МАДОУ "Детский сад № 12 "Ягодка". Автор: Алферова Людмила Алексеевна, Евсеева Анастасия Ивановна. Работа №236050
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Ягодка»
Конспект НОД с детьми старшей группы
по экспериментально-исследовательской деятельности.
Тема: «Удивительный мир камней»
Воспитатель
Евсеева А.И.
Декабрь, 2020
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Цель: Развитие познавательной активности у старших дошкольников через опытно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
Ф
ормировать умение исследовать неживую природу,
выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать,
делать элементарные выводы.
Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: групповая, индивидуальная, дистанционная.
Педагогические технологии: экспериментирование, исследовательская деятельность, ИКТ, работа с мнемотаблицами, синквейн.
Оборудование: Мультимедийный проектор с экраном, музыкальный центр с флэш носителем, ноутбук, мнемотаблица на каждого ребенка, набор камней, лупы, весы, стаканы с водой и ложкой на каждого ребенка, салфетки, комочки ваты, пластилин.
Предшествующая работа: чтение сказок Бажова, рассматривание камней, просмотр презентаций о горах, камнях, опыты с песком, водой, игры
с песком, водой, камушками.
Словарная работа:
Гладкий - шероховатый, мягкий - твёрдый, тяжёлый – легкий, каменистый, камнепад,
Ход занятия
Создание благоприятного психологического климата
Воспитатель приветствует детей, предлагает подарить друг другу улыбки.
Ставит в известность детей о том, что вместе с ними будет заниматься Маша. Она находится дома и будет работать вместе с мамой на компьютере.
Постановка проблемы:
(Дети стоят возле воспитателя у экрана)
- Ребята, сегодня у нас необычная гостья. Посмотрите, узнали ее?
- Да, это Хозяйка медной горы. Вспомните сказку, которую мы с вами читали и скажите, почему ее так зовут. Маша, ты все хорошо видишь?
- Правильно, она живет высоко в горах. У нее каменный дом, каменные дорожки. Ее окружают камни. Все камни разные, они отличаются друг от друга.
Хозяйка медной горы принесла с собой сундучок и хочет, чтобы мы отгадали, что в нем. Послушайте загадку:
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой – одному не поднять.
В пыли на дороге ненужным лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
- Конечно. Маша, ты тоже отгадала? Посмотрите, в шкатулке камни. Хозяйка Медной горы хочет услышать, что мы с вами знаем о камнях. (Ответы)
- Хотите узнать о камнях еще больше?
- Сейчас мы с вами отправимся в лабораторию и, как ученые, будем проводить опыты и изучать свойства камней.
Для этого мы наденем халаты, шапочки. Маша, ты тоже одевайся. (Одеваются вместе с воспитателем. Подходят к столам, на которых лежит оборудование для опытов: камни, лупы, стаканы с водой, салфетки, весы, др.)
- У каждого из вас есть таблица, которая поможет нам исследовать свойства камней. Что вы видите? (Картинки, обозначающие форму, вес, и поверхность камня) Посмотрите, что изображено на 1 картинке?
- Геометрические формы.
- Значит, мы сейчас определим форму камней.
Опыт 1. Определение формы.
Возьмите в руки камешки. Какой они формы? (круг, овал) Какой камешек круглой формы? Положите его на круг. А камешек овальной формы положите на овал.
-Можно ли изменить форму камня? Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему? А что получилось у тебя, Маша?
Значит, какой можно сделать вывод?
Вывод: Камни бывают разной формы. Камень твердый, его нельзя сжать руками.
- Обратим внимание на таблицу. Какая картинка следующая? Какой опыт мы проведем?
- Весы. Значит, мы определим вес.
Опыт 2. Определение веса.
Детям
предлагается
на весах
сравнить камень с большим комком ваты.
(Индивидуально)
2. Дети берут стаканы с водой и осторожно кладут камень и вату в разные стаканы с водой. Наблюдают. (Вопрос к Маше)
Вывод: Камни тонут в воде, потому что они тяжелые.
- Посмотрите, ребята, следующую картинку на таблице. (Неровная поверхность). Сейчас мы узнаем, какая поверхность у камней.
Опыт № 3. Определение поверхности.
- Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
- Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.)
- Молодцы, вы внимательные дети.
Вывод: Камень может быть гладким и шероховатым.
Повтори, Маша, какие бывают камни.
- Предлагаю поиграть. Я расскажу вам новую игру, а вы повторяйте движения. Маша, выполняй вместе с нами, если хочешь.
Игра “Гора и камешки”. (Стоят толпой. Звучит музыка)
Стоит гора – старушка (Поднимают руки вверх)
До небес макушка, (Тянутся на носочках вверх)
Ее ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает. (Встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает (Прикладывают ладошки к щекам)
Камешки теряет. (Качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (Руки на плечах, круговые движения)
Катятся, катятся камешки прочь. (Присели на корточки)
Раскатились камешки, и стой самой поры (Разбегаются в круг)
Ничего не осталось от нашей горы. (Показывают в середину круга)
Ребята, чтобы больше сведений запомнить о камне, предлагаю вам составить синквейн о нем. (Выкладываются картинки)
Камни.
(Предмет)
Лежат, падают
(Что они могут делать?)
Тяжелые, серые, овальные
(Какие они?)
В горах много камней.
(Вывод)
Камнепад.
(Яркое событие)
Ожидаемые результаты:
Дети научились сравнивать предметы, делать выводы, исследовать свойства предметов. Научились работать вместе, помогать друг другу. Могут составить мини-рассказ с помощью мнемотаблицы и технологии Синквейн.