть многообразие птиц.
Воспитатели
Родители
5.
Рассматривание иллюстраций, пособий, энциклопедий.
Развивать интерес к птицам, месту их обитания и повадкам.
Воспитатели
6.
Беседы о жизни зимующих, перелётных и домашних птиц: «Питание птиц», «Где и когда выводят потомство», «Какие разные гнёзда!», «Зачем птицам нужна помощь людей», «Пользу или вред приносят птицы?».
Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Определение значимости птиц для природы, людей.
Воспитатели
Родители
7.
Чтение художественной литературы: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; Г.Снегирев «Птицы наших лесов»; В.Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше»; «Кто чем поёт?», «Хитрый лис и умная уточка», К.Ушинский «Ворона и сорока», Н.Сладков «Синичкина кладовая», В.Жуковский «Жаворонок», В.Г.Сутеев «Это что за птица?», русская народная сказка «Лиса и журавль».
Формировать интерес к книге. Побуждать высказывать свои впечатления после прослушивания.
Воспитатели
8.
Разучивание стихотворений по мнемотаблице: «Весенняя гостья», «Два скворца», «С юга птицы прилетели», «Сельская песня».
Развивать выразительность речи. Пользоваться мнемотаблицей.
Воспитатели
9.
Составление описательных рассказов о птицах с опорой на иллюстрацию или схему.
Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем. Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.
Воспитатели
10.
Просмотр презентаций «Птицы родного края», «Многообразие птиц».
Расширять представления об окружающем мире.
Воспитатели
11.
Дидактические игры: «Угадай и назови», «Кто какой голос подает», «Назови одним словом», «Один — много», «Что умеют делать птицы?», «Кто лишний?», «Кто больше назовет …»
Подвижные игры: «Лягушки и цапли», «Найди пару», «Гуси – лебеди», «Совушка», «Птички и кошка», «Коршун», «Птички в гнёздышках», «Перелётные птицы».
Совершенствование знаний о приметах и повадках птиц. Игры направлены на развитие устной речи, внимания, памяти.
Прививать любовь к родине, родному краю.
В подвижных играх, способствовать проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, исход игры.
Воспитатели
12.
Художественное творчество — рисование: «Ласточка с весною, в сени к нам летит».
Учить передавать внешний вид ласточки. Пользоваться трафаретом. Развивать творческие способности детей.
Воспитатели
Родители
13.
Художественное творчество — лепка: «Птички-невелички».
Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности разных птиц, их относительную величину. Учить добиваться более точной передачи формы и пропорций частей, используя усвоенные приемы лепки.
Воспитатели
14.
Игры - ТРИЗ
Дидактические игры:
«Домики для птиц», «Теремок», «Что будет, если исчезнут …?».
Игры с использованием морфологической таблицы: «Кто чем питается?», «Среда обитания».
Круги Луллия: «Птицы».
Да-нетка: «Угадай птицу».
Сочинение рифмованных текстов и лимериков.
Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения.
Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому.
Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
Учить сравнивать, подбирать рифмы. Творчески мыслить, воображать и фантазировать.
Воспитатели
3 этап – заключительный.
15.
Создание альбома «Птицы».
Привлечь родителей в творческий процесс.
Воспитатели. Родители.
Дети.
16.
Экологическая акция: «Давай накормим птиц!»
Вовлечь родителей в экологический процесс. Подкормка птиц на участке детского сада.
Воспитатели
Родители.
Дети.
17.
Создание книги: Стихи-лимерики «Какие разные птицы!»
Воспитывать гордое отношение к своему труду и творчеству.
Воспитатели. Дети.
18.
Итоговая НОД по ТРИЗ «Помощники орнитолога».
Систематизация знаний детей о птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.
Старший воспитатель. Воспитатели. Дети.
Список литературы:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
2. Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
4. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
5. Сидорчук Т.А., «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ул., 2014 г.
6. Сидурчук Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет.- М.:АРКТИ, 2015 г.
7. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое пособие.- 4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ,2016 г.
8. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.