ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ. Автор: ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ ☼. Работа №187445
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
Исследовательская работа
Автор: Глотова Елизавета Романовна,
ученица 9 «А» класса
Руководитель: учитель химии и биологии
Петрищева Валентина
Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п
стр.
Введение
3
1
«Здоровье детей – сокровище нации»
5
2
«Вода – источник жизни»
6
3
Экологическое состояние пришкольной территории
7
4
Влияние транспортных средств на здоровье обучающихся
8
5
Растительная зона школы
9
Заключение
10
Список используемой литературы
11
Приложения
12
ВВЕДЕНИЕ
Проблема:
Низкий уровень здоровья школьников в связи с экологическим воздействием окружающей среды.
Актуальность:
С развитием науки и техники, ускорением процессов индустриализации и урбанизации влияние человека на окружающую среду многократно возросло, будучи неотъемлемой частью этой среды, человек, подвергался воздействию различных факторов (таких, как свет, температура, атмосферное давление и другие), к которым у него в процессе эволюции выработались соответствующие адаптации. Но ввиду усиливающего прессинга человека на природную среду и ее изменения на сцену вышли новые факторы, созданные деятельностью человека, к ним он тоже должен приспосабливаться, чтобы выжить в быстро меняющихся условиях окружающей среды.
Социальных факторов, влияющих на ребенка, великое множество, и все они оказывают заметное, часто негативное влияние на его функциональное состояние, в современном мире нагрузка этих факторов растет.
Приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования, к новому режиму при поступлении в школу сопровождается изменениями поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Эти изменения, наблюдаемые во всех возрастных группах, укладывается в картину эмоционального стресса. Резкое изменение поведенческих реакций наблюдается у детей, если организация учебных занятий и режима продленного дня не отвечает требованиям гигиены, у обучающихся регистрируются неадекватные реакции и представления о своих способностях и возможностях, отрицательное отношение к учебной ситуации, к учителю, отклонения в психоневрологической сфере. К этим симптомам присоединяются снижение уровня гемоглобина и сдвиги в иммунной реактивности, отмечены сначала однократные, затем частые сдвиги в функционировании верхних дыхательных путей, приводящие к заболеваниям. Констатируется нарушение процессов роста и развития.
Таким образом, существует множество факторов, которые отрицательно влияют на организм ребенка, отражаясь на его здоровье. А, значит, их изучение – это средство изменить ситуацию в лучшую сторону.
Объект и предмет исследования:
МБОУ «Первомайская СОШ» и обучающиеся данной школы.
Цель исследования:
Изучение возможности создания оптимального микроклимата участка МБОУ «ПСОШ» (учебный корпус № 2) п. Первомайского для улучшения здоровья обучающихся.
Задачи исследования:
Изучить дополнительную литературу по вопросу состояния здоровья школьников в России;
Выяснить состояние здоровья обучающихся МОУ «ПСОШ» (учебный корпус № 2)
по данным медицинских обследований;
Исследовать состояние школьной воды, сопоставив результаты с другими районами поселка;
Провести экологическое исследование пришкольного участка;
Исследовать поток транспортных средств около школы;
Изучить видовой состав растений на пришкольном участке;
Проанализировать полученные результаты;
Разработать предложения по экологическому улучшению состояния микроклимата территории М
Б
ОУ «ПСОШ»
(учебный корпус № 2).
Гипотеза:
Подробное изучение данной проблемы может привести к улучшению состояния здоровья обучающихся данной школы.
1 «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - СОКРОВИЩЕ НАЦИИ»
В процессе работы над проектом было проанализировано состояние здоровья обучающихся нашей школы в сравнении со среднестатистическими данными по стране.
У обучающихся в обычном урочном режиме существует несколько групп здоровья: основная,
специальная,
подготовительная,
освобожденная.
Проведя статистический учет обучающихся нашей школы в
2016
году, был сделан вывод, что основную гр
уппу здоровья по школе имеют 313
человек
а
из
329
обучающихся, что составляет
95
%. Из оставшихся
5
% полностью освобождены от занятий физической культурой
3,5 % (3
человек
а
). Некоторые отклонения по состоянию здоровья имеют
4
школьника
, и они занимаются в подготовительной группе. Основные причины – разные заболевания: нарушения зрения, сколиоз, заболевания воздушно-легочных путей. Данные ис
следования занесены в таблицу
«Распределение обучающихся МБОУ «ПСОШ» (учебный корпус № 2) по группам здоровья
(
2016
год)
»
(
Приложение № 1
, с.
1
2
).
Сравнение полученных данных с общими данными по стране показало, что уровень здоровья обучающихся в нашей школе достаточно высок. Максимальное число детей с нарушениями здоровья приходится на подростковый возраст, что связано с физиологическими функциями организма.
Медицинская сестра, работающая в школе, предоставила сведения о заболеваниях, которыми болели обучающиеся в нашей школе в 2015 -2016 учебном году. Всего было зарегистрировано 457 случаев заболевания школьников по итогам медицинского осмотра. Из них больше всего ЛОР – заболеваний (34 %). Заболеваний опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) зарегистрировано – 26 %) (см. приложение № 2 «Заболевания обучающихся в 2016 году», с. 13).
Таким образом, основными заболеваниями, которыми страдали наши школьники, являются ОРЗ, бронхит, трахеид и подобные им. Данные заболевания являются сезонными, а их причины – перепады температур весной и осенью, холодные зимы, а также, возможное влияние микроклимата здания школы или прилегающей к ней территории.
2 «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»
Вода – это ресурс, без которого не могут существовать ни растения, ни животные, ни человек. Она характеризуется температурой, прозрачностью, мутностью, химическим составом. В связи с плохим качеством воды в поверхностных водных объектах для удовлетворения питьевых нужд населения используются подземные воды.
В процессе данного исследования было изучено состояние школьной воды и возможность ее отрицательного воздействия на здоровье детей. В результате были определены физические характеристики исследуемого образца воды:
прозрачная;
бесцветная;
без вкуса;
имеется слабый запах хлорных примесей, который обнаруживается, если обратить на него внимание;
при отстаивании образуется небольшой белый налет на стенках сосуда, говорящий о том, что вода является жесткой из-за присутствия карбонатных примесей.
При химическом анализе образца воды были обнаружены сульфат- и хлорид- ионы в незначительных количествах, а фосфат-, нитрат- ионы и ионы свинца не обнаружены. Значение pH равно 7, следовательно, среда нейтральная.
Таким образом, школьная вода имеет удовлетворительные физические характеристики и пригодна к употреблению. Ее ионный состав не вызывает опасений и не может оказать воздействие на здоровье обучающихся. Но рекомендуется данную воду все-таки перед употреблением кипятить, отстаивать или фильтровать, чтобы уменьшить ее жесткость.
По сравнению с другими районами поселка вода, используемая для употребления в школе, практически не отличается, т. к. берется из одного водопровода. Но вызывают беспокойство спонтанные отключения воды, что прерывает учебный процесс.
3 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРИТОРИИ
Школа, а именно учебный корпус № 2 МБОУ «ПСОШ», находится в очень выгодном и удобном месте, т.е. в парковой зоне. Это обеспечивает оптимальную среду для обучения и улучшения здоровья детей, занятий спортом и физической культурой. В ходе исследования было проведено анкетирование обучающихся 1-4 классов и их родителей по вопросам:
Считаете ли вы территорию вокруг школы экологически чистой, загрязненной или опасной для организма детей?
Какой аспект вызывает у вас наибольшие опасения?
Загазованность;
Загрязнение мусором;
Другие аспекты.
Из данных анкетирования (Приложение № 3 «Результаты анкетирования по вопросу о загрязненности пришкольной территории», с. 14) можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных школьников считает территорию вокруг школы экологически чистой, т. к. вокруг нее много зеленых насаждений и автотрасса находится далеко. Но по поводу источников загрязнений мнение детей и родителей расходится. Большинство взрослых людей (67 %) считают опасными для здоровья выхлопные газы транспорта, движущегося вокруг школы, а школьники (49 %) называют расположенные на территории школы мусорные контейнеры, которые являются в том числе и источником загрязнений, особенно, когда поджигают мусор, находящийся в них. (Приложение № 4 «Мнение общественности», с. 15).
Некоторые участники анкетирования высказали мнение о том, что к школе подъезжает большое количество автомашин, особенно в утреннее время, но организованного подъезда к школе нет. Это создает опасность для многих детей, которые идут в школу пешком. Таким образом, предлагается либо расширить дорогу, ведущую к школе, либо каким–то другим образом организовать территорию, прилегающую к данному учебному заведению, чтобы сохранить жизнь и здоровье детей.
4 ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В процессе исследования был произведен учет транспортных средств, которые подъезжают к зданию школы. Для наблюдения мы выбрали 2 пункта: первый – около главных ворот, а второй – с другой стороны от школы, через пешеходный проспект. Учет машин проводился в течение весеннего, летнего и осеннего периодов утром, до начала занятий и в обед, после уроков по 30 минут. Результаты занесены в таблицу (Приложение № 5 «Учет движения транспортных средств», с. 16). Во время уроков подъезжающих машин практически не было. В итоге можно сделать вывод о том, что транспортные средства не могут оказывать влияния на здоровье обучающихся, т. к. по санитарным требованиям допускается поток транспорта в жилой зоне не более 200 автомашин. В летнее время этот поток практически приближен к нулю, поскольку учебные занятия в школе не проходят и родителям нет необходимости привозить детей на машинах. Но тем не менее вызывает беспокойство тот факт, что подъезд к школе отсутствует, а это может привести к травмоопасной ситуации.
5 РАСТИТЕЛЬНАЯ ЗОНА ШКОЛЫ
При изучении видового состава травянистых и древесных растений на пришкольном участке было выяснено, что большая часть площади занимается древесными растениями: ель, сосна, береза, клен, тополь пирамидальный, осина. Исследование переднего по отношению к зданию школы участка (площадь 17 м2 ) показало, что видовой состав травянистых растений небогат и представлен в основном культурными растениями, произрастающими на клумбах: ирисы, бархатцы, лилии и другие.
Из дикорастущих растений встречаются: подорожник, пырей, одуванчик, клевер.
Видовой состав других травянистых растений сходен с растениями, растущими на переднем участке. Но под хвойными деревьями был обнаружен мох (Briophita), обусловленный наличием избыточной влаги в тени. Присутствие лишайников (кладонии и ксантореи) на некоторых деревьях и камнях говорит о чистоте воздуха.
При анализе видового состава растительной зоны нашей школы были рассмотрены 3 участка, площадью по 1 м2, расположенные в разных местах на пришкольной территории. В итоге на 1 участке (около ограды) обнаружены экземпляры: 8 – одуванчика, 14 – клевера лугового, 12 – крапивы жгучей, 1 – полыни горькой, 6 – подорожника большого, 4 – ромашки аптечной, а остальное место занято побегами пырея ползучего. На 2 участке (около тропинки): 18 – одуванчика, 9 – клевера лугового, 4 – крапивы жгучей, 3 – полыни горькой, 14– подорожника большого. Здесь также встретилось много пырея ползучего. И на 3 участке (на краю спортивной площадки): 6 – одуванчика, 3 – клевера лугового, 11 - подорожника большого, 2 – лютика ползучего, а побегов пырея ползучего - 12. (Приложение № 6 «Видовой состав растений пришкольного участка», с. 17)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования были рассмотрены вопросы, касающиеся экологической среды МБОУ «Первомайская СОШ» (учебный корпус № 2). В первую очередь, необходимо сделать выводы по уровню заболеваний и различных отклонений в здоровье обучающихся: он значительно ниже, чем среднестатистический по стране, но данные показатели не улучшаются, поэтому следует обратить особое внимание на этот вопрос. Основными заболеваниями, поражающими детей, являются заболевания воздушно-легочных путей. Для их профилактики и предупреждения в школе надо организовать спортивные секции и больше проводить спортивных соревнований, т. к. спорт будет укреплять здоровье и способствовать развитию обучающихся. На классных часах и родительских собраниях необходимо чаще рассказывать о здоровом образе жизни. Общее состояние микроклимата территории МБОУ «Первомайская СОШ» (учебный корпус № 2) можно считать экологически безопасным для обучения и отдыха школьников. Качество воды, которую употребляют обучающиеся, удовлетворительное, соответствует санитарным нормам и не может оказать отрицательного воздействия на детский организм. Территория вокруг школы экологически чистая, богата зелеными насаждениями. Имеется спортивная площадка, но она практически не оборудована для занятий. Так как в данном корпусе обучаются в основном начальные классы, то необходимо, чтобы площадка имела бы соответствующие спортивные снаряды.
Поток автотранспорта в районе пришкольного участка не превышает допустимые нормы, загазованность атмосферы невысокая. Но, тем не менее, машины остаются практически единственным источником опасности для обучающихся данного корпуса.
В недалеком будущем хотелось бы видеть нашу школу более чистой и безопасной. Для этого надо привлекать внимание общественности и администрации к данным проблемам, проводить работы по улучшению качественного состава почвы пришкольного участка, расширить дорогу, ведущую к школе. А также организовать работу по благоустройству спортивной площадки и запретить сжигать мусор внутри мусорных контейнеров, т. к. это пагубно влияет на здоровье детей. Конечно, экологическая обстановка в школе и на прилегающей территории еще во многом зависит и от поведения самих школьников, которые порой не осознают того, что свое здоровье они губят тем, что загрязняют окружающую среду. Природосберегающее поведение в повседневной жизни определяется, прежде всего, навыками экологической культуры населения. Чем раньше человек осознает себя частью природы, тем важнее сегодня для него станут вопросы состояния окружающей среды, в которой он постоянно находятся, которую преобразует своей деятельностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дубровин О. И., Петухов Б. Е. Геоэкология Тамбовской области. Учебное пособие для учащихся 8-х классов. Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2006. 96 стр, илл.
Егоров Л. В. Основы организации научно – исследовательской работы. Биология в школе. 1999. №6.
Игнатова В. Ю. Развитие исследовательских компетенций обучающихся при экологизации курса биологии: Учебно-методическое пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2008. – 119 с.
Луняк Н. Н. Учебно – исследовательская работа учащихся. Биология в школе. 2000. № 8.
Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О. С. Габри
елян. – 14-е изд., перераб. –
М.: дрофа, 2009. – 270, [2] с.: ил.
Шутова С. В. Экология человека: Учебное пособие для учащихся 8-го класса. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007. – 96 с., илл.
Приложение № 1
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «ПСОШ»
(УЧЕБНЫЙ КОРПУС № 2)
ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ
(2016 год)
Классы
Группы здоровья
Физкультурные группы
первая
вторая
Третья
Чет-вер-
тая
Осн.
Спец.
Подг.
освобожденные
1-е
3
65
3
-
65
2
2
2
2-е
4
77
-
1
77
4
-
-
3-и
2
73
1
-
72
2
1
1
4-е
2
97
2
-
99
1
1
-
Приложение № 2
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 2016 ГОДУ
Приложение № 3
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСУ О ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ
Опрашиваемые
Мнение о состоянии участка
Аспекты, вызывающие опасения
Чисто
Загрязнено
Опасно
Загазованность
Мусор
Другие
Школьники
68
27
5
19
27
9
Взрослые
46
38
16
43
14
7
Приложение № 4
МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Приложение № 5
УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Время наблю-
дения
Места наблюдений
Пункт № 1
Пункт № 2
Транспортные средства
Транспортные средства
Легковые
Мот.
Грузов.
Автоб.
Легковые
Мот.
Грузов.
Автоб
14.05.2016
08.00-08-30
24
2
0
1
10
0
0
0
16.05.2016
11.10-11.40
8
0
0
0
4
0
0
1
18.05.2016
13.30-14.00
7
3
0
0
6
1
0
0
12.06.2016
09.00-09.30
2
2
1
0
4
0
0
0
19.06.2016
10.30-11.00
3
0
0
2
3
0
0
0
24.06.2016
13.40-14.10
0
0
2
2
2
0
0
0
11.09.2016
08.10-08.40
19
4
0
1
11
2
0
0
14.09.2016
11.45-12.15
16
0
1
0
3
0
0
1
15.09.2016
14.20-14.50
10
1
0
8
0
0
0
Приложение № 6
ВИДОВОЙ СОСТАВ РАСТЕНИЙ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА
Участок № 1
Участок № 2
Участок № 3