"Работа над вариационным циклом на примере Вариаций (G-dur) Ф.Кулау. Автор: Кобяшова Елена Николаевна. Работа №198687
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Лысогорская ДШИ»
Разработка открытого урока на тему:
«Работа над вариационным циклом на примере
Вариаций (G-dur) Ф. Кулау»
Выполнила: Е.Н.Кобяшова – преподаватель
МБУ ДО «Лысогорская ДШИ»
р.п. Лысые Горы
2020г.
Тема урока: «Работа над вариационным циклом на примере Вариаций (G-dur) Ф. Кулау»
Цель урока: Совершенствование знаний и исполнительских навыков на примере изучаемого произведения. Развитие музыкального мышления, умение выявлять изменчивости музыкальной ткани в сочетании с их повторностью.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений об особенностях исполнения вариационной формы;
- формирование образного мышления;
- расширить музыкальный кругозор.
Развивающие:
- развитие игровых навыков;
- развитие внимания, музыкального мышления и памяти.
Воспитательные:
- воспитание чувства формы;
- воспитание слухового контроля;
- воспитание эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный, формирующий.
Форма урока: индивидуальный урок
Методы и приёмы:
- словесный (беседа, анализ формы музыкального произведения);
- практический (способы разучивания вариаций, работа над выразительностью в процессе исполнения);
- наглядный.
Участник урока: Антамонова Диана, обучающаяся 3 класса.
План урока:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово
3. Работа над произведением
4. Итог
5. Список используемой литературы
1. Организационный момент (сообщение темы урока, его цель и задачи)
2. Вступительное слово.
Одним из важных этапов формирования юного пианиста является работа над крупной формой. Изучение произведений крупной формы позволяют обучающимся осознать основы, структуру строения и развития музыкального материала.
Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре особое место занимает вариационный цикл. Эта форма является любимой для многих обучающихся, так как она открывает богатый простор для их фантазии. Своеобразие вариационных циклов состоит в том, что они сочетают в себе элементы как малой формы, так и крупной. Поэтому, работая над вариационным циклом, ребёнок приобретает разнообразные исполнительские навыки, а также музыкальное мышление в двух направлениях: с одной стороны – слуховое ощущение единства темы и вариаций, а с другой – гибкое переключение на иной образный строй. Вариации – это новый образ, новый характер. Это смена тональностей, гармонии, фактуры, темпа, размера. Трудность в работе над ними заключается в сочетании отдельных вариаций в единое целое, а цельность формы достигается, конечно же, тематическим единством. Работу над вариационным циклом можно разделить на 3 основных этапа:
- ознакомление с произведением и его разбор;
- преодоление частичных и более общих трудностей, связанных с исполнением деталей;
- собирание всех разделов произведения в единое целое.
3. Работа над произведением.
Прежде, чем начать разбирать это произведение, мы сначала обратились к небольшой информации о композиторе, который написал эти вариации.
Преподаватель: - Диана, давай вспомним, что ты знаешь об этом композиторе?
Диана: - Фридрих Кулау – немецко – датский композитор, пианист, флейтист, музыковед, современник Людвига ванн Бетховена, который оказал большое влияние на его творчество. Им написано много произведений для фортепиано.
Преподаватель: - Да, сегодня Кулау известен в первую очередь, как автор фортепианных сонатин для детей, а также им написаны оперы, музыка к театральным постановкам. Из 178 сочинений Ф. Кулау для фортепиано, 29 из них написаны в форме вариаций. Так что же это за форма, что такое вариации, скажи, пожалуйста, Дианочка?
Диана: - Вариации – это одна из старейших музыкальных форм XIII века, в котором тема излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, тембре. Следуя друг за другом, вариации образуют вариационный цикл.
Преподаватель: - Молодец! Добавлю, что эти вариации относятся к типу строгих вариаций, в которых сохранились черты мелодии и гармонический план. Это типичный образец классического типа. Всего здесь 6 вариаций. Гармония очень простая: Тоника и Доминанта. Все вариации написаны в тональности G-dur, кроме четвёртой, и каждая вариация подвергается фактурным изменениям. Как ты думаешь, Диана, что лежит в основе этого цикла?
Диана: - В основе цикла лежит тема.
Преподаватель: - Давай ещё раз её сыграем (исполняется тема).
Преподаватель: - Какого характера тема?
Диана: - Танцевального.
Преподаватель: - Правильно, но она ещё с признаками старинного французского танца «Паспье», который был близок менуэту, но исполнялся в более быстром темпе, размер его был также 3/8 и начинался танец, как и наши вариации, с затактового построения.
(Далее идёт практическая работа преподавателя с обучающейся). Тема написана в форме периода (8 тактов), звучит легко, изящно, жизнерадостно. Трудность здесь представляет собой лёгкое затактовое начало, с сохранением движения внутри фразы на одной ноте. Для лучшего исполнения – соблюдать авторскую аппликатуру. Обратить внимание на исполнение 2-х кокетливых, залигованных нот, которые следует исполнять на одном кистевом движении.
I вариация. Здесь хорошо прослеживается тема в левой руке, звучит в том же регистре, но вместо кокетливых двух ноток теперь появляется более долгий звук, который исполняется мягко на «tenuto». В правой руке – разложенные арпеджированные фигурации. Уделить внимание на ровность звучания их исполнения, и добиваться кистевого объединяющего движения.
II вариация. В этой вариации тема сохраняется полностью в правой руке. Она звучит на фоне «журчания» аккомпанемента, который изложен в виде «альбертиевых басов» (разновидность арпеджированных аккордов). Термин этот обязан итальянскому композитору Доменико Альберти, который часто применял этот вид фактуры в своей музыке. Сопровождение исполняется мягко, прозрачно, с опорой на бас. Эта вариация требует хорошего слухового контроля и точную артикуляцию, а также соблюдение точных исполнений штрихов. Необходимо обратить внимание на то, что звучание этой вариации на фортепиано имитирует звучание клавесина. (Рекомендую послушать этот инструмент в любых ресурсах интернета, чтобы ребёнок попытался сымитировать это звучание в своём исполнении).
III вариация. В этой вариации происходит диалог между двумя руками. Сама тема почти исчезает, а более ясные интонации звучат во втором предложении. Здесь присутствуют, характерные для танцевальной музыки 17-18 веков, элементы полифонии. Необходимо проработать все пассажи в медленном и среднем темпе. Добиваться чёткости, лёгкости, цельности звучания, а также точности пианистических приёмов (аккуратность постановки 1-го пальца). Очень важно услышать здесь «разговор» между руками, показать его динамичность. Направлять внимание ребёнка на слуховой контроль и быструю реакцию.
IV вариация. Мы вначале уже говорили, что эта вариация написана в миноре, то перед ней можно сделать небольшую цезуру. Тема прослеживается легко в правой руке, но представляет собой небольшую трудность, так как обогащена арпеджированными фигурациями во второй фразе. Прорабатывать это место в среднем темпе, контролируя точность аппликатуры и интонационную точность вершин.
V вариация. В исполнительском плане – вариация одна из трудных. Сама тема беззаботная, воздушная, льётся сплошным потоком. Тема угадывается только гармонически и интонационно. В правой руке пассажи довольно сложные. Целесообразно проработать их отдельно фразами, добиваясь ровности и чёткости звучания шестнадцатых нот. В левой руке – порхание коротких мотивов. Необходимо почувствовать «полётность» этих 3-х нот на legato, исполнять на одном кистевом движении, достигаться лёгкости и артикуляционной точности.
VI вариация. Завершающая, полна радости и ликования. Мелодия устремляется вверх по Тоническому трезвучию ломаных арпеджио, а спускается по звукам Доминанты фигурациями длинных арпеджио. Обратить внимание на позиционную игру арпеджио по 4 звука. В левой руке преобладает вальсовый аккомпанемент, исполнять с опорой на бас. Отрабатывать эту вариацию каждой рукой отдельно. При исполнении двумя руками, прислушиваться к звуковому балансу между ними. Стремительные пассажи тридцать вторыми длительностями завершают тему.
(После такой работы, ещё раз звучит показ вариаций обучающейся).
4. Итог:
В завершении урока можно уверенно сказать, что работая над вариационным циклом, обучающий приобретает исполнительскую свободу, яркость, артистизм, обогащается новыми знаниями и исполнительскими навыками; формирует представление об особенностях вариационной формы, что имеет огромное значение для его развития. Именно такие классические произведения воспитывают слуховой контроль и эстетический вкус юного музыканта.
5.Список используемой литературы
1. Шмидт-Шкловская « О воспитании пианистических навыков
Музыка 1985;
2. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.- М.: Советский композитор, 1089;
3. Голубовская Н. «О музыкальном исполнительстве» Музыка 1985;
4. Милич Б.Е. Воспитание ученика- пианиста.- М., «Кифара», 2002;
5. Алексеева А. «Методика обучения игре на фортепиано» Музыка 1978;
6. Хвостиков М.В. Неизвестный Фридрих Кулау // Музыкальная жизнь.2011;
7. Вицинский А. Процесс работы над музыкальным произведением. М, 2003.
8. Коган Л.Н. Художественный вкус.- М.: Просвещение, 1981.