Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

технологическая карта. Автор: Никулина Анна Алексеевна. Работа №235954

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Конкурс профессионального мастерства: Мой лучший урок
Описание:
Цель моего урока 1) получить представление о трудных временах в Древней Руси; 2) формировать представление о военном деле на Руси. Планируемые результаты: - личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения; - метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу; - предметные: умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о Древней Руси.
Работа:

Технологическая карта урока

по окружающему миру

17.02.21

Учитель: Никулина Анна Алексеевна 4 «А» класс

 

Тема: «Трудные времена на русской земле»

 

Тип урока: открытие новых знаний

 

Цели урока:

 

1) получить представление о трудных временах в Древней Руси;

2) формировать представление о военном деле на Руси.

 

 

Планируемые результаты:

 

- личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;

- метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;

- предметные: умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о Древней Руси.

 

Понятия: Дань, хан, Золотая Орда

 

Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс; карточки с заданиями.

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.

 

1.Приветствие

Здравствуйте, ребята!

2.Эмоциональный настрой

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Я очень рада вас видеть! А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать. 

 

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Л: самоопределение; смыслообразова-ние.

 

II. Актуализация знаний

-На прошлом уроке вы говорили о том, что очень важно изучать историю, не так ли? 

-Так почему же важно изучать историю? Кто напомнит?

 

 

-Что дает нам история? 

 

 

-Молодцы! 

 

 

-Нам важно знать прошлое, что происходило, понять как жизнь изменилась за эти годы.

 

-Знания о мире о нашей о жизни о прошлом.

 

 

 

 

 

 

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации.

Р: учатся отличать верно выполненное задание от неверного.

 

 

III. Работа по теме урока

 

 

 

 

-Ребята, давайте освежим ваши знания с предыдущих уроков. Сейчас вы должны выбрать один правильный ответ.

- Работать будем в парах. Подпишите сверху ваши листочки.

1. Тест.

1. Летопись – это:

А) запись важнейших событий

Б) первая рукописная книга

В) славянская азбука

 

2. На Руси первые книги писали на:

А) папирусе

Б) бересте

В) пергаменте

 

3. Славянскую азбуку создали:

А) Минин и Пожарский

Б) Кирилл и Мефодий

Б) Геродот и Нестор

 

4. Киноварь – это краска:

А) зеленого цвета

Б) оранжево-красного цвета

В) голубого цвета

Проверка

-А теперь давайте обсудим ваши ответы.

В процессе обсуждения за правильные ответы дети ставят плюсы.

-Кто набрал 4 плюса, хорошо уяснили тему.

-Молодцы, я вижу вы все помните.

Давайте проверим друг друга рабочая тетрадь домашняя ,Как выглядит начальная буква текста? какие предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Летопись - это запись исторических событий по годам, которые происходили в стране, городе или местности. Это слово появилось в Древней Руси.

 

-Это материал, на котором писали книги и документы .

 

-Братья из города Солуни, создатели старославянской азбуки и церковно-славянского языка, христианские проповедники.

П: формирование мыслительных операций. 

 

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

 

IV. Подготовка к основному этапу занятия

 

-Ребята, а теперь послушайте я вам прочитаю стихотворение.

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

 

-Это стихотворение «Русь» написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин. 

- Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?  

-Никитин говорит о том что «недруги» нападали на родину, что хотел сказать автор этими словами?

- А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?  

- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? 

-Итак, тема урока «Трудные времена на русской земле»

-Какую проблему на уроке можем поставить?

 

-Давайте сформируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения.

 

-По данной теме я хотел бы узнать…

 

 

 

 

 

 

-Для этого я должен на уроке…

 

-А изучать данную тему будем по плану.

 

План

Нашествие Батыя.

Александр Невский;

Битва на реке Неве;

Битва на Чудском озере.

 

-Эти знания пригодятся нам при изучении истории в старших классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-О том как необъятна и красива наша страна.  

 

 

 

-Тяжелые, ужасные, голодные.

 

 

-Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Каким испытаниям подвергалась Русь в 13 веке? Почему люди воюют?

-Почему времена трудные?

 

 

 

-Быть внимательным, анализировать текст.

 

 

 

 

 

 

V. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

-Зная задачи урока, приступим к их реализации. Для этого вы объединитесь в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

-Как будем оценивать работу групп? (Критерии оценки: полнота представленной информации, ясность, точность.)

Этапы работы

Прочитать вопросы.

Распределить задания между членами группы.

Найти ответы на вопросы.

Пересказать участникам группы.

Выступить группой перед классом.

(Первое задание группам – выяснить значения слов. Каждая группа ищет в учебнике значения двух слов.)

Задание для первой группы

-Что такое Золотая Орда?

 

 

 

-Кто такой Хан Батый?

 

-Кто такие монголы?

 

 

 

-Что такое Дань?

 

-Расскажите о монголах. Для этого прочитайте текст «Нашествие Батыя на Русь» на с. 59 учебника и ответьте на вопросы.

 

Кто такие монголы?

В чем заключалась сила монгольских племен?

Кто возглавлял войско завоевателей?

Какие княжества подверглись нападению?

какой налог взымали монголы с русских?

Какие еще города заняли кочевники?

Рассказ учителя

 

К середине ХII-12 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели  быть самостоятельными и никому не подчинялись. В ХIII-13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголы. Коче́вники — этносы, народы и племена Кочевы́е наро́ды живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством. Поход на Русь возглавил хан Батый. Батый-это монгольский полководец. После смерти отца в 1227 году стал правителем (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения. Первым русским городом на пути оказалась Рязань.  В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики разгромили и другие города.  Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. На обратном пути в южные степи Батыева рать семь недель провела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом. Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1238 году он был захвачен и разрушен. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголов. Золотая Орда это монголо-татарское феодальное государство, основанное в начале 40-х гг. XIII-13 в. ханом Батыем. Отныне Руси пришлось выплачивать дань Орде. Дань это - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. Князья должны были ездить к хану – правителю Золотой Орды – за разрешением на владение княжеством. В борьбе с Русью силы монголов ослабили. Подчинить себе всю Европу они не смогли.

Задание для второй группы

-Прочитайте текст на с. 62 учебника «Защита северо-западных рубежей. Князь Александр Невский » и ответьте на вопросы.

1. Какая угроза появилась на Северо-Западных рубежах Руси 13 веке?

 

2. Какой князь вступил в военные действия со шведами?

3. Какие цели преследовали немцы и шведы?

4. Почему Александр одержал победу над шведами?

5. Какое прозвание получил Александр за победу?

6. Почему рыцарей называли крестоносцами?

7. Как проходила битва и чем закончилась?

 

Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны, пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.

Работа в рабочей тетради

Рассмотри карту на с. 20 .Используй карту на стр 39 учебника, выполни задание.(Взаимопроверка по учебнику).Задание 3 ,Найди слова которые относятся к истории Древней Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Золотая Орда – государство, созданное монголами после завоевания Руси.

-Хан – правитель Золотой Орды.

-Монголы – кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

- Дань – налог, взимаемый победителем с побежденных.

 

 

-Монголы – кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

-Хан Батый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

 

-Князь Александр Невский

 

 

 

 

 

 

 

-Александр Невский

 

 

 

-Потому что на их одежде и вооружении был изображен крест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

П: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

К: умение слушать и понимать речь других.     

П: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

 

 

VI. Первичная проверка понимания

 

-А сейчас ответьте мне на вопросы по изученному материалу:

-Что такое Золотая Орда? 

 

 

-Кто возглавлял Золотую Орду?

 

-Что произошло с Русью в это время?

 

 

 

-Кто напал на русь в 13 веке?

-Что случилось с Киевом?

 

-Какая появилась новая угроза?

 

 

- Государство созданное

монголами после завоевания Руси.

-Хан Батый.

-К середине 12 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества.

-Монголы.

-В 1240 г. он был захвачен и разрушен.

-Опасность исходила от шведов и немцев.

П: поиск и выделение необходимой информации. 

 

VII. Закрепление знаний и способ действий

 

Прием «Лови ошибку»

1. К середине 13 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. ( 12 века)

2. В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – крестоносцы. (Монголы)

3. Поход на Русь возглавил Александр Невский (хан Батый)

4. Первым русским городом на пути батаевых полчищ оказалась Казань. (Рязань)

5. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголов. Отныне Руси пришлось выплачивать налог (Дань)

6. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь хан Батый (Александр Ярославич Невский)

 

 

Р: самоконтроль; устранение затруднений; Оценка.

 

VIII . Подведение итогов урока

 

-Вернемся к главному вопросу урока. Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке?(ответы детей)

-Почему люди воюют ?(Желание завладеть чужой территорией. Желание иметь власть над людьми. Желание заставить людей другой страны работать на себя.)

Если хотите дополнительно узнать о трудных временах Руси, вы можете почитать об этом в исторических энциклопедиях в Интернете.

Закончить наш урок я хочу такими слова поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе- сила!

Никто не справится с тобой!

 

Р: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности

 

IX. Рефлексия

 

 

X. Информация о домашнем задании

 

Закончите начатое предложение.

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня я удивился…

Теперь я могу

Было трудно

Мне захотелось

Я поставил себе на уроке отметку…,потому что…

 

-Поднимите Картинку те, кто считает, что понял весь материал урока, кому было легко. Невского, а кому сложно Монгола Хана

 

 

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник: стр. 38- 43 читать, подготовить пересказ. 

-Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня.

 

 

Л: самоанализ проделанной работы на уроке.

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×