Современные педагогические технологии в системе СПО. Автор: Сырцова Марина Валерьевна. Работа №253705
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Бондарев В.Е.
Вопросы.
1. Теоретические основы педагогической технологии
12. Гуманистическая технология.
Ответы.
1. Теоретические основы педагогической технологии
Понятие "Педагогическая технология" в последнее время вошло в оборот и употребляется широко, хотя неопределенно и неоднозначно. Обычно оно означает приемы работы учителя в сфере обучения и воспитания. В зарубежной педагогике значение этого понятия ограничено сферой обучения.
Рассмотрим определения и понятия, встречающиеся в педагогической литературе.
Термин "технология" стал утверждаться, когда внимание педагогов и исследователей обратилось к особенностям педагогического воздействия на школьников. Воздействие осуществляется как момент раскрытия, демонстрации и передачи личностного ценностного отношения педагога к чему или к кому бы то ни было. От того, насколько ярко ему удается "выразить себя в содержании и форме" зависит ответная реакция воспитанника, внутренне переживающего это отношение (сопереживание к человеку, ощущение радости от успеха другого).
Успех в реализации педагогического воздействия во многом зависит от умения организовать его, избрать целесообразный его вариант. А умению этому надо педагога учить, о чем мечтал еще А.С. Макаренко.
Если педагогический процесс рассматривать как совокупность последовательных действий учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего; организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, помня, что действие предполагает не только ответ на вопрос «что», но и «как наиболее эффективно», то вполне логично под педагогической технологией понимать организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой».
Перечислим основные определения педагогической технологии:
· это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату;
· это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования;
· это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций;
· это описание, проект процесса формирования личности;
· это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса;
· это комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.
Таким образом, в результате изучения педагогической литературы по данной проблеме можно сделать следующий вывод.
Понятие педагогической технологии многозначно. В конкретных исследованиях она рассматривается и как инструментарий педагогического процесса, и как техника реализации учебного процесса, и как модель, и как системный метод или совокупность средств для достижения педагогических целей.
Таким образом, можно сформулировать универсальное определение. Педагогическая технология – это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников.
Классификация педагогических технологий по видам деятельности педагога и учащихся:
- технологии организации общения(включают приемы организации взаимодействия ребенка и взрослого с целью создания необходимых условий для развития индивидуальности и личности учащихся);
- педагогические технологии организации познавательной деятельности (содержат эффективные приемы мотивации учебной деятельности, использования механизмов развития и стимулирования познавательных способностей):
- технологии диагностической и прогностической деятельности( основаны на развитии аналитических способностей педагогов, умении использовать диагностические методы для планирования и формирования прогноза педагогической работы);
- педагогические технологии инновационной деятельности( направлены на разработку новых программ, новых подходов в образовании, на создание условий для педагогического творчества);
- технологии организации воспитательного дела ( помогают каждому ребенку максимально реализовать личностный потенциал в процессе развития).
Несмотря на разнообразие взглядов на понятие педагогической технологии, большинством ученых педагогическая технология рассматривается как педагогический феномен, который сосредоточивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами учебно-воспитательного процесса, учебно-воспитательного воздействия и взаимодействия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное – помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность (творчество), которые востребованы сегодня в деятельности педагога.
В настоящее время существуют и используются более сотни образовательных педагогических прогрессивных методик, которые призваны учитывать в большей степени личностные особенности учеников.
2. Гуманистическая технология.
Современные педагогические технологии как никогда востребованы, так как с их помощью можно получить отличное образование. Это способствует развитию общества в целом. Появляющиеся новые методы и подходы представлены во всех образовательных учреждениях.
Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, может быть организована технологически либо основываться на интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. Технологию воспитания можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В широком – это система последовательного развертывания проекта педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленных воспитательных целей. В узком – это проявление индивидуального мастерства педагога в отборе и реализации им оптимальных средств ,форм и методов педагогического воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.
Методами, составляющими основу традиционной воспитательной технологии являются убеждение, упражнение, мотивация (поощрение и наказание). Однако, как показывают результаты воспитательной практики, в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить традиционные методики воспитания методами, приемами и средствами гуманистической технологии:
- Потребности ребенка (ученика, студента) не разделяются на хорошие и плохие, они лишь обеспечивают выживание личности и ее адаптацию. Но существуют социально приемлемые и социально неприемлемые способы удовлетворения потребностей.
Непосредственным «трансформатором» структуры потребностей являются положительные эмоции, сопровождающие успешное удовлетворение этих потребностей. Способами реализации потребностей и формирования социально приемлемого поведения являются: воздействие на эмоционально-познавательную сферу воспитанника (усвоение правовых знаний, формирование нравственных убеждений, изменение системы ценностей и отношений к действительности) и деятельностную сферу (использование социально организованных форм деятельности, способствующих формированию социально-позитивных потребностей.
- Позитивное восприятие ребенка (учащегося, студента) педагогом. Смысл позитивного восприятия учащегося заключается в том, чтобы понять и воспринять его внутренний мир, выявить, раскрыть и дать проявиться природным задаткам, верить в его силы и возможности. При этом следует относиться к недостаткам ребенка как к его достоинствам, которым еще не найдено применение. В этой связи применяется воспитание без принуждения, психического и физического насилия. (Под насилием понимаются методы воздействия, которые заставляют воспитанника совершать действия и поступки, не соответствующие его совести, что сдерживает развитие сил и потенциала ученика, приводит к отставанию в физическом и нравственном развитии).
Психолого-педагогическая поддержка учащихся предполагает педагогическую и психологическую помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии взрослеющей личности. При этом система поддержки и помощи является основой реализации гуманистических ценностей, основополагающими из которых выступают следующие:
1. Принимать ребенка (учащегося, студента) таким, каков он есть, и относиться к нему как к высшей ценности. Это означает, что в организации воспитания следует идти от личности ребенка, учитывать его интересы, потребности, мотивы, возможности.
2. Доверять ребенку (учащемуся, студенту) через создание в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия.
3. Признавать ребенка (учащегося, студента) как соучастника, организатора воспитательного процесса. При этом строго соблюдать социальные и моральные правила воспитанника, быть снисходительным к нему, учитывать его возраст и небогатый жизненный опыт, половые различия учащихся, помогать избавиться воспитаннику от комплексов.
4. Поддерживать воспитанника в сложных жизненных ситуациях, что у творческих педагогов проявляется в том, что они не злоупотребляют плохими отметками, не жалуются родителям на ученика, предлагают ему необходимую «опору», дают ему право на свободный выбор; основой поддержки является подлинно духовный контакт педагога и воспитанника.
Гуманистическая технология образования позволяет преодолеть отчуждение учителей и учащихся друг от друга. Она предполагает поворот к личности, уважение и доверие к ней, принятие ее личных целей, запросов, интересов..В гуманистической технологии учитываются психофизиологические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира.
Библиографический список :
1.
Аверченко, Л. К. Имитационная деловая игра как метод развития профессиональных компетенций / Л. К. Аверченко, И. В. Доронина, Л. Н. Иванова // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 10. – С. 35-40.
2.
Гавронская Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 101-104.
3.
Незамайкин, В. Н. Проблемно-ориентированный контроль знаний в креативной педагогике / В. Н. Незамайкин, И. Л. Юрзинова // Alma mater. – 2012. – № 12. – С. 110-112.