Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 08.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

МБОУ гимназия №5 имени девяти Героев Второй мировой войны г. Усть-Лабинска . Автор: Марина Петровна Пащенко. Работа №235157

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Конкурс профессионального мастерства
Описание:
В данной работе освещается вопрос о достижении предметных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС СОО, о деятельностном подходе в обучении и подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.
Работа:

ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

 

Автор: М.П. Пащенко - учитель математики

 

МБОУ гимназии № 5 имени девяти Героев Второй мировой войны гсть-Лабинска муниципального образования Усть-Лабинский район, Краснодарского края

 

В настоящее время в школы вводятся новые государственные стандарты, ориентированные на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями: предлагаются иное содержание, иные подходы. К выпускникам предъявляются новые требования общества: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИКТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Нашему государству нужны всесторонне развитые личности, способные принимать нестандартные решения, умеющие анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

Для выполнения такого заказа общества к преподаванию школьных предметов предъявляются новые требования, в том числе и к урокам математики.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории;

- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. [1]

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов. Для этого в процессе обучения математике необходим переход от ее освоения как отдельного учебного предмета к обучению на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Это значит, что необходимо рассматривать математические понятия не только на формально-абстрактном уровне, но и межпредметном и практико-ориентированном. Основой реорганизации образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни, является метапредметный подход. [2]

В связи с обновлением содержания математического образования «организация управления обучением должна быть направлена не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей». Психологические исследования (Л. В. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения учителем материала, а в ходе работы ученика с этими знаниями. Этого можно добиться, используя технологию деятельностного подхода в обучении.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.

Я работаю в профильных классах старшей школы. Преподаванию математики в 10 классе отводится 6 часов, в 11 классе - 6 часов и 3 часа элективных курсов.

Для реализации данной программы я выбрала учебно-методический комплект под редакцией Ю.М. Колягина, М.В. Ткачевой, который четко выделил задания базового уровня, упражнения для углубленного уровня и для интересующихся математикой. Этот комплект отвечает современным требованиям преподавания математики. Главная задача УМК заключается не в сухом сообщении фактов, а в развитии учащихся посредством продвижения в предмете.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Моя роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению. Для создания проблемной ситуации на уроке я использую различные методы и приемы:

- предлагаю классу рассмотреть определенные явления с позиции имеющихся знаний, побуждая к сравнению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации;

- ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования;

- даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера ( для учащихся с продуктивным мышлением);

- даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.

Задача учителя – всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес к предмету. С такими школьниками стараюсь работать индивидуально, расширить уровень знаний на элективных курсах « Экономика в задачах», «Практикум по математике»; «Готовимся к ЕГЭ» для 11 классов.

В соответствии с ФГОС каждый учащийся должен иметь способность использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

Каждый выпускник должен найти свое место в жизни, для этого он должен выбрать профиль обучения, чтобы успешно сдать ЕГЭ и поступить в учебное заведение.

ЕГЭ является современной формой итоговой аттестации, дающий мощный стимул для самосовершенствования как педагогу, так и учащимся. ЕГЭ по математике – сложный и ответственный экзамен, от результатов которого зависит судьба выпускника на ближайшие несколько лет. Это четыре часа напряженной самостоятельной работы, без мобильных телефонов, подсказок и шпаргалок.

В КИМах ЕГЭ по математике представлены разнообразные задания для развития функциональной грамотности обучающихся. Они содержат задания школьного курса математики: числа, измерения, оценка, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, элементы теории чисел. В рамках этих тем значительное внимание уделено ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей и др.).

Чтобы добиться хороших результатов на итоговой аттестации, в своей деятельности выделяю следующие направления:

методическая подготовка учителя к ЕГЭ;

создание банка тестовых заданий;

организация вводного, текущего и итогового повторения;

диагностика и анализ качества знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ;

организация самостоятельной работы обучающихся при подготовке к ЕГЭ;

психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ.

При подготовке к ЕГЭ уделяется очень большое внимание формированию читательской грамотности. Многие дети допускают ошибки из-за того, что неправильно прочитали задание. Ученик поймет текст только тогда, когда сможет найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание задания и представить наглядную интерпретацию.

Для формирования математической грамотности предлагаю подросткам решить ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа. Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу по применению новых знаний, нового способа решения по выработанному алгоритму.

Ведущее место в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Она часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

Учащиеся 10-11 классов на уроках математики совершенствуют навыки функциональной грамотности: разрабатывают сложные модели реальных ситуаций, показывают умение работать в группах, умение аргументированно высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам, умение работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.

На занятиях  обсуждаю вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, составить план занятий, разработать индивидуальный режим дня, с чего начать занятие, учитывать особенности запоминания, использовать методы релаксации и активизации, приёмы снижения экзаменационной  тревожности, как организовать день перед экзаменом, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене.
Необходимо убеждать учеников в том, что лишь при наличии активной позиции при изучении математики, при условии приобретения практических умений, навыков и  их  использования, можно рассчитывать на реальный успех.

Все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени.

При выполнении простых заданий ребята часто делают вычислительные ошибки по невнимательности, особенно учащиеся с завышенным самооценкой. Поэтому даже сильным ученикам рекомендую проверить вычисления, решить другим способом, если это возможно, сделать прикидку полученных результатов.

Для выпускников даю рекомендации по распределению времени во время экзамена, рекомендую последовательность выполнения сложных заданий: 13, 15,17, 19 (а), затем рекомендую попытаться решить хотя бы пункт (а) в задачах 16 и 14, попробовать хотя бы частично решить задачу с параметром 18.

Таким образом, введение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В.А. Болотов, В.В. Сериков). Математика – это наука о фундаментальных структурах реального мира. На протяжении веков, развитие математики способствовало развитию научно – технического прогресса всего человечества. Математически образованная личность, легко применит её технологии в изучении любой новой для человека проблематике. Математика имеет широкое прикладное применение. Задача школы нашего века не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, вкладывая все знания, умения, профессионализм и частичку души учителей в своих учеников.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года, 31 декабря 2015г., 29 июня 2017г.

Хуторской

А.В.

Метапредметное

содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm

https://studme.org/77395/psihologiya/deyatelnostnaya_teoriya_vygotskiy_leontev_elkonin

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов.

/Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. .

Сборник заданий по функциональной грамотности учащихся на уроках математики. А.Г.

Гуськова

,

льяновск, 2020г.

 

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×