Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ. Автор: Глотова Елизавета Романовна. Работа №187444

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Исследовательские работы
Описание:
Проблема: Низкий уровень здоровья школьников в связи с экологическим воздействием окружающей среды. Актуальность: С развитием науки и техники, ускорением процессов индустриализации и урбанизации влияние человека на окружающую среду многократно возросло, будучи неотъемлемой частью этой среды, человек, подвергался воздействию различных факторов (таких, как свет, температура, атмосферное давление и другие), к которым у него в процессе эволюции выработались соответствующие адаптации. Но ввиду усиливающего прессинга человека на природную среду и ее изменения на сцену вышли новые факторы, созданные деятельностью человека, к ним он тоже должен приспосабливаться, чтобы выжить в быстро меняющихся условиях окружающей среды. Социальных факторов, влияющих на ребенка, великое множество, и все они оказывают заметное, часто негативное влияние на его функциональное состояние, в современном мире нагрузка этих факторов растет. Приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования, к новому режиму при поступлении в школу сопровождается изменениями поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Эти изменения, наблюдаемые во всех возрастных группах, укладывается в картину эмоционального стресса. Резкое изменение поведенческих реакций наблюдается у детей, если организация учебных занятий и режима продленного дня не отвечает требованиям гигиены, у обучающихся регистрируются неадекватные реакции и представления о своих способностях и возможностях, отрицательное отношение к учебной ситуации, к учителю, отклонения в психоневрологической сфере. К этим симптомам присоединяются снижение уровня гемоглобина и сдвиги в иммунной реактивности, отмечены сначала однократные, затем частые сдвиги в функционировании верхних дыхательных путей, приводящие к заболеваниям. Констатируется нарушение процессов роста и развития. Таким образом, существует множество факторов, которые отрицательно влияют на организм ребенка, отражаясь на его здоровье. А, значит, их изучение – это средство изменить ситуацию в лучшую сторону. Объект и предмет исследования: МБОУ «Первомайская СОШ» и обучающиеся данной школы. Цель исследования: Изучение возможности создания оптимального микроклимата участка МБОУ «ПСОШ» (учебный корпус № 2) п. Первомайского для улучшения здоровья обучающихся. Задачи исследования: ? Изучить дополнительную литературу по вопросу состояния здоровья школьников в России; ? Выяснить состояние здоровья обучающихся МОУ «ПСОШ» (учебный корпус № 2) по данным медицинских обследований; ? Исследовать состояние школьной воды, сопоставив результаты с другими районами поселка; ? Провести экологическое исследование пришкольного участка; ? Исследовать поток транспортных средств около школы; ? Изучить видовой состав растений на пришкольном участке; ? Проанализировать полученные результаты; ? Разработать предложения по экологическому улучшению состояния микроклимата территории МБОУ «ПСОШ» (учебный корпус № 1). Гипотеза: Подробное изучение данной проблемы может привести к улучшению состояния здоровья обучающихся данной школы.
Работа:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

Исследовательская работа

 

 

 

 

Автор: Глотова Елизавета Романовна,

ученица 9 «А» класса

Руководитель: учитель химии и биологии

Петрищева Валентина

Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

п/п

 

стр.

 

Введение

3

1

«Здоровье детей – сокровище нации»

5

2

«Вода – источник жизни»

6

3

Экологическое состояние пришкольной территории

7

4

Влияние транспортных средств на здоровье обучающихся

8

5

Растительная зона школы

9

 

Заключение

10

 

Список используемой литературы

11

 

Приложения

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема:

Низкий уровень здоровья школьников в связи с экологическим воздействием окружающей среды.

 

Актуальность:

С развитием науки и техники, ускорением процессов индустриализации и урбанизации влияние человека на окружающую среду многократно возросло, будучи неотъемлемой частью этой среды, человек, подвергался воздействию различных факторов (таких, как свет, температура, атмосферное давление и другие), к которым у него в процессе эволюции выработались соответствующие адаптации. Но ввиду усиливающего прессинга человека на природную среду и ее изменения на сцену вышли новые факторы, созданные деятельностью человека, к ним он тоже должен приспосабливаться, чтобы выжить в быстро меняющихся условиях окружающей среды.

Социальных факторов, влияющих на ребенка, великое множество, и все они оказывают заметное, часто негативное влияние на его функциональное состояние, в современном мире нагрузка этих факторов растет.

Приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования, к новому режиму при поступлении в школу сопровождается изменениями поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Эти изменения, наблюдаемые во всех возрастных группах, укладывается в картину эмоционального стресса. Резкое изменение поведенческих реакций наблюдается у детей, если организация учебных занятий и режима продленного дня не отвечает требованиям гигиены, у обучающихся регистрируются неадекватные реакции и представления о своих способностях и возможностях, отрицательное отношение к учебной ситуации, к учителю, отклонения в психоневрологической сфере. К этим симптомам присоединяются снижение уровня гемоглобина и сдвиги в иммунной реактивности, отмечены сначала однократные, затем частые сдвиги в функционировании верхних дыхательных путей, приводящие к заболеваниям. Констатируется нарушение процессов роста и развития.

Таким образом, существует множество факторов, которые отрицательно влияют на организм ребенка, отражаясь на его здоровье. А, значит, их изучение – это средство изменить ситуацию в лучшую сторону.

 

 

Объект и предмет исследования:

МБОУ «Первомайская СОШ» и обучающиеся данной школы.

Цель исследования:

Изучение возможности создания оптимального микроклимата участка МБОУ «ПСОШ» (учебный корпус № 2) п. Первомайского для улучшения здоровья обучающихся.

Задачи исследования:

Изучить дополнительную литературу по вопросу состояния здоровья школьников в России;

Выяснить состояние здоровья обучающихся МОУ «ПСОШ» (учебный корпус № 2)

по данным медицинских обследований;

Исследовать состояние школьной воды, сопоставив результаты с другими районами поселка;

Провести экологическое исследование пришкольного участка;

Исследовать поток транспортных средств около школы;

Изучить видовой состав растений на пришкольном участке;

Проанализировать полученные результаты;

Разработать предложения по экологическому улучшению состояния микроклимата территории М

Б

ОУ «ПСОШ»

(учебный корпус № 2).

 

Гипотеза:

Подробное изучение данной проблемы может привести к улучшению состояния здоровья обучающихся данной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - СОКРОВИЩЕ НАЦИИ»

 

В процессе работы над проектом было проанализировано состояние здоровья обучающихся нашей школы в сравнении со среднестатистическими данными по стране.

У обучающихся в обычном урочном режиме существует несколько групп здоровья: основная,

специальная,

подготовительная,

освобожденная.

Проведя статистический учет обучающихся нашей школы в

2016

году, был сделан вывод, что основную гр

уппу здоровья по школе имеют 313

человек

а

из

329

обучающихся, что составляет

95

%. Из оставшихся

5

% полностью освобождены от занятий физической культурой

3,5 % (3

человек

а

). Некоторые отклонения по состоянию здоровья имеют

4

школьника

, и они занимаются в подготовительной группе. Основные причины – разные заболевания: нарушения зрения, сколиоз, заболевания воздушно-легочных путей. Данные ис

следования занесены в таблицу

«Распределение обучающихся МБОУ «ПСОШ» (учебный корпус № 2) по группам здоровья

(

2016

год)

»

(

Приложение № 1

, с.

1

2

).

Сравнение полученных данных с общими данными по стране показало, что уровень здоровья обучающихся в нашей школе достаточно высок. Максимальное число детей с нарушениями здоровья приходится на подростковый возраст, что связано с физиологическими функциями организма.

Медицинская сестра, работающая в школе, предоставила сведения о заболеваниях, которыми болели обучающиеся в нашей школе в 2015 -2016 учебном году. Всего было зарегистрировано 457 случаев заболевания школьников по итогам медицинского осмотра. Из них больше всего ЛОР – заболеваний (34 %). Заболеваний опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) зарегистрировано – 26 %) (см. приложение № 2 «Заболевания обучающихся в 2016 году», с. 13).

Таким образом, основными заболеваниями, которыми страдали наши школьники, являются ОРЗ, бронхит, трахеид и подобные им. Данные заболевания являются сезонными, а их причины – перепады температур весной и осенью, холодные зимы, а также, возможное влияние микроклимата здания школы или прилегающей к ней территории.

 

 

 

 

 

2 «ВОДА ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»

 

Вода – это ресурс, без которого не могут существовать ни растения, ни животные, ни человек. Она характеризуется температурой, прозрачностью, мутностью, химическим составом. В связи с плохим качеством воды в поверхностных водных объектах для удовлетворения питьевых нужд населения используются подземные воды.

В процессе данного исследования было изучено состояние школьной воды и возможность ее отрицательного воздействия на здоровье детей. В результате были определены физические характеристики исследуемого образца воды:

прозрачная;

бесцветная;

без вкуса;

имеется слабый запах хлорных примесей, который обнаруживается, если обратить на него внимание;

при отстаивании образуется небольшой белый налет на стенках сосуда, говорящий о том, что вода является жесткой из-за присутствия карбонатных примесей.

При химическом анализе образца воды были обнаружены сульфат- и хлорид- ионы в незначительных количествах, а фосфат-, нитрат- ионы и ионы свинца не обнаружены. Значение pH равно 7, следовательно, среда нейтральная.

Таким образом, школьная вода имеет удовлетворительные физические характеристики и пригодна к употреблению. Ее ионный состав не вызывает опасений и не может оказать воздействие на здоровье обучающихся. Но рекомендуется данную воду все-таки перед употреблением кипятить, отстаивать или фильтровать, чтобы уменьшить ее жесткость.

По сравнению с другими районами поселка вода, используемая для употребления в школе, практически не отличается, т. к. берется из одного водопровода. Но вызывают беспокойство спонтанные отключения воды, что прерывает учебный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРИТОРИИ

Школа, а именно учебный корпус № 2 МБОУ «ПСОШ», находится в очень выгодном и удобном месте, т.е. в парковой зоне. Это обеспечивает оптимальную среду для обучения и улучшения здоровья детей, занятий спортом и физической культурой. В ходе исследования было проведено анкетирование обучающихся 1-4 классов и их родителей по вопросам:

Считаете ли вы территорию вокруг школы экологически чистой, загрязненной или опасной для организма детей?

Какой аспект вызывает у вас наибольшие опасения?

Загазованность;

Загрязнение мусором;

Другие аспекты.

Из данных анкетирования (Приложение № 3 «Результаты анкетирования по вопросу о загрязненности пришкольной территории», с. 14) можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных школьников считает территорию вокруг школы экологически чистой, т. к. вокруг нее много зеленых насаждений и автотрасса находится далеко. Но по поводу источников загрязнений мнение детей и родителей расходится. Большинство взрослых людей (67 %) считают опасными для здоровья выхлопные газы транспорта, движущегося вокруг школы, а школьники (49 %) называют расположенные на территории школы мусорные контейнеры, которые являются в том числе и источником загрязнений, особенно, когда поджигают мусор, находящийся в них. (Приложение № 4 «Мнение общественности», с. 15).

Некоторые участники анкетирования высказали мнение о том, что к школе подъезжает большое количество автомашин, особенно в утреннее время, но организованного подъезда к школе нет. Это создает опасность для многих детей, которые идут в школу пешком. Таким образом, предлагается либо расширить дорогу, ведущую к школе, либо каким–то другим образом организовать территорию, прилегающую к данному учебному заведению, чтобы сохранить жизнь и здоровье детей.

 

 

 

 

 

 

 

4 ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

В процессе исследования был произведен учет транспортных средств, которые подъезжают к зданию школы. Для наблюдения мы выбрали 2 пункта: первый – около главных ворот, а второй – с другой стороны от школы, через пешеходный проспект. Учет машин проводился в течение весеннего, летнего и осеннего периодов утром, до начала занятий и в обед, после уроков по 30 минут. Результаты занесены в таблицу (Приложение № 5 «Учет движения транспортных средств», с. 16). Во время уроков подъезжающих машин практически не было. В итоге можно сделать вывод о том, что транспортные средства не могут оказывать влияния на здоровье обучающихся, т. к. по санитарным требованиям допускается поток транспорта в жилой зоне не более 200 автомашин. В летнее время этот поток практически приближен к нулю, поскольку учебные занятия в школе не проходят и родителям нет необходимости привозить детей на машинах. Но тем не менее вызывает беспокойство тот факт, что подъезд к школе отсутствует, а это может привести к травмоопасной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 РАСТИТЕЛЬНАЯ ЗОНА ШКОЛЫ

При изучении видового состава травянистых и древесных растений на пришкольном участке было выяснено, что большая часть площади занимается древесными растениями: ель, сосна, береза, клен, тополь пирамидальный, осина. Исследование переднего по отношению к зданию школы участка (площадь 17 м2 ) показало, что видовой состав травянистых растений небогат и представлен в основном культурными растениями, произрастающими на клумбах: ирисы, бархатцы, лилии и другие.

Из дикорастущих растений встречаются: подорожник, пырей, одуванчик, клевер.

Видовой состав других травянистых растений сходен с растениями, растущими на переднем участке. Но под хвойными деревьями был обнаружен мох (Briophita), обусловленный наличием избыточной влаги в тени. Присутствие лишайников (кладонии и ксантореи) на некоторых деревьях и камнях говорит о чистоте воздуха.

При анализе видового состава растительной зоны нашей школы были рассмотрены 3 участка, площадью по 1 м2, расположенные в разных местах на пришкольной территории. В итоге на 1 участке (около ограды) обнаружены экземпляры: 8 – одуванчика, 14 – клевера лугового, 12 – крапивы жгучей, 1 – полыни горькой, 6 – подорожника большого, 4 – ромашки аптечной, а остальное место занято побегами пырея ползучего. На 2 участке (около тропинки): 18 – одуванчика, 9 – клевера лугового, 4 – крапивы жгучей, 3 – полыни горькой, 14– подорожника большого. Здесь также встретилось много пырея ползучего. И на 3 участке (на краю спортивной площадки): 6 – одуванчика, 3 – клевера лугового, 11 - подорожника большого, 2 – лютика ползучего, а побегов пырея ползучего - 12. (Приложение № 6 «Видовой состав растений пришкольного участка», с. 17)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования были рассмотрены вопросы, касающиеся экологической среды МБОУ «Первомайская СОШ» (учебный корпус № 2). В первую очередь, необходимо сделать выводы по уровню заболеваний и различных отклонений в здоровье обучающихся: он значительно ниже, чем среднестатистический по стране, но данные показатели не улучшаются, поэтому следует обратить особое внимание на этот вопрос. Основными заболеваниями, поражающими детей, являются заболевания воздушно-легочных путей. Для их профилактики и предупреждения в школе надо организовать спортивные секции и больше проводить спортивных соревнований, т. к. спорт будет укреплять здоровье и способствовать развитию обучающихся. На классных часах и родительских собраниях необходимо чаще рассказывать о здоровом образе жизни. Общее состояние микроклимата территории МБОУ «Первомайская СОШ» (учебный корпус № 2) можно считать экологически безопасным для обучения и отдыха школьников. Качество воды, которую употребляют обучающиеся, удовлетворительное, соответствует санитарным нормам и не может оказать отрицательного воздействия на детский организм. Территория вокруг школы экологически чистая, богата зелеными насаждениями. Имеется спортивная площадка, но она практически не оборудована для занятий. Так как в данном корпусе обучаются в основном начальные классы, то необходимо, чтобы площадка имела бы соответствующие спортивные снаряды.

Поток автотранспорта в районе пришкольного участка не превышает допустимые нормы, загазованность атмосферы невысокая. Но, тем не менее, машины остаются практически единственным источником опасности для обучающихся данного корпуса.

В недалеком будущем хотелось бы видеть нашу школу более чистой и безопасной. Для этого надо привлекать внимание общественности и администрации к данным проблемам, проводить работы по улучшению качественного состава почвы пришкольного участка, расширить дорогу, ведущую к школе. А также организовать работу по благоустройству спортивной площадки и запретить сжигать мусор внутри мусорных контейнеров, т. к. это пагубно влияет на здоровье детей. Конечно, экологическая обстановка в школе и на прилегающей территории еще во многом зависит и от поведения самих школьников, которые порой не осознают того, что свое здоровье они губят тем, что загрязняют окружающую среду. Природосберегающее поведение в повседневной жизни определяется, прежде всего, навыками экологической культуры населения. Чем раньше человек осознает себя частью природы, тем важнее сегодня для него станут вопросы состояния окружающей среды, в которой он постоянно находятся, которую преобразует своей деятельностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Дубровин О. И., Петухов Б. Е. Геоэкология Тамбовской области. Учебное пособие для учащихся 8-х классов. Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2006. 96 стр, илл.

Егоров Л. В. Основы организации научно – исследовательской работы. Биология в школе. 1999. №6.

Игнатова В. Ю. Развитие исследовательских компетенций обучающихся при экологизации курса биологии: Учебно-методическое пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2008. – 119 с.

Луняк Н. Н. Учебно – исследовательская работа учащихся. Биология в школе. 2000. № 8.

Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О. С. Габри

елян. – 14-е изд., перераб. –

М.: дрофа, 2009. – 270, [2] с.: ил.

Шутова С. В. Экология человека: Учебное пособие для учащихся 8-го класса. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007. – 96 с., илл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «ПСОШ»

(УЧЕБНЫЙ КОРПУС № 2)

ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ
(2016 год)

 

 

Классы

Группы здоровья

Физкультурные группы

 

первая

вторая

Третья

Чет-вер-

тая

Осн.

Спец.

Подг.

освобожденные

1-е

3

65

3

-

65

2

2

2

2-е

4

77

-

1

77

4

-

-

3-и

2

73

1

-

72

2

1

1

4-е

2

97

2

-

99

1

1

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 2016 ГОДУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСУ О ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

 

 

Опрашиваемые

 

Мнение о состоянии участка

Аспекты, вызывающие опасения

 

 

Чисто

Загрязнено

Опасно

Загазованность

Мусор

Другие

Школьники

68

27

5

19

27

9

Взрослые

46

38

16

43

14

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

 

УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

Время наблю-

дения

Места наблюдений

 

 

Пункт № 1

Пункт № 2

 

 

Транспортные средства

Транспортные средства

 

 

Легковые

Мот.

Грузов.

Автоб.

Легковые

Мот.

Грузов.

Автоб

 

14.05.2016

08.00-08-30

24

2

0

1

10

0

0

0

 

16.05.2016

11.10-11.40

8

0

0

0

4

0

0

1

 

18.05.2016

13.30-14.00

7

3

0

0

6

1

0

0

 

12.06.2016

09.00-09.30

2

2

1

0

4

0

0

0

 

19.06.2016

10.30-11.00

3

0

0

2

3

0

0

0

 

24.06.2016

13.40-14.10

0

0

2

2

2

0

0

0

 

11.09.2016

08.10-08.40

19

4

0

1

11

2

0

0

 

14.09.2016

11.45-12.15

16

0

1

0

3

0

0

1

 

15.09.2016

14.20-14.50

10

1

 

0

8

0

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

 

ВИДОВОЙ СОСТАВ РАСТЕНИЙ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА

Участок № 1

Участок № 2

Участок № 3

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×