"Чудо-огород". Автор: "Чудо-огород" ☼. Работа №236092
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида
№ 41 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Проект летнего отдыха, оздоровления и занятости детей старшего дошкольного возраста
познавательно-экологической направленности «Чудо-огород»
Номинация: проект для детей детского сада
Сроки реализации: июнь-август 2019 г.
Автор: воспитатель Любина Надежда Александровна
г. Ачинск, 2019 г.
Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала и росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Сроки реализации: среднесрочный (01.06.2019 г. - 31.08.2019 г.)
Вид проекта: детско-взрослый, групповой
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.
Актуальность: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Цель: создание условий для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта:
- расширять знания детей об окружающей природе, познакомить с разнообразием растительного мира, обогащать и активизировать словарь детей;
- формировать представления о работах, проводимых в весенний, летний, осенний период в саду и огороде, о росте и жизни растений;
- учить наблюдать за посадкой и всходами семян, делать выводы на основе ухода за растениями;
- способствовать развитию любознательности, интересу к исследовательской деятельности, экспериментированию, восприятию красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию;
- способствовать формированию партнерских взаимоотношений между педагогом, детьми и родителями, а также их желанию участвовать в посильной практической деятельности.
Ожидаемый результат реализации проекта:
- получение знаний детьми о жизни растений и взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
- повышение уровня знаний детей об особенностях строения и условиях роста растений огорода;
- создание необходимых условий на участке для наблюдений за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними;
- развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями;
- развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки;
- повышение интереса детей к трудовой и опытно-исследовательской деятельности;
- активизация речи и обогащение словаря детей;
- расширение общего кругозора и повышение культуры детей, а также развитие их творческих способностей;
- появление урожая, его сбор.
Итог проекта:
Сбор урожая
Квест
«Развеселый урожай»
Фотогазета «Наше
славное
лето
»
Создание фильма-презентации
«Чудо-огород»
Этапы реализации проекта:
Этап - подготовительный:
подбор методической литературы, иллюстративного материала необходимого для реализации проекта, составление плана работы над проектом;
разработка серии конспектов, комплекса мероприятий, методических рекомендаций для родителей; сбор необходимого материала для создания огорода.
этап - основной
: Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.
Уход за растениями: полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.
Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях. Труд в огороде.
3 этап - заключительный
:
с
бор урожая;
ф
отогазета «Наше веселое
лето»;
с
оздание фильма-презентаци
и «Чудо огород»
;
квест
«Развеселый урожай»
; Совместный показ сказки «Овощной переполох»
Мероприятия по реализации проекта:
Содержание работы
Цель деятельности
Сроки
1.Художественная литература
Пословицы, поговорки:
-Матушка-земля — кормилица твоя.
-Рыбам — вода, птицам — воздух, а человеку — вся земля.
-Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.
- Накормишь землю – она накормит тебя
- Лес да вода поле красит
- Всякому овощу свое время
- Не вырастишь овощей - не сваришь и щей
-Кто мать — сыру землю любит, тот голоден не будет.
-Без хозяина земля — круглая сирота.
-Земля ласку любит.
Поэзия:
-И. Шевчук «Обращение дерева к Человеку»
-Я. Аким «Наша планета»
-В.Орлов «Живой букварь»
-А.Смирнов «Храм природы»
-В.Чижов «В природе столько красоты!»
-Е.Смирнова «Давайте вместе Землю украшать»
-М.Крюков «Не надо мусорить в лесу!
- В. Коркин «Что растет на нашей грядке»
- Ю. Тувим «Хозяйка однажды»
- З. Александрова «Дождик»
- И. Михашина «Дети все стремятся к маме»
-А. Игнатова «Недалекое будущее»
Экологические сказки:
- Почему у земли платье зеленое А. Лопатина
- Кто землю украшает А. Лопатина
- Могучая травинка М. Скребцова
- История одной Капли
-Сила Дождя и Дружбы
- Все живое нуждается в воде
-Грибная аптека А. Лопатина
- Две сказки Н. Павлова
- По грибы Н. Сладков
Рассказы:
- И. Цекович «Когда ветки пахнут»
- В. Паспалев «Лесная фиалка»
- Е. Спирина «Что в корзинке у Алёнки»
- Н. Кончаловская «Удивительный огород»
- С. Михалков «Про мимозу»
- У. Рашид «Наш сад»
- В. Катаев «Цветик-семицветик»
Формирование экологической культуры детей через изучение и анализ произведений детской художественной литературы разных жанров.
июнь
июль
август
Праздники и развлечения:
- Праздник «День защиты детей»
- Экологическое развлечение «Путешествие в королевство природы»
-Развлечение «Бесценная и всем необходимая вода»
-Экологическое развлечение «Мы-гости в лесу»
- Физкультурно-экологическое развлечение «Приключения на лесной полянке, или в гости к старушке Лесовушке»
-«Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
- Развлечение «Что в корзиночке моей…»
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, растительному миру, развивать внутреннюю потребность любви к природе и, как следствие, бережное отношение к ней.
июнь
июль
август
Подвижные игры:
- "Птица без гнезда".
- «Летает, плавает, бегает»
- «Растет, не растет»
- «Съедобно не съедобное»
- «Грибники»
-«Кто где живёт»
-«Найди своё дерево»
Укрепление здоровья детей и воспитание потребности в здоровом образе жизни средствами подвижных игр в совместной и самостоятельной деятельности детей.
июнь
июль
август
Дидактические игры:
- Логические задачи по экологии
- «Что где растет?»
- Игра "С чем нельзя в лес ходить?"
-Игра "Пищевые цепочки в лесу»
- «Соберёмся на прогулку».
- «Полезные и вредные продукты».
- «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Систематизация представлений детей об экологической культуре, способствование развитию мыслительных операции, внимания, памяти, речи.
июнь
июль
август
Сюжетно-ролевые игры:
- «Путешествуем в лесу»
-"Мы - спасатели"
-«Происшествие в лесу».
- «В огороде»
- «Мы собрали урожай!»
- «Витаминная аптека»
- «Следопыты»
Развивать умения детей отражать в игре знания и впечатления, полученные из личного опыта; учить вести ролевой диалог, сообразно роли, взаимодействовать в игре в соответствии с сюжетом, следовать игровым правилам.
июнь
июль
август
Ситуации общения:
-Люди – друзья природы;
-Лес: любить, беречь и не бояться;
-Аптека на лугу;
-Все живое под нашей защитой;
-Насекомые – часть природы;
-Мусор – болезнь планеты, Не загрязняй природу!
-Огонь: друг или враг?
- Беседа «Труд людей на полях и огородах»
- «Полезные и вредные продукты».
- Беседа «Что такое солнечный удар?»
Систематизация представлений детей об экологической культуре, способствование развитию диалогической речи.
июнь
июль
август
Пальчиковые игры:
- Пальчиковые игры с природным материалом
- Будем мы варить компот.
- «Цветок»
- «Радуга»
- «Ягоды»
- «У девчушки Зиночки овощи в корзиночке»
- «В землю семена кладем»
- «По тропинке в лес пойдем»
Развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас, закреплять представления детей об экологии.
июнь
июль
август
Экспериментально - исследовательская деятельность:
- «Почва»
- «Весёлый огород»
- «Строение растений»
- «Почему завял цветок?»
- «Что нужно растениям для их роста»
Развивать любознательность, познавательную и речевую активность детей.
июнь
июль
август
Трудовая деятельность:
- Подготовка клумбы к высадке цветов, рассады
- Посадка цветов в клумбы, рассады на грядке
- Совместная трудовая деятельность воспитателя с детьми на огороде, в цветнике
- Прополка и полив цветника и грядки
- Уход за овощами
- Сбор урожая
Формирование у детей экологической культуры и любви к природе.
июнь
июль
август
Художественно-творческая деятельность:
Рисование:
- «Лето красное пришло»
- «Матушка природа»
- «Есть у нас свой огород, что же там у нас растет»
Аппликация:
- «Порхающее Лето»
- «Платье для лета»
- «чудо-овощи»
Лепка:
- «Цветочная поляна»
- «витаминная корзинка»
Совершенствование навыков и умений изобразительного творчества.
июнь
июль
август
Рассматривание альбомов:
-
«Как работают на огороде?»
- «Садовый инвентарь»
- «Солнце, воздух и вода - огородные друзья»
- «Огородные вредители»
Способствовать активизации речи и интересу к экологии.
июнь
июль
август
Взаимодействие с родителями
Консультации:
- «Летняя безопасность ребенка»
- «Сменная одежда и головные уборы»
- «Проведем лето с пользой»
Совместная деятельность:
- Выращивание и посадка рассады овощных культур, цветов в цветнике
- Помощь в оформлении малых форм на участке детского сада
Досуговая деятельность:
- Участие в развлечениях и праздниках
Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в воспитании детей.
июнь
июль
август