технологическая карта. Автор: Никулина Анна Алексеевна. Работа №235954
Технологическая карта урока
по окружающему миру
17.02.21
Учитель: Никулина Анна Алексеевна 4 «А» класс
Тема: «Трудные времена на русской земле»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока:
1) получить представление о трудных временах в Древней Руси;
2) формировать представление о военном деле на Руси.
Планируемые результаты:
- личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;
- метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;
- предметные: умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о Древней Руси.
Понятия: Дань, хан, Золотая Орда
Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс; карточки с заданиями.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.
1.Приветствие
Здравствуйте, ребята!
2.Эмоциональный настрой
- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Я очень рада вас видеть! А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Л: самоопределение; смыслообразова-ние.
II. Актуализация знаний
-На прошлом уроке вы говорили о том, что очень важно изучать историю, не так ли?
-Так почему же важно изучать историю? Кто напомнит?
-Что дает нам история?
-Молодцы!
-Нам важно знать прошлое, что происходило, понять как жизнь изменилась за эти годы.
-Знания о мире о нашей о жизни о прошлом.
П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации.
Р: учатся отличать верно выполненное задание от неверного.
III. Работа по теме урока
-Ребята, давайте освежим ваши знания с предыдущих уроков. Сейчас вы должны выбрать один правильный ответ.
- Работать будем в парах. Подпишите сверху ваши листочки.
1. Тест.
1. Летопись – это:
А) запись важнейших событий
Б) первая рукописная книга
В) славянская азбука
2. На Руси первые книги писали на:
А) папирусе
Б) бересте
В) пергаменте
3. Славянскую азбуку создали:
А) Минин и Пожарский
Б) Кирилл и Мефодий
Б) Геродот и Нестор
4. Киноварь – это краска:
А) зеленого цвета
Б) оранжево-красного цвета
В) голубого цвета
Проверка
-А теперь давайте обсудим ваши ответы.
В процессе обсуждения за правильные ответы дети ставят плюсы.
-Кто набрал 4 плюса, хорошо уяснили тему.
-Молодцы, я вижу вы все помните.
Давайте проверим друг друга рабочая тетрадь домашняя ,Как выглядит начальная буква текста? какие предложения.
-Летопись - это запись исторических событий по годам, которые происходили в стране, городе или местности. Это слово появилось в Древней Руси.
-Это материал, на котором писали книги и документы .
-Братья из города Солуни, создатели старославянской азбуки и церковно-славянского языка, христианские проповедники.
П: формирование мыслительных операций.
К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
IV. Подготовка к основному этапу занятия
-Ребята, а теперь послушайте я вам прочитаю стихотворение.
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль полей зеленеется.
Широко ты, Русь, По лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
-Это стихотворение «Русь» написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин.
- Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?
-Никитин говорит о том что «недруги» нападали на родину, что хотел сказать автор этими словами?
- А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?
- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?
-Итак, тема урока «Трудные времена на русской земле»
-Какую проблему на уроке можем поставить?
-Давайте сформируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения.
-По данной теме я хотел бы узнать…
-Для этого я должен на уроке…
-А изучать данную тему будем по плану.
План
Нашествие Батыя.
Александр Невский;
Битва на реке Неве;
Битва на Чудском озере.
-Эти знания пригодятся нам при изучении истории в старших классах.
-О том как необъятна и красива наша страна.
-Тяжелые, ужасные, голодные.
-Да
-Каким испытаниям подвергалась Русь в 13 веке? Почему люди воюют?
-Почему времена трудные?
-Быть внимательным, анализировать текст.
V. Открытие нового знания
Работа в парах
-Зная задачи урока, приступим к их реализации. Для этого вы объединитесь в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.
-Как будем оценивать работу групп? (Критерии оценки: полнота представленной информации, ясность, точность.)
Этапы работы
Прочитать вопросы.
Распределить задания между членами группы.
Найти ответы на вопросы.
Пересказать участникам группы.
Выступить группой перед классом.
(Первое задание группам – выяснить значения слов. Каждая группа ищет в учебнике значения двух слов.)
Задание для первой группы
-Что такое Золотая Орда?
-Кто такой Хан Батый?
-Кто такие монголы?
-Что такое Дань?
-Расскажите о монголах. Для этого прочитайте текст «Нашествие Батыя на Русь» на с. 59 учебника и ответьте на вопросы.
Кто такие монголы?
В чем заключалась сила монгольских племен?
Кто возглавлял войско завоевателей?
Какие княжества подверглись нападению?
какой налог взымали монголы с русских?
Какие еще города заняли кочевники?
Рассказ учителя
К середине ХII-12 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчинялись. В ХIII-13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголы. Коче́вники — этносы, народы и племена Кочевы́е наро́ды живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством. Поход на Русь возглавил хан Батый. Батый-это монгольский полководец. После смерти отца в 1227 году стал правителем (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения. Первым русским городом на пути оказалась Рязань. В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики разгромили и другие города. Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. На обратном пути в южные степи Батыева рать семь недель провела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом. Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1238 году он был захвачен и разрушен. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголов. Золотая Орда это монголо-татарское феодальное государство, основанное в начале 40-х гг. XIII-13 в. ханом Батыем. Отныне Руси пришлось выплачивать дань Орде. Дань это - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. Князья должны были ездить к хану – правителю Золотой Орды – за разрешением на владение княжеством. В борьбе с Русью силы монголов ослабили. Подчинить себе всю Европу они не смогли.
Задание для второй группы
-Прочитайте текст на с. 62 учебника «Защита северо-западных рубежей. Князь Александр Невский » и ответьте на вопросы.
1. Какая угроза появилась на Северо-Западных рубежах Руси 13 веке?
2. Какой князь вступил в военные действия со шведами?
3. Какие цели преследовали немцы и шведы?
4. Почему Александр одержал победу над шведами?
5. Какое прозвание получил Александр за победу?
6. Почему рыцарей называли крестоносцами?
7. Как проходила битва и чем закончилась?
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны, пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Работа в рабочей тетради
Рассмотри карту на с. 20 .Используй карту на стр 39 учебника, выполни задание.(Взаимопроверка по учебнику).Задание 3 ,Найди слова которые относятся к истории Древней Руси.
-Золотая Орда – государство, созданное монголами после завоевания Руси.
-Хан – правитель Золотой Орды.
-Монголы – кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.
- Дань – налог, взимаемый победителем с побежденных.
-Монголы – кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.
-Хан Батый
-Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.
-Князь Александр Невский
-Александр Невский
-Потому что на их одежде и вооружении был изображен крест.
Р: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
П: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.
К: умение слушать и понимать речь других.
П: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
VI. Первичная проверка понимания
-А сейчас ответьте мне на вопросы по изученному материалу:
-Что такое Золотая Орда?
-Кто возглавлял Золотую Орду?
-Что произошло с Русью в это время?
-Кто напал на русь в 13 веке?
-Что случилось с Киевом?
-Какая появилась новая угроза?
- Государство созданное
монголами после завоевания Руси.
-Хан Батый.
-К середине 12 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества.
-Монголы.
-В 1240 г. он был захвачен и разрушен.
-Опасность исходила от шведов и немцев.
П: поиск и выделение необходимой информации.
VII. Закрепление знаний и способ действий
Прием «Лови ошибку»
1. К середине 13 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. ( 12 века)
2. В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – крестоносцы. (Монголы)
3. Поход на Русь возглавил Александр Невский (хан Батый)
4. Первым русским городом на пути батаевых полчищ оказалась Казань. (Рязань)
5. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголов. Отныне Руси пришлось выплачивать налог (Дань)
6. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь хан Батый (Александр Ярославич Невский)
Р: самоконтроль; устранение затруднений; Оценка.
VIII . Подведение итогов урока
-Вернемся к главному вопросу урока. Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке?(ответы детей)
-Почему люди воюют ?(Желание завладеть чужой территорией. Желание иметь власть над людьми. Желание заставить людей другой страны работать на себя.)
Если хотите дополнительно узнать о трудных временах Руси, вы можете почитать об этом в исторических энциклопедиях в Интернете.
Закончить наш урок я хочу такими слова поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе- сила!
Никто не справится с тобой!
Р: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности
IX. Рефлексия
X. Информация о домашнем задании
Закончите начатое предложение.
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня я удивился…
Теперь я могу
Было трудно
Мне захотелось
Я поставил себе на уроке отметку…,потому что…
-Поднимите Картинку те, кто считает, что понял весь материал урока, кому было легко. Невского, а кому сложно Монгола Хана
-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник: стр. 38- 43 читать, подготовить пересказ.
-Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня.
Л: самоанализ проделанной работы на уроке.
Р: планируют свое действие в соответствии с задачей.