Использование форм и методов обучения с применением ИКТ при подготовке специалистов воднотранспортной отрасли. Автор: Юдина Наталья Игоревна. Работа №187448
Использование форм и методов обучения с применением ИКТ при подготовке специалистов воднотранспортной отрасли
Юдина Наталья Игоревна, преподаватель
Московская государственная академия водного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», г.Москва
Форма обучения – это способ организации учебного процесса с точки зрения технологии доставки материала до обучаемых.
В рамках ведения учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий в колледжах и ВУЗах целесообразно использовать следующие формы обучения:
1.Очная форма обучения, с информационной поддержкой - это форма организации учебного процесса, которая предполагает непосредственный контакт преподавателя с обучаемым. ИКТ в данном случае используются только для информационной поддержки учебного процесса.
Важную роль при обучении в очной форме играет квалификация и личные качества преподавателя, так как они непосредственно влияют на качество процесса обучения, его организацию, отношение слушателей к предмету обучения и усвоение программы обучения.
2. Очно-заочная форма обучения, с применением дистанционных образовательных технологий – ДОТ - это форма организации учебного процесса, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса через открытые каналы доступа.
Дистанционная форма обучения в основном применяется для проведения массового обучения географически распределенных аудиторий.
В нашей Академии обучаются студенты и курсанты технических специальностей, для работы на морских и речных судах, а также для обслуживания морской и речной отрасли на берегу и в портах.
К сожалению, данная форма обучения при сегодняшнем техническом развитии неприемлема для обучения студентов и курсантов для ВУЗов и колледжей воднотранспортной отрасли.
Во-первых, при сегодняшнем развитии дистанционных технологий невозможно на 100% быть уверенными, что задание выполняется именно тем студентом, который заявлен при обучении.
Во-вторых, при выполнении многих практических заданий (особенно с применением компьютерных тренажеров и обучающих компьютерных программ) необходимо присутствие не просто педагога, а преподавателя-инструктора со специальной подготовкой, который будет непосредственно осуществлять контроль, консультировать, помогать анализировать и исправлять ошибки курсанта. Нельзя забывать, что в транспортной отрасли важность и значимость «человеческого элемента» значительно выше, чем в некоторых других социально-экономических системах. И цена ошибки и плохой подготовки обходится дороже, о чем нам говорят катастрофы последних десятилетий случившиеся на разных видах транспорта. Именно поэтому были внесены поправки в Конвенцию ПДНВ (Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты), согласно которым запрещено дистанционно обучать студентов и курсантов по программам подготовки специалистов плавательных специальностей.
Однако необходимо заметить, что повышение квалификации специалистов плавательных специальностей является довольно эффективной формой обучения работников отрасли уже имеющих квалификацию и получивших хорошую морскую практику, и такое обучение проводится дистанционно во многих странах мира. У нас в стране пока еще это запрещено Министерством транспорта Российской Федерации. Но сегодня под руководством Минтранса России ведутся работы по созданию дистанционных программ для ДПО, в которых принимают участие ведущие ВУЗы нашей отрасли, в том числе и наш ВУЗ.
Методы обучения – система взаимодействия преподавателя и обучаемого с использованием ИКТ, обеспечивающая усвоение образовательной программы.
По особенностям обучения в нашей Академии целесообразно использовать все три изученных мной на занятиях метода обучения.
1.Метод передачи новых знаний – способ организации совместной деятельности преподавателя и слушателя, при котором преподаватель передает содержание программы обучения, а слушатели воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Обучающий (педагог, преподаватель) находится в центре учебного процесса. Он является носителем знаний, в которых нуждается обучаемый.
Примеры: анимированные правила плавания по внутренним водным путям, презентация к лекции, сборник обозначений навигационных карт и т.д.
2.Метод отработки и закрепления навыков и умений – это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором обучаемые воспроизводят сообщенные им знания и показанные преподавателем действия.
Часть программы обучения при использовании практического метода может быть направлена на развитие у слушателя умения самостоятельно решать задачи и проблемы. Используются активные методы обучения, содействующие диалогу. Целью обучения оказывается не воспроизведение готовых знаний, а выработка способностей и навыков, позволяющих решать большой диапазон проблем.
Из лектора педагог превращается в тьютера, который не просто транслирует ученикам входную учебную информацию, а организует работу с учебными материалами, взаимодействие учащихся между собой.
Ученик активно и самостоятельно осваивает учебные материалы, получая при этом содействие и поддержку со стороны тьютера в случае необходимости.
Примеры: Тренажёры. Интерактивные тесты.
Водный транспорт – сфера повышенной опасности и как система функционирует в условиях воздействия большого количества случайных факторов, например гидрометеорологических. Для наглядного моделирования реальной обстановки, моделирования разного рода штатных, нештатных, случайных, аварийных и т.д. ситуаций, представления результатов своих действий, определения этапов на которых сделаны ошибки, исправления их и возможности оттачивания навыков работы в любых условиях, необходимо пробовать и ошибаться, приобретая личный опыт работы с предметом, который как раз и дает реализация данного метода отработки и закрепления навыков и умений.
Без компьютерных тренажеров, обучающих программ, интерактивных тестов невозможен образовательный процесс при обучении высококвалифицированных специалистов для воднотранспортной системы нашей страны. Компьютерные обучающие программы позволяют нашим студентам и курсантам строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений и проводить эксперименты с ними, осваивать принципы и технологии автоматического управления ими, позволяют подробно, вплоть до деталей рассмотреть сложные технические устройства.
3. Метод выработки новых знаний
Метод выработки новых знаний – это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором в центре образования лежит не получение знаний или навыков с помощью преподавателя и/или обучающих систем и учебных материалов, а их активная выработка обучаемым.
В данном случае учащийся самостоятельно находит проблемы и выстраивает стратегию их решения. При этом исходным пунктом обучения является не изучаемый предмет, а индивидуальный опыт, потребности и предпочтения обучаемого. Обучаемый активно ведет поиск информации и материалов, в том числе идей и концепций, для критического осмысления, анализа и интерпретации подходов к решению проблем, вырабатывает новый опыт, органически основанный на имеющемся.
Цели обучения достигаются путем взаимодействия с другими обучаемыми, постоянного сравнения собственного и чужого опыта.
Роль преподавателя состоит в том, чтобы поддерживать процесс обучения. Он выступает скорее как дирижер или тренер.
Одним из самых распространенный способов применение этого метода является проектно- исследовательское обучение.
Примеры: работа по исследованию