Конспект НОД "Дядя Степа". Автор: Хорошевская Светлана Юрьевна. Работа №187442
ЧХЛ «Дядя Степа»
Цель: создание социальной ситуации развития речи в процессе чтения отрывка из произведения С.Михалкова «Дядя Степа - милиционер».
Задачи:
Знакомить детей с отрывком из произведения
С.Михалкова
«Дядя Степа - милиционер»;
Способствовать развитию умения отвечать на вопросы по содержанию произведения;
Знакомить со значением новых слов: кокарда, каланча, герб, затор, верста, кобура.
Развивать скорость реакции, мышление;
Развивать ЗКР З.
Материалы: иллюстрации из мф, портрет писателя, картинки с изображением новых слов.
Ход НОД:
1: Орг.момент Дети заходят в группу, видят картинки-кадры из мультфильма «Дядя Степа — милиционер». Ребята, что за картинки появились у нас в группе? Кто на них изображен? Правда, это дядя Степа, помните, мы смотрели мультфильм про него? А вы знали, что этот мультфильм нарисован по одноименному произведению замечательного детского писателя Сергея Владимировича Михалкова? (обращаем внимание на портрет писателя). Хотите послушать это произведение? Тогда садитесь поудобней.
2. Чтение:
Кто не знает дядю Степу?
Дядя Степа всем знаком!
Знают все, что дядя Степа
Был когда-то моряком.
Что давно когда-то жил он
У заставы Ильича.
И что прозвище носил он:
Дядя Степа — Каланча.
И сейчас средь великанов,
Тех, что знает вся страна,
Жив-здоров Степан Степанов —
Бывший флотский старшина.
Он шагает по району
От двора и до двора,
И опять на нем погоны,
С пистолетом кобура.
Он с кокардой на фуражке,
Он в шинели под ремнем,
Герб страны блестит на пряжке —
Отразилось солнце в нем!
Он идет из отделенья,
И какой-то пионер
Рот раскрыл от изумленья:
«Вот так ми-ли-ци-о-нер!»
Дядю Степу уважают
Все, от взрослых до ребят,
Встретят — взглядом провожают
И с улыбкой говорят:
— Да-а! Людей такого роста
Встретить запросто не просто!
Да-а! Такому молодцу
Форма новая к лицу!
Если встанет на посту,
Все увидят за версту!
Возле площади затор —
Поломался светофор:
Загорелся желтый свет,
А зеленого все нет...
Сто машин стоят, гудят —
С места тронуться хотят.
Три, четыре, пять минут
Им проезда не дают.
Тут сотруднику ОРУДа
Дядя Степа говорит:
— Что, братишка, дело худо?
Светофор-то не горит!
Из стеклянной круглой будки
Голос слышится в ответ:
— Мне, Степанов, не до шутки!
Что мне делать, дай совет!
Рассуждать Степан не стал —
Светофор рукой достал,
В серединку заглянул,
Что-то где-то подвернул...
В то же самое мгновенье
Загорелся нужный свет.
Восстановлено движенье,
Никаких заторов нет!
Нам ребята рассказали,
Что Степана с этих пор
Малыши в Москве прозвали:
Дядя Степа — Светофор.
2. Вопросы по содержанию:
Кто главный герой произведения? О ком оно?
Кем работал дядя Степа?
Почему, увидев дядю Степу, какой-то пионер сказал: «Вот так милиционер!»?
Что случилось на площади, из-за чего там произошел затор?
Что сделал дядя Степа со светофором?
Как после этого малыши в Москве прозвали дядю Степу?
3. Словарная работа:
каланча - наблюдательная башня при пожарной части;
верста - единица измерения, равная примерно 1 километру;
кобура - чехол, небольшая сумка для оружия;
кокарда - бант, лента, сложенная петлями и сборками;
затор – пробка, скопление транспорта из-за невозможности проехать;
герб – отличительный знак страны.
4. Динамическая пауза «Бывает-не бывает».
(бывает-прыжок, не бывает – присед).
Кошка варит кашу.
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Кошка гуляет по крыше.
Лодка плывет по небу.
Девочка рисует домик.
Домик рисует девочку.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Рыба поет песни.
Корова жует траву.
Мальчик виляет хвостом.
Кошка бежит за мышкой.
Ветер качает деревья.
Деревья водят хоровод.
Писатели пишут книги.
Строитель строит дом.
Шнурки идут за ботинками.
Мама готовит обед.
Птичка поет песенки.
5. ЗКР [З]. Вот мы и отдохнули, предлагаю теперь вернуться к нашему стихотворению. Я сейчас прочитаю вам слова из стихотворения, а вы мне скажете, с какого звука они все начинаются:
Запросто, загорелся, застава, знают, затор. Правильно, все эти слова начинаются на звук З. Этот звук звонкий и похож на песенку комара, давайте попробуем вместе его произнести. Он согласный, это значит, что мы не сможем его пропеть, з-з-з. А еще, он парный. Это значит, что есть звук на него очень похожий, только он глухой. Это звук С. Попробуйте его произнести. С-с-с.
Чем же они отличаются? А давайте проверим. Если звук звонкий горлышко начинает дрожать, а если глухой – нет. Проверяем. Делаем вывод: З- звонкий, С – глухой.
6. О ком сегодня читали? Понравилось ли произведение?