Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

МБОУ гимназия №2. Автор: Татьяна Владимировна Андреева. Работа №253702

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Исследовательские работы
Описание:
Тема: Внушение народу различных мыслей и чувств с помощью искусства в ХХ веке. Цель: узнать, какое место занимало искусство в ХХ веке, и какое влияние оно оказало на людей. Задачи: взглянуть на важнейшие страницы истории нашей страны XX века через призму искусства; исследовать явление суггестии и найти его влияние в произведениях XX века. Актуальность: чтобы объяснить психологию общества в разные времена, важно знать не только политическую, экономическую и социальную обстановку, но и духовный рост народа.
Работа:

Исследовательская работа на тему

 

Искусство и внушение в истории России ХХ века.

 

 

Выполнила ученица 11 А класса,

Третьякова Мария

Руководитель:

Андреева Татьяна Владимировна

 

 

 

Содержание

Введение

Явление суггестии и его связь с искусством ХХ века

Начало ХХ века

.

Время переворота

и Гражданская война

Изобразительно

е

искусство.

Агитплакаты

Литературные произведения

Саундтрек революции

Великая Отечественная война и искусство

Как отразилась суггестивная функция искусства ХХ века на нашей современности

Результаты исследовательской работы: опрос и проект (комикс «Плакат»)

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема: Внушение народу различных мыслей и чувств с помощью искусства в истории России ХХ века.

Цель: узнать, какое место занимало искусство в ХХ веке, и какое влияние оно оказало на людей.

Задачи: взглянуть на важнейшие страницы истории нашей страны XX века через призму искусства; исследовать явление суггестии и найти его влияние в произведениях XX века.

Актуальность: чтобы объяснить психологию общества в любой момент времени, важно знать не только политическую, экономическую и социальную обстановку, но и духовный рост народа.

Явление суггестии и его связь с искусством ХХ века.

Сугге́стия (от лат. suggestio — внушение; намек) - одна из существенных категорий эстетики символизма. Один из теоретиков символизма Ш. Морис считал суггестию более важным принципом символистского искусства, чем выразительность. Он дал развернутое определение суггестии: «это язык соответствий, сродства души и природы. Она не стремится передать образ предмета, она проникает внутрь его естества, становится его голосом».

Суггестия не может быть бесстрастной, она всегда нова, поскольку в ней «заключается сокровенное, неизъяснимое, невыразимая суть вещей, к которым она прикасается». Она одновременно является голосом предмета, о котором идет речь, и голосом души, к которой обращено произведение. Она не описывает и не называет предмет, но передает глубинное ощущение его, концентрированно являет «изначальную взаимосвязь всего со всем»; заставляет по-новому звучать банальные и вроде бы давно знакомые стершиеся слова. Она пользуется языком не рабски, как обыденная речь, но творчески; «суггестия обратилась к первоисточнику любого языка — закону соответствия звука и цвета словам и идеям», то есть интуитивно опирается на законы языковой синестезии. Бельгийский поэт-символист и критик А. Мокель усматривает ее главный смысл в том, что искусство не до конца описывает объект изображения, но только рядом тропов намекает на него, заставляя читателя доработать, завершить образ в своем воображении. Именно намек и недосказанность вызывают у читателя «трепет перед бездонностью произведения». Символический образ как бы исподволь внушается (suggere) субъекту восприятия системой художественных средств, неясных намеков, туманных ассоциаций, многозначностью смысловых ходов.

При создании произведения искусства важнейшее значение имеет программирование художником того или иного вида ощущения, восприятия, представления. Работая над своим творением, художник всегда рассчитывает, что воспринимающий субъект сможет понять те "социальные, моральные, философские идеи", которыми произведение насыщено. Художник, конечно, надеется, что у воспринимающего субъекта возникнут соответствующие мысли, появятся определенные идеалы. Ведь идеализация, обобщение и типизация уже сами по себе подразумевают проникновение художественно-образным путем в закономерности общественной жизни и духовный мир человека, т.е. отражающую и преобразующую функцию искусства. Однако существует и целый ряд "таинственных" явлений в сфере психики человека - например, проблемы суггестивности (внушения), музыкальная или цветовая терапия, которые также являются компонентами преобразующей функции искусства. Согласно определению психологов суггестивность - это неосознаваемая психическая активность личности, сложно и неделимо вплетаемая в сознаваемое. В наше время под суггестивностью понимаются художественные приемы, с помощью которых внушается то или иное настроение. Это сумма элементов вербально не выраженного внушаемого поэтического настроения, составляющего внутреннюю сущность произведения. Таким образом, суггестивность понимается как специфическое изобразительно-выразительное средство, которое в качестве идейно-эмоционального композиционного центра "объединяет в одно все произведение". Суть же суггестивности произведения состоит "в способности внушать, передавать зрителю то или иное состояние, захватывать его определенными эмоциями и раздумьями, вызывать у него в душе такой отклик, который он воспринимает как своеобразное зеркало внутреннего мира автора".

Как итог, можно сказать, что суггестия – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Она присуща многим произведениям 20 века. Суггестивная функция искусства приобретает особо важную роль в напряжённые, трудные времена, часы испытания судьбы и жизни народа.

Начало ХХ века. Время переворота и Гражданская война.

Революционные события 1917 г., изменившие судьбу России, открыли новый этап в истории культуры и искусства народов России. Этот сложнейший, противоречивый период в истории искусства не может быть однозначно охарактеризован. Культурная революция не имеет аналогов. С одной стороны, декреты советской власти приобщали широкие народные массы к культуре; с другой - активно приводившийся в жизнь принцип партийности искусства не допускал свободы творчества и привел к политизации всей культуры, особенно литературы и искусства.

В начале ХХ века искусство использовали для того, чтобы настроить народ против власти и готовили его к революции. Все поэты и прозаики, композиторы, художники сразу разделились на тех, кто поддерживал идеалы революции, тех, кто их отрицал и тех, кто воздержался. Наибольшее влияние среди всех имела, конечно же, первая группа. В нее входили Шагал, Маяковский, Горький, Малевич, Есенин, Бальмонт, Гречанинов, Лавров и другие деятели культуры. Булгаков же, например, с самого начала воспрепятствовал всему, чего касалась ее разрушительная сила, а Паустовский не высказывался.

Многие культуристы также разделились на новые направления под началом модернизма: символизм, футуризм и акмеизм. Создание агитационных произведений было присуще представителям всех групп, но большую часть в этом явлении заняли именно футуристы, которые зачастую творили в разных жанрах.

Большинство писателей, художников и других творцов яро поддерживали революцию, особенно те, кто был выходцем из небогатых семей. Они правильно считали, что народ – всегда самая мощная движущая сила переворота, поэтому влияние их произведений, вдохновленных временем, сказывалось больше всего на общественности. Агитационные плакаты, стишки, которые переписывали от руки и громко напевали в закрытых сообществах, создавались в огромном количестве.

Изобразительное искусство. Агитплакаты.

В 1917 г. самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный, газетный рисунок и плакат. В эти годы развивались два типа плаката: героический и сатирический. Наиболее яркими представителями этих направлений были Д. С. Моор и В. Н. Дени. Развитие агитмассовых форм искусства было частью программы «культурной революции в отсталой стране». В. И. Ленин видел огромные возможности художественной пропаганды в ликвидации безграмотности населения. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение - запоминался и призывал малограмотные массы к действию. Агитационная функция плаката сравнима с ролью газеты и радио. Первое послереволюционное пятилетие (1917 -1922 гг.) отмечено многообразием и недолговечностью художественных платформ, активностью деятелей левого искусства, т.е. в большинстве своем начинающих художников, которые увидели в новых условиях возможность осуществления самых дерзких новаторских идей. Большинство дореволюционных художников стали сотрудничать с советской властью. Среди них были и передвижники, и русские импрессионисты (А.А. Рылов, К.Ф. Юон), и мирискусники (Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский), и участники объединения «Голубой розы» (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян), и сторонники «Бубнового валета» (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов). Особое место на первых порах в отделе ИЗО Наркомпроса заняли абстракционисты В.В. Кандинский и К.С. Малевич.

Революция рождала новые направления. Русский революционный авангард «Уновис» («Утвердители нового искусства», 1919 - 1920 г.: К.С. Малевич, М.З. Шагал, Л.М. Лисицкий) объявил борьбу за «чистое» искусство и принялся за разработку агитационных форм. «НОЖ» («Новое общество живописцев») было близко к бубнововалетовцам. Пролеткульт предпринял попытку создания организации новой пролетарской культуры «на руинах прошлого», отказываясь от классического наследия, но просуществовал недолго, не имея поддержки как у художников, так и у зрителей. Против авангардизма за философскую глубину искусства и традиционный монументализм форм выступили художники объединений «Четыре искусства» (А.И. Кравченко, Н.А. Тырса, К.С. Петров-Водкин) и «Маковец» (В.Н. Чекрыгин, отец Павел Флоренский).

Плакат как вид изобразительного искусства появился гораздо раньше событий октября 1917 г. - в середине XIX в. В 1917 - 1920-е гг. плакаты стали главным инструментом пролетариата для агитации, призывающей вести непримиримую борьбу с врагом и поднимать боевой дух народа. Советский плакат нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.

Агитация проводилась посредством ярко разрисованных поездов и пароходов, везущих пропагандистов и ораторов. Такие пароходы и поезда оснащались специальными театральными агитационными бригадами и киноустановками, которые на всем пути передвижения распространяли огромное количество плакатов, газет и прочей печатной продукции. Такие методы агитации сыграли в те годы немалую просветительскую роль в малограмотной, обнищавшей стране, практически не имевшей других средств передачи информации о происходящем. Во время движения и на каждой остановке эти впечатляющие явления привлекали внимание народа. Главной и неотъемлемой частью в агитационных произведениях были тексты, дополняющие и развивающие смысловую часть произведения. Слова давали не только пояснения к композиции плаката, но и воспринимались как мотивация к действию. Броские, резкие надписи и лозунги в плакатах звучали нарочито грубо, например: «Всех врагов советской власти в три погибели согнем!» или «Смерть царским генералам!». Но, как говорится, «из песни слова не выкинешь»: такова идеологическая программа «строителей нового мира» того времени - большевиков.

Среди даже самых ярких революционных агитационных плакатов выделялись работы Д.С. Моора, В.В. Маяковского, М.М. Черемных и В.Н. Дени. Все эти художники отличались своими оригинальными и присущими только им манерами и техниками. В.Н. Дени - известный мастер политической карикатуры того времени - добавил советскому плакату острый сатирический эффект. Созданные им произведения беспощадно высмеивали политических дельцов, капиталистов и соглашателей. Художник Д.С. Моор так писал про плакат: «Плакат - это разящий удар, направленный на голову классового врага, это возбудитель активности масс, и ему должно быть оказано надлежащее внимание».

Агитационные плакаты аллегорично сравнивались с патронами и снарядами, они становились мощным психологическим орудием воздействия на врага. Плакаты приклеивали на стены зданий, домов в городах. Порча и уничтожение таких плакатов причислялись к контрреволюционным действиям. Во времена первых пятилеток агитационный плакат продолжал свою важную идеологическую цель. В настоящее время такие плакаты являются важными историческими свидетелями целой эпохи - эпохи социализма. Не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат.

Язык плакатов был предельно прост и лаконичен: таким является плакат Моора «Петроград» 1919 г. Одной из важных тем того времени было военное противостояние большевиков и белогвардейцев. Плакат Л. Пастернака времен Первой мировой войны призывал: «На помощь жертвам войны 20 - 21 авг.». Примером темы противостояния может также послужить плакат 1919 г., на котором изображены два раненых красноармейца, и надпись: «Долг каждого честного гражданина - прийти на помощь раненому и больному красноармейцу!!!». Или: «Помогите детям воинов!».

Советская власть тщательно контролировала агитационную деятельность. Большевики запретили печать объявлений в любых источниках информации, кроме газет.

Позднее плакаты использовались в целях привлечь внимание людей к социальным и экономическим проблемам, например, голод в Поволжье в 1920-х годах.

Литературные произведения.

Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной

направленности. «Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему», – так характеризовал Александр Фадеев «левое» крыло русской литературы. Наиболее яркие представители его – Александр Серафимович, Александр Фадеев, Николай Тихонов, Константин Тренев, Всеволод Вишневский, Эдуард Багрицкий, Михаил Светлов и др.

Сергей Есенин, Александр Блок, Владимир Маяковский приветствовали великое событие:

«Слушайте, слушайте музыку революции!» (А. Блок), «Четырежды славься, благословенная» (В. Маяковский), «Что нам слюна иконная в наши ворота ввысь?» (С. Есенин).

Тот, кто не принял новую идеологию, тот заплатил изгнанием, непечатанием книг и даже

жизнью. Среди них были Исаак Бабель, Иван Бунин, Иван Шмелёв, Михаил Зощенко, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Михаил Булгаков и др.

«В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», – так пишет Есенин в автобиографии, а его стихотворение «Небесный барабанщик» (1919) близко к призывно-обличительной лирике пролетарских поэтов. Это – призыв к борцам революции сплотить ряды против врага – «белого стада горилл», угрожающего юной социалистической России. Бунтарский дух, разухабистость и безоглядность сквозят в лихих воззваниях произведения:

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

Однако в отношении революции в скором времени пришло разочарование. Есенин стал

смотреть не в будущее, а в настоящее. Революция не оправдала чаяния поэта на недалекий

«мужицкий рай», но в ней Есенин неожиданно разглядел иные стороны, которые не мог

воспринимать положительно. «Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, … ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений».

В русской поэзии XX века Маяковскому принадлежит особая роль. Он первым отдал свой могучий талант революционному обновлению жизни. Маяковский был глубоко убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, и сделал решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов. Для Маяковского работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих "от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия". Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Если старому миру он четырежды крикнул: «Долой», то революции он воскликнул: «Четырежды славься, благословенная!»

Тебе,

освистанная,

осмеянная батареями,

тебе,

изъязвленная злословием штыков,

восторженно возношу

над руганью реемой

оды торжественное

«О»!

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

…Тебе обывательское

– о, будь ты проклята трижды! –

и мое,

поэтово

– о, четырежды славься, благословенная!Затем резко меняется тональность стихов поэта. "Ода революции", "Левый марш", "Мистерия-Буфф" — это первые образцы социалистического искусства Великого Октября, которые захватывают своей искренностью, глубочайшей верой в будущее. Маяковский, как и прежде, романтик, но теперь это романтизм утверждения и созидания нового мира. Маяковский сделал смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов. Поэзия вышла на площади, обратилась к колоннам демонстрантов. "Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры" — эти метафоры относятся и к слову поэта. Именно эти поиски средств безотказного воздействия поэтического слова на сознание, чувства, действия масс и составляют важнейшую черту "творческой лаборатории" Маяковского. Его слово, действительно, "полководец человечьей силы", его голос — голос эпохи. Герой поэзии Маяковского при ее сосредоточенности на судьбе народа, судьбе миллионов — это поэт, образ которого обретает личность. "Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем" — таково "я" Маяковского в поэме "Хорошо!". Это "я" советского человека в наивысшем проявлении его убеждений и чувств. Высоко ценя активность личности, он прекрасно понимает значение революционных событий для формирования сознания, психики человека. Вот почему его послеоктябрьские поэмы почти всегда многолюдны и событийны. "Хорошо!" — поэма о любви. О любви к родине, преображенной революцией. О преданности народу, ее совершившему. И о надежде, что история, которую отныне творит народ, не будет больше безразлична к судьбе человека. Потому-то решительно заявляет поэт:

Ни былин,

ни эпосов,

ни эпопей.

Телеграммой

лети,

строфа!

Воспаленной губой

припади

и попей

из реки

по имени — "Факт".

Октябрьская революция ужаснула Зинаиду Гиппиус: она восприняла её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла». В октябре Гиппиус писала: «Все, в ком была душа, – и это без различия классов и положений, – ходят, как мертвецы. Мы не возмущаемся, не страдаем, не негодуем, не ожидаем… Встречаясь, мы смотрим друг на друга сонными глазами и мало говорим. Душа в той стадии голода (да и тело!), когда уже нет острого мученья, наступает период сонливости».

Поэтическим документом времени, отразившем отношение Гиппиус к происходившему в 1917–1918 годах, стал сборник «Последние стихи. 1914–1918» (1918 год). В стихотворении «Так есть» она писала:

Если гаснет свет – я ничего не вижу.

Если человек зверь – я его ненавижу.

Если человек хуже зверя – я его убиваю.

Если кончена моя Россия – я умираю.

Сохранив воинствующе резкое неприятие большевизма, Гиппиус остро переживала свою

отчуждённость от родины. По её инициативе в Париже было создано общество «Зелёная лампа» (1927–1939), призванное объединить те разнообразные литературные круги эмиграции, которые принимали взгляд на призвание русской культуры за пределами советской России. Своими действиями она производила сильное воздействие на общественные круги не только в родной стране, но и в странах зарубежья.

Саундтрек революции.

Русские революционеры любили сравнивать себя со своими французскими предшественниками эпохи 1792 года, когда родилась «Марсельеза». Это настроение выразил ученый-народник  Петр Лавров, в 1875 году написавший новый русский текст к знаменитой мелодии: «Отречемся от старого мира, / Отряхнем его прах с наших ног!» В самой Франции «Марсельеза» стала гимном в 1879 году, и это создало неловкую коллизию в отношениях Российской империи и Франции как ее ближайшей союзницы: вместе с «Боже, царя храни!» приходилось исполнять революционную песню. На официальном уровне «Марсельеза» в России существовала либо без слов, либо с французским текстом — любое другое исполнение не допускалось. При этом слова Лаврова не слишком гладко ложились на французскую мелодию, и композитор Александр Глазунов немного адаптировал музыку к русскому тексту. Иностранцы удивлялись, почему мелодия звучит медленнее оригинала. «„Марсельезу“ у нас поют по-своему, и нехрошо поют, искажают эту вдохновенную песню», — сокрушался художник Александр Бенуа. К Февральской революции оркестры уже привыкли исполнять «Марсельезу», а запрещенный текст Лаврова открыто запели по всей России.

«Гимн свободной России» - это единственная по-настоящему новая массовая песня 1917 года, написанная во время революции, — остальные были переделаны из старых или вышли из подполья. В революционном порыве московский композитор Александр Гречанинов за полчаса набросал мелодию, а поэт-символист Константин Бальмонт создал текст. Ноты моментально разлетелись по стране, мелодию подхватили оркестры, гимн запели на митингах. Но его популярность до Октября не успели или не захотели закрепить официально. После Октябрьской революции «Гимн свободной России» стал эмигрантской мелодией: в Европе и Америке ее пели и записывали в межвоенные годы.

Первоначально мелодия «Чайка» («Песня о красном прапорщике») была томным салонным романсом на стихотворение Елены Буланиной «Под впечатлением „Чайки“ Чехова», написанное в начале ХХ века. Но количество пластинок с разнообразными версиями ее исполнения быстро увеличивалось. Песня ушла в народ и стала романсом. С началом Первой мировой на знакомую мелодию, уже прочно вошедшую в массовую культуру, сочинялись новые, более актуальные тексты. Особенно усердствовал оборотистый литератор и предприниматель Дмитрий Богемский. В 1914 году он написал новые слова «Чайки», прославив «низового» героя войны — юного прапорщика. «Прапорщик» окончательно бросил мелодию романса в площадной мир духовых оркестров, что и зафиксировала звучащая здесь пластинка эпохи Первой мировой, где ее исполняют в бодром маршевом ритме. Появление в 1917 году революционной версии не заставило себя ждать: после Февральской революции в народ ушел новый текст — «Песня о красном прапорщике»; его автором был все тот же Богемский:

Вот вспыхнуло утро и выстрел раздался.

Для трона ударом он был роковым

И грозным призывом в толпе раздавался:

«Долой цепи рабства и старый режим!»

Таким образом, можно сделать вывод, что даже музыка имела огромное влияние на народ в годы революции и Гражданской войны. Запомнившиеся громогласные строчки почти каждый напевал вслух, распространяя влияние сильных слов.

Великая Отечественная война и искусство.

Первый съезд Союза писателей СССР (17 августа — 1 сентября 1934 г.). Провозглашение метода социалистического реализма основным в новой литературе.

Съезду предшествовало постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций», которым упразднялись многие литературные организации — и прежде всего РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) — и создавался единый Союз писателей. Его целью объявлялось «объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве...». Съезду предшествовали некоторые либеральные изменения в общественной атмосфере:

1) культура выдвигалась на первый план как самый надежный бастион в борьбе против фашизма. В это время появилась знаменитая статья М. Горького «С кем вы, мастера культуры?», обращенная к писателям мира, к их разуму и совести: она легла в основу многих решений конгресса писателей в защиту культуры (Париж, 1935), в работе которого среди других участвовал Б. Л. Пастернак;

2) в канун съезда потеряли свое влияние многие «неистовые ревнители», носители коммунистического чванства, сущие «бесы» — гонители М. А. Булгакова, А. П. Платонова, Н. А. Клюева, С. А. Клычкова, В. Я. Шишкова и др., такие разносчики бдительности и кастового подхода к культуре, как Л. Авербах, С. Родов, Г. Лелевич, О. Бескин и др. И наоборот, были приобщены к активной работе в области культуры некоторые былые оппозиционеры (Н. И. Бухарин был назначен редактором «Известий» и даже утвержден докладчиком о поэзии на I съезде вместо Н. Асеева);

3) в сознание писателей уже до съезда вносилась — порой деспотично — мысль о величайшей ответственности творческих свершений, их слова для народа в суровое, фактически предвоенное десятилетие, когда порохом запахло от всех границ, о недопустимости бесплодных формалистических экспериментов, трюкачества, натуралистического бытописательства, и тем более проповеди бессилия человека, аморализма и т. п.

Таким образом, ВОВ стала новым катализатором развития искусства в Советском Союзе. Деятели искусства, как и обычные граждане, были вовлечены в дело защиты страны. Но у творческих людей, помимо непосредственной, физической битвы с врагом была также не менее важная задача: поддерживать воевавших на фронте и оставшихся в тылу. Особое развитие в годы ВОВ получили следующие виды искусства: литература, живопись, графика и кино.

Во время ВОВ прозаиками, поэтами и драматургами создаётся образ воюющего народа и противостоящего ему врага, формируется настрой каждого гражданина страны. Важно было рассказать то, с кем предстоит сражаться, что несёт фашизм народу в целом и отдельному человеку. Литература стала орудием борьбы. Можно выделить черты литературы военных лет:

Сочетание публицистического и художественного осмысления происходящего;

Максимальный учёт обстановки в театре военных действий и в тылу;

Мобильность в отклике на события.

Особенного расцвета достигли такие жанры, как очерк (П. Лидов – «Таня»), баллада (Н. Тихонов, К. Симонов), поэма (А. Твардовский «Василий Тёркин», О. Берггольц «Ленинградская поэма»), лирическое стихотворение (А. Ахматова, Б. Пастернак). Во время войны были популярны малые жанры, так как люди ценили быстроту отклика на военные события: как писатель мог не успеть закончить своё произведение, так и человек мог не успеть прочесть его до конца.

Одно из самых прославленных произведений военного времени – «Василий Тёркин» А. Твардовского. В главном герое поэмы запечатлены все лучшие черты русского человека. Тёркин – простой добрый парень со щедрым сердцем, любящий жизнь и смотрящий вперёд с оптимизмом, он храбрый, но совершенно негордый. Это собирательный образ бравого, стойкого и жизнерадостного русского солдата.

Богатый литературный опыт тех лет показал, какой могучей и возвышающей силой может стать правдивое слово, направленное на борьбу за идеал. Литература 40-х гг. показала нам патриотическое и гуманистическое начало, народность, сплочённость советских граждан. Героями многих произведений становились реальные люди, участники войны.

Чтение подобных произведений мотивировало солдат и работников тыла, тех, кому нужна была моральная поддержка со стороны Родины и других людей.

Основной тематикой живописи тех лет была, разумеется, военная. Художники отражали в своих работах фашистскую угрозу, суровые будни, ненависть к врагу, страдания советского народа, скорбь по погибшим. В начале войны присутствовала торопливая фиксация увиденного, не исключающая глубины мысли (Я. Николаев «За хлебом», В. Пакулин «Набережная Невы. Зима»). В середине войны в живописи наблюдались лаконизм, простота, прямолинейность. К концу войны картины становятся сложнее, с развитой драматургией.

Развивались следующие жанры:

Портретная живопись (П. Кончаловский «Автопортрет», М. Сарьян «Портрет писателя М. Лозинского»);

Пейзажные зарисовки (А. Пластов «Фашист пролетел», К.

Юон

«Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»);

Исторические полотна (А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», М. Авилов «Поединок

Пересвета

с

Челубеем

»).

Таким образом, война становится основной темой во всех жанрах: в исторической живописи художники обращались к военному прошлому, в портретной – изображали героев войны и тружеников тыла, даже пейзаж приобретает патриотическую направленность.

В графике вновь процветал патриотический плакат. Все помнят плакаты В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», Т. Ерёмина «Партизаны, мстите без пощады!» Все эти плакаты опять отвечали агитационным задачам. Первый плакат, вдохновляющий людей на подвиг, появился уже 23 июня 1941 г.: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» (Кукрыниксы). Плакат – один из ведущих жанров изобразительного искусства 40-х гг.

И кинематограф не остался равнодушным к ужасным событиям тех лет. Были созданы документальные фильмы, хроника, кинорепортажи. Сюжетами для фильмов стала, опять же, борьба советского народа с захватчиками, показаны крупные сражения и нелёгкие будни трудящихся в тылу. Во время войны сняты такие известные художественные фильмы, как «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Жди меня», «Два бойца», слава которых не утихает и сегодня. Были сняты и документальные ленты: «Битва за Севастополь», «Берлин», «Разгром немецких войск под Москвой» и др.

Таким образом, в начале 40-х гг. все силы деятелей искусства были брошены на правдивое изображение трагедии войны и прославление подвига советского народа. Помимо этого, такой сильный подъем искусства стал универсальной мотивацией для всех людей, благодаря чему они и не сдавались.

Как отразилась суггестивная функция искусства ХХ века на нашей современности

20 век в истории нашей страны освещается до сих пор, потому что эта эпоха имела огромное влияние на формирование нашей нынешней действительности. Взгляд каждого, кто знакомится с этой темой, немедленно приковывается к самым знаковым

событиям – революции и Великой Отечественной войне. Затем эти большие части разбиваются на крупные главы, а те содержат огромное количество страниц, каждая из которых – отдельное событие, отдельная жизнь. Многие знакомы с историей благодаря символам, которые имеют особый авторитет до сих пор – яркие лозунги, стихотворения и девизы, например, знаменитое двустишие Маяковского:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

день твой последний приходит, буржуй.

Несмотря на то, что с момента создания прошло уже около 100 лет, мы учим и знаем, помним и анализируем. Прежде всего, чтобы не допустить разлада между гражданами единого государства, избежать трагедий войны и сохранить мир и согласие. Однако когда мы приобретаем опыт в исследовании подобных произведений, мы можем наблюдать за тем, как сильно искусство влияло на современников эпохи, какую важную функцию контроля и театрализации выполняло оно, создавая устойчивые образы в памяти и мыслях народа. Эти образы помогли в свое время, сохранились и пришли к нам сквозь годы, потому что искусство вечно и то, что оно успело запечатлеть, останется в памяти и в истории на долгие века.

Результаты исследовательской работы: опрос и проект.

Результаты опроса по теме среди учащихся:

1. Существовали ли в искусстве 20 века формы воздействия на человеческую психику?

ответ «да»: 84%;

ответ «нет»: 16%;

ответ «затрудняюсь ответить»: 0%.

2. Какая из подобных форм наиболее Вам знакома?

ответ «литературные произведения»: 17,3%;

ответ «песни, баллады»: 9,6%;

ответ «агитационные плакаты»: 69,2%;

ответ «патриотические тексты»: 3,8%.

3. Знаете ли Вы произведения, касающиеся темы революции 1917 года?

ответ «да»: 61,2%;

ответ «нет»: 38,8%.

4. Знакомы ли Вы с произведениями времен Великой Отечественной войны?

ответ «да»: 61,2%;

ответ «нет»:38,8%.

5. Как думаете, история 20 века достаточно освещается в 21 веке?

ответ «да»: 68%;

ответ «нет»: 28%;

ответ «затрудняюсь ответить»: 4%.

 

Проводя исследование, я глубоко погрузилась в тему: проработала большое количество материала, прочла различные статьи и биографии, чтобы найти решения задач, что поставила перед собой. Агитплакат – самое яркое из всех представленных средств советской суггестии, оно емкое по информации и легко запоминается, ведь большинство людей обладают развитой зрительной памятью. Также, когда я провела опрос по теме среди учащихся своей параллели, выяснилось, что из всех областей искусства чаще вспоминают именно плакаты как самый характерный образ эпохи. В основе их создания лежал метод социалистического реализма, который служил средством театрализации политической и общественной жизни. Все это вдохновило меня на создание небольшого произведения в жанре комикс, которое отражает мое понимание проблемы и ощущения после масштабного исследования темы.

Комикс так и называется – «Плакат». Ознакомиться с ним можно в буклете, приложенному к проекту.

Заключение.

ХХ век – век войн и раздоров, резких перемен и далеких надежд. Народ в эти годы был важнейшей движущей силой, благодаря которой и происходили самые значимые события, а направленность этой силы определялась мощным воздействием со стороны не только политики и экономики, но и всесторонне развитой духовной сферы. Искусство и культура заняли прочные позиции среди народного движения, диктуя революционные идеи, мотивируя людей. В этом кроется явление суггестии – внушения общественности мыслей и чувств с помощью произведений. Благодаря появлению лейт-мотивов, лозунгов и ярких представлений народ совершал, казалось бы, невозможное. Этому способствовали также деятели Серебряного века и военных лет, которые создавали запоминающиеся и значимые творения.

Быстрая и невероятная культурная революция охватила все области жизни страны, и нигде более это явление не наблюдалось в таком массовом масштабе, что уж говорить о том, как сильно все это повлияло на психологию общества в то время. Произошла полная перестройка убеждений, благодаря которой наблюдался духовный рост народа и переход к новому миру, из которого сформировалась наша нынешняя действительность. Вот так искусство послужило крепкой нитью связи времен и поколений.

 

Источники:

https://arzamas.academy/materials/1247

http://xn----7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/

blog

/262-iskusstvo-vo-vremya-vojny.html

https://www.kostyor.ru/student/?n=149

http://expositions.nlr.ru/Mayakovsky/revolution.php

http://akunb.altlib.ru/wp-content/uploads/2017/01/tem-podborka-Revolyutsiya-1917-goda-v-zerkale-hudozhestvennoy-literaturyi.pdf

https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-i-hudozhestvennoe-tvorchestvo-suggestivnaya-sila-iskusstva

http://www.artap.ru/cult/suggestio.htm

https://artchive.ru/news/2947~Sud'by_russkikh_khudozhnikov_do_i_posle_revoljutsii_Informatsija_k_vystavke_Nekto_1917

https://cyberleninka.ru/article/n/plakat-kak-sredstvo-politicheskom-agitatsii-v-1917-1930-e-gody

https://photochronograph.ru/2013/04/15/plakaty-vremyon-revolyucii/

Лексикон

нонклассики

. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред.

В.В.Бычкова

.— М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 607 с. (Серия «

Summa

culturologiae

»).

http://statearchive.ru/903

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×